warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Учение Храма (часть 16)

Символ Змея. Урок 55

Люди постоянно пытаются проникнуть в тайну, лежащую в основе антагонизма между человеком и пресмыкающимися созданиями жизни, маленьким червем, безвредным и часто беспомощным тщедушным змеем, что неразумно заполз на обнаженную плоть. Другие существа могут вызывать у человека страх; он может в ужасе отпрянуть при виде медведя или тигра; может не любить, не доверять или быть совершенно равнодушен ко многим другим животным, но если какая-нибудь пресмыкающаяся тварь случайно коснётся его плоти, то он испытывает сильнейшее отвращение от физического контакта с ней. Есть глубокая, серьёзная причина у этого чувства, столь же глубокая и обширная, как две крайности его бытия — жизнь и смерть. И начало этой неприязни восходит к началу его жизни как сознательного человеческого существа. Когда Иегова сказал, что положит вражду между семенем женщины и семенем змея1, то это прозвучало как великая истина, и вновь на целую Манвантару была объявлена война между Белой и Чёрной магией.

В каком-то смысле все пресмыкающиеся твари заключены в одном слове: «змей». В эзотерическом аспекте Змей символизирует высшую точку развития человеческого существа. В экзотерическом аспекте он символизирует низшую точку того же развития.

Здесь, как и во всех прочих подразделениях Космоса, мы видим действие двух полюсов проявления. Чем дальше человек продвигается, тем больше будет расти его неприязнь к пресмыкающимся, скользким, скрытным, вертлявым тварям, поскольку пропасть между его высшей и низшей природой постоянно расширяется, и по мере приближения к тому моменту, когда он навсегда расстанется с этим низшим «я», получив всю власть над ним, чары, искушение этого низшего «я» постоянно увеличиваются и битва становится всё напряжённее.

Когда «пята женщины будет поражать голову змея»2, то есть когда негативный аспект вечно женственного, Душа, придёт в соприкосновение с позитивным, умом — низшим разумом — мужским аспектом материи, один из двух должен исчезнуть, и это должен быть последний, потому что когда произойдёт такое событие, наступит конец Манвантары, и Душа и Ум сольются воедино.

 

Учение Храма (часть 16)

 

Ползание червя или змея по человеческой плоти не вызывает никакого особого страха в человеческом уме. Как сказано выше, это совершенно иное чувство, быстрое, конвульсивное содрогание в зависимости от силы отвращения, которая проявляется немедленно, в результате чего тварь яростно выбрасывается с места своего покоя. Такое действие силы отвращения есть лишь слабое проявление той же силы, что вырабатывается и извлекается из «пяты женщины» в результате взаимодействия сил притяжения и сцепления. Действие жизненного эфира, работающего в нервах кожи, мгновенно усиливается при соприкосновении с такой тварью, и при передаче в мозг желания избавиться от омерзительного создания он отдаёт приказ мышцам кисти и руки удалить непрошенного гостя, что и приводится в исполнение.

Существует редкое исключение, подтверждающее правило, в случаях мужчин и женщин, любящих змей, что кажется необычным. Они ласкают и гладят этих тварей и демонстрируют силу своего контроля над ними к большому удивлению наблюдающих. Но когда такое чувство притяжения подлинно, то это является следствием двух причин. Либо привычка постоянного контакта настолько познакомила человека со змеями, что естественная неприязнь исчезла, и сила, символизируемая «пятой женщины», вырабатывается в теле исполнителя в гораздо большей степени, чем сила, символизируемая «головой змея», так, что даже жизненный эфир больше не реагирует на возбуждение от прикосновения, либо человек попал под прямой контроль Чёрного мага, что изменило всю его природу и сделало его послушным власти тех, кто управляет подразделением жизни, которому принадлежат пресмыкающиеся твари и которое соответствует планам нижнего астрала.

Змей (олицетворение Зла, согласно ортодоксальной концепции, Искуситель) в значительной степени понимается неверно. Это самый совершенный символ двух крайностей жизни. В высшем смысле он представляет Стража Порога, и эпитет «Змей» в течение многих столетий применялся к Посвященным высшей степени, в обязанности которых входило всячески испытывать кандидатов на какую-либо ступень в Ложе. Если кандидат не проходил испытания, сила, на которую возлагалась ответственность за это, естественно, казалась злой. Это особенно верно, если ученик не достиг той стадии развития, которая позволила бы ему увидеть справедливость и милосердие, стоявшие за этим испытанием. Способность молчать, мудрость, уединённая жизнь, сбрасывание кожи, способность принимать различные формы — вот лишь некоторые способности, общие для змея и Посвященного, показывающие, почему он символизирует высший полюс бытия. Его ограниченность низшими уровнями жизни, хитрость, коварство, затаённый яд и т.д. символизируют привычки и характерные черты подобного рода у Чёрного мага. Потому «змей», подходящий символ для обоих полюсов жизни.

Тайны. Урок 75

Одна из глубочайших тайн жизни заключается в упрямом игнорировании человеком лежащих на поверхности загадок, которые так обычны, что сводят на нет всякую любознательность. Хотя загадки эти так распространены, что невозможно дышать, ступать по земле, видеть или слышать любую фазу или состояние материи, не открывая при этом одну или несколько из них, мы редко ассоциируем их с великими истинами, которые обыкновенно называем «Тайнами». Мы с готовностью отдали бы всё, что имеем, за возможность сознательно раскрыть эти тайны под руководством тех, кого считаем правомочными демонстрировать эти имеющие величайшее значение и священные реалии.

Ни один истинный учитель эзотерической философии не мог бы принизить значение Закона соответствий или не указать изучающему на его фундаментальность, если только по причине духовной слепоты или из эгоистических мотивов он не забудет о своём долге или не пожелает указать ученику на универсальность и огромную важность материальных проявлений этого закона, каждое из которых ведёт к просветлению.

Важность Закона соответствий для решения вновь и вновь возникающих таинственных проблем, беспокоящих душу и в большинстве случаев превращающих земное существование в один огромный знак вопроса, в неумолкающий вопль: «Почему?», просто неоценима.

В законе, не позволяющем смешивать масло с водой; в законе, обеспечивающем и защищающем оплодотворение, рост, вызревание и гниение травы у нас под ногами; в законе, обеспечивающем среду обитания для одного порядка жизни и отказывающем ему в существовании в любой другой среде; в законе, не позволяющем воде течь вверх и заставляющем её течь вниз; в законе, располагающем звёзды друг над другом по славе3 и силе; во всех этих и бесчисленном множестве других градаций одного закона, как это наглядно отражается повсюду вокруг нас, после небольшого наблюдения и размышления мы можем разгадать любую сложную загадку, распутать любую тайну, к разрешению которых побуждает человека душа, чтобы он мог получить свое наследие. Но большая часть времени и усилий огромного большинства людей отдаётся созданию бесчисленных меньших тайн, которые только увеличивают их бремя, результатом чего становятся хмурые, павшие духом, эгоистичные и опрометчивые страдальцы земли, каковыми они и являются.

В случае ученика — результатом постоянного повторения Учителем предварительных учений, сначала абсолютно необходимых для просвещения, становятся либо требования дальнейшего повторения одного и того же, либо обучение тем фазам жизни, которые будут совершенно непонятны человеческой расе на её нынешней стадии развития. Никогда нельзя откладывать изложения факта, пока вы не овладеете им.

У вас вызовет улыбку ребячливое поведение человека, который будет настоятельно просить вас разжечь костёр в ведре с водой. Вы никогда не будете ожидать от ребёнка выполнения работы квалифицированного механика. Вам никогда не придёт в голову требовать от земледельца создания шедевра изобразительного искусства или выдающихся знаний по химии от виртуоза, играющего на скрипке. Всё это такой абсурд, что не стоит и мгновения раздумий, однако, из-за упрямого невежества или потери возможности по халатному невниманию вы постоянно совершаете ещё более абсурдные вещи и испытываете такие страдания от их последствий, которые показались бы почти невыносимыми, знай вы о причинах, и во многих случаях действительно становящихся невыносимыми, когда в результате постоянных повторений этих следствий у вас появляется умственная или физическая слабость, увеличивая ваше и без того тяжёлое бремя.

Когда вы видите, как от чрезмерного солнечного тепла или от недостатка воды вянет и гибнет прекрасный цветок, нет необходимости спорить о причинах. Если у вас есть желание спасти этот цветок, вы, смотря по обстоятельствам, укроете его от солнца или польёте. Вас научили тому, что огонь и вода являются основами жизни, однако, если вы видите, как человеческое существо заболевает или гибнет по какой-то необъяснимой причине, вам не приходит в голову, что эту жизнь могла бы спасти какая-нибудь форма огня или воды. Это может быть огонь, который зажигается словами и делами сочувствия или помощи, или вода, которая образуется при соединении двух сил, соответствующих водороду и кислороду, текущая из «источника слёз». Может, понадобится скальпель или глоток горького лекарства, чтобы закрыть этот источник, и единственный вопрос, который вы можете задать себе, касается вашей способности использовать этот скальпель или горькое лекарство в правильном душевном состоянии или из правильных побуждений. Но, дети Мои, убедитесь, что вы не используете огонь там, где нужна вода, и наоборот, а уверены в этом вы можете быть, как и в случае с цветком, только после разумного изучения причин и точной оценки окружающих условий. Существуют только эти два надёжных правила определения необходимого и обеспечения их на физическом плане, только эти же два правила (или назовём их законами) помогут нам произвести оценку и определить необходимое средство для приведения в нормальное состояние неуравновешенной психически, физически или духовно субстанции человека. А, как это ни печально, большая часть рода человеческого страдает такой неуравновешенностью.

Видя, как на плоть наносится едкое вещество, вы узнаете, что оно повредит некоторую зону вокруг точки соприкосновения. Если вам известен Закон соответствий, то вы знаете, что человеческая мысль или слово, которые тоже имеют природу этого едкого вещества (а природа его также легко определяется по тому же Закону соответствий), повлияют на соответствующую зону субстанции одного или более внутренних проводников жизненных сил вашей жертвы. Разрушение или повреждение будет соответствовать степени сопротивления, которое жертва способна оказать атакующей силе, и когда вы серьёзно задумаетесь над этим фактом и осознаете последствия своей грубости, соединённой с подобной грубостью, допускаемой, может быть, сотнями других таких же невнимательных и беспечных людей, как и вы сами, то, возможно, получите слабое представление о причинах распятия каждого принятого ученика — каждого спасителя — который отдаёт не только своё физическое, но и астральное и манасическое тела на муку роду человеческому, чтобы тот мог получить пользу от этой жертвы.

Достаточно настрадавшись от последствий таких причин, от потери идеалов, от разочарований, горестей, прямой реакции именно на такие обиды, какие Я описал, от разрушения веры, неблагодарности, от своей непрерывной муки, от того, что связь между вами и Ложей осуществляется единственным каналом, от своей мнимой неспособности осознать, что обрываете это единственное средство общения между Мной и вами, тогда, может быть, вы сможете увидеть, что вы отбросили. Дай вам Бог увидеть это не слишком поздно.

 

Перевод с английского Г.В.Егорова

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: