warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Поразительно начинается акафист Преподобному Сергию: «Избранный от Царя Сил Господа Иисуса, данный России Воеводо...»

Воеводы духа, строители жизни, истинные оплоты просвещения всегда живы. Поверх печатных хроник пишется нестираемая история героев. Время отсеивает подробности и высекает нерушимый облик великого значения. По этим вехам движутся путники. Никакие тучи, никакие туманы не пресекут рост народных движений. Не отступит народ русский от своего великого наставника и не выдаст Преподобный любимую страну Свою. Пусть Его Святое имя объединит всех взыскующих Родины. Да поможет Великий Предстатель перед Христом Господом. Да пошлёт Великий строитель Свято-Троицких Лавр сердечную крепость на преодоление сил тьмы. Да просветит Преподобный Воевода земли русской сердца народа, чтобы бодро и радостно, несмотря на все трудности, сошлись бы те, в ком горит сердечная лампада Света Неугасимого. «Преподобный Сергий, Светлый Воевода земли русской, моли Бога о нас. Аминь» [1].

Памяти преподобного Сергия Радонежского. Неугасимая лампада

Нам с вами, живущим в центре России, кажется, не сложно было бы пройти по всем местам, связанным с именем Великого Сергия. Ведь мы живём почти в сердце того небольшого участка земли, на котором трудился Преподобный. Сам-то он из конца в конец пешком исходил это своё невеликое земное государство. Мы же, при всех возможных скородвижениях, никак не удосужимся прикоснуться к тем святым местам, что так или иначе связаны с именем того, кто был и остаётся Учителем, Строителем и Заступником нашей Родины, а, значит, и нас с вами.

События земные совершаются не сами собой, а всегда и везде под воздействием невидимых внешне духовных течений, которые, проходя по определённым местам, касаясь живых людей, оставляют следы в виде реальных событий — порой в виде крутых поворотов к добру, или наоборот — к худу.

События зримые являют нам весь великий и трагический XIV век. В последней четверти его, как гребень волны — Куликово поле, и среди множества лиц тогдашних деятелей, словно ослепительный фокус, сияет Лик Сергия Радонежского.

Пами преподобного Сергия Радонежского. Неугасимая лампада

Рис. 1. Древнейшее изображение Прп. Сергия,
гравированное на серебряном окладе Евангелия через полгода после его кончины

 

В Природе существует таинственный принцип, называемый «Маха Вишну», который не есть бог, носящий это имя, но есть принцип, который содержит в себе Биджу, семя Аватаризма, или другими словами, это есть сила и причина божественных воплощений. В Бхагавадгите мы читаем, что Кришна, символ всякого Аватарического проявления, воплощается среди людей «всегда, когда в мире упадок добродетели и возрастание порока», и что это проявление имеет целью «охранить справедливость и разрушить зло». Иными словами, защищающий и спасающий принцип проявляется всякий раз, когда условия, сложившиеся к этому времени, грозят разрушением Божественного Плана.

«Так, когда Величайший Аватар индусов Кришна родился как Преподобный Сергий Радонежский, Он носил все черты славянской расы...» [2].

О датах жизни Сергия спорят до сих пор. Известен год, месяц и число его смерти — это отмечено не только в житии, но и в государственных летописных сводах — лета 1392-го сентября в 25 день. Времени же рождения Сергия первый биограф и младший современник его, Епифаний Премудрый, не называет, сообщая, что родился святой «в княжение великое тверского князя Димитрия Михайловича, при архиепископе Преосвященном Петре, митрополите всея Руси, егда рать Ахмулова бысть» [3].

Расхождения в дате рождения колеблются от 1314 до 1322 года. В письме Е.И.Рерих от 23.8.34 читаем: «Годом рождения Преп. Сергия Радонежского по УКАЗАНИЮ следует считать именно 1314-й ...не зря взят этот год (кстати, он совпадает с наиболее древними данными)» [2]. Место рождения Святого известно доподлинно — это ростовская земля. Об отце Сергия — боярине Кирилле, сказано, что он до переезда в Радонеж жил «в Ростове на посаде».

Вот и начнём наше путешествие с того места «на посаде», где, выражаясь житийным языком, «возсиял Богоносный светильник». Но, прежде чем отправиться туда, заглянем в какой-нибудь путеводитель, посмотрим, что пишут. Оказалось, современные — не пишут ничего, и в «Золотое кольцо» это святое место не входит. В старом же справочнике «Русские Православные Обители», ориентируясь на слово «Варница», найдём некоторое сообщение о Троицком Сергиево-Варницком монастыре близ Ростова.

«Верстах в четырёх от славного в древности, но смиренного ныне Ростова Великого, на ровной открытой местности по пути в Ярославль, уединённо расположилась небольшая обитель во имя Пресвятыя Троицы: это заштатный варницкий монастырь. Варницким он назван по находившимся близ него и, может быть, принадлежавшим ему соляным варницам. Из жалованной грамоты царя Михаила Феодоровича 1624 года видно, что монастырь сей существовал ещё при царе Иоанне Грозном и при отце его Василии Ивановиче. По местному преданию, он построен вскоре после открытия святых мощей Прп.Сергия в 1422 году. (По другим источникам дата закладки монастыря — 5 июля 1427 года.) Соборная церковь, построенная в 1770 году, имеет престол во имя Живоначальный Троицы, а приделы — один во имя Преподобного Сергия и Никона, а другой — Святителей Афанасия и Кирилла» [4]. Глядя на старинное изображение монастыря, можно сказать, что он был немалым и, как положено обители, обнесён стеною с башнями. Но мы ведь знаем, что в годы антирелигиозного лихолетья святыни исчезали не только со страниц книг, но и с самой земли. Что-то мы найдём на родине Преподобного!

От железнодорожного вокзала города Ростова, всё чаше именуемого Ярославским, ходит автобус на Варницу. Но это не значит, что вы на него попадёте, а потому можно любым другим, идущим в сторону Борисоглебска, доехать до переезда. И здесь, как путеводная звезда, вас встретит плакат, взывающий о помощи: «Помогите Варницкому монастырю, родине Преподобного Сергия». Такие плакаты будут попадаться и дальше, так что с пути не собьётесь.

 

Пами преподобного Сергия Радонежского. Неугасимая лампада

Рис.2. Ростовский кремль

 

Какое-то время, справа от дороги, пейзаж представляет собой городское кладбище, но и когда оно кончится, глазу не на чем остановиться и порадоваться — ни дерева, ни горушки; это даже не скромный, но милый сердцу «радонежский пейзаж», а словно бы вся наша российская скудость отразилась в этой безлесой, болотистой плоскости, донельзя обезображенной присутствием человека. Пока ноги делают своё дело, ум, пытаясь постичь окружающее, обращается к временам, когда оставшийся у нас за спиной Ростов не зря называли Великим. Какой была жизнь простого человека тогда? А какой она всегда была в России? Можно ошибаться, называя светлые периоды, но в тёмных, кажется, не ошибёшься.

XIV век, времена татарщины. Дань, баскаки, карательные экспедиции, «рать Ахмулова», «рать Туралыкова» — кровь, насилие и грабёж.

В самой России шёл мучительный процесс «собирания земли». И «всё на крови!». Во времена Сергия это выглядело так: московский князь Иван Данилыч выдаёт двух дочерей — одну за Василия Ярославского, другую — за Константина Ростовского. Таким образом, Ярославль и Ростов подпадают к Москве. «Горько тогда стало городу Ростову и, особенно, князьям его. У них отнята была всякая власть и имение, вся же честь их и слава потягнули к Москве». В Ростов, воеводою, прибыл некий Василий Кочева, «и с ним другой — по имени Мина». «Они стали действовать полновластно, притесняли жителей, так что многие ростовцы принуждены были отдавать москвичам свои имущества поневоле, за что получали только оскорбление и побои, и доходили до крайней нищеты» [3]. Так было не только в Ростове, но по всем волостям и сёлам. Говорили, что Москва тиранствует.

Родители Сергия, видимо, попали под двойную опалу, так что на старости лет боярин Кирилл был разорён. Оттого — и переселение в Радонеж, который достался сыну Калиты, Андрею, и где наместником был Терентий Ртища. Желая заселить этот дикий и лесистый край, Терентий дал переселенцам льготы, что и привлекло сюда многих. Произошло это в 1330 году, значит, Сергию было 16 лет. А до той поры он жил под Ростовом и смотрел на тот же пейзаж, что можем видеть сейчас и мы с вами, хотя, наверняка, был он куда краше. Леса перемежались полями, река Ишня, которая сейчас представляет собой жалкий ручей, была судоходна, торговые люди хорошо знали старинный славянский путь в «страну меря» — из Ишни к озеру Неро, а оттуда по Вёксе и Которосли — на Волгу...

 

Пами преподобного Сергия Радонежского. Неугасимая лампада

Рис. 3. Переяславль-Залесский. Храм XII в.
В 1352 году епископ Афанасий благословил здесь в игумены Прп. Сергия Радонежского

 

Очередной плакат о помощи родине Сергия встречает нас у входа в обитель, вернее, в то, что от неё осталось. Ни ограды, ни башен, ни колокольни, ни собора. Всё это разбито, разобрано на кирпичи, растащено. Но «в эпоху разделения духа и материи нужно считать обречённым того, кто создаёт свой мир вокруг непонимания... Там, где обречённый назначил себе малый круг, там всё пространство пройдёт для него тем же радиусом... Обречённый, почему сердце не подскажет, где истина?» [5].

Сделав несколько шагов по территории обители, видим: направляется к нам бородатый человек в чёрной скуфейке, по виду — монах. Представились, поведали зачем пришли. Человек понимающе кивнул и без лишних слов повёл нас к деревянной часовенке, возвышавшейся на бугорке. Стал на молитву, и мы с ним помолились как умели. Стоя в этой маленькой часовне, подумалось: а ведь у Сергия на Маковце, наверное, вот такая же церковка была, большей-то они с братом не могли построить. Затем послушник Александр рассказал нам историю обители, показал то немногое, что от неё осталось. Рядом с часовней несколько человек расчищали место, где некогда стоял Троицкий храм, а до него была деревянная церковь, а ещё раньше — дом боярина Кирилла и боярыни Марии — родителей Сергия. История не сохранила нам их фамильного прозвища, но старшего брата Прп.Сергия — Стефана считает своим родоначальником род Иванчиковых.

 

Пами преподобного Сергия Радонежского. Неугасимая лампада

Рис. 4. Часовня Сергия в Троице-Варницком монастыре

 

Введенской церкви повезло поболее, у неё снесли только верх, да ободрали изнутри. Туда можно войти, в ней служат, хотя внутренний вид вызывает содрогание. Не так давно тут был инкубатор. Рядом с церковью установлен резной крест в память о встрече отрока Варфоломея с чудесным старцем. Ведь это где-то здесь неподалёку произошло. И ещё одно чудо, уже сегодняшнего дня — колодец, который издавна называли Сергиевым — он был разрушен и засыпан в 1926 году, но благодаря стараниям слобожан, удалось определить его место и поднять воду с девятиметровой глубины. Вода эта имеет солоноватый вкус и слывёт целебной. И часовня, и крест, и колодец

— дело рук небольшой монашеской общины, прибывшей сюда из Троице-Сергиевой Лавры. Руководит общиной иеромонах отец Сергий. Стечение обстоятельств или... закон чередования непреложен, и волна разрушения, наконец, сменяется волной созидания. Радостно было бы сердцу утвердиться на волне созидания! Но тяжёлые вздохи нашего спутника, его тихое «За грехи наши» не дают забыть о царящем среди наших соотечественников разъединении, способном затруднить любое светлое строительство.

«Но как во времена разделения князей и царствования татарщины явился Великий Светоч в лице Преподобного Сергия, так и ныне этот образ встаёт на защиту Возлюбленной Им Страны. Близится время Чуда» [6]. Покидая родину Преподобного, бросим последний взгляд «на память» — Сергиева часовня и Сергиев же колодец, с алой рябиной над свежим срубом. «Время не за горами, когда Мощный Колокол начнёт созывать растерянных путников. Да хранит Вас Владыка наш, Преподобный Сергий!» [6].

 

Фото Н.И.Кулаковой

 

Пами преподобного Сергия Радонежского. Неугасимая лампада

Ростовский Троице-Сергиев Варницкий монастырь

 

Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: