warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Рубрика «Цветы на ладони» обращена к детям, родителям, воспитателям, учителям. Мы хотели бы хоть чем-то облегчить труд тех, кто относится к воспитанию детей с сознанием своей ответственности, творчески и с увлеченностью. Может быть, наши материалы будут для Вас дополнительными ориентирами, которые помогут вывести на путь новой педагогики, гармонично сочетающей знания, накопленные традиционной и нетрадиционной наукой.

В наших статьях Вы найдете не только идеи, почерпнутые из Учения Живой Этики, трудов Рерихов, Айванхова, Кришнамурти, Шри Ауробиндо, Матери и т.д., но и таких «патриархов» педагогики, как П.Ф.Лесгафт и других, а также сегодняшних учителей-новаторов.

Основы научного человековедения

Сейчас ведется много разговоров о необходимости создания комплексной науки о человеке. Однако уже более 100 лет назад замечательный русский ученый профессор Петр Францевич Лесгафт (1837-1909) заложил основы такого научного человековедения. Он изучил тысячи различных типов людей: школьников и студентов, крестьян и дворян и т.д. Обобщение полученных данных привело к разработке методики изучения личности. Была создана типология нравственных типов и определены основные закономерности формирования высоконравственной творческой личности. Итоги многолетнего труда ученого изложены в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» (изд. «Педагогика», Москва, 1991 г.)

Цель данной статьи — попытаться в самом сжатом виде изложить основные положения труда П.Ф.Лесгафта.

Человек — существо биологическое и социальное

Однажды, после одной из своих лекций, отец Александр Мень отвечал на вопросы. Его спросили, что он думает о происхождении человека. Как ученый, ответил отец Александр, он знает, что человека создает природа, но душу живую в него вкладывает Господь Бог. Эту двойственность человека тщательно изучал П.Ф.Лесгафт. Мозг появившегося на свет ребенка свободен от каких-либо знаний. Его развитие только начинается. Он готов к восприятию и обработке огромного объема информации. Вероятность превращения новорожденного в творческую личность может осуществляться только в процессе непрерывного общения ребенка со своими воспитателями при благоприятных условиях окружающей среды. В реальной жизни в большинстве случаев громадные потенциальные возможности психики ребенка реализуются только частично.

Время, в течение которого мозг новорожденного превращается в мозг разумной нравственной личности, можно назвать периодом становления человека. Длится он обычно до окончания начальной школы. За это время под воздействием врожденных инстинктов и окружающей среды, параллельно с бурным физическим ростом и развитием тела по законам биологии, у ребенка должно идти формирование сознания, овладение формами человеческой деятельности, осознание себя членом общества.

Степень реализации природного наследственного потенциала личности в подростке, оканчивающем начальную школу, решающим образом зависит от образа жизни окружающих его людей. Каждый сознательный человек должен знать меру своей ответственности за судьбу соприкасающихся с ними детей. Вся последующая жизнь молодого человека до самой старости представляет собой либо сознательный процесс самовоспитания личности, либо бессознательное приспособление не получившего достаточного нравственного развития человека к требованиям окружающей среды.

Восполнить упущения семейного воспитания в зрелом возрасте, как правило, никому не удается. Взрослый человек меняется редко и только в результате самовоспитания.

Основные закономерности формирования личности

Личность человека определяется: темпераментом, нравственным типом и нравственным характером. Темперамент — явление биологическое. Он ярко проявляется у животных. Это — сила и быстрота реакции на воздействие окружающей среды. П.Ф.Лесгафт принял классические названия типов темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический.

Ребенок появляется на свет со своим врожденным темпераментом. Впоследствии он может измениться, но пытаться его изменить у ребенка ни в коем случае не следует, так как это означает ломать еще не окрепшую нервную систему.

Никакой темперамент не является помехой для нормального воспитания личности. От него может зависеть только нагрузка на воспитателя, ибо за холериком надо следить более напряженно, чем за флегматиком.

Нравственный тип — обобщенное понятие об уровне умственного и нравственного развития личности.

Здесь решающее влияние оказывает окружающая среда. В основном нравственный тип складывается в семейный период жизни ребенка, т.е. до поступления его в школу. Поэтому условия семейного (дошкольного) воспитания фактически определяют всю дальнейшую судьбу ребенка — вырастет ли из него творческая личность или очень ограниченный человек.

Важнейшим положением теории П.Ф.Лесгафта является поэтапное протекание процесса психического развития ребенка.

С момента рождения начинается развитие рассудка, т.е. способности реагировать на явления окружающего мира, оценивать их и запоминать. Рассудок есть и у многих животных. Для его успешного развития совершенно необходимо постоянное общение ребенка со взрослым воспитателем. При нормальных условиях воспитания в три-пять лет на базе формирующегося рассудка начинается развитие Разума. Это исключительно человеческая способность анализировать и обобщать понятия и представления, накопленные рассудком. Разум проявляется в способности предвидения.

При неблагоприятных условиях (отсутствие любящего воспитателя) развитие разума может и не начаться. В этом случае человек с детства обречен на ограниченное, почти животное существование.

Если развитие Разума началось с трех лет, то примерно с пяти параллельно начнется нравственное становление ребенка. Это означает, что разум ребенка пытается выяснять свое место среди окружающих людей, оценивать свое поведение и поведение других людей, вырабатывать критерии такой оценки. В результате примерно к семи годам в сознании маленького человека закладываются собственные личные нравственные основания — понятия добра, правды и справедливости. Это то, о чем человек может сказать словами Мартина Лютера: «На том стою, и не могу иначе». В отличие от полученных из книг утверждений или наставлений взрослых, которые можно забыть и даже отбросить, личные нравственные основания являются аксиомами, не подлежат никаким сомнениям и обсуждениям. Это фундамент, на котором строится мировоззрение человека и нравственный характер личности.

П.Ф.Лесгафт показал, что нравственные основания личности вырабатываются в сознании ребенка под воздействием живого примера — образа жизни любимого воспитателя. Если он — глубоко верующий человек, ребенок, как правило, вырастет религиозным, если — неверующий, ребенок, вероятнее всего, вырастет неверующим. Непоправимое зло — полное лишение ребенка возможности выработать свои нравственные основания — может принести воспитатель, притворяющийся верующим. Дети очень остро чувствуют малейшее лицемерие и ложь.

Яркий пример личных нравственных оснований дал, сам того не подозревая, Н.А.Бердяев в книге «Самопознание». Аристократический дух семьи Бердяевых, уважение личности ребенка («Меня никогда не стесняли и не насиловали. Я не помню, чтобы меня когда-либо наказывали»), постоянное присутствие высоконравственного воспитателя («Горячая православная вера, необыкновенная доброта и заботливость, чувство достоинства, возвышавшее ее (няню) в члена семьи») позволили будущему философу в самом раннем детстве выработать свои личные нравственные основания. Они так гармонично были связаны с его духовным миром, что он считал их присущими ему от рождения.

Посылать ребенка в школу (а это — огромный новый мир) до того, как он хотя бы начнет вырабатывать свои нравственные основания, очень опасно. Такой ребенок сразу и навсегда может угодить в «стадо».

«Стадо» — это случайная или постоянная общность людей, которые не получили нравственного развития, и привыкли бездумно поступать «как все». Но это «как все» в действительности диктуется поведением постоянного или кратковременно выскочившего на эту роль лидера. Особенно опасно «стадо», в котором несколько честолюбцев постоянно конкурируют в борьбе за лидерство. Они стремятся перещеголять друг друга в особой изощренности и жестокости своих поступков. «Стадо», как правило, подхватывает самые дикие образцы поведения. «Чувство локтя» себе подобных действует на мозг возбуждающе. Любой нюанс окружающей обстановки может вызвать в мозгу такого человека самые невероятные ассоциации из виденных кинофильмов, рассказов «бывалых» людей и собственного опыта. Единственное, что может отрезвить «стадо», это страх перед неотвратимым наказанием.

Нравственный тип личности окончательно оформляется к моменту окончания средней школы. Поэтому невозможно преувеличить роль учителя начальной школы в жизни всего общества. Это человек, который может закрепить и отшлифовать все то доброе, что дала ребенку семья; или в какой-то мере подкорректировать те пробелы, которые остались из-за неполноценного семейного воспитания; или, наоборот, свести насмарку все человеческое в ребенке и сделать из него озлобленного зверька.

Если ребенку повезло, и он полюбил своего первого учителя, то, как правило, он легко и с радостью учится, достигает высокого уровня нравственного развития, и в средней школе начинает вырабатывать свое мировоззрение, нравственный идеал, волевые качества, способность к самоконтролю. На этой базе может начаться последний этап формирования высоконравственной творческой личности — самовоспитание и выработка нравственного характера.

Нравственный характер означает способность человека подчинять свое поведение и поступки нравственному идеалу. Для выработки нравственного характера, кроме соответствующих качеств должны быть еще и благоприятные внешние условия: общая атмосфера человеколюбия в школе и вокруг нее, разнообразные формы общения и занятий, возможность проявления личности в разных сферах деятельности. В наше время, к сожалению, появление сильного нравственного характера — большая редкость. Часто встречаются люди с сильным физическим характером, т.е. с упорством в стремлении к удовлетворению своих личных потребностей и интересов.

П.Ф.Лесгафт дал четкие ориентиры, по которым можно отличить нравственный характер от физического. Если поставленная цель достигнута или, наоборот, человек убеждается в ее недостижимости, и если его деятельность стимулировалась физическим характером, он теряет всякий интерес к делу и впадает в апатию. Если же деятельность человека стимулировалась нравственным характером, то, достигнув поставленной цели, он испытывает чувство удовлетворения, за которым следует прилив новых сил и поиск новых более сложных задач. Убедившись в недостижимости поставленной цели, человек с сильным нравственным характером не впадает в апатию. Наоборот, он тщательно анализирует всю совокупность обстоятельств, но-новому формулирует задачу и с новыми силами начинает ее решать.

Необходимые и достаточные условия нормального воспитания

Нормальное воспитание обеспечивает полное раскрытие и развитие всех способностей, с которыми родился человек, сохранение врожденных любознательности и впечатлительности, постепенное освобождение от инстинкта имитации, гармоничное умственное, физическое и нравственное развитие.

Для этого необходимы и достаточны следующие условия:

 

1. Атмосфера любви и взаимного уважения в семье.

Основное человеческое качество — добродушие может возникнуть только в такой атмосфере.

Если в примитивном рассудочном сознании понятие добра связано с удовлетворением своих собственных потребностей и интересов, то нравственное основание — «добро» включает все то, что доставляет радость людям. Любить человека — означает, в этом случае, стремиться постоянно делать для него добро. Из этого же источника вырастает любовь к своему дому, делу, к Родине. И, наоборот, если не знал человек в детстве любви своих родителей и воспитателей, то бессмысленно ожидать от него настоящих проявлений любви и добродушия.

Выработавшаяся в нормальных условиях привычка к самоконтролю и самоанализу, к сопоставлению своих поступков со своими же нравственными основаниями и есть совесть. Давно известно, что совесть мучает только порядочных людей, а те, кто не получил нормального воспитания, никаких угрызений совести не испытывают. Мучает их иногда только страх разоблачения.

 

Основы научного человековедения

Диалог двух математиков. Фото А.Симкина

 

2. Постоянное присутствие любящего высоконравственного воспитателя, у которого никогда не расходится слово и дело.

В лучшем случае таким воспитателем является мать. Но может быть и неродной воспитатель, у которого на попечении находится не более 5-7 детей. Не существует другого источника для возникновения в сознании ребенка собственного представления о правде, кроме длительного наблюдения единства слова и дела своего воспитателя.

Разум ребенка развивается только тогда, когда, благодаря заботе воспитателя, он имеет возможность обдумать каждое новое явление, с которым ему пришлось столкнуться, и поделиться мыслями со своим взрослым другом.

Само собой разумеется, что постоянное присутствие высоконравственного воспитателя возможно тогда, когда, во-первых, есть такой человек, и, во-вторых, обязательно есть люди, которые берут на себя бытовые заботы. Воспитатель должен иметь возможность брать на себя вместе с детьми только то из бытовых забот, что считает нужным по мере роста и развития детой.

 

3. Регулярный, радостный общественно-полезный труд в присутствии ребенка.

Естественное трудолюбие здорового ребенка развивается в такой последовательности: игра — удовлетворение доставляет сам процесс, помощь взрослым — удовлетворение доставляет результат своей деятельности, самостоятельная работа — удовлетворение доставляет и результат и особенно самостоятельное творческое проявление. Ни один человек, говорит П.Ф.Лесгафт, не рождается ленивым. Ленивыми делают людей ненормальные условия воспитания.

 

4. Непрерывное гармоничное развитие.

Маленький человек все то время, когда он не спит и не ест, должен быть занят серьезной, с его точки зрения, деятельностью. Но так как его нервная система еще очень слаба, он за 10-15 минут сильно устает. Без заботливого воспитателя он захочет отдохнуть, и очень скоро придет к заключению, что отдыхать приятнее, чем заниматься делом.

Воспитатель же должен подготовить и так расположить все необходимое, чтобы закончив одно занятие, обдумав и обсудив его результаты, ребенок сам находил себе новое занятие в другой области деятельности. Тогда он не почувствует усталости до тех пор, пока не проголодается.

Широкий диапазон занятий должен обеспечить раскрытие всех задатков способностей, которыми наделен ребенок. Без этого многие из них останутся невостребованными и умрут не проявившись.

Очень плохо поступают те родители, которые по своему произволу выбирают жизненный путь своего ребенка, и с раннего возраста натаскивают его для избранного узкого дела. Специалиста они, может быть, из него сделают, но творческую личность могут при этом убить в зародыше.

 

5. Принцип постепенности и последовательности.

Ничего не навязывая ребенку, воспитатель должен следить за тем, чтобы ни одно дело не начиналось раньше, чем предыдущее будет полностью закончено. Также внимательно надо следить за тем, чтобы ребенок не брался за такое дело, которое пока для него непосильно. Желательно также, чтобы ребенок сначала знакомился с простыми явлениями, а потом переходил к более сложным.

Все это необходимо для того, чтобы поддерживать на высоком уровне любознательность и впечатлительность ребенка — эти главные двигатели творческого развития. Часто, описывая выдающегося человека, отмечают одну особенность — он на всю жизнь сохранил что-то детское в восприятии окружающего мира. Это «что-то» П.Ф.Лесгафт выкристаллизовал в любознательность и впечатлительность, и показал, что сохранение или потеря их зависит исключительно от таланта или тупости воспитателя.

 

6. Отсутствие прибавочных раздражителей.

У маленького ребенка должна сложиться, отработаться и закрепиться такая «технология» сознательной деятельности: 1. Возникновение под воздействием каких-либо внешних или внутренних раздражителей какого-то желания, хотения; 2. Целенаправленная деятельность во исполнение желания; 3. Ощущение чувства удовлетворения результатами своей деятельности. Неудачная деятельность должна вызвать чувство неудовлетворения и, как следствие, желание сделать по-новому, чтобы добиться чувства удовлетворения.

Если такой алгоритм у маленького ребенка сложится, нормальное развитие личности обеспечено. Но здесь нас подстерегает огромная опасность, о которой большинство родителей даже не подозревает. Существует множество предметов и явлений, которые своим прямым воздействием на мозг могут вызвать чувство удовлетворения (или неудовлетворения). П.Ф.Лесгафт назвал их прибавочными раздражителями. Это роскошь или нищета, укачивание, лакомства, беспорядочная еда, наряды, украшения, награды, наказания, сильные запахи, пряности, алкоголь, табак, азартные игры и т.д. и т.п.

Познав действие прибавочных раздражителей, ребенок вместо сознательной деятельности сосредотачивается на поиске этих источников удовольствия. Привыкнув к одним, он станет жадно искать другие. Последствия всем известны.

 

7. Отсутствие контактов с безнравственными людьми.

Главным инструментом для освоения окружающего мира является у ребенка инстинкт имитации. Все, что видит и слышит, он стремится воспроизвести. Воспроизвел — значит освоил. До тех пор, пока не начнется его нравственное развитие, ребенок одинаково охотно будет воспроизводить и добрые и плохие поступки окружающих. А когда они закрепятся в поведении, избавиться от них будет очень трудно, а иногда и невозможно. Поэтому необходимо позаботиться, чтобы маленький ребенок не имел контактов с людьми безнравственными, ленивыми, лживыми. Сами воспитатели в течение семи лет должны строго следить за каждым своим шагом, за каждым своим словом, чтобы не послужить для ребенка плохим примером.

Когда ребенок выработает свои собственные нравственные основания, он будет давать строгую оценку каждому своему и чужому поступку. Тогда не страшны ему будут никакие отрицательные примеры. Он от них просто отстранится.

Из сказанного ясно, что не следует принимать всерьез демагогов, которые требуют «не создавать для детей тепличных условий». Если под этим имеется в виду роскошь, то, конечно не следует. А если имеется в виду оградить детей от окружающего хамства, то за такие условия надо бороться всеми силами.

 

8. Любимый первый учитель.

Чтобы благополучно завершилось формирование нормального нравственного типа личности ребенка, необходимо, чтобы при поступлении в школу его встретил такой первый учитель, которого ребенок полюбит с первого взгляда, и который способен и имеет возможность обеспечить индивидуальный к нему подход. Главная забота такого учителя — чтобы в его классе не возникло «стадо». Решающее значение имеет, конечно, воспитание самого учителя, его нравственный тип, сила его нравственного характера. Очень много значит и стабильная, уверенная обстановка в личной жизни учителя, в его семье и школьном коллективе.

Четкое осознание всего комплекса необходимых и достаточных условий нормального воспитания, сопоставление его с реальностями нашего сегодняшнего образа жизни приводит к грустному выводу, что появление у нас высоконравственных творческих личностей может произойти лишь как редчайшее исключение из правила, по которому почти все мы являемся отчасти забитыми, отчасти честолюбивыми и лживыми людьми. Природный потенциал абсолютного большинства из нас почти полностью потерян для общества. Понимание этого должно привести к распознанию лживости и лицемерия всех политиков, которые рядятся в сторонников «свободы», «равенства», «социальной справедливости» или «милосердия», но не хотят ничего знать о том, что миллионы детей растут в условиях даже отдаленно не похожих на нормальные,и потому с ранних лет начины ядом жадности, зависти, злобы, лени и лживости.

Только тот достоин уважения в обществе, кто практически заботится о создании нормальных условий воспитания для всех детей. Будущее страны будет гарантировано, когда мы научимся по этому критерию оценивать не только педагогов, но и политиков, экономистов, публицистов и т.п.

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: