warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Сколько бы ни прошло времени, Православные Святые не оставляют доверенную им землю и её народ. В трудные годы наше сознание снова и снова обращается к высоким образам подвижников и героев, черпая у них силу и мудрость. Так, с первых дней Великой Отечественной войны Н.К.Рерих поднимает тему подвига в истории нашей Родины. Ведь «народ русский может поставить такой послужной список, в котором далее слепые прозреют красоту русского сознания». Вспомним некоторые имена. Разные это были люди — одни зажигали очаги культуры и просвещения, другие отдавали жизнь на полях сражений. За каждым стоит подвиг и великая жертва, принесённая на алтарь Отечества.

Ольга и Александр

И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдёт для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня...

Исайя 6:8

Духовность русская веками была жива идеалами, воплощёнными в русских святых, чьё высокое горение зажигало сердца  многих людей. Поэтому и назвали Русь Святой. И не только назвали — Русь поистине стала Святой, потому что высшей целью, к которой устремлялась народная душа, была святость. Среди святых, «в земле российской просиявших», есть равноапостольные, мученики, святители, преподобные, праведники, благоверные князья, Христа ради юродивые. Идя своим историческим путём, Русь познавала тайны бытия не столько разумом, сколько сердцем, непрестанным молитвенным деланием, предстоянием перед Богом и бесконечным трудом.

Путь женской святости озарён сиянием Самой Богородицы. Почти все канонизированные жёны Руси — княгини. На них с первых веков христианства в Русской земле был возложен особый подвиг— явить образец христианской женственности, стать свечой на подсвечнике и светить всем в доме. Уже не раз бывало, что провозвестницей новой веры оказывалась женщина. На Руси таковой стала святая равноапостольная княгиня Российская — Ольга.

Как и в ветхозаветных образах, ключом к пониманию духовного подвига каждой из святых жён Руси является её имя. Для свершения монашеского пострига принималось новое имя, чтобы исполнить связанное с ним призвание — «по имени да будет житие твое». При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся над распространением христианства в Римской империи, нашедшей крест, на котором был распят Христос. Ольга стала проповедницей христианства в необъятной русской земле.

Имя будущей «начальницы веры» и родину её древнейшая из летописей — «Повесть временных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря: «И привели ему жену из Пскова именем Ольга». Другая летопись уточняет, что Ольга принадлежала к роду Изборских князей, одной из древнейших княжеских династий. Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, по- русски — Ольга. Предание называет родиной Ольги село Выбуты недалеко от Пскова, вверх по реке Великой.

Рано потеряв мужа, Ольга приняла на себя его великокняжеские обязанности. Летописи неоднократно свидетельствуют о «хождениях» Ольги по Русской земле с целью устроения политической и хозяйственной жизни. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла до Древлянской земле, «устанавливая дани и оброки». Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мете и Луге. Погосты стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа. Житие так говорит о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твёрдо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов». Со всем этим Ольга соединяла воздержанность и целомудрие. Когда подрос сын, она передала ему все дела правления, а сама предалась делам благочестия. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. На примере Византийской Империи Ольга видела, что недостаточно заботиться лишь о государственной и хозяйственной жизни, надо заниматься устроением духовной жизни народа. Преподобный летописец Нестор повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».

Ольга и Александр

Княгиня Ольга

Сделав свои выбор, Ольга отправляется с большим флотом в Константинополь. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге». Таинство Крещения совершил над ней Патриарх Константинопольский Феофилакт (933—956), а воспреемником был император Константин Багрянородный (912—959. Патриарх благословил новокрещённую русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня». В Киев Ольга вернулась с иконами, книгами, началось её апостольское служение. Она выстроила храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина, и многих киевлян обратила к Христу. С проповедью веры княгиня отправилась на Север. В Киевских и Псковских землях воздвигала она кресты, уничтожая языческие идолы. Княгиня Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передаётся рассказ о явлении ей около реки Великой «трёх пресветлых лучей», сходящих с неба. На что Ольга сказала: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом месте Ольга основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова — славного русского города и именуется с тех пор «Домом Святой Троицы».

Труды и дела святой Ольги подтвердились делами её внука князя Владимира — Крещением Руси. Образы святых равноапостольных Ольги и Владимира, воплощают собой материнское и отцовское начало русской духовной истории.

Каждый год, 24 июля русское православие отмечает день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги. В этот день на торжественное богослужение в Псковский кремль стекается множество народа. Идут псковичи, идут служители псковских церквей и окрестных монастырей. Плывут над толпой старинные образа, колышатся хоругви. Звучат древние слова молитв. Небесной заступницей всех русских христиан называют княгиню Ольгу. Раздаётся звон колоколов. Тесно становится в груди и хочется хоть одним глазком проникнуть за пелену времён, чтобы соединить далёкое прошлое с сегодняшним днём. Глазом — нельзя, а вот сердцем, наверное, можно.

Вспомним теперь «славного воителя Александра Невского» (Н.Рерих). В старину о его заслугах не говорили долго, не писали пространно. Первая Новгородская летопись скажет просто и выразительно: «Потрудился за Новгород и за всю русскую землю». Свой Подвиг брани князь Александр совершал стремительно и у всех на глазах. Мы знаем о его раннем вхождении в тяжёлую воинскую жизнь. Борьба, его отца, великого князя Ярослава с новгородцами, княжение под надзором тиунов1, голод, татарское нашествие на Русь, тихий Переяславль и буйный Новгород — вот обстановка его детства и отрочества.

С 1240 г. князь Александр уже сложившимся деятелем входит в историю. Но его величие заключается не только в его делах и в том, какое влияние они имели на последующую судьбу России: оно в нём самом, в его образе и в его личной святости.

Житиям святых всегда сопутствует великая умиротворённость. Постепенное восхождение к Богу и духовные подвиги уводят от суеты жизни. Иное у Александра. Его окружает постоянный шум сражений, зарево пожаров, вечевой набат, происки бояр, усобицы, вторжение врагов. В его внешней жизни нет покоя. Но в святости, при различии служений, есть великое единство — принесение всех даров на единый алтарь. И дабы услышать голос Бога, каждый уничижил и смирил себя. Этот путь князь Александр принял так же смиренно, как и другие святые: принял как служение и не уклонился от него. И всю свою жизнь отдал на «водительство к небесах стада своего», отложив личную славу и выгоды.

XIII век представлял собой знаменательную эпоху в русской истории. К этому времени сложилась и ярко расцвела русская культура в виде своеобразного сочетания на славянской почве богатых культур Православной Византии, степных кочевников, варягов-викингов. Тогда же складывается и мощное национальное самосознание. Но, несмотря на это, в Киевской Руси зрели недуги, медленно разрушавшие её. Государственная власть не соответствовала слагавшемуся сознанию единства «всей русской земли». Князья «несли розно» русскую землю. Их целью было великое Киевское княжение. В плаче «Слова о полку Игореве» звучит глубокая скорбь о всей русской земле и сознание её единства. Такого сознания не было у князей, за исключением немногих. Потому неизвестный автор обращается к князьям с мольбой о мире: «Молимся, княже, тебе и братома твоима, не мозите межи собою погубите земли русские, юже бяще стяжали отцы ваши и деды трудом великим и храбростию». Такой Русь оказалась перед грозным испытанием — нападением со стороны латинской Европы      и монгольской Азии. Устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла. Вот некоторые события тех лихих лет. В 1204 г. крестоносцы взяли Царьград, на месте Православного Византийского Царства основана латинская Империя. Казалось, пришёл черёд и Руси. Венгрия и Польша кинулись на Голицию и Волынь. В Риге утвердился Ливонский орден, в Пруссии — Тевтонский, оттуда началось наступление на Псков и Новгород. Шведы пошли на Русь через Финляндию. Огнём и мечом обращались в латинство как язычники, литовцы, эсты, финны, так и православные русские, только ещё более жестокими методами — их просто убивали вплоть до грудных младенцев.

Ольга и Александр 

Александр Невский

Зима 1237/38 гг. — первый татарский погром Руси на северо-востоке. В 1240 г., зимой татарами взят Киев, в том же году крестовый поход против «неверных» начинает шведский правитель и полководец Биргер, в июле он высадился на берегах Невы. Чем это выступление кончилось, мы все хорошо знаем, и кто возглавил эту битву, мы тоже знаем, именно после неё к его имени было добавлено — Невский, и стали они нераздельны.

Летом 1240 г. кн .Александр при звоне колоколов и ликовании народа въехал в Новгород. Зимой того же года он с матерью, женой и всем княжьим двором отбыл в Суздаль, поссорившись с новгородцами, которые не понимали, что война не кончилась. В попытке Александра к усилению своей власти и в любви к нему народа новгородские бояре видели опасность новгородской вольнице. На этой почве и произошла распря. И так было не единожды. Так уже зимой 1241 г. Александр снова въезжал в Новгород, и «рады были новгородцы». На этот раз результатом примирения было освобождение Пскова и победа на льду Чудского озера. Летописец, заканчивая описание этой сечи, восклицает: «О, невегласи псковичи, аще забудете великого князя Александра или отступите от него, или от детей его, или от всего роду его...» Александра удалили снова! Как видим, жизнь князя лёгкой не назовёшь. Каждый раз он приходил «по зову новгородскому», оказывал Новгородской земле огромные услуги: сражался на Неве, на Чудском озере, усмирял воевавшее против Новгорода племя водь — и за это отстранялся от руководства сторонниками Запада при помощи «демократического» вечевого голосования. Даже среди близких родственников не находил князь понимания. Его родной брат Андрей, будучи западником, объявил, что он заключает союз со шведами, ливонцами и поляками, дабы освободиться от монголов. Программа западников заключалась в том, чтобы с помощью рыцарей объединить все силы и избавиться от монголов. Совсем другую задачу ставили перед собой рыцари Ордена, купцы Ганзы, Папа и Император — они вовсе не собирались тратить силы на объединение чужого государства, они думали, как использовать русских в борьбе против монголов, обескровить Русь и покорить её, подобно Прибалтике.

После ряда блестящих побед над Западом Александру пришлось ощутить силу Востока: он должен был попрощаться с отцом своим Великим князем Ярославом, который ехал и Орду к Батыю и откуда живым не вернулся. После смерти отца Александр оказался непосредственно перед лицом Востока. И Восток и Запад звали его каждый на свою сторону. В 1248 г. была составлена Папская булла, в которой Папа обещал за признание Римского престола помощь ливонских рыцарей в борьбе против татар. С другой стороны, Батый прислал сказать: «Аще мыслиши соблюсти землю твою невредиму, то потщися немедленно прийти до мене, и узриши честь и славу царствие моего, себе же и земле твоей полезная приобрящении». Александр поехал к Батыю. Целью его политики было — объединение всей Руси.

Деятельность князя Александра определялась не только политическими планами, его политика была тесно связана с нравственно-религиозными понятиями, вернее, они лежали в основе его политики. В житии Александра приводятся два основания для его «хождения в Орду». «Богомудрый же великий князь Александр разсуди, яко святый отец его Ярослав не ради (не заботился) о временном царствии, но шед в Орду и тамо положи живот свой за благочестие и за вся своя люди и тем измени (обеспечил) себе Небесное царствие».

Подчинение себя Орде иначе не может быть оценено как Подвиг смирения. Александр — «побеждая везде, а не победим николиже», — устоял перед искушением, подобно Даниилу Галицкому, путём компромисса с латинским Западом искать себе союзников против Востока. Недаром Степенная Книга говорит, что «смиренную мудрость» Александр «стяжа паче всех человек».

Ольга и Александр

Часовня княгини Ольги в Пскове

Христианский подвиг не всегда есть мученичество внешнее, а иногда наоборот — внутреннее — «брань невидимая», борьба с соблазнами душевными, подвиг самодисциплины и смирения. И этот подвиг может быть присущ не только обычному чяеловеку, но и правителю. То, что М.В.Шаховской назвал «подвигом власти». Подвиг власти может состоять в том, чтобы достойно отстаивать внешнюю независимость и величие сана — отстаивать даже до смерти. Но подвиг власти может состоять и в том, чтобы, выполняя основные задачи сана, — защищая «благочестие и люди своя», — внутренне преодолевать земное тщеславие власти. «Тот, кто указывает и распоряжается, — говорит Преп. Феодор Студит, — должен соблюдать умеренность и смирение, ибо Творец естества поставил его выдающимся и более почтенным членом тела».

Таков и был по отношению к Востоку подвиг святого Александра Невского. Два подвига — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута, когда исполнились времена и сроки, когда Русь набралась сил, а Орда ослабела — тогда политика Александра Невского превратилась в политику Дмитрия Донского.

Вся жизнь Св.Александра Невского — это одно устремление, как бы прямо летящая стрела, ибо вся она отдана одному — СЛУЖЕНИЮ. Об этом говорит и акафист: «Владыка Христос призвал есте Тебе к служению людем своим во дни посещения». «Боготечною звездою прешел еси в мире, блажение Александре блистающь славою и добродетелию; тем же ныне сияеши на небесех славою вечною с лики праведных, с ними же выну воспеваеши Христу: Аллилуя»

 

Примечание
Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: