warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

О концепции единого знания

Штеренберг М.И., кандидат технических наук, учёный, изобретатель

Подобно тому, как учёные превратили в цель науку, шейхи и богословы превратили в цель веру. В руках учёных и богословов наука и вера стали завесой, скрывающей истину. Ибо ни вера, ни наука – не цель, а только средство (познания истины).

Шамсетдин Тебрези. ХIII век

О потенциальных возможностях религии как таковой, а не отдельных её форм следует судить... по тому, зашла ли эволюция религии в тупик, имеется ли возможность сочетать религиозную творческую мысль с бесспорными тезисами науки, а также ещё и по тому, брезжут ли перед таким мировоззрением перспективы осмысления жизненного материала новых эпох...

Д.Андреев «Роза Мира»

Взаимосвязь науки и религии

Любое животное, появившись на свет, стремится познать этот мир примерно через те же органы познания, что и у человека. Но человек, кроме того, пытается осмыслить полученные знания посредством работы своего интеллекта. Способность мыслить присутствует и у высших животных, особенно у приматов. Доказано, что у человекообразных обезьян появляются зачатки абстрактного и этического мышления, как например, у известной гориллы Коко в эксперименте, где в ответ на вопрос, кого она больше любит из двух близких ей людей, оценила вопрос как «плохой». Но в полной мере способность к абстрактному и этическому мышлению свойственна лишь человеку. Это сделало его способным подняться над конкретным предметным восприятием мира, создать свой огромный и разнообразный искусственный мир, оперировать идеями, познавать законы мироздания.

Знакомство с племенами охотников и собирателей, находящихся на исходных ступенях развития человечества, показало, что их познания выходят за рамки материального мира, так как неотъемлемой составляющей их жизни является общение с миром духов. Целостное восприятие мира, но уже на существенно более высоком уровне, было свойственно и мыслителям Античности. Как пишет физик-теоретик Ф.Капра, «корни физики, как и всей западной науки в целом, следует искать в начальном периоде греческой философии VI века до н.э. – в культуре, не делавшей различий между наукой, философией и религией… Поздние греки называли философов милетской школы гилозоистами, или “признающими материю живой”… Они даже не употребляли особого слова для обозначения понятия “материя”, воспринимая все формы существования как проявления физиса (природы. – М.Ш.), наделённого жизнью и духовностью» [1], с. 25. Такое метафизическое восприятие природы пронизывает всю историю философии от Платона, рассматривавшего в своём «Тимее» Космос как живой организм, через Джордано Бруно в Средневековье («О бесконечности вселенной и мирах» 1584 г.) до Владимира Соловьёва [2]. Огромный объём знаний, накопленный человечеством со времён Античности, привёл мыслителей к гораздо большей специализации и, как следствие, к их разобщению в силу неспособности вместить знания, содержащиеся даже в такой относительно узкой научной области, как какое-нибудь направление математики. Разделению людей способствует и самоутверждение каждого из них в своей области деятельности. Но наступившие в настоящее время глобальные кризисы, угрожающие летальным исходом биосфере и человечеству, говорят о необходимости нового синтеза знаний о мире для ориентации в сложных современных условиях и открытых учёными его грандиозных масштабах. Особенно необходим синтез научного и религиозного знания, ибо гипертрофираванное развитие науки в ущерб религиозной этике стало главной причиной существующего кризисного положения. Всё это, наряду с использованием огромных достижений науки в военных целях, и способствовало возникновению сложнейшей современной ситуации.

Препятствием такому синтезу, как бы это парадоксально ни звучит, является и деятельность церковных организаций, в течение тысячелетий имевших огромное влияние на человечество, которое они зачастую конвертировали в светскую власть, на материальные средства и борьбу с наукой там, где её открытия входили в противоречие с религиозными догмами. Такое происходило в случаях открытия гелиоцентрической системы, времени существования мира, теории биологической эволюции; аналогично это происходит и сейчас в христианстве и исламе в отношении фактов реинкарнации. Можно вспомнить также периоды инквизиции и индульгенций в католицизме, гонения на раскольников в православии, жёсткую кастовую иерархию в индуизме и т.п.

В наше время материалистическое восприятие мира закладывается в детях, уже начиная с дошкольного воспитания. Поэтому начнём первый этап синтеза с обоснования существования Творца и Его Программы эволюции мира посредством выводов, сделанных на основании достоверно установленных наукой фактов. В нашей книге «Биоэволюция. Синтез научных и религиозных представлений о жизни» (М., 2009) приведено несколько подобных доказательств [3], с. 69. Здесь же, в силу ограниченности объёма статьи, предлагаем лишь два из них. С этой целью приведём вначале два пункта из заключения по результатам исследований феномена телепатии крупными американскими физиками:

«7. Вплоть до расстояний в несколько тысяч километров правильность восприятия, судя по всему, не зависит от удалённости мишени от перципиента (лица, принимающего передаваемые изображения. – М.Ш.).

8. Время перцептивного усилия (усилия, требующегося для приёма изображения, передаваемого телепатическим путём. – М.Ш.) не обязательно совпадает с непосредственным нахождением агента у мишени. Восприятия, полученные за несколько часов или даже дней до того, как агент посетил мишень, или даже до того, как мишень была выбрана, оказываются не менее удачными, чем результаты перцепции в реальном времени» [4]. Аналогичные результаты были получены профессором В.Казначеевым. Выбор номера эксперимента также был осуществлен генератором случайных величин. Телепатическая передача содержания эксперимента осуществлялась на о. Диксон из г. Новосибирска через расстояние в несколько тысяч километров. И тем не менее, экстрасенс разгадал содержание опыта за сутки до того, как номер его был выбран [5].

Не меньший интерес представляют предсказания и иного рода. Например, история всех народов говорит о множестве сбывшихся предсказаний индивидуального и исторического порядка, которые не могли быть сделаны путём логических выводов. Д.Макдауэл в книге Питера Стоунера «Говорит наука» в отношении будущего городов и областей Тира, Самарии, Газы и Аскелона, Иерусалима, Палестины, Моава, Амона, Петры, Едома и Вавилона пишет: «Ни одно человеческое существо никогда не делало предсказаний… к тому же точно сбывшихся. Промежуток времени между этими пророчествами и их исполнением настолько велик, что даже самый суровый критик не сможет утверждать, что они были сделаны после предсказанных событий» [6], с. 244, 255. В частности, болгарскими учёными был изучен феномен Ванги. Эти исследования показали, что из 7000 респондентов 80% подтвердили полное совпадение её сообщений о фактах прошлого, настоящего и будущего [7], с. 6. Всемирно известный американский ясновидящий Эдгар Кейси сделал за свою жизнь более 26 тысяч предсказаний. Там, где это касалось времени их исполнения и их содержания, точность в подавляющем большинстве случаев была поразительной [8]. Таким образом, и со стороны научных исследований и результатов, полученных мистическим путём, следует вывод о реальности видения будущего.

Но за явным фактом предсказания даже единичной судьбы кроется огромный массив событий космического порядка. К такому выводу приводит рассуждение, начинающееся с того, что судьба каждого человека миллионами нитей соединена с судьбами других людей, как знакомых, так и незнакомых. На нашу судьбу могут повлиять и «случайные» встречи, и даже выборы того или иного деятеля в нашей стране и за рубежом, решения администраторов, политиков, врачей и множество других событий. В свою очередь, поведение всех людей зависит от изменения природных условий. Люди всегда чувствуют зависимость своего состояния от времени года и погоды. Но зависимость человека от природных условий гораздо серьёзнее. Как было показано А.Л.Чижевским, события в природе и обществе решающим образом определяются переменным характером появления пятен на Солнце, характеризуемых числами Вольфа [9]. Но состояние Солнца зависит от влияния на него нашей Галактики, а последней – от состояния Метагалактики – видимой части Вселенной. И если предсказано будущее хотя бы одному из людей, то это означает, что в неявном виде в этом предсказании учтена динамика (ещё не реализованная) изменения всех этих связей в будущем. Следовательно, существует Программа эволюции Космоса, расписанная до таких подробностей, как судьба отдельного человека. И именно с этой Программы каким-то образом экстрасенс считывает судьбу человека, страны, человечества или узнаёт о предстоящих природных катаклизмах. Но с тем, что может существовать подобная Программа без Программиста её Создателя, едва ли согласится любой разумный человек. Да и Библия говорит о том же словами: «Скажите, что произойдёт в будущем, и мы будем знать, что вы боги» (Ис.41:23).

Естественным вопросом, возникающим после доказательства предопределённости, вытекающей из Программы эволюции мироздания, является вопрос о свободе воли человека. Даниил Андреев пишет в своей «Розе Мира»: «Божественное творчество само ограничивает Творца, оно определяет Его могущество той чертой, за которой лежат свободы и могущества Его творений» [10], с. 101. Что же касается согласования различных человеческих воль и поступков, то разве не в силах Творца, хозяина пространства и времени, скорректировать с ними Свою Программу, как это может сделать хороший руководитель учреждения для выполнения его программы?

Попытаемся теперь найти ещё одну важную точку взаимодействия науки и религии. Начнём с того, что принципиальным недостатком научного метода является то, что он ограничен изучением только внешних, феноменальных форм организмов, в то время как их действия мотивируются внутренними (ноуменальными) состояниями (ощущениями, чувствами, желаниями, мыслями и т.п.), о природе которых люди могут только догадываться. Но как показали научные исследования, сами учёные независимо от их убеждений телепатически связываются не только с внутренними состояниями организмов, но и с Высшими мирами. Об этом говорят соответствующие исследования о возникновении большинства (75 %) крупных научных открытий, сделанных 232 учёными. Их авторы заявляли, что своими результатами они обязаны внезапными озарениями [11], с. 122.

Не только знаменитые, но и простые люди испытали неизвестно откуда приходящие к ним мысли и желания, иногда резко менявшими их жизнь. Эти факты дают основания для следующего рассуждения. Начнём с того, что у человека и животных побудительным мотивом к действию является желание, контролируемое в зависимости от уровня развития мышлением. Сложность психики человека делает его желания, как и поведение, во многих случаях непредсказуемым. При переходе вниз по эволюционной лестнице можно отметить, что сужается спектр разнообразия эмоций и их оттенков, но отнюдь не их сила. Это нашло своё отражение в таких устойчивых выражениях, как «собачья преданность», «звериная ярость», «волчий аппетит», «пчелиное трудолюбие» и т.п. Отсюда уже остаётся лишь один шаг до взглядов античных философов, считавших, что внутренним мотивом движения частиц является их желание (нежелание) взаимодействовать. Действительно, откуда возникают чувства в конгломерате частиц, называемом организмом? Ведь он состоит из тех же атомов, что и окружающая его косная материя? Можно предположить, что «чувства» этих частиц в силу их относительной простоты практически однозначны, что делает их поведение почти полностью предсказуемым. Это, возможно, и позволяет описывать поведение частиц в виде законов физики и химии и отключиться при изучении их взаимодействий от внутренних мотивов их поведения, что и делает науку относительно автономным методом познания.

В то же время ряд научных фактов говорит о решающей роли внутреннего мира элементарных частиц на их поведение. Как сообщил, например, доктор физико-математических наук в программе телевидения «Моя планета», усилиями психики удаётся отклонять луч лазера, менять картину дифракции электронов. Несколько десятилетий назад такой известный этолог, как Реми Шовен, сообщил о том, что обещая конфету детям за требуемый результат, ему удалось добиться от них воздействия на радиоактивный распад таким образом, что изменялась скорость процесса в желаемую сторону. Как известно, никакими физическими воздействиями этого прежде добиваться не удавалось. Отсюда можно предположить, что этого успеха они достигали, воздействуя своими мыслями и эмоциями непосредственно на «желания» частиц, заставляя их «добровольно» менять поведение. Это предположение находит своё подтверждение и в детально запротоколированных исследованиях крупных американских физиков. Ими в огромной серии опытов было чётко установлена способность человека своим желанием изменять в ту или иную сторону показания генератора случайных электрических импульсов. При этом особый интерес вызывает описание им своего состояния: «Отвечая на вопрос об ощущениях, испытываемых в процессе взаимодействия с прибором, оператор говорил о резонансе, или отождествлении себя с системой, приводящем к полному самозабвению, какое бывает, например, во время игры, просмотра фильмов или творческой деятельности» [4]. Если высказанная здесь мысль о наличии у частиц элементарной психики верна, то тогда очевидно, что здесь находится стык научного и мистического знаний.

Но как следует из сказанного, во взаимодействии ноуменального и феноменального именно мысли и желания являются причиной, побуждающей людей к познанию, а необходимые для этого действия – следствием. Таким образом, их синтез даёт наибольшую полноту знания, ибо соединяет воедино причины и следствия, позволяя дополнительно проверять и те, и другие на предмет достоверности. Поэтому синтетический, научно-религиозный метод познания сулит прорыв в области познания человеком мира.

Взаимосвязь религии и искусства

Теснейшим образом связан с религией и мир искусства. Память человека, как это было установлено известным нейрохирургом У.Пенфилдом, содержит во всех деталях весь обретённый им жизненный опыт. Перебор его требует огромного времени и усилий. Однако то, что было сопряжено с сильными эмоциями, то есть значимое для человека, надолго остаётся в его оперативной памяти и мгновенно ассоциативно возникает в ней при сходных обстоятельствах. Это свойство может оказаться спасительным в ситуациях, когда человек не обладает достаточным временем, чтобы их проанализировать, например, отвергнуть соблазнительные предложения, противоречащие его убеждениям. Характерно, что детский ум, которому необходимо в короткий срок освоить массу знаний, чтобы ориентироваться в мире, сопряжён с высокой эмоциональностью. И именно через эмоциональную сферу воздействует искусство на человека. При этом оно черпает свои лучшие образцы непосредственно из Высших миров. Об этом говорит, например, широко известное стихотворение Алексея Толстого которое начинается словами: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!». И как бы подтверждает его слова Анна Ахматова: «И просто продиктованные строчки ложатся в белоснежную тетрадь». «Кто-то диктует, а я записываю», – таким представляется процесс сочинения музыки композитору А.Шнитке». Произведения таких композиторов, как Моцарт, Бах, Бетховен называют «музыкой сфер» – как пришедшей к людям непосредственно из небесного мира, естественно преобразованной через их индивидуальность. Лучшие произведения живописи, художественной литературы, поэзии, театральных постановок, кинофильмов доносят до людей живыми, наглядными образами то, что содержится в лаконичной форме религиозных заповедей, и даже, в известной степени, заменяют им переживаниями жизни своих героев опыт собственных настоящих и даже будущих воплощений. Не случайно в храмах всех религий используется искусство во всех его формах: архитектуре, живописи, скульптуре, музыке и литературе проповеди. Таким образом, искусство можно назвать средством, через которое божественное входит во все поры человеческой души.

Философия как средство синтеза всех форм познания

Все виды познания тесно сопряжены в человеческой жизни. Например, театральная постановка может содержать в себе и прекрасную игру актёров, и научную точность в передаче психологии героев, и глубокую философскую мысль. Наука, в свою очередь, дала искусству такие средства его создания и распространения, как кино и телевидение. В то же время любой нормальный человек сможет определить, с чем он имеет дело: с философским трактатом, научной работой или произведением искусства. Это свидетельствует о том, что подобная классификация, с одной стороны, условна, с другой – оказывается полезной для углубления познания в той или иной его области.

Весь свой жизненный опыт человек стремиться осмыслить и обобщить. И тут на помощь ему приходит философия. С точки зрения автора, философия есть порождение двух противоположных начал: стремления человека познать мир во всей динамике его взаимосвязей и невозможность это сделать в силу ограниченности природных способностей людей. И тут на помощь ему, в виде компенсации, дана способность к абстрактному мышлению. И он посредством идей, укрупнённых понятий и категорий пытается на основе этого выстроить картину мира. Успехи философии в этой области свидетельствуют о том, что мир действительно построен на основании идей, о чём говорил ещё Платон. В качестве примера одной из них могут быть приведены идеи, высказанные в древности Гермесом Трисмегистом: «Все отражено во всем» или «Как наверху, так и внизу». Эти идеи, лежащие, например, в основе метода аналогий, широко используются как в общекультурном, так и в философском, научном и даже обыденном мышлении. Таким образом, на философском уровне познания объединяются все его виды. Подобное осмысление осуществляется и на уровне общественном. С этой целью создаются Академии Наук, Академии Художеств и другие подобные организации. Но, очевидно, что в наше время необходимо создать Академию Единого Знания. Это позволило бы людям выделять из огромного потока знаний важнейшие, дающие возможность обрисовать, хотя бы контурно, картину современного мира и оптимального пути человечества в нём в условиях быстро меняющихся обстоятельств жизни. Это предотвратило бы возникновение в науке тех, кого А.И.Солженицын называл «образованщиной», и помогло бы гуманитариям расширять их кругозор великими достижениями науки. Таким образом, мог бы быть осуществлён возврат на новом витке эволюции социума к столь эффективному его синтезу, который заложил основы Западной цивилизации в Античности [1], с. 25.

Гуманистическое воспитание как основа противостояния злу мира

Однако было бы наивным считать, что реальность, как и все отражающие её виды познания, направлены исключительно на благо людям. К сожалению, следует признать, что с не меньшей эффективностью они служат и злу, как это не раз подчёркивал ещё Л.Н.Толстой. Если когда-нибудь решат поставить памятник научно-техническим достижениям ХХ века, то наиболее адекватным их отражением будет межконтинентальная ракета с кассетными термоядерными боеголовками. В неё вложены наивысшие научные знания в области теории относительности, квантовой механики, кибернетики, радиотехники, баллистики, химии и других наук. Подводный монстр, на котором находится несколько десятков таких «изделий», может одним залпом уничтожить чуть не целый континент. И это в то время, как половина человечества страдает от голода, жажды и болезней. Зло не исчерпывается лишь достижениями естественных наук, оно широко используется и за счёт «достижений» наук противоестественных. Идеи последних в виде «теорий» национального превосходства, ксенофобии, «искусства», аппелирующего к низменным страстям и т.п., широко тиражируются посредством современных средств массовой информации. Отчасти благодаря им, люди заслужили характеристику, которую дал им французский философ Ж.Э.Ренан: «Народ это сообщество, объединяемое ложной оценкой прошлого и ненавистью к соседям».

Всё это говорит о том, что все достижения современных наук должны быть направлены в первую очередь на улучшение природы человека. Огромные возможности для этого даёт работа с семьями (обычно молодыми), желающими иметь детей, но не имеющими опыта родового и даже дородового поведения, не говоря уже об опыте дошкольного воспитания. В то же время знания и образцы поведения, приобретённые в этот период, решающим образом влияют на здоровье и психику человека во всей его последующей жизни. Родившийся ребёнок в процессе бурного роста мозга усваивает по типу импритинга огромный объём знаний, запечатлевающийся в основном в его подсознании и оттуда, согласно З.Фрейду, управляет всем последующим поведением в его жизни. Этому, в частности, посвящён целый ряд наших работ [12], [13], [14], [15], [16], в том числе и работа, опубликованная в сборнике конференций, организованных редакцией журнала «Дельфис» [14].

Как говорит афоризм, созданный ещё в Античности: «Что губит мир? Невежество священнослужителей, атеизм учёных и продажность политиков». И лишь перестройка системы образования и воспитания, основанная на лучших достижениях мистического знания, психологии, этологии, нейрофизиологии и педагогики, о которой говорилось в упомянутых работах, способна сформировать, по словам Даниила Андреева, «человека облагороженного образа». И только подобные люди могут успешно решать проблемы, очерченные этим афоризмом и нерешённость которых уничтожает природу и доставляет неисчислимые страдания человечеству в течение всей его истории.

 

М.И.Штеренберг, кандидат технических наук

shterenberg@inbox.ru

 

Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: