warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Мир, созданный из песка

В Москве с 19 по 26 июня 2011 года в Государственном музее «Дом Бурганова» и культурном центре «Белые облака» проходил фестиваль «Дни Тибета в Москве», главным организатором которого стал Благотворительный фонд «Дельфис». В рамках этого культурного события тибетские монахи буддийского монастыря Дрепунг Гоманг (Индия, штат Карнатака) построили в музее «Дом Бурганова», который в этом году отмечает 10-летний юбилей, песочную мандалу Зелёной Тары – одного из наиболее почитаемых божеств Тибета.

Буддийский монастырь Дрепунг Гоманг

Университет-монастырь Дрепунг Гоманг является крупным буддийский центром. Он включает религиозно-философский, тантрический, астрологический и медицинский факультеты. В настоящее время в Дрепунге обучается несколько тысяч студентов из Индии, Китая, Монголии, Непала и России.

С 2005 года группа преподавателей и студентов-монахов путешествует по городам России, чтобы дать возможность всем желающим познакомиться с тибетской культурой. Они проводят различные церемонии, посвящения, концерты. В этом году монахи посетили 11 российских городов, среди которых Новосибирск, Екатеринбург, Пермь, Санкт-Петербург, Москва и другие. Пожертвования, собранные монахами, традиционно идут на обустройство монастыря и строительство общежития для студентов, приезжающих из России (Бурятия, Тува, Калмыкия, небуддийские регионы).

 

Н.Р.Музафарова (в центре) рассказывает посетителям фестиваля о мандале

 

Второй год делегацией руководит лама геше (доктор буддийской философии) Тензин Чогланг Кентрул Ринпоче. Он является признанной Его Святейшеством Далай-ламой ХIV реинкарнацией Калсанга Легдена – предыдущего настоятеля монастыря Дрепунг Гоманг. Среди монахов – геше Джигме Лодой, который читает лекции по философии буддизма и даёт уроки тибетского языка всем желающим. Старейший монах Самло Кханцен геше Лобсанг Вангди проводит посвящения и ритуалы. В Москве это были ритуалы посвящения Будды Медицины и Белой Тары, а также он выступил с лекцией на концерте «Дыхание Тибета», в котором монахи продемонстрировали обертонное горловое пение и провели интересный философский диспут. Самым ярким событием, как всегда, явилось построение песочной мандалы.

Что такое мандала?

Архитектурная мандала. Боробудур, Ява

Объяснение мандалы многозначно. Это слово на санскрите означает «круг» или «центр с окружением». Мандалы мы часто видим в окружающем нас мире: наш глаз (зрачок и радужная оболочка), спил дерева с годичными кольцами, расходящиеся по воде круги, цветок с радиальной симметрией, снежинка и т. д. Каждый человек обладает своей мандалой: вокруг него существует его собственный мир, своя страна, родственники, коллеги. Понятие «мандала» применимо к тому, что происходит из одной точки, из центра. Можно сказать, что это модель микро- и макрокосмоса.

Мандала Чакрасамвары. Тибет

Изображение мандалы определяется как «магический круг» или «ритуально-символическая диаграмма», а также «система концентрических кругов и квадратов с символом в центре». Её называют моделью Вселенной. Каждая из формулировок по-своему верна и каждая является недостаточно полной.

Мандала является очень древним символом, встречающимся во многих культурах мира. Цель создания мандалы – передать сообщение, тайное знание, как на интеллектуальном, так и на бессознательном уровне.

Мандалы могут быть ритуальными или психологическими. В Европе доктор Юнг использовал психологический вариант мандалы для лечения больных. Пациенты изображали свои переживания в виде мандалы, на которой проявлялись в виде абстрактных рисунков все их внутренние проблемы и страхи.

Мудра мандалы

Мандалу можно вырезать из дерева, отлить из металла, выстроить из камня, сплести из ниток, нарисовать красками, собрать в виде пирамидки из риса или драгоценных камней. Определённым образом сложенные пальцы рук являют мудру мандалы.

В Ваджраяне (северном буддизме) мандалы применяют при посвящении в тантру. Участники посвящения во время ритуала получают теоретические и практические знания. Мандала божества на тонком плане соткана из энергии, её могут видеть будды, бодхисаттвы и продвинутые практики. Это не материальные вещи, а чистые энергетические субстанции. Во время посвящения Учитель даёт ученикам возможность войти в этот чистый мир, проникнуть в сердце мандалы и пережить состояние единства с божеством, самому стать им.

В изображении мандалы собран воедино большой объём информации. Например, мандала Калачакры содержит изображения 722 божеств. Путём осознания человек может воспринять эту информацию, выраженную цветом и формой. Если он может удерживать мандалу в уме в течение трёх дней, значит – развил полную концентрацию.

Сведения о мандалах содержатся в двух основных текстах: «Садханамала» и «Ниспана йога вали», написанных в Индии в XI–XII веках.

Эволюция буддийских мандал была долгой и сложной. Их окончательный вид, который мы можем видеть сегодня, сложился к XVI веку и стал каноническим. Общий план всех мандал одинаков: дворец (будды или бодхисаттвы), сад вокруг него и защитные ограды. В основании небесного дворца лежат четыре первоэлемента: ветер, огонь, вода и земля. Их не видно на плоском изображении, но они подразумеваются. Выше установлена перевёрнутая пирамида – гора Меру, на неё кладётся двойная ваджра1, поверх которой возводятся стены самого дворца. На плоском изображении мы можем видеть только верхние концы осей ваджр, которые выступают над вершинами четырёх дворцовых башен-крыш.

В центральной части дворца находится прекрасный лотос. В его сердцевине помещается изображение или символ божества мандалы. Во дворец ведут четыре Т-образных входа. Внутренняя часть дворца принадлежит божеству и его свите. Квадрат, отведённый для внутренней части дворца, делится двумя диагоналями на четыре треугольника. Эти цветные секторы и центр являются зонами пребывания пяти дхьяни-будд2.

Стены дворца украшены разнообразными сакральными символами, а края крыш – жемчужными гирляндами и лепестками лотосов. Над каждым из четырёх входов мы видим округлую конструкцию – башню. Это как бы срез крыши дворца, который включает в себя несколько ярусов наподобие пагоды. Они символизируют уровни сознания. Проход в коридор украшен шёлковыми занавесями и гирляндами. По двум сторонам от входа располагаются изображения символов будда-семейства данного сектора. Поверх одиннадцати ярусов, на крыше дворца, на фоне кончика ваджры, возвышается золотое изображение колеса Дхармы с двумя коленопреклонёнными оленями. По четырём углам крыши – две фигурки обезьян, каждая держит большой зонт с лентами и гирляндами. На выступах ярусов и на основной части крыши установлены вазы с развевающимися знамёнами.

Вокруг дворца – зелёный сад, который заполняет всё пространство от стен до лотосового круга. В нём растут чудесные деревья в золотых вазах с плодами, исполняющими желания. В кроне каждого дерева помещена одна из драгоценностей Чакравартина (легендарного правителя, управляющего миром).

Над деревьями плывут радужные облака. В них сидят дакини и рассыпают цветочные гирлянды. Весь этот прекрасный мир покоится на огромном лотосе. Его разноцветные лепестки обрамляют территорию сада кольцом. Лотосовый круг – символ перерождения на высшей духовной ступени знания.

Далее идут стена из ваджр и круг пятицветного пламени. На плоскости это круги, а в действительности – защитные сферы, накрывающие дворец сверху подобно куполу. Ваджрный круг соотносится с нашим изначальным умом. Огонь пожирает неведение, уничтожает всё несовершенное, препятствует проникновению дурного. У гневных божеств имеется ещё один внешний круг – круг кладбищ. Они символизируют преодоление омрачений ума.

Церемония ниспрошения разрешения и помощи
в построении мандалы

Монахи монастыря Дрепунг Гоманг создают мандалы из мелкотолчёного мрамора. Его окрашивают водными красками в традиционные цвета пяти первоэлементов: белый, красный, жёлтый, синий, зелёный, а также их светлые и тёмные оттенки. Изображение мандалы делается на специально приготовленном помосте.

Перед началом построения мандалы монахи проводят церемонию ниспрошения разрешения и помощи в работе. Далее они благословляют инструменты и песок, которые будут использовать. Основной рисунок размечается на платформе карандашом и линейкой. Все сложные элементы монахи создают без предварительной прорисовки.

Непосредственное формирование замысловатых узоров мандалы происходит при помощи металлических конусов (чакпу), имеющих в средней части ребристую поверхность. Монахи засыпают в них песок нужного цвета и потирают ребристую поверхность другим пустым чакпу, что создаёт вибрацию, и песок ровной струйкой высыпается через небольшое отверстие.

Объяснение мандалы многозначно. Это слово на санскрите означает «круг» или «центр с окружением». Мандалы мы часто видим в окружающем нас мире: наш глаз (зрачок и радужная оболочка), спил дерева с годичными кольцами, расходящиеся по воде круги, цветок с радиальной симметрией, снежинка и т. д. Каждый человек обладает своей мандалой: вокруг него существует его собственный мир, своя страна, родственники, коллеги. Понятие «мандала» применимо к тому, что происходит из одной точки, из центра. Можно сказать, что это модель микро- и макрокосмоса.

Монахи за работой

Каждый монах сидит на месте, соответствующем определённой стороне света, и отвечает за создание «своей» части мандалы. Нанесение песка идёт от центра к периферии, причём, если один монах успевает сделать какой-либо фрагмент раньше других, он либо ждёт остальных, либо помогает им. Сооружение мандалы должно вестись равномерно.

В мандале может использоваться песок разного помола: крупный предназначен для заполнения больших пространств, а мелкий – для выписывания сложных детализированных изображений.

Ежедневно утром и вечером, начиная и завершая работу над мандалой, монахи просят благословения и посвящают заслуги – тот положительный потенциал, который был накоплен ими в течение дня, – всем живым существам.

Мандала Зелёной Тары

Мандала живёт ровно столько, сколько длится сам ритуал. Её нельзя оставить как, скажем, экспонат музея. Её главное назначение – служить основой для медитационной практики и очищения пространства. Как только практика завершена, мандала должна быть разрушена. Разрушение мандалы является особым ритуалом, смысл которого подчёркивает один из важнейших постулатов буддизма – идею о непостоянстве всего сущего. «Неважно, сколько труда мы вложили в создание этого дворца, – говорят монахи. – Неважно, что в результате получилась песочная картина невероятной красоты, мы не должны позволять себе привязываться к внешней форме. Всё в этом мире подвержено разрушению, и мандала не исключение. Ритуал разрушения мандалы – это возможность задуматься о мимолётности бытия и бренности всего сущего. Мы не станем отвлекаться на красивые картинки и привязываться к ним, но будем стремиться к истинному знанию и просветлению на благо всех живых существ».

Геше Тензин Чогланг Кентрул Ринпоче «надрезает» мандалу с помощью ваджры

Прежде чем разрушить мандалу, монахи приглашают в неё божеств, которые освящают своим присутствием песочный дворец. Затем их просят вернуться в свои небесные обители. Когда будды покинут мандалу, мастер ритуала «надрезает» её с помощью ваджры. Он «вскрывает» её с каждого входа и по диагоналям. После этого монахи сметают мандалу к центру и помещают песок в большую чашу.

Теперь мандала перестала быть дворцом просветлённых существ. Но песок, благословлённый многодневными ритуалами, по-прежнему обладает очистительной силой. Затем, по традиции, монахи отправляются к реке, чтобы преподнести часть песка в дар духам воды с просьбой принять его и распространить благословление по всему миру.

В завершение всей церемонии всем пришедшим раздают оставшийся песок, из которого была сделана мандала. Его можно использовать как оберег, талисман или сувенир.

Мандалы создаются тогда, когда возникает потребность в восстановлении окружающей среды и улучшении условий жизни людей. В некоторых городах буддийских регионов правительство специально приглашает монахов для сооружения мандалы ради улучшения экономической, демографической и эпидемиологической обстановки региона.

Созерцание чуда

Наблюдать за построением мандалы и получать от неё положительную энергетику может любой человек, даже далёкий от буддизма. Мандалу можно воспринимать по-разному – как прекрасное произведение искусства или священный религиозный объект. Впечатления зрителей бывают разнообразными: неописуемый восторг, любопытство, скепсис, разочарование. Кто-то приходил на построение мандалы в «Доме Бурганова» ежедневно специально для утренних или вечерних медитаций с монахами. Другие стремились заряжать свои магические кристаллы, совершать разнообразные эзотерические практики, проводить лечебно-оздоровительные сеансы, пообщаться с единомышленниками. Иные заходили просто посмотреть на экзотическое действо или оригинальную изобразительную технику. Равнодушным не остался ни один посетитель.

Как бы вы ни относились к мандале – как к захватывающему дух произведению искусства или к священному объекту, – она дарит вам столько благословений, сколько мельчайших песчинок уходит на её построение. Часто люди, планировавшие посидеть у мандалы пару минут, задерживались на пару часов. Это хрупкое рукотворное чудо, поражающее красотой и совершенством форм, постепенно раскрывалось как цветок прямо на глазах. Исходившее от него ощущение покоя и умиротворения не прекращалось.

Многие замирали в восхищении, наблюдая за работой монахов-художников. Прекрасный рисунок, требующий сосредоточения и внимательности, создавался с филигранной точностью. Движения монахов были безупречны, ведь песочная живопись не допускает ошибок и переделок.

Изучению ритуалов, предусматривающих построение мандал, они посвящают долгие годы. Ламы запоминают внешний вид десятков мандал в мельчайших деталях. Ведь рисунок должен быть выполнен в точном соответствии с древними текстами. Чем чище их мотивация и совершенней их искусство, тем больше пользы получит каждый, кому доведётся взглянуть на мандалу.

До недавнего времени мандалы можно было видеть только в стенах тибетских монастырей. Они являлись атрибутом закрытых буддийских церемоний. Однако сегодня, желая сохранить эту уникальную традицию тибетской песочной живописи, Его Святейшество Далай-лама ХIV выбрал те мандалы, которые странствующие монахи могут строить для светской публики в разных странах мира. И это не популяризация буддийских учений. Основная цель монахов заключается в принесении пользы как можно большему числу живых существ. Ведь некоторым достаточно одного взгляда на мандалу, чтобы очиститься от болезней, негативных наклонностей, приобрести положительный потенциал, который способствует духовному росту. Но не все могут позволить себе для этого поездку в Индию, Китай или Непал.

В одном из интервью геше Тензин Чогланг Кентрул Ринпоче отметил:

– Я второй раз приезжаю в Россию. И отмечаю неподдельный интерес россиян к нашей культуре, искусству и религии. Удивительное радушие и гостеприимство. Радостно, что наши фестивали имеют свою постоянную аудиторию в городах, где мы бывали неоднократно, а также приток новых людей, интересующихся буддизмом. Но хочу повторить слова Его Святейшества Далай-ламы ХIV о том, что не стоит на эмоциональном подъёме менять свою религию на экзотический буддизм. Каждая религия прекрасна и уникальна по-своему, и все они говорят об одном – гармонии и взаимопонимании с окружающими и с самим собой.

Выступает верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

На закрытии фестиваля верховный лама (Шаджин-лама) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче сказал: «В своё время я учился в Университете-монастыре Дрепунг Гоманг. И у меня остались о нём самые тёплые воспоминания. Я рад видеть в России представителей этого учебного заведения, проводящих этот уникальный фестиваль. Широкий круг посетителей музея может воспринимать буддизм как культурную составляющую. Благодаря таким мероприятиям происходит межконфессиональный диалог и укрепляются межнациональные связи разных народов. Это укрепляет мир и гармонию в обществе».

Игорь Александрович Бурганов, директор Московского Государственного музея «Дом Бурганова»:

– Я рад, что в нашем музее произошло такое замечательное событие, как создание песочной мандалы. Я сам художник, и мне, как и многим зрителям этого действа, было очень интересно наблюдать на практике этот уникальный вид искусства и ритуал. Было приятно познакомиться и общаться со всеми членами приехавшей к нам группы. Каждый из лам – уникальная личность, обладающая своим талантом. Кто-то удивительно поёт, другой гениально рисует, третий досконально знает буддийскую философию. В общем, это созвездие уникальных мастеров, уникальных творцов. Мы благодарны им за то, что они показали нам своё творчество и поделились с нами своей мудростью.

 

г. Чусовой (Пермский край)–Москва

 


 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: