warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Космопланетарная модель этикоэкологической школы

Сотников Г.Г., кандидат биологических наук

У древних славян задолго до Кирилла и Мефодия, создавших к 963 году славянскую азбуку, которой мы пользуемся и по сей день, на протяжении пяти тысяч лет была своя оригинальная письменность — слоговая. (Гриневич Г.С. Праславянская письменность. Результат дешифровки. Т. 1. 1993).

В 1961 году американскими археологами недалеко от румынского посёлка Тэртерии при раскопках была найдена глиняная табличка с пиктографическими знаками. Текст был выполнен на языке древних славян семь тысяч лет назад. Именно с этого времени начинается наш отсчёт духовной жизни землян и всемирная история. Дешифрованный текст, выполненный независимо Г.С.Гриневичем и Ю.Янкиным , в переводе с праславянского гласит: «Дети примут грехи Ваши, всегда держитесь детей своих». Сравните библейское: «Научите ребёнка пути, которым следует идти, и в старости он не свернёт с него» (Библия, притча, 22:6).

Гриневичу также удалось дешифровать в 1983 году текст Фетского диска, который был найден в акрополе древнего города Феста на острове Крит. Диск датирован 1700 годом до н. э. На стороне А сказано: «Горести прошлые не сочтёшь, однако горести нынешние горше. На новом месте вы почувствуйте их. Все вместе. Распри прошлые не считайте. Место в мире Божьем, что вам послал Господь, окружите тесными рядами. Защищайте его днём и ночью, не место — волю. За мощь его радейте. Живы ещё чада Её, ведая, чьи они в этом мире Божьем». И сторона Б: «Будем опять жить. Будет служение Богу. Будет всё в прошлом — забудем, кто есть мы. Где вы пребудете, чада будут, нивы будут, прекрасная жизнь — забудем, кто есть мы. Чада есть — узы есть, забудем кто есть. Что считать, Господи! Рысиюния чарует очи. Никуда от неё не денешься, не излечишься. Ни единожды будем, услышим мы: вы чьи будете, рысичи, что для вас почести, в кудрях шлемы. Разговоры о вас. Но есть ещё. Будем Её мы в этом мире Божьем».

Автор текста отмечает, что на долю наших предков выпало много горя и страданий, и он призывает беречь эту землю, защищать её, увеличивать мощь и силу, но главное — защищать свободу-волю.

Из текста Гриневича следует, что рысичей называли «сеяне», то есть сеятели. Это высокое предназначение — выращивание — отмечается в названии нашего народа: «расеяне» народное слово живой великорусской речи. Слово «Россия» — от слова РАСЕЯНЕ, то есть сеятели Бога Солнца — РА, или Солнечные, Божественные1 сеятели, заключает Гриневич.

По крайней мере, 1500 лет до рождения Христа наши предки священнодействовали на земле — пахали, сеяли, убирали урожай. Не пора ли и нам по-своему вернуться к истокам?

Фундаментом, пространством и «почвой» для гармонического развития сознания, для «выращивания» высоконравственной личности (физического, умственного и духовного её развития) мы считаем землю. Именно земля является связующим началом между Богом и личностью ребёнка.

Земля и крестьянский труд ещё задолго до принятия христианства считались главными, определяющими все материальные и духовные структуры Древней Руси. Население Руси на протяжении всех веков было в основном крестьянским, и едва ли в ней был кто-то мудрее и духовнее крестьянина.

В старославянской азбуке буква «З» встречается два раза: в смысле «ЗЕЛО», то есть твёрдо, и в смысле «ЗЕМЛЯ», в смысле жизни, чтобы Божественный свет постичь: «Азъ буки веди. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ, онъ, покои. Рцы слово твёрдо — укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта, ъра, юсь, яти!» — здесь зашифровано целое послание к славянам. Как это звучит в современном переводе? «Я знаю буквы: письмо — это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям — постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание — дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!» (Ярослав Кеслер).

Земля есть божественный дар и всеобщее благо. Однако ныне ценность её ограничили только экономическими категориями. Труд на ней унижен и перестал иметь нравственное и воспитательное значение. Люди лишены естественного фундамента стабильности, связывающего их в одно целое с природой и между собой. Прислушайтесь к словам японского философа Токутоми Рока: «Рождаемся на земле, питаясь тем, что рождает земля и по смерти в землю же и отходим. В конце концов, человек — это одно из воплощений земли. Поэтому для него самым подходящим занятием должна быть работа на земле. Среди всех возможных способов существования в этом мире самый лучший способ сумел избрать земледелец».

 

Космопланетарная модель этикоэкологической школы

Рис. 1. Схема структуры лицея–интерната–ВУЗа

 

Выдающийся русский лингвист Олег Николаевич Трубачёв в монографии «Этногенез и культура древнейших славян» (2003) отмечал, что крестьянин — это сеятель, который зачинает урожай и зачинает детей. В самом понятии креста из категорий ян и инь заключён огромный смысл. «Крест» символ православной веры; ян — это мужское начало, инъ — женское начало, и крестьянин, несущий крест, соединяет в себе женское и мужское энергетические начала. И если мы хотим восстановить и укрепить государство, то мы просто обязаны возродить добротную крестьянскую семью, а ещё точнее — возродить КРЕСТЬЯНСТВО как класс, который способен осуществлять ЛАД человека с землёй и окружающей его природой. Писатель В.Распутин писал, что крестьянская семья «затрагивает всё в государстве, до последних мелочей».

Наши выдающиеся учёные-агрономы А.Т.Болотов, П.А.Костычев и В.В.Докучаев отмечали, что земля — главное наше национальное богатство, и если государство использует землю неумело и неэффективно, то оно несёт огромные убытки, и не только экономические. Основоположник отечественного земледелия А.Т.Болотов любил говорить: «Нет плохой земли, а есть плохие хозяева».

Ещё в ХVI веке выдающийся французский мыслитель эпохи Возрождения Мишель Монтень в книге «Опыты» давал высокую оценку роли природной, сельской среды, а главное земле, в воспитании нравственных качеств человека, в том числе детей и подростков. Образцом достойного поведения человека, оправдывающего его земное и космическое предназначение, Монтень считал жизнь крестьян. Он писал: «…нравы и речи крестьянина, как правило, нахожу более отвечающими предположениям истинной философии… воспитание твёрдости души, … привычка терпеливо трудиться — это то же, что и привычка переносить боль… пусть он привыкает решительно ко всему … Его воспитание, его труд, его учение служат одному — образовать его личность».

Французский педагог — мыслитель ХVIII века Жан-Жак Руссо писал, что «крупные города больше всего истощают и ослабляют государство: богатство, ими накопленное, является показным, мнимым — много денег и мало толку … Деревня — это и есть страна, а население деревни образует народ». Совсем недавно, говоря об упадке нравственности в России, писатель В.Распутин отметил: « Справедливо, наверное, говорят: народ живёт в селе, а в городе население».

Вопрос нравственного жизнеустройства не мог не волновать таких титанов в философском осмыслении будущего России, как Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой. Достоевский писал: «…и порядок, и закон, всё, наконец, всякое нравственное отправление организма организуется лишь тогда, когда в стране прочное земледелие, то же самое можно сказать и о характере земледелия; будь характер аристократический, будь демократический, но каков характер земледелия, таков и характер нации. Если земледелие и хозяйство слабо, раскидисто, беспорядочно — нет ни государства, ни гражданственности, ни любви в Боге. По мере того, как земледелие и хозяйство крепчает, устанавливается и всё остальное».

Уже 1870-е годы ХIХ века Толстому было ясно, что у России есть единственный путь социального возрождения, который лежит через древнюю традицию славян — сельскую общину, способную «обеспечить ей нормальные условия свободного развития. В то же самое время отмечал К.Маркс, что «сохранение сельской общины путём её дальнейшей эволюции совпадает с общим движением русского общества, возрождение которого может быть куплено только этой ценой». Толстой считал, что европейские методы ведения хозяйства не приложимы для России, и противодействие крестьян не случайное, а постоянное, имеющее основание в ДУХЕ народа.

Своё хозяйство русский мужик хочет обустроить на основе общинных принципов, которые сложились ещё до принятия христианства на Руси. Это принцип нравственный и духовный, принцип совместности, сопричастности, содружества, сопереживаемости, созвучия и совершенства, когда сосед помогает соседу, а не старается у него что-нибудь присвоить. А природа — растительный и животный мир, как живые составляющие, являются активными участниками такой праведной жизни. Даже в советское, атеистическое время, когда земля рассматривалась с прагматических и потребительских позиций, что следовало из материалистической философии, замечательный советский педагог В.А.Сухомлинский в книге «Рождение гражданина» (1972) писал: «Труд в природе (школьный участок, теплица, ферма) — важнейший источник самовыражения человека, без которого не может быть и речи о формировании мировозрения. Это прежде всего идейное, общественное самовыражение, когда человек познаёт творческие силы в труде для людей. Вещи, которые встречаются на каждом шагу и кажутся простыми и хорошо известными, — зелёный лист, корень, почва, перегной, вода — таят в себе тончайшие оттенки мудрых мировоззренческих истин; и как раз то, что эти истины познаются в труде, воспитывает личную, эмоциональную, волевую, моральную сферу того, кто познаёт природу».

Кроме природных, биологических потребностей, для удовлетворения которых существуют вещи, человек, и особенно русский, нуждается в формировании и использовании образов, и эти потребности фундаментальны, генетически запрограммированы в тысячелетней истории славян. В жизни крестьян потребность в образах удовлетворяется как бы сама собой — связью с природой и людьми, работающими на земле. Годы работы в собственном крестьянском хозяйстве дали мне возможность выработать ОПТИМАЛЬНУЮ МОДЕЛЬ ЖИЗНИ и представить себе ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА третьего тысячелетия.

Основой духовности и продуктивности крестьянского хозяйства является уровень взаимодействия всех компонентов этой уникальной системы: «человек — животное — растение» в окружении божественной среды обитания. Цель и смысл человеческого существования такой системы — единство человека и природы, или, как говорили в старину, ЛАД с ней.

 

Космопланетарная модель этикоэкологической школы

Рис. 2. Схема научного естественно-гуманитарного центра

 

В биологическую суть человека заложены вселенский ритм и движение, которые являются необходимыми составляющими процессов жизни. Как писал Леонардо да Винчи, «природа не нарушает своих законов». Из века в век всем народам присущ «рассветный» образ жизни, который в настоящее время сохранился лишь на селе. Следовательно, наиболее интенсивная физическая и умственная деятельность должнаы протекать в утренние и дневные часы, что и нашло отражение в пословицах. У англичан: «Рано ложись и рано вставай — будешь здоровым, богатым и мудрым». У нас: «Утро вечера мудренее», «Кто рано встаёт, тому Бог даёт»; «Кто встал до дня, днём здоров»; «Вставай в пять, обедай в девять, ужинай в пять, ложись в десять — проживёшь девяносто девять»; «Кто рано встаёт, тот вдвое живёт» и т.д.

Учёные Пущинского научного центра под г. Серпуховым, познакомили меня с письмом Президенту РФ В.В.Путину от 20.04. 2000 года. Два известных академика — С.Э.Шноль из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН, г. Пущино-на-Оке и Л.Я. Глыбин, директор Научно-исследовательского центра клинической кардиологии и биоритмологии ВСНЦ, г. Владивосток — отмечали важность учёта «космофизических факторов и ритмов в жизни людей». Ими была установлена ранее не известная закономерность внутрисуточной цикличности различных процессов — физиологических, патологических, физико-химических, гелио-географических с пятью «подъёмами» (около 5,11,16,20 и 24 часов) и пятью «спадами» (около 2,9,14,18,22 часов). Эта закономерность меняет в корне наше представление о ритме жизнедеятельности человека на Земле и даёт основание рассматривать вопрос изменения социального уклада жизни людей.

Общеизвестен факт, что человек наиболее работоспособен до 13 часов. Оказывается не существует биоритмологических типов работоспособности — «жаворонков», «сов», «аритмиков». Достаточно проявить волю и понимание природой данного космического ритма жизнедеятельности. Тем не менее, законы биологии человека и космоса игнорируются до сих пор. Назрела острая необходимость коренной перестройки внутрисуточного ритма в жизни людей и создания условий для возможности ежедневных адекватных физических (лучше на природе) нагрузок для каждого человека. Проблема эта — начала рабочего дня в ранние утренние часы, решена в Германии, Италии, Новой Зеландии, Японии и других странах.

Второй фактор сохранения здоровья — ритмическое движение, танец и бег. Данный фактор признан научной общественностью и используется в качестве универсальной оздоровительной системы при различных заболеваниях. На том настаивали 80-летий Н.М.Амосов, канадский учёный Ганс Селье, советский педагог В.А.Сухомлинский, чемпион по тяжёлой атлетике Ю.Власов — перечислять можно до бесконечности.

В 70-е годы ХХ столетия В.Ф.Базарным начинает разрабатываться новая педагогика — здоровьеразвивающая (здоровьесберегающая). Доказано, что переход детей на сидячий образ «познания жизни» — это глобальное закрепощение и подавление процессов биогенетической жизни в развитии детей, нарастание генетической, клеточной, органной и системной незрелости, то есть телесной и духовной неразвитости (инфантильности).

В 2000 году, после нескольких лет педагогической работы и посещения школы академика М.П.Щетинина, мною был разработан проект школы будущего — лицей-интернат-ВУЗ.

Проект предполагает охват всего периода в воспитании и образовании ребёнка от пренатального в детских яслях и садах, начального, среднего и до средне-технического, полного общеобразовательного, а также сельскохозяйственного высшего, вплоть до академического для одарённых детей.

Образовательно-воспитательный проект «Международный экологический агроцентр» (МЭАЦ) — лицей-интернат-ВУЗ включает 34 блока.

 

Космопланетарная модель этикоэкологической школы

Рис. 3. Схема сельскохозяйственного блока

 

Мы представляем модель-образ такой «идеальной школы», которая должна органически удовлетворять как материально-профессиональные запросы общества, так и духовные.  Блок-схема лицея-интерната-ВУЗа состоит из учебного сектора на 250–300 учащихся, а также общежития (комнаты для проживания и отдыха 5-7 человек), оранжереи, библиотеки, столовой, научно-педагогического производственного объединения (НППО) для углублённого и дифференцированного изучения предмета (рис. 1). В научный и медицинский центры (рис. 2) входит медико-лечебный блок: микробиологическая, ветеринарная, биохимическая и биофизическая, реабилитационно-релаксационная и психологическая, информационно-компьютерая лаборатории. Сельскохозяйственный блок (рис. 3) состоит из гаража и с/х техники (это машины, трактора, различные прицепные устройства), мастерских (деревообрабатывающие станки — слесарные, токарные и фрезерные) и котельной, теплицы, сада и пасеки, цветочных клумб, кустарников и деревьев, поля с/х культур, не менее 1500 га, пруда или речки, дома для престарелых и гостиницы, коттеджей для преподавателей и обслуживающего персонала, блока охраны. Спортивный комплекс (рис. 4) — это конюшня и место для выездки, закрытый и открытый стадионы, лесная (горная) тропа по периметру экополиса.

 

Космопланетарная модель этикоэкологической школы

Рис. 4. Схема спортивного комплекса

 

Проект МЭАЦ был признан «интересным» и одобрен к реализации в Серебрянопрудском районе Московской области начальником Главного управления образования Московской области Л.Н.Антоновой в конце 2000 года.  Однако он не реализован до сих пор по независящим от нас причинам. В марте 2001 года автор проекта был награждён «Почётной грамотой» Министра образования РФ В.М. Филипповым за «творческий вклад в развитие теории и практики управления в области образования, разработку инновационных технологий управления, способствующих развитию системы образования РФ».

 В школе ребёнок не только должен готовиться к жизни, но и полноценно жить и развиваться в адекватном для его психики и физиологии ритме. Сформировать такие условия можно в условиях синергии традиций и новаторства (инновационных подходов), когда ученик — не только субъект в образовательном процессе, но и сам создаёт и расширяет образовательное пространство. Знания не только накапливаются, но и создаются самим учеником и передаются сверстникам. Такое опережающее обучение становиться одним из перспективных направлений совершенствования организации образовательного цикла и, вероятно, самое главное, приобретает социальную значимость.

В глубокой древности крестьяне на Руси говорили: «Копа переможет и попа», что взято из великорусского разговорного словаря В.И.Даля. Копа — (копить) копна, груда, ворох, гора вещей, скоп народа, круг, мир, сходка, громада. Это нравственный и духовный принцип — совместности, сопричастности, сопереживаемости, содружества, созвучия и совершенства, когда сосед помогает соседу, а не старается у него что-нибудь отнять. Отсюда — синергетический усиливающий и опережающий эффект в образовательном процессе.

Л.Н.Толстой в романе «Анна Каренина», говоря об эгоизме, пишет: «Задаюсь вопросом: что нужно для излечения современного метаморфоза древней болезни? Ради реабилитации подлинного счастья, мне думается, необходимо восстановить в нас чувство, что я существую не один против всего, а один, но вместе со всеми».

Общинные (синергетические) элементы нашли своё отражение в педагогических системах и взглядах Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского. Для них каждый ученик — это уникальная личность, мир которого многогранен.

Синергетический подход к разработке и функционированию учебно-воспитательного цикла в педагогических системах реализуется, как считает В.В.Добрынина, преподаватель математики в школе академика М.П.Щетинина, при выполнении следующих базовых условий: нелинейности, открытости и неравновесности систем; значимости их устойчивости и неустойчивости, необходимости и случайности; конструктивной роли хаоса; невозможности полного и точного прогноза; существования резонансного воздействия.

Л.Н.Толстой так описывает динамику педагогического процесса: «Школа развивается свободно из начал, вносимых в неё учителем и учеником. Вначале нельзя было подразделить ни на классы, ни на предметы, ни на рекреации и уроки, все попытки распределения оставались тщетны. По моему мнению, внешний беспорядок этот полезен и незаменим, как он ни кажется странным и неудобным для учителя. Нам кажется, что беспорядок растёт, делается всё более и более и нет ему пределов, кажется, что нет другого средства прекратить его, как употребить силу, и стоило только немного подождать, и беспорядок (или оживление) самостоятельно улёгся бы в порядок, гораздо лучший и прочнейший, чем тот, который мы выдумываем». (Антология педагогической мысли. М., Педагогика, 1990).

В октябре 2008 года в г. Астане, Казахстан, будет проходить Всемирный Форум Духовной культуры, где космопланетарная модель этикоэкологической школы XXI века будет рассмотрена более глубоко.

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: