warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Начиная с «Дельфиса» № 3(67)/2011, мы публикуем страницы дневника 15-летнего подростка, в будущем известного финского философа, архитектора, художника, педагога Алексантери Ахола-Вало (1900–1997). Имя его никому не было известно в России, хотя большинство своих проектов он реализовал в России (см. о нём статью Е.Катинской «Человек планеты Земля» в «Дельфисе» № 1(65)/2011). Без преувеличения этого юного созидателя можно назвать гениальным. Причём проявлялась его неординарность не только в организаторских способностях, но и в уменье мыслить высокодуховными категориями, в заботе о воспитании поколения будущих строителей идеального государства.

Опыт создания школьной общины А.Ахола-Вало заслуживает серьёзного исследования. Хотелось бы, чтобы его последователи появились и в нашей стране.

Из дневников Ахола-Вало

Встреча с комиссией от Академии Наук

24 марта 1915 года

Встречали утром в 9 час. 18 мин. поезд. Прибыли представители Академии Наук под предводительством Каракчеева Семёна Юрьевича: Вавилов Алексей Викторович – академик по вопросам утверждения школьных программ, Аркадий Аверченко – литературовед, Роман Борисович Апполонский – сценическое искусство, а ещё Самсонов – по вопросам медицины. Их было всего четыре представителя, а нас, встречающих, девять человек – весь состав правления школы Самодеятельности Вырицы.

Несколькими минутами позже вышли из вагона и были представлены Каракчеевым члены канцелярии Академии Наук: Ефим Астафьев, Василий Осипович Рэм. Прибывшие отправились пешком до учебного комбината, а канцелярист с багажом остался грузить его на подводу Астафьева Ефима Григорьевича. Мы пришли к зданию комбината одновременно с подводой с багажом. Гостей поместили при вестибюле в студенческих помещениях, как мы называем интернат-комнаты. Погода была тёплая, и начались весенние дни. В комнатах не было отопления, и тепло в них переходило из вестибюля и гардеробных помещений, которые отапливаются от подвальных печек.

 

Страница из дневника А.Ахола-Вало

 

Гости быстро приспособились к нашей системе обмена уличной обуви на комбинате. Эта система обошлась нам очень дорого, так как запас домашних тапок стоил нам около 480 рублей. Но принцип жизни был обеспечен. Каракчеев, уже будучи в обширном вестибюле, сказал своим попутчикам: «Это система будущего быта, что пока не усвоено в обычной жизни. Так в будущем будет везде во всём мире, как говорит инициатор этой системы Александр Петрович Ахола».

Не знаю, как поняли его попутчики. Но поймут со временем. В комнатках была удобная мебель нашего собственного производства. В школьной столовой был накрыт праздничный стол, и гости были довольны всем, что видели и чем пользовались. Они не все поверили, что дети и подростки всё это построили. Хорошо, что Нестор успел приготовить нужное количество складных стульев для конференц-зала. После завтрака гости знакомились с внутренней архитектурой комбината. Их сопровождали сёстры Ольшамовские, Аксана Завьялова и другие девушки объясняли всем кто что делал, остальные записывали, а Ира всё время стенографировала.

Самсонов показал часть госпиталя и описал подробности строительства. Через три часа обхода всего комбината гости пошли по своим комнатам на отдых. А мы готовили всё для вечерней программы. Весь вечер провели в конференц-зале. Осмотрели художественную выставку и рассказали о деятельности по нашей программе: о строительстве комбината, кто что делал и какое количество участвовало детей-строителей, а что было сделано взрослыми специалистами.

Гостей удивляло то, что всё архитектурное проектирование полностью было сделано не взрослыми. Меня выставляли всё время как зачинщика. Удивлению не было конца, а мне казалось, что тут ничего удивительного. Надо только внимательно подумать и лучше о будущем. Наш строительный состав был полностью представлен, не хватало только Пайтсу и Куоса.

Взрослые специалисты были представлены, кроме мобилизованных на войну, землекопы и водопроводчики. Им особенно понравился вестибюль с фонтаном и лестничная клетка. Они любовались видом природы. Для них всё так оригинально. Им понравилась архитектура большого здания, внешняя и внутренняя, а также Дом театра. В саду и огороде начнут посевные работы сразу после Пасхи. Об архитектуре докладывал Нестор. Он подчёркивал трудности, которые были и будут из-за войны, но мы их одолеем .

Вечером в конференц-зале был доклад о литературном кружке. Докладывала Анечка Ковенкова очень толково, душа радовалась. Закончился доклад вопросами гостей. Анечка отвечала. Незабываемым остался такой момент. Конферансье – высокий верзила Степан Ярцев. Он басовитым голосом сказал торжественно:

– А теперь выступает председатель литературного кружка Анна Ковенкова. Начались бурные рукоплескания.

Гости думали, что выступит учёная дама – доцент или профессор, судя по такой овации. И о ужас, это была малорослая девочка, которая выглядела в первую минуту школьницей 2–3 класса. Гости ахнули в один голос, а наши настоящие ученики 2 класса прыснули со смеху, потому что Степан Ярцев был ростом в два раза больше маленькой Анечки. Гости, видно, готовились смотреть нарочно подстроенную комическую сцену для забавы. Но когда Анечка начала говорить, то не до смеха стало. Все слушали эту талантливую речь. Вот она дословно:

– Мне поручено счастливо отрапортовать о последних достижениях нашего кружка. Мы сильно повзрослели за эти месяцы 1913–1915 годов (радостный смех). Дайте серьёзно высказаться и не мешайте работать нашему собранию. Вы же серьёзные люди, а не какие то малолетки (смех увеличился с новой силой). Да перестаньте же хохотать. Как вам не стыдно перед серьёзными столпами науки.

Раздался голос мальчика с хриплым голосом:

– Это мы от великой радости не можем удержаться от хохота.

– Да ладно, говори!

– Мы перед двумя противоречивыми (вопросами), – продолжала Анечка. – В них начало вымирания закоренелого зла и возрастающего нового, невиданного добра. Когда смотрят наши многоговорящие проекты, в которых плотные монолитные мысли, зовущие к такими планам, о которых наши деды и отцы не знали. Возьми хотя бы микробиологическое влияние на человеческий организм в домашнем быту, на транспорте и в общественных местах. Нами проведены исследования, открыты очаги опасности. Мы стали изобретать средства борьбы с разными болезнями. Такими эффективными средствами являются обмен уличной обуви на домашнюю, отмена скатертей, занавесок, ковров и разных других пыленакопителей. Вот всему этому наша повествовательная литература обязана содействовать. Мы уже не тратим наши способности на поверхностные описания старых понятий. Мы постепенно переходим на последовательно-показательный показ, что полезно здоровью и что вредно. Наш стиль не анти-экспериментальный, а воспитательный, мы за высокую мораль и за осмысленность всего бытия. Мы стремимся к цельности развития человеческого интеллекта. Да иначе и не может быть. Как повествование отсталого, ненужного должно передаваться читателю только сопоставительно с улучшенным и нужным. Так называемой «изъянной» литературы в том виде, как это предлагалось читателю в прошлом, больше не будет в недалёком будущем. И уже сегодня мы должны и можем творить с глубокой воспитательной целью. Взгляды нашей молодёжи расходятся со старыми писателями в том именно, что надо больше реально поучительного, а не сказочного и фантастического. Для детей надо больше правдивого, а не фантазий. Мы переросли период мистических фантасмагорий. Мы начали усваивать оздоровлённые взгляды и к этому относящиеся действия. Чтобы действовать сознательно, надо избегать мистики, она только мешает реальному творчеству и затуманивает детские мозги. Вот именно этого добиваются современные взрослые мыслители. Чисто природный детский ум остаётся непонятым… Говорю это с целью поучительной, чтобы не повторялись педагогические ошибки. Всякая литература должна быть поучительная, а не слабо ответственная. Вот такого слабого душевного качества литературой с добавлением садистических приключений и криминализма переполнены полки книжных магазинов во всём мире. Где же та нация и страны, которые были бы свободны от этого вреда? Такой страны, или государства, в мире нет. Но она будет примером всем народам мира (аплодисменты). Наш учебный комбинат работает для этой цели (аплодисменты). Человеческая способность и наклонность к фантастике будет положительно оценена только в изданиях басен Крылова. Это не фантазия низкого полёта. Крылов оставил нам бесценный образец критики нравов. Метод в образе басен никого не обидит. Это подходит в исторический период, когда ещё существует власть насилия. Всё когда-нибудь будет считаться прошлым и старинным. Так и фантастика нашего времени. Но критику нравов разных периодов историки будут хранить и изучать, чтобы понять развитие, прогрессировавшее в её последовательности. Мы будем придерживаться меткой критики Ивана Андреевича Крылова. И этим сохраним сказочность воспитания морали. Это о нашей цели. <...>

 

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: