warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

История об Иисусе

Предисловие издателя

На протяжении четырнадцати лет доктору Г. де Пурукеру довелось прочитать ряд лекций, заключавших в себе важные, но разбросанные в разных источниках сведения относительно жизни, деятельности и мистической истории Иисуса, которого называют Христом. Таким образом, достоянием гласности стали многие исторические, квазиисторические и сугубо эзотерические факты, связанные с жизнью Иисуса. Все эти разрозненные сведения были собраны Г. де Пурукером воедино и с помощью нескольких соединительных предложений превращены в отдельную статью, которая может послужить ответом на сотни полученных автором просьб представить в общих чертах историю жизнедеятельности и учения Иисуса в свете эзотерических данных и с точки зрения теософии.

Глава I
Иисус – человек или миф?

«В качестве одного из величайших реформаторов, безжалостного противника богословского догматизма во всех его проявлениях, преследователя фанатизма, учителя, проповедовавшего один из чистейших кодексов этики, Иисус принадлежит к числу самых величественных и ясно очерченных фигур в панораме истории человечества. Век его с каждым днём, возможно, и отодвигается от нас всё дальше и дальше, теряясь в густой и туманной пелене прошлого, а богословие, построенное на человеческой фантазии и опирающееся на бездоказательные догматы, вероятно, – да нет! неизбежно – будет с каждым днём всё больше утрачивать свой незаслуженный престиж, и только величественная фигура этого философа и реформатора нравственности никогда не потускнеет – наоборот, с каждым новым столетием она будет становиться всё более живой и рельефной. И вознесётся она в торжестве своём над всей землёй лишь в тот день, когда человечество целиком признает лишь одного отца своего – Неведомого наверху – и лишь одного брата своего – весь род человеческий внизу» [«Разоблачённая Изида», т. II].

Иисус действительно жил на земле. Каково бы ни было его настоящее имя, человек, известный как Иисус (на иврите его имя произносится как Иешуа или Иошуа), является подлинным историческим лицом, снискавшим славу великого мудреца. Кроме того, он был посвящён в тайное учение своего времени, и после его смерти вокруг него выросли легенды и сказания, события в которых тесно переплелись с временами более поздними – скажем, происходившими столетие спустя – и составили то, что мы называем евангелиями.

Но кто же он был такой, Иисус? Когда он жил? Когда родился? И жил ли он в действительности вообще? А может быть, он представляет собой просто миф? Точного ответа на эти вопросы не знает никто. Одного-единственного, определённого, исчерпывающего и убедительного ответа просто не существует. И тем не менее, эти вопросы до сих пор занимают умы многочисленной армии учёных и исследователей. Но за всей этой пеленой неопределённости и за всем этим туманом противоречивых суждений, что накопились на протяжении веков с тех самых пор, как Иисус, впоследствии получивший имя Христа, явился, чтобы учить своих соплеменников, за всем этим мы, однако, отчётливо видим возвышающуюся фигуру великого Учителя – далеко не единственного в анналах человеческой истории, но, тем не менее, величественного и достойнейшего Учителя людей, сердце которого было исполнено любви и сострадания к заблудшему человечеству и который каждый день своей жизни на земле проводил в проповеди учений, возвышающих человеческое сердце и ум. В конце концов он ушёл от нас, приняв, как рассказывают евангелия, мученическую смерть на кресте. Был ли он действительно распят на кресте? Несмотря на то, что большинство учёных дают утвердительный ответ, мы и в данном случае обязаны сказать: этого никто не знает наверняка.

Евангельская история – это лишь идеализированная художественная проза, написанная христианскими мистиками в подражание эзотерическим мистериям язычества, и целью её является описание тех испытаний, которым обычно подвергались кандидаты в посвящение – причём задачу свою эта художественная проза выполнила не очень хорошо, ибо евангелия содержат в себе множество ошибок и неточностей.

Вскоре после так называемого «распятия Учителя Иисуса» – во всяком случае, после того, как христианские Священные Писания распространились по Средиземноморскому миру – и на всём протяжении Средневековья вплоть до наших дней, между людьми происходили ожесточённые споры и борьба по поводу тех документов, которые составляют христианский Новый Завет, причём споры эти не ограничивались собственно содержанием документов, но шли даже вокруг отдельных слов и фраз, а также конкретного времени их написания и авторства. И по сей день никто не знает об этом ничего определённого, конкретного и действительного, но уже в силу простого отсутствия убедительных доказательств многими умными и высокообразованными учёными был выдвинут ряд теорий, считающихся сегодня вполне состоятельными.

Давайте задумаемся над тем, что это всё означает. Людям не известны ни точная дата написания Евангелий, ни точная дата составления Деяний Апостолов, ни точная дата написания и отправления различных Посланий, ни то, когда именно была написана св. Иоанном на острове Патмос последняя книга – Апокалипсис. Даже об авторах всех этих «Писаний», как их принято называть сегодня, не известно ничего определённого.

Никто толком не знает, кем они были написаны, никому неизвестно, когда они были написаны и, более того, никто не знает, соответствуют ли действительности события, изложенные в книгах Нового Завета, так же как никому ничего неизвестно и о подлинных мистических чувствах и устремлениях тех, кто зафиксировал их письменно. Задумаемся также над тем, а за что, собственно говоря, на протяжении почти восемнадцати минувших столетий выступало христианство – религия, пропагандировавшая жёсткие догматы, религия, проповедовавшая ряд вполне определённых и строгих доктрин веры, которым человек должен был следовать под страхом утраты обещанного бессмертия души.

Четыре канонических христианских Евангелия далеко не исчерпывают собой все когда-либо написанные книги такого рода. Из истории христианской церкви мы знаем, что существовали десятки древних евангелий, которые, за исключением четырёх, ныне признанных каноническими, после III-IV веков христианской эры были отвергнуты и вот уже многие столетия называются «апокрифами».

И теперь, находясь в полнейшем мраке неизвестности, окружающем источники происхождения этих мистических писаний и их авторов, какой вывод из всего этого должны сделать мы? Нам известно, что по меньшей мере существовало порядка 24-25 различных евангелий, которые сегодня называются «апокрифами», а также огромное число посланий, множество деяний – и все эти евангелия, послания и деяния принадлежали разнообразным перво- или раннехристианским сектам и распространялись ими. И название «апокрифических», то есть сомнительных, они получили по той простой причине, что сегодня не входят в Канон утверждённых писаний, хотя учёным прекрасно известно, что эти так называемые «апокрифические» сочинения считались каноническими среди тех, кто принимал их и пользовался ими.

В истории Иисуса нет типологически ничего нового: в своих основных чертах она следует в русле уже известных нам историй жизни и учений других великих провидцев и мудрецов, аватар и будд – в данном случае она просто выстраивается вокруг жизнедеятельности конкретного Учителя по имени Иисус. Большинство этих великих исторических фигур после своей смерти или исчезновения оставили потомкам запутанную систему символов, иносказаний, которые спустя многие годы, как правило, начинали считаться не вызывающими никаких сомнений историческими памятниками, хотя вовсе не являлись таковыми. Из сказанного нами совсем не следует, что все эти запутанные сочинения, связанные как с Иисусом, так и с другими Учителями, не содержат в себе никаких подлинных исторических фактов и событий. Это означает лишь то, что указанные исторические памятники действительно излагают реальные события, но события эти укрыты таким плотным слоем символики и так глубоко спрятаны в иносказаниях, что за этими внешними покровами трудно разглядеть реальность.

Не существует ни одного памятника в историческом смысле этого слова, который бы сообщал о появлении великого сирийского мудреца по имени Иисус в общепринятом первом году христианской эры или в четвёртом году до Р.Х. И это является одной из причин того, что критически мыслящие западные учёные отказываются видеть в Иисусе живое историческое лицо, ибо не существует ни одного безусловного исторического указания на его существование в нехристианских источниках. Но дело в том, что он действительно жил, и жил он примерно за сто лет до первого года христианской эры, как её принято сегодня называть .

Начало нынешней христианской эры было впервые произвольно установлено христианским монахом, неким Дионисием Экзигуусом, то есть «Дионисием Маленьким», жившим в VI веке христианской эры при императорах Юстине и Юстиниане. Он и понятия не имел о том, когда родился Учитель Иисус, но на основании тех материалов, которые имелись у него под рукой – материалов не очень богатых, но какие уж имелись – он и сделал необходимые расчёты. Таким образом, он и отнёс дату рождения христианского Вероучителя примерно за шестьсот лет до своего времени. Вскоре эта гипотетическая дата получила признание в качестве первого года христианской эры или года рождения великого мудреца по имени Иисус. На самом же деле он родился за сто с лишним лет до времени, установленного Дионисием Экзигуусом.

Глава II
Рождение Иисуса и празднование рождества

Как мы уже отметили, точная дата рождения Иисуса-человека совершенно неизвестна: не только сам год рождения, но также и число, когда это событие состоялось. С самых давних времён христиане пребывали в сомнении относительно года и дня, когда родился их великий учитель, но в конце концов в качестве дня его физического рождения было решено считать 25 декабря.

Однако совершенно очевидно, что 25 декабря отмечается как день зимнего солнцестояния, которое в наши дни происходит 21-22 декабря, а в имперском Риме эта дата издревле отмечалась как день нового рождения Sol Invictus, то есть Непокорённого Солнца: в этот день отмечался самый низкий путь движения над горизонтом солнечного диска в зимний период, и, как считалось, именно тогда происходило его возвращение к прежнему маршруту движения по небу северного полушария.

Персидское божество Митра также носило титул «Непокорённого», и, как сообщает один из самых первых христианских писателей – Юстин Мученик («Диалог с Трифоном Иудеем», с. 305), – мистическое рождение Митры произошло в пещере или гроте, подобно тому, как родился и Иисус, согласно самым древним и широко распространённым легендам ортодоксального христианства. Юстин, кроме того, отмечает: «Он родился в тот день, когда вновь родилось солнце в конюшне Авгия» – а, как всем известно, христианские Евангелия, считающиеся сегодня каноническими, указывают на то, что Иисус родился в «яслях» или в «хлеву», поскольку, по приводимой в Новом Завете легенде, ни Иосифу, ни Марии не нашлось места в гостинице.

Беда Достопочтенный, английский историограф VII века христианской эры, занимавшийся историческим описанием своей родины, острова Британия, в книге «De temporum ratione» сообщает нам о том, что древние англосаксы, которых он для краткости называет «англи», «начинали свой год 25 декабря, то есть в день, когда мы сегодня отмечаем день рождения Господа». Под Господом он подразумевает Иисуса.

И эту самую ночь, которая сегодня столь священна для нас (с 24 на 25 декабря), они на своём наречии называли «модра нехт». Здесь Беда или неправильно воспроизводит англосаксонские слова, или это какой-то диалект, потому что приведённые выше слова должны читаться как «модра нит». Они означают «Ночь Матерей» – по-видимому, это связано с определёнными церемониями, которые совершались англосаксами в течение всенощных бдений.

Очевидно, Беда упоминает этот праздник, отмечавшийся в середине зимы, потому что он был связан с каким-то древним нехристианским ритуалом, основанным на идее божественного материнства, которое соответствует и таинству человеческого рождения. Стоит ли говорить о том, что, если в то или иное время года происходило символическое или фигуральное рождение солнца, то с идеей этого ритуала была тесно связана и идея материнства – вполне возможно, что это материнство понималось как материнство Небесной Девы, рождавшей человеку его величайшего друга, освещающего мир. Наверняка какая-то похожая идея присутствовала в умах первых христиан, заставив их остановить свой выбор с такой определённостью на языческом празднике, превратив его в день рождения своего человеческого Спасителя, Иисуса, от женщины, которую они называют Девой Марией.

И аналогично тому, как, согласно прекрасной христианской легенде, 25 декабря родился младенец-Христос, в этот день состоялось и рождение в человеческом образе божества Митры – то есть в день зимнего солнцестояния. Этот или один из последующих дней стали почитаться и в других религиях как день рождения их божеств.

Рождество является христианским праздником лишь в определённом смысле. В основе своей он восходит к греко-римскому язычеству, воспринятому христианством. А значит, он старше христианства. Он – попросту говоря, языческий. Существовало, по крайней мере, три праздничных дня, которые отмечались в самом начале христианской эры: 25 декабря, 6 января (праздник Богоявления) и 25 марта – день весеннего равноденствия. Все эти даты связаны с астрономическими явлениями, и христиане V-VI веков христианской эры, в конце концов, остановились на дате, которая считалась днём рождения персидского бога Митры – 25 декабря.

Античные мистерии проводились в различные времена года – весной, летом, осенью и в день зимнего солнцестояния. Но самые значительные из них, величайшие мистерии проводились только зимой, когда солнце достигало своей самой южной точки и начинало обратное восхождение к северу. Именно в день зимнего солнцестояния и начинались самые священные древние мистерии. Тогда и происходило посвящение в них специально отобранных людей как успешно прошедших некий предварительный период ученичества: теперь они должны были пройти предшествующие посвящению испытания для того, чтобы в человеке могли проявиться божественные способности и силы внутреннего бога.

В течение двух недель длился этот цикл подготовки или посвящения, а 6 января, то есть в тот день, который позже стал называться днём Богоявления и который до сих пор широко отмечается христианской церковью, наступал кульминационный момент, когда кандидаты в посвящение, успешно прошедшие предварительные испытания в древних криптах, должны были лицом к лицу предстать перед своим внутренним богом.

Если кандидат успешно выдерживал самое главное испытание, то тогда он вдруг оказывался залитым со всех сторон изумительным светом: он исходил от него самого, и человек в эту минуту был подобен сияющему солнцу. Его лицо полыхало ярким светом, голову его сзади окружал сияющий ореол, и о нём тогда говорили, что он «облачился в солнце». Это сияние и есть тот самый свет-Христос, который на востоке называют светом буддхи, то есть средоточием духовной витальности человеческого существа, истекающей из него в виде излучения света. Так рождался Христос-солнце.

Из греко-латинских литературных источников я мог бы привести вам множество самых различных свидетельств того, чтó происходило в этот самый священный момент языческого цикла посвящения. В такой день рождался Христос, говоря мистическим языком первых христиан, а пользуясь выражениями, которые употребляли греки и римляне, от которых христиане восприняли и – увы! – приспособили к своим нуждам эти идеи, в такой великий день рождался мистический Аполлон: так назывался человек, возносившийся столь высоко. На востоке же говорили, что родился Будда.

Теософы отмечают Рождество именно в связи с тем, на что я попытался вкратце указать выше. Более того, они никогда не забывают о том, что подобные же посвящения происходят и в наши дни. Любой теософ испытывает к этому времени года чувство благоговейного трепета, ибо он сознаёт, что в каком-то особом, специально предназначенном для этого месте свои наивысшие испытания сейчас проходит какое-то живое человеческое существо, и в случае успешного их прохождении, то есть если ему удастся «возвыситься», если сумеет он возвысить своё личное «я» до такой высоты, чтобы вступить в прямое общение со своим внутренним богом и закрепить в нём своё личное «я», вот тогда-то и произойдёт его воссияние божественным великолепием, и в мире родится новый Христос, новый учитель прощения, сострадания и всемогущей любви ко всему сущему.

Теперь вы, вероятно, начинаете лучше понимать, насколько запутана вся эта история, связанная с Иисусом – отчасти по вине тех, кто направлял ситуацию в это русло, а отчасти по причине того, что мы сегодня плохо понимаем, как жили древние и как устроены были их общественные институты. Поэтому мы видим, что христианская история Иисуса представляет собой некую серию рассказов, изложенных символическим языком и стилем. Эта история не претендует на то, чтобы служить точным жизнеописанием конкретного человека, она лишь старается сообщить людям некую истину, направить им некий духовный посыл. Она старается под видом аллегорий и символов вселить в людей некую мистическую надежду, обратить к ним некий мистический призыв с тем, чтобы люди вдруг обнаружили, что умы и сердца их заворожены этим светом, обращены к нему, и тогда, возможно, они станут искать посвящения и, как сказано в древних книгах, придут к дверям храма и станут в них «стучаться» и «вопрошать». Именно в такой форме было исстари принято выражать призыв к обществу самосовершенствоваться и развивать в себе духовную составляющую человеческого существа.

Глава III
Учения Иисуса

В учениях, которые проповедовал аватара Иисус-Сириец, нет ничего нового. Он лишь в очередной раз указывал древний-древний путь к достижению духовной жизни: путь к обретению мудрости и духовной силы.

 

Полностью статья будет опубликована позже.  Номер журнала  с опубликованной статьёй Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».

Идентификация
  

или

Я войду, используя: