warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Быть строителями космического будущего

Тоотс Н.А., главный редактор журнала «Дельфис»

На страницах журнала «Дельфис», начиная с конца 2010 года, идёт широкое обсуждение темы Духовной Культуры и Духовного Просвещения, провозглашённых Всемирным Форумом прогрессивных сил человечества, состоявшимся в столице Казахстана – г. Астане и ставшим заметной вехой на эволюционном мировом пути.

В ответ на публикацию этих материалов наша редакция получила много откликов, часть которых была опубликована в журнале (В.Августата из Австрии, А.В.Владимирова, Л.В.Бузиной). В них звучали также предложения по созданию различных структур, в том числе и виртуального центра «Духовный парламент» (М.Малеев, А.Славов и Т.Яламов из Болгарии). Раздавались голоса глубокой озабоченности заметным снижением активности на местах российского отделения Международной ассоциации «Мир через Культуру». И сегодня мы подводим некоторые итоги. К тому есть основания: во-первых, в Астане в октябре 2011 года состоялась Международная научно-практическая конференция «Духовная Культура – ключ к преображению мира», а во-вторых, в Международной ассоциации «Мир через Культуру» произошли структурные и персональные изменения, целью которых явилась необходимость улучшения её работы и придания нового духовного импульса.

О конференции в Астане рассказывает в этом номере «Дельфиса» член Президиума Международной ассоциации «Мир через Культуру» Л.А.Трунина. О решениях расширенного заседания Президиума Международной ассоциации «Мир через Культуру», состоявшегося 1 декабря 2011 года, нам известно из его протокола. В состав Президиума введена от Республики Индия – руководитель департамента внешних сношений Гобинд Садана Мери Пет Фишер, а президентом Ассоциации избран сенатор Парламента Республики Казахстан – Толеген Мухамеджанович Мухамеджанов. Разработка конкретных программ Духовного просвещения, сбор и систематизация предложений по реализации Декларации «К Новому Миру и созиданию через Духовную Культуру», активизации работы Российской ассоциации «Мир через Культуру», а также новой организационной структуры и Устава Международной ассоциации «Мир через Культуру» поручены Ю.А.Агешину, Э.В.Балашову, Н.А.Бикаловой, Л.А.Труниной и И.И.Поляковой.

В итоговом документе заседания Президиума было подчёркнуто, что Международная ассоциация «Мир через Культуру» «не отождествляет себя ни с какой духовной школой, ни с какой религиозной конфессией. Она является мостом, на котором предлагает встречаться представителям различных духовных и религиозных направлений на базе духовного синтеза, на объединительной основе лозунга "Мир через Культуру". Как показывает история, мир человеческий многополярен, и в этом заключена его индивидуальная особенность. Поэтому формат некоего глобального центра невозможен в условиях многополярного мироустройства. Здесь уместно рассмотреть вопрос о создании международного координационного совета с территориальными представительствами в России и других государствах. Эта инициатива была заявлена на Всемирном Форуме Духовной Культуры, и её дальнейшее освещение было продолжено на Международной конференции "Духовная Культура – ключ к преображению мира"»…

Так хронологически развивается тот мощный призыв мировой общественности признать «главным инструментом преображения человека и человеческого сообщества» Духовную Культуру. И поводя итоги, правомерно сказать, что прекрасных лозунгов и деклараций прозвучало предостаточно. Пора переходить к объяснению и толкованию – что такое Духовная Культура, а не только провозглашать её необходимость. Каждый человек должен понять, какое место он может занять в духовном преображении общества. Что такое духовность? Ведь и это понятие не имеет сегодня чёткой формулировки и понимается по-разному. Это убедительно показал нам современный философ О.В.Кирьязев в статье «Размышление о духовной природе человека» («Дельфис» № 4(68)/2011). Он предлагает понимать духовность «как способность выходить за пределы наличного существования, как энергию такого выхода, внутреннюю жизненную силу, волю». Способность выходить «за пределы» связана, по словам Л.Н.Толстого, с «состоянием надмирности». Такой уровень сознания сегодня называют «космическим», формирование которого и есть путь к духовному обновлению человека, что ведёт к его радикальному преображению и как дискретного существа, и как континуального, всемирного. А это и повлечёт за собой изменение макрокосма, отношений между людьми и мира в целом.

Нужны знания, ибо современная эпоха – это эпоха знания. Об этом прекрасно сказал в своей статье «О спорах в рериховском движении» А.В.Владимиров («Дельфис» № 3(67)/2011). Наш читатель верно заметил, что в журнале «Дельфис» появилась новая рубрика «Гнозис», что в переводе с греческого значит «знание». Однако это не простое знание, которое можно почерпнуть из книги и учебников. Это знание, которое даётся только тем, кто стремится к той самой «надмирности», о которой говорил великий мыслитель Л.Н.Толстой. И эта устремлённость к высшему знанию и есть духовность. Чем выше человек поднимается к его вершинам, тем выше становится и его духовность.

Чтобы чему-то научиться, нужны примеры. Мы их находим в истории духовных движений древних и современных. А потому представляется полезным не только знакомство с опытом давно прошедших эпох, но и тем, что накоплено в последние годы – лихие перестроечные и кризисные, причём не только в нашей стране.

Журнал «Дельфис» этому посвящает многие страницы и рубрики. Мы стараемся расширить кругозор наших читателей, познакомить их с текстами, извлечёнными из мировых сокровищниц знаний. Однако мы не забываем, что главным нашим ориентиром остаётся Живая Этика, или Агни Йога. А потому судьба рериховского движения в России и мире никогда не уходит из нашего внимания. И то, что на Всемирном Форуме в Астане была так много рериховцев, нисколько не удивляет и, больше того, воодушевляет. Обидно только, что в основном оценку деятельности и сущности нашего движения можно прочитать в трудах отнюдь не приверженцев его, хотя есть и исключения (как, например, исследования доктора философских наук С.Р.Аблеева в книге «Универсум сознания» (М.: Амрита-Русь, 2010), очерк Р.Лункина в сборнике «Религия и общество» (М.–СПб.: Летний сад, 2002)), но чаще ярых противников.

Настало время языком современной науки объяснить то, что на протяжении веков было привилегией лишь религиозных деятелей, лидеров духовных движений и философов. Весь необходимый для этого инструментарий у учёных имеется, и многое необъяснимое становится понятным. Однако современной науке не хватает (во всяком случае, в нашей стране) некоего мощного импульса, который снимет с неё многие «табу», наложенные косными и устаревшими представлениями официальной всё ещё господствующей парадигмы знаний.

Всем читающим наш журнал: мы ждём Ваших откликов и предложений! Поиск новых общественных форм духовного движения продолжается.

Идентификация
  

или

Я войду, используя: