warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

В летописи рериховского движения 2002 год будет отмечен как год столетия со дня рождения Юрия Рериха (1902-2002), выдающегося востоковеда, внёсшего огромный вклад в развитие современной ориенталистики — индологию, тибетологию, монголоведение. Знание и блестящее владение европейскими языками, санскритом, монгольским, тибетским языком поставило Юрия Рериха в ряд непревзойдённых переводчиков. Он также многое дал исторической науке как исследователь Центральной Азии, принимавший участие в двух экспедициях: Центральноазиатской (1924-1928) и Маньчжурской (1934-1935). 100-летие учёного во многих городах России и некоторых странах за рубежом было отмечено рядом культурно-просветительских мероприятий: конференциями, чтениями, выставками, встречами с общественностью, экскурсиями по местам, где Николай Константинович Рерих проводил археологические раскопки и создавал картины, а его сын Юрий бывал в младенческие и юные годы.

100-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха посвящается

5-11 августа. Международный конгресс монголоведов

В эти дни в Улан-Баторе (Монголия) состоялся VIII Международный конгресс монголоведов. Правительство Монголии и президент республики Н.Багабанди поддержали этот форум учёных. Прозвучали доклады на следующих секциях:

1. Кочевые народы Монголии и их взаимоотношения с осёдлыми цивилизациями: значение и перспективы.

2. Монгольский язык и литература; взаимосвязи с языками и литературой других народов.

3. Монгольская культура. Традиции и инновации.

4. Проблемы устойчивого развития в Монголии. Развитие цивилизации и факторы окружающей среды.

5. Монголия в новом международном окружении; геополитика и иностранные отношения.

 

100-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха посвящается

 

Юбилейные заседания были посвящены 840-летию со дня рождения Чингисхана и 100- летию со дня рождения Ю.Н.Рериха. Юрий Николаевич выступал на I Конгрессе монголоведов в августе 1959 года с докладом «Монгольские заимствования в тибетском языке» и был одним из немногих зарубежных участников, кто зачитал свой доклад на монгольском языке. На настоящем конгрессе с докладом, посвящённым Ю.Н.Рериху, выступил его монгольский ученик — профессор Ш. Бира, ныне председатель Международной ассоциации монголоведов.

В работе конгресса участвовало более 300 учёных из более чем 30 стран: России, Казахстана, Узбекистана, Турции, Индии, Китая, Японии, Кореи, Вьетнама, Тайваня, США, Канады, Франции. Голландии, Бельгии, Италии, Греции, Германии, Чехии, Венгрии, Румынии, Норвегии. Швеции, Финляндии и других. Столь представительный форум проходил в центральном зале Дома правительства Монголии и аудиториях Монгольского государственного университета.

Форум показал, что монголоведение, как отрасль востоковедения, развивается в настоящее время довольно успешно во всём мире.

 

Улан-Батор - Москва

 

Шустова A.M.

 

13-16 августа. На Тверской земле

Города Бологое и Окуловка, пустошь Кунёво — особые точки на земле Валдайской, связанные с жизнью Юрия Рериха.

Нам, двум представителям редакции журнала «Дельфис» и автору этих строк, довелось быть участниками первого этапа Международной научно- практической конференции «Новая Россия на пути к единству человечества», организованной Санкт-Петербургским государственным университетом. Музеем-институтом семьи Рерих в Санкт-Петербурге, администрацией Твери, Вышнего Волочка, Бологое, Окуловка.

На конференцию приехали представители Твери, Великого Новгорода, Ярославля, Владимира, Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга, Клина, Удомли, Кирова. С 13 по 16 августа участники отправились по маршруту, взявшему начало в городе Тверь. Он пролегал по удивительно живописным местам, где когда-то, в доисторическую эпоху, двигался ледовый панцирь, оставляя после себя озёра, родники и молчаливых свидетелей происходящего — валуны, напоминающие нам о непреложных циклах в эволюции планеты Земля. Два из многих валунов, как знаки и своеобразные памятники, ныне увековечили две вехи жизни Рерихов: один с памятной плитой о знаменательной встрече Николая Константиновича с Еленой Ивановной Шапошниковой в 1899 году на берегу озера в Бологом, где находилась усадьба князя П.А.Путятина, второй - подтверждает местоположение дома на «пустоши Кунёво», где появился на свет их сын — Юрий 16 августа 1902 года (см. 2-ю стр. обложки).

 

100-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха посвящается

 

Маршрут, по которому нас провели организаторы конференции, предусматривал также и знакомство с достопримечательностями этой древней земли, славящейся неописуемой красотой. Мы делали остановку на подступах к святыне Валдая — у Иверского Святоозёрского Богородицкого монастыря, основанного и освящённого в 1653 году. Хотя в настоящее время продолжаются восстановительные и реставрационные работы. Святыня приобрела уже свой величественный лик. Побывали мы и возле красы бологовских краёв - церкви Параскевы Пятницы, которая тоже находится в реставрации. Двухэтажная церковь стоит на взгорке в старой берёзовой роще, посаженной монахами почти двести лет назад. Тогда во время утренних молебнов солнце осеняло молящихся огромным крестом света — благодаря специальному витражному проёму на восточной стене. Это — редкое архитектурное решение в строительстве храмов.

Дальше наш путь следовал к городу Окуловка, где 16 августа завершился праздник. Здесь на здании бывшего купеческого собрания была установлена памятная доска с изображением Ю.Н.Рериха и картины «Звезда героя», посвящённой ему отцом в 1939 году. После торжественного открытия мемориальной доски состоялось продолжение чтения докладов и выступлений, посвящённых деятельности Юрия Николаевича и его бесценному вкладу в науку. Совершенно очевидно, и это подтвердила конференция, что только сейчас мы приступаем к раскрытию многих научных аспектов, в которых проявилось новаторство Ю.Н.Рериха, как учёного, его нового подхода к единству истоков Мудрости и Познания.

 

Окуловка – Москва

 

М.Ф.Дроздова-Черноволенко

 

 

9-11 октября. Петербургские встречи

Петербургская сессия Международной научно-практической конференции «Новая Россия на пути к единству человечества» проходила с 9 по 11 октября в Санкт-Петербургском государственном университете (в августе прошли Тверская, Вышневолоцкая и Окуловские сессии). В город на Неве приехали представители более 13 стран. В конференции приняли участие более 200 человек. Организаторы конференции сделали всё, чтобы участники конференции могли плодотворно работать. Уровень организации, оснащённости оргтехникой, информацией был очень высок. Заседания проходили в Петровском зале — самом красивом и праздничном в университете, с богатой лепниной и росписью. Иностранные участники получали синхронный перевод.

Было прочитано много интересных докладов в 4 секциях: Международные культурные инициативы; Ю.Н.Рерих и актуальные вопросы ориенталистики; Образование, наука и искусство — культурный полюс человечества; Место и роль духовной культуры России в соединении Востока и Запада. Особенностью этой конференции было то, что она должна была подвести итог работе Межрегионального научно-общественного центра «Культурная инициатива» (г.Вологда), подготовившего Устав Всемирного этического конгресса и Обращение к главам государств, правительств и парламентам мира. В частности, в нём сказано: «Цепь международных событий последнего времени выявила стремление государственных лидеров Востока и Запада к объединению усилий за выживание человечества. Дело совести и чести народов - обеспечить необратимость избранного курса. Гарантами этого могут стать Национальные Этические Советы стран мира, объединённые во Всемирный Этический Конгресс. Лучшие представители науки, культуры, образования, религиозных конфессий должны иметь возможность выразить голос своей совести через мировую трибуну, равнозначную Организации Объединённых Наций».

Очевидно, что представленный на суд общественности Устав с более чем 50-ю статьями потребовал огромной подготовительной работы, привлечения специалистов. Не каждый человек способен дать такому серьёзному документу квалифицированную оценку. Потому о нем отзывались, в основном, в общих словах и вполне положительно. Этот документ, хотя и говорилось, что он рождён «снизу» — в кругу общественности, всё же правильнее было бы сказать, ей преподнесен инициативной группой. И мне показалось, что общественность (в лице участников конференции) не очень-то готова к реализации тех грандиозных задач, к которым призывает Обращение и Устав.

На конференции прозвучала информация о том, что администрация Санкт-Петербурга выделяет особняк (дом Боткина) на Васильевском острове для Музея-института семьи Рерих. И уже, как стало известно, экспонатов у него собирается предостаточно: это вещи и картины, сохранившиеся в семье Митусовых, это и дары, преподнесённые ныне. Так, в дни конференции литовская делегация подарила новому музею ручной вышивки ленту с орнаментом и надписью, посвященной 300-летию Петербурга; художница из Германии Карен Прибиш преподнесла свою картину, а кинорежиссёр Р.П.Сергиенко - фильм о Рерихах, снятый им в 70-х годах прошлого века.

 

100-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха посвящается

Здание Санкт-Петербургского университета

 

В рамках конференции состоялось торжественное собрание, посвящённое100-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха, на котором выступила троюродная сестра юбиляра Людмила Степановна Митусова. Это был подкупающий своей искренностью и простотой рассказ о детских и юношеских годах, когда они с Юрием виделись часто, а также о годах уже зрелых, когда Юрий Николаевич вернулся из Индии на родину.

Настоящей сенсацией явилось выступление A.M.Пятигорского — ученика Юрия Николаевича, ныне известного писателя и учёного, живущего в Лондоне. Александр Моисеевич сразу же предупредил, что его выступление будет «крайне субъективным». Но, как оказалось, его субъективизм не расходился с тем, что мы уже знаем о старшем сыне Рериха, но столь ярко и экспрессивно о нём не рассказывал ещё никто. Поэтому позволю себе довольно подробно передать услышанное.

 

100-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха посвящается

Выступает А.М.Пятигорский

 

— С первого момента, как мы увидели Юрия Николаевича в нашей комнате — начал он, — мы поняли, что это то, что нам надо больше всего: для нас и меня лично он был, если хотите и это без всякого пафоса — буддизмом в Институте востоковедения Академии наук. Нет, не изучением буддизма, не представлением о буддизме, не монографией, не диссертацией. Он был тем, чего мы до тех пор не видели - неким буддистическим образцом.

А началось всё с того, что по институту стали говорить:

- Рерих едет!

- Какой? — пожимали мы плечами.

- Сын самого Николая Константиновича. Он у нас по-видимому будет заведовать сектором.

По тону ответа было понятно, что говоривший этого не одобряет, считая приезд Рериха результатом одной из «выходок» Хрущёва. Первый заместитель директора института так и сказал:

- Вот вам еще одна странность. Рериха сюда везут!

В ту пору мы, молодежь института, жили в презрении ко всем, кто нами руководил. В институте была бездна талантливых людей, прекрасных востоковедов, но среди них не было личностей. Мы рассчитывали на Юрия Николаевича, и он удивил нас с самого начала. Он был человеком из другого мира, человеком совершенно особенным. И эта особенность его проявилась с первого момента.

Расскажу несколько эпизодов. Была создана комиссия для возобновления выхода «Библиотеки буддика», которой руководил Рерих. Входившие в неё люди, часто против своей воли, выступали против него. Мы ему говорили: «Ну вот этот человек такой-сякой». А он пожимал плечами и отвечал:

- Да нет, он прекрасный человек, он — такой же поток сознания, со своей кармой, как и вы.

- Да он бандит!

- Нет, он духовно перспективный, если с ним работать.

Постепенно мы стали понимать, что чего-то не видим, когда всех людей делим на честных и воров, то есть читаем буддийские тексты и ничего из них не воспринимаем.

- Вам не нравится этот мир, но вы и есть этот мир, — говорил Юрий Николаевич. И он это применял в жизни. Он разговаривал с начальством так, будто это были джентльмены самого высокого полета.

Был среди нас некий студент - эдакий недотёпа, еврей, ну прямо плакат для антисемита. Начальство тогда заранее решило его завалить — не пропустить в аспирантуру. Мы пожаловались Юрию Николаевичу, клеймя того, от кого это зависело.

— Александр Иванович? Он — добрый человек, мухи не обидит, я с ним поговорю, — обещал он. И поговорил. Да так, что тот почувствовал себя, может впервые в жизни, настоящим человеком. И студент тот в аспирантуру прошёл.

 

100-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха посвящается

И.Залецкене (Литва) дарит ленту. Стоит А.Бондаренко, сидит В.Мельников

 

У Юрия Николаевича была манера общения человека, живущего в сознании, а не в пошлых оппозициях, которые только губят сознание и не дают ему развиваться. Он к каждому обращался как к сознанию, которое у каждого само в себе. Бездарны выдумки о равенстве сознаний! Каждое индивидуальное сознание уникально и со своим кармическим грузом.

Юрий Николаевич был абсолютным джентльменом, то есть тем, с кем всем приятно общаться и быть рядом. Он распространял вокруг себя атмосферу приятности.

Положение его в институте становилось всё сложнее и труднее. Назревал скандал в дирекции и парторганизации. Мы, его поклонники и ученики, беспокоились:

— Что делать?

— По-моему, всё в порядке, — успокаивал он. — Надо учить тибетский... Вы ставите себя в зависимость от того, что происходит... Да, а ещё надо учить санскрит. И пали.

— А кто будет с нами заниматься? — спросила ныне покойная Октябрина Волкова

— Посол Цейлона. Он блестящий знаток пали, — невозмутимо ответил Юрий Николаевич.

Это было беспрецедентным случаем. Позвонил заместитель министра иностранных дел, мол, надо «провентилировать» в ЦК.

— По-моему, этот путь можно сократить, — сказал Юрий Николаевич и позвонил Никите Сергеевичу Хрущёву.

— А чего тут такого, пусть преподаёт, — решил он. Через две недели посол начал с нами занятия.

Однажды Юрий Николаевич нам сказал:

— Пора вас вывести в люди. Завтра — юбилей независимости Индии. Пойдём вместе на приём в посольство.

Нас было человек 10. Мы пришли в посольство. Появился там и Никита Сергеевич. Его окружили, а он спрашивает:

— Где тут посол Германии?

— Нет его, — отвечают.

— Ну и ладно, сам прибежит. Что, думаете, я на банкет пришёл, нет. Я хотел Вас повидать, - обратился он к Юрию Николаевичу.

Атмосфера в конце 50-х годов стала действовать на Юрия Николаевича. Он не раздражался и не проявлял нетерпения — нет, но он стал остро чувствовать свою одинокость. Он не привык жить в атмосфере холопства, зависимости, в которой каждый разговор нужно было особым образом понимать: кто сказал, каким тоном и т.д. Он не желал этого постигать. Это тяготило его всё больше и больше. Однажды мы, его аспиранты, остались с ним одни. И тогда он, вдруг, стал нам говорить, минут 40. Это был разговор Учителя с учениками.

— Вы многое знаете, читали Дхаммападу на пали, тибетские тексты. Такова сансара, феноменальный мир, таково страдание. Научитесь видеть его по-другому. Если бы человек не страдал, он превратился бы в свинью. Страдание заставляет думать о себе как о носителе уникального сознания. Молитвы и ритуалы не помогут. Самое страшное, когда буддизм или другая религия становятся нужны человеку вместо чего-то. Жизнь не удалась - ушёл в религию, православие не понравилось — пошёл в буддизм. Это профанация любой религии. Любая философия не должна компенсировать что-то, она должна восприниматься в своей собственной позитивности.

Чтобы осознавать себя как сознание, стремящееся к нирване, необходима упорная работа против самого себя. Будда говорил: главная победа — над самим собой!

Один из центральных моментов русской жизни — без культуры мы пропадём. «Русской» здесь употребляю условно. Руссоцентризм — нормальный идиотизм среднего человека, не желающего искать пути к просвещению. У нас, мол, всё не так, нас надо понять!

А Юрий Николаевич учил нас:

— Надо вести себя так, чтобы не возбуждать вихри в других сознаниях.

А мы, тогдашние диссиденты, считали это высшей доблестью. Какая это была тупость! Почему мы должны доводить кого-то до гнева?

Мир с начала XX века был заражён страшной чумой - чумой политики! А политика без политической свободы душит сознание уже в пелёнках.

— Политика относится к разряду тех феноменов, — говорил Юрий Николаевич, — что с ними и политики не справляются, не говоря уже о тех, кому это занятие навязано. Сознание должно стать самодостаточным в своей сознательной активности. Политика не должна находиться в основе вашего сознания. Цель работы с сознанием — не опираться на внешнее.

И Александр Моисеевич подытожил:

— Юрия Николаевича нельзя было не послушаться. Он был абсолютно убедительным во всём.

И ещё одно впечатление о конференции. Это её петербуржский дух. Отношение в этом городе — родине Рерихов ко всем представителям этой семьи — совершенно особенное. Честно говоря, я по-хорошему позавидовала. Причём это присуще не только так называемым «рериховцам», но и представителям науки, властных структур. Естественно, это сказывается и на их отношении к наследию этой семьи, для них Рерихи всегда останутся их земляками, а значит всё связанное с ними будет цениться и сохраняться.

 

Санк-Петербург – Москва

 

Н.А.Тоотс

 

16-27 октября. «Отец и сын Рерихи»

Выставки, проходившие в это время в залах Государственного музея Востока, можно было бы объединить в одну и назвать «Отец и сын Рерихи». Её особенностью явилось то, что вместе с впервые представленными интереснейшими материалами, касающимися личности Юрия Николаевича, была показана обширная экспозиция полотен Николая Константиновича Рериха.

В Государственном музее Востока экспозиция, объединяющая творчество семьи Рерих, проводится не в первый раз. Достаточно вспомнить один из ярких экспериментов заведующей сектором «Наследие Рерихов» О.В.Румянцевой, воплощённый ею к 125-тилетнему юбилею со дня рождения Н.К.Рериха и 95-летию со дня рождения С.Н.Рериха (1999, «Лики Востока»). Тогда, опытный организатор более 70-ти экспозиций, посвящённых творчеству Рерихов, соединила художественные творения Николая Константиновича и Святослава Николаевича без принятого распределения картин по залам. Возможность так показать мир Рерихов, во всём его сиянии и многообразии, была по достоинству оценена посетителями, оставившими массу благодарных отзывов, как и выставка «Шамбала сияющая. Живопись и слово», проходившая весной 2001 года.

 

100-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха посвящается

В зале выставки: зал с картинами Н.К.Рериха

 

Основной идеей нынешней выставки было раскрытие жизненного пути Ю.Н.Рериха в свете идей творчества его отца, осуществлённой посредством редкого экспозиционного приёма — соединения трёх видов искусства: живописи, скульптуры и иконографии. Это сочетание стало отражением трех основных вех пути Ю.Н.Рериха: востоковеда, учёного-исследователя и культуролога.

Его главной задачей явилось возвращение в 1957 году на Родину, создание школы востоковедения и, конечно, передача на Родину большой части художественного наследия своего отца. Поэтому символично присутствие на выставке полотен Н.К.Рериха, так как сама история их создания иллюстрировала жизненный путь сына.

 

100-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха посвящается

О.Кандауров. Портрет Ю.Н.Рериха

 

Стремление, интересы, внутренний мир Юрия Николаевича были ярко отражены в центральном зале экспозиции, где помещалось скульптурное изображение Ю.Н.Рериха из бронзы работы А.Аренд (1906-1997). Это единственный сделанный с натуры его портрет. Над ним — знаменитое полотно Н.К.Рериха «Ведущая» (1944), как символ покровительства. Матери и Учителя. Справа и слева две танкхи — «будды Амитаюса» и Мандалы «пяти божеств Чакрасамвары», как охраняющие путь знамена. Правая танкха — модель вселенной, карта космоса, обьясняющая устройство мира. Левая — будда святых праведников, пребывающих на Небесах. Замыкала ряд композиция двух портретов лам (1941, 1945), находящихся друг напротив друга и символизирующих две стороны света — Запад и Восток. Старый лама — образ отца, молодой — образ сына, как мудрость и сила, как знание и надежда. В верхнем ряду с одной стороны «Лао-цзы» (1943) — известный китайский философ, создатель учения Дао, путешествующий по горам, хранитель знания. Эта картина иллюстрирует путь искателя и путешественника, как и самого Юрия Рериха. Справа — «Брамапутра» (1945). Река на картине олицетворяет источник утоления жажды познания. Как известно, выходом к легендарной Брамапутре в ноябре 1927 года завершался маршрут Центральноазиатской экспедиции.

Об особом интересе всей семьи Рерих к культуре, этнографии, быту народов Центральной Азии свидетельствовали выставленные фотографии, сделанные самой Е.И.Рерих, занимавшейся всей фотографической документацией во время экспедиции. Представлены — фотография военного губернатора Кашгара Ма-Титая с сопровождающим, редчайший снимок группы бродячих тибетских музыкантов, тибетские женщины в национальных костюмах и многие другие.

Кстати, в 2003 году Государственному музею Востока исполняется 85 лет. В связи с этим нельзя не рассказать о той роли, которую сыграл Ю.Н.Рерих в его истории. После своего приезда в Москву Юрий Николаевич неоднократно посещал музей Восточных культур (так он тогда назывался) и по просьбе его сотрудников делал атрибуцию икон, определял время и место их создания. Удалось установить, какие именно иконы атрибутировал Ю.Н.Рерих. Они и были отобраны для показа в залах экспозиции. Другая часть танкхов была передана в дар музею Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе в 1977 году и ныне входит в мемориальное собрание семьи Рерих, принадлежащее фондам Государственного музея Востока.

Особое внимание заслуживали представленные публикации трудов, выполненных при непосредственном участии Ю.Н.Рериха, некоторые из которых уже сейчас являются научными раритетами. Это — номера журналов Института гималайских исследований «Урусвати» за 1931-1932 годы - дар Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, одно из первых изданий «Голубых Анналов» [«Blue Annals». Calcutta, 1949], экземпляр первого издания «Дхаммапады» (I960), выпуски тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями, подготовленные к печати в Институте востоковедения учениками Ю.Н.Рериха В.С.Далдыковой и Ю.М.Парфионовичем, завершившими этот уникальный труд.

Музей обладает единственной графической работой Ю.Н.Рериха, написанной тушью — «Рыцарь в средневековом костюме», которая входит в серию — «В замке» его рисунков, выполненным им ещё в юношеские годы. Мы представили также копию его прекрасного карандашного портрета отца, сделанного им в 1918 году. Она была передана кабинету Рериха несколько лет назад большим другом музея Даниилом Энтиным — директором музея Н.Рериха в Нью-Йорке.

Устроители экспозиции постарались выразить посредством подобранных экспонатов значение и роль Ю.Н.Рериха в Центральноазиатской экспедиции, в которой он был не только организатором, но и переводчиком - знатоком множества тибетских наречий, монгольского и китайского языков. Известно, что в возрасте 24 лет ему удавалось толковать неясные места священных сутр. На выставке был представлен большой фотографический портрет Юрия Николаевича, держащего в руках один из буддийских канонических текстов. Под портретом, в витрине, находились тибетский ксилограф «сутра Золотого Блеска» и «Алмазная сутра», — рукопись, выполненная драгоценными красками. Из коллекции, переданной Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, демонстрировались памятники восточного искусства, принадлежавшие семье Рерих — культовые и бытовые предметы: курильницы в виде слона, лотоса, молитвенная мельница «хурде». Безусловно, большой интерес у посетителей вызывала выставленная впервые китайская печать, принадлежавшая Ю.Н.Рериху.

Внимание зрителя привлекали и необычной формы кристаллы горного хрусталя. История их такова: они были подарены Юрием Николаевичем известному художнику Б.А.Смирнову-Русецкому, с которым он был в дружеских отношениях. После смерти Бориса Алексеевича вдова художника — В.Л.Яснопольская вместе с его картинами и библиотекой передала их Государственному музею Востока.

 

100-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха посвящается

Ю.Н.Рерих. Рыцарь в средневековом костюме (графический рисунок)

 

На выставке демонстрировался портрет Ю.Н.Рериха, выполненный акварелью и пастелью художником Отарием Кандауровым и переданный в дар музею более 20 лет назад, к восьмидесятилетию Ю.Н.Рериха. Из собрания мемориального кабинета Н.К.Рериха были показаны две работы народной художницы Латвии Э. К. Матвеевой-Швальбе, посвящённые Ю.Н.Рериху: его бронзовая маска-портрет и красивейшая ваза из шамота с бирюзовой глазурью, которую она назвала «Этрусской».

 

100-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха посвящается

В зале Н.К.Рериха

 

Несомненный интерес для посетителей представляли впервые выставленные письма Ю.Н.Рериха, написанные им в 1934-1935 годах в форме отчётов о Маньчжурской экспедиции и адресованные З.Г.Фосдик (Лихтман) - сотруднице музея Н.Рериха в Нью-Йорке.

И, конечно, нельзя не сказать о той радости, которую испытали зрители от соприкосновения с работами Н.К.Рериха. В экспозиции было около ста картин. Среди них такие известные полотна, как «Тангла. Песнь о Шамбале» (1943), «Обитель Гэссера» (1947), «Клад захоронённый» (1947), «Последний Ангел» (1942), «Заратустра» (1931), «Ярослав Мудрый» (1942), «Пламя счастья (Огни на Ганге)» (1947) и целый ряд других работ. К этим давно полюбившимся полотнам ежегодно приходит огромное число почитателей творчества художника, как на встречу с любимыми и сокровенными образами, несущими мысли о Вечности, о Красоте и стремление к познанию бытия. Необычайной палитрой света звучали горные пейзажи гималайской серии, неземное излучение которых было способно осветить самые глубины человеческой души. Об этом в день открытия выставки говорил один из выступавших — академик живописи Б.Ефимов, отметивший свой уже 102-летний юбилей. Восторгаясь мастерством художника, он отметил, что «по ощущению картины Рериха словно написаны огнём...».

Закончить небольшой рассказ о прошедшей юбилейной выставке хочется словами одного из посетителей, оставившего в книге такой отзыв: «Спасибо Вам за выставку творчества Рерихов, несущую в себе удивительную глубину и нравственную основу. Это настоящий гимн Красоте!».

 

В.Е.Голенищева-Кутузова,
сотрудник мемориального кабинета Н.К.Рериха в
Государственном музее Востока

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: