warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Заступник

В духовной и культурной жизни Москвы, а возможно, всей России произошло важное событие, которое, к сожалению, осталось незамеченным ни прессой, ни телевидением, хотя в сегодняшний тяжкий момент нашей истории именно оно может стать для всех нас огромной духовной помощью в деле возрождения России.

Что же это за событие?

Впервые Государственная Третьяковская галерея выставила картину, появившуюся у нас в стране 50 лет назад и все эти годы пролежавшую в запасниках. Картина написана Н.К.Рерихом в 1932 году и называется — «Святой Сергий».

 

Заступник

 

Почему же это стало событием? Может быть, потому что к полотну стекаются толпы людей и вблизи совершаются чудеса? Нет, такого не происходит, и ждать подобного явно не стоит.

Ждать нужно другого — чтобы событие это стало для нас Знаком. Знаком того, что народ в трудное время должен вспомнить своего Заступника и мыслью, сердцем обратиться к нему для укрепления своего духа. Ибо только это — духовная наша крепость — даст России силы подняться. Поэтому люди должны знать: и причину нынешнего публичного появления полотна; и то, чьи усилия помогли этому осуществиться; и в чём состоит подвиг Преподобного Сергия; и что связано с рериховским образом великого русского святого.

А связано с ним немало. Картина стала, своего рода, точкой пересечения человеческих и народных судеб, поступков, мыслей, мыслеобразов, даже таких, какие можно было бы назвать провидческими. Вот что рассказывает известный писатель Валентин Сидоров в своей книге «Людмила и Вангелия», посвященной двум знаменитым болгарским женщинам — Людмиле Живковой и слепой прорицательнице Ванге.

«…Баба Ванга стремительно быстро вошла в круг наших проблем. Меня, например, она приветствовала так: "А, это тот, кто любит святца Сергия!" По её словам, каждый раз, когда мы встречались с нею, он явственно обозначался перед её внутренним взором.

Как всегда вопрос:

— Почитают ли в России святца Сергия?

— Мало, — отвечаю я. — Главным образом, в церкви.

Ванга:

— Вижу монастырь. (Я подтверждаю, что в Троице-Сергиевой Лавре находятся мощи Преподобного Сергия.)

— Это — сердце России,— говорит Ванга. — Он большой пророк. Он не просто святой.

С неожиданной энергией:

— Нет такой силы, которая могла бы сломить Россию. Россия будет развиваться, расти, крепнуть.

И добавляет, что это не её слова, а Святого Сергия.

— Вижу, — продолжает Ванга, — он держит Русь на ладони. Вижу церковь, парящую в воздухе. Вижу людей с копьями и в шлемах.

— Ванга, — прерываю я её, — ты даёшь точное описание одной картины Н.К.Рериха.

— Что за картина? — спрашивает Ванга.

— Она мало известна, потому что её не выставляют. На ней изображён Святой Сергий, который держит в руках собор, олицетворяющий собою Русь, Россию. Он благословляет воинов — они видны в глубине картины, — идущих на Куликовскую битву. Подпись к картине гласит: "Дано Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первый раз — при князе Дмитрии, второй — при Минине. Третий..." — следует многоточие.

— Почему не выставляют?

— Из-за пророческой надписи.

Ванга, как бы всматривается в даль. Сообщает:

— Картину рисовали четыре души, которые пришли из другого мира. Мало знают об этой картине. Надо, чтобы о ней знали все. Как зеницу ока берегите картину! Это большой документ, это самое большое богатство России. Не посылайте её в другие страны. Она предназначена лишь для России.

И, как бы заключая сказанное, восклицает:

— Тот, кто был святцем Сергием, сейчас является самым большим святым. Он — водитель всего человечества. О, как он помогает сейчас человечеству! Он превратился в свет, тело его из света.

Произведения Валентина Сидорова, фрагмент из которого мы сейчас цитировали, председатель Московского Рериховского общества Александр Иванович Фетисов не читал. Но, хорошо зная творчество Н.К. Рериха, Учение Живой Этики, он и все члены общества сердцем почувствовали, что пришёл для нашей страны момент, когда ей особенно необходима помощь Преподобного Сергия, Заступника Земли Русской. Зная о хранящейся в Третьяковской галерее картине художника, А.И.Фетисов и Московское Рериховское общество сочли своим долгом сделать всё, чтобы картина эта наконец-то появилась в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. На имя заместителя Генерального директора галереи по научной части Л.И.Иовлевой Общество направило письмо следующего содержания (приводим в сокращении):

 

«Глубокоуважаемая Лидия Ивановна!

Московское Рериховское общество обращается к Вам с просьбой принять участие в увековечении памяти Преподобного Сергия Радонежского, великого Святителя и Заступника Земли Русской!.. Он явился Духовным лидером России в XIV веке. В 1380 году Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. В смутное время, в 1612 году, Святой Сергий трижды явился во сне Козьме Минину, приказывая ему собирать ополчение и идти спасать землю Русскую от польских интервентов. Андрей Рублёв написал свою "Троицу" в похвалу Преподобному Сергию. Множество сюжетов из жизни Преподобного Сергия было отражено на полотнах Н.К.Рериха. Одна из таких работ — "Святой Сергий", написанная Н.К.Рерихом в 1932 году, хранится в запасниках Третьяковской галереи.

В наше смутное и тяжёлое время, когда многие духовные и культурные основы попраны, значение этой картины в постоянной экспозиции ГТГ видится в её особо высоком смысле. Академик В.О.Ключевский говорил так: "При имени Преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое... Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведённые в нём траты".

Суть нашего обращения к Вам, Лидия Ивановна, в том, что мы просим поместить картину Н.К. Рериха "Святой Сергий" в постоянную экспозицию Государственной Третьяковской галереи.

 

Председатель Московского Рериховского общества А.И.Фетисов».

 

Работники Третьяковской галереи и, прежде всего, Лидия Ивановна Иовлева с большим пониманием и сердечностью откликнулись на просьбу Московского Рериховского общества. Мало того, в галерее был выставлен не только «Святой Сергий», но отведён целый зал под постоянную экспозицию 13 работ Н.К.Рериха. Раньше в Третьяковке у художника не было своего отдельного зала. Теперь все, кому дорого творчество великого русского художника, в любой день могут прийти в 34-й зал галереи к его полотнам, на поклон Святому Сергию Радонежскому — заступнику Земли Русской.

Но вернёмся к мысли о картине как точке пересечения человеческих и народных судеб. До появления в Третьяковской галерее в 1949 году полотно несколько лет, начиная с 1937 года, находилось в Чехословакии. Вот что рассказывает об этом Валентин Фёдорович Булгаков, писатель, последний секретарь Л.Н.Толстого, находившийся в эмиграции в Чехословакии в Праге и вернувшийся в 1948 году:

«В 1937 году, — пишет он в своей книге "Встречи с художниками" в главе, посвященной Н.К.Рериху, — Николай Константинович передал безвозмездно Русскому Культурно-Историческому музею в Збраславском замке близ Праги 15 своих полотен (включая "Святого Сергия") с условием, что они могут оставаться в музее, пока он существует. Когда в 1945 году музей был разгромлен немецкими фашистами, всё, что уцелело, в том числе и картины Н.К.Рериха, переведено было мною в Москву».

Сам же В.Ф.Булгаков во время войны, как русский патриот, был арестован и находился в немецком лагере до 1945 года.

Видимо, Провидение хранило для нас «Святого Сергия». Да и само невежество оккупантов этому способствовало. Не больно разбирались они в искусстве и, не зная языка, не заинтересовались, что написано внизу картины почти под рамой. А написаны были слова нам известные: «Дано Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую...»

Большинство картин Н.К.Рериха, попавших в Москву из Праги, часто выставлялось, только «Святой Сергий» 50 лет пробыл в заключении хранилища, скорее всего по идейным соображениям советских времён.

И вот теперь, в трудную для России годину, пришла его пора.

«Случайно ли, что на всех путях сужденных вырастают священные знамёна Преподобного?» — писал Н.К.Рерих в книге «Знамя Преподобного Сергия». А философ, учёный, священник Павел Флоренский так оценивал значение личности Сергия Радонежского в своей работе «Троице-Сергиевская Лавра и Россия»: «Вглядываясь в Русскую историю, в самую ткань её культуры, мы не найдём ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, русская школа, русская наука — все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному».

Зачинателем русского культурного строительства считал Святого Сергия Радонежского и Н.К.Рерих, как историк, как художник. Не удивительно, что образу Преподобного посвящены многие его картины. Та же, что явлена нам теперь в Третьяковской галерее, написанная в 1932 году, стала вариантом подобного полотна с тем же названием, созданного в 1931 году. (Она находится в одном из музеев Риги.) Новый вариант картины некоторыми деталями отличается от предыдущей. Детали весьма красноречивые, говорящие о том, какую мысль хотел подчеркнуть художник в этом варианте.

...Величественная фигура Сергия в тёмном иноческом облачении, золотой его нимб вокруг головы чётко вырисовываются на синем, тревожно-предзакатном небе. И смотрит с его высоты на землю «Всевидящее Божье око». А в руках Сергия — храм. Держит он его на полотенце — символе чистоты, окаймлённом той триадой прошлого, настоящего и будущего, что мы привыкли видеть на Рериховском Знамени Мира в круге вечности.

«Всевидящего Божьего ока» нет в картине, написанной ранее в 1931 году. А символ вечности вынесен художником в самый центр композиции (в прежнем варианте он там не был).

Что же хотел подчеркнуть художник?

Что «Всевидящее Божье око», или неотвратимый закон кармы, всегда над нами и не должен человек допускать, чтобы «распалась связь времён». Не должен потому, что на этой связи, на преемственности, на иерархии событий, исторических личностей держится закон Космической эволюции. Потому что каждый из нас в круговороте перевоплощений и даже в единственной своей осмысленной и одухотворённой жизни является носителем вечности, за которую только мы сами в ответе.

«Да поможет нам Преподобный стать посильными пособниками Ему в Его неутомимых великих трудах и зримых, и незримых, и сказанных, и несказанных! »(Н.К Рерих из книги «Знамя Преподобного Сергия Радонежского».)

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: