warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Сейчас, как, может быть, никогда, народ должен вспомнить, кто он и откуда. Какими были и древние былинные его предки, и те замечательные деятели русского искусства, которые поведали, чьими наследниками являются нынешние поколения великого народа. Об одном из таких деятелей искусства - большом русском художнике Викторе Михайловиче Васнецове (1848-1926), со дня рождения которого исполняется ныне 155 лет, этот очерк.

Богатырь русской живописи

Чем более мы будем национальны, тем более мы будем европейцами (всечеловеками).

Ф.М.Достоевский

Это было почти бессознательно.

Так вдруг сама по себе всплывает из глубин памяти полузабытая, но дорогая сердцу мелодия и начинает звучать в душе властно и неотступно.

—Но при чём, при чём здесь этот старый случайный набросок, сделанный несколько лет назад в Петербурге? — Виктор Михайлович улыбнулся, вспомнив, как, должно быть, восторженно сияли его глаза в те вечера, когда вслушивался он в родной, по их, по-северному окающий речитатив студента Ивана Савенкова, мастерски читавшего молодым художникам древние былины о богатырях земли русской... Вот тогда-то, кажется и закрепилось за Виктором Васнецовым прозвище «ясное солнышко», так открыто, простодушно смотрели на мир светло-голубые глаза недавнего семинариста, всё ещё не верившего, что он в Петербурге, в Академии. Ярко, по-девичьи, вспыхивал на его щеках застенчивый румянец.

—И теперь ещё, в двадцать восемь лет, — Виктор Михайлович усмехнулся про себя, — краснею, словно девица...

Вот он, этот набросок. Художник поставил его на мольберт, отошёл, пристально вглядываясь в чётко прорисованные силуэты трёх могучих всадников. Руки словно сами по себе начали привычно смешивать краски, и вот уже быстрые мазки один за другим ложатся на холст.

«Не этим бы мне сейчас заниматься, — думал художник. — Ведь не зря же столько дней бродил по Парижу, по его предместьям, не зря изрисовал целый альбом». «Типов социальных», на которых его постоянно нацеливал учитель — Иван Николаевич Крамской, и в Париже предостаточно. В общем-то и тема у него появилась здесь неплохая — «Балаганчики в окрестностях Парижа». Вот бы и заняться ему сейчас по свежему следу Пьеро да Коломбиной. Не легко они свой хлеб добывают... Так нет же! Голова полна французами, а в сердце — Русь Матушка, былины...

 

Богатырь русской живописи

В.М.Васнецов. 1880-е гг.

 

Внизу на лестнице хлопнула дверь. Наверное, Василий Дмитриевич. Да, на что, на что, а на друзей ему везёт. Не будь Поленова, в чьей мастерской он сейчас работает, разве смог бы он побывать в Париже при своих-то возможностях? А Репин, Крамской, Куинджи...

Васнецов уже заканчивал свой эскиз, когда Поленов вошёл и остановился поодаль — словно заворожённый, молча вглядываясь в небольшое полотно.

— Если нравится, — обернулся к нему Васнецов, —бери...

— А что ты думаешь, и возьму, — с несвойственной ему горячностью вдруг сказал Поленов и недоверчиво посмотрел в глаза Васнецова. Но глаза его как всегда были ясны, открыты, правдивы. — Да знаешь ли ты, «ясное солнышко», что это у тебя за прелесть? Да как же ты можешь отдать его?!

— Эскиз как эскиз... Ничего особенного в нём не вижу.

— А вот я вижу! Договоримся так. Ты даёшь мне слово, что эскиз этот будет наброском к большой картине. Когда она будет готова, тогда подаришь мне эскиз, но не раньше. Идёт?

— Идёт, пожалуй, — неуверенно улыбнулся Васнецов. — Только долго ждать придётся.

— Ничего, я терпеливый — подожду.

Это было осенним днём 1876 года в Париже. Тогда впервые, ещё робко и неуверенно, нащупал художник свою дорогу, запел свою песню, ту самую, что таилась в нём с детства. Помните замшелые стволы старых елей, тёмную чащу дремучего леса, и тут же рядом нежно-розовые созвездья цветов дикой яблоньки на знакомом нам с детства полотне — «Иван-царевич на сером волке» увозит Елену Прекрасную. Кто знает, может быть таким же волшебным и таинственным виделся будущему художнику лес из окон родительского дома. В такой же загадочный, жутковатый и вместе с тем родной и привычный лес ходил он со своими братьями, сыновьями бедного сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. И по сей день в вятском крае немало Васнецовых — потомков древних новгородцев Васнецов — уходивших в дремучие лесные края обживать новые земли. От одного из них и вел свой род Виктор Михайлович. Деревенский уклад жизни, тесное общение с крестьянами, любовь и уважение к народному творчеству, к русской истории, привитые отцом — человеком гуманным и широко образованным, — вот та почва, на которой зрел художественный дар Виктора Михайловича Васнецова. «Во времена самого яркого увлечения жанром, — писал он впоследствии Стасову, — меня не покидали неясные исторические и сказочные грёзы». Вот эти смутные грёзы, бессознательно тлевшие в душе художника, вспыхнули вдруг в Париже вдали от России, родились от тоски по ней и вылились в былинно-песенные образы трёх богатырей. Замечательный русский художник В.Д.Поленов первый увидел поэтическую прелесть васнецовского эскиза и натолкнул его на мысль о создании картины. Виктор Михайлович выполнил своё обещание. Только ждать Поленову пришлось... двадцать два года.

Итак, Москва, 1898 год.

В эти часы, как и всегда, в доме Васнецовых воцарялась привычная тишина. Сигналом для всех домашних служил обычно скрип ступенек винтовой лестницы, что вела наверх, в мастерскую художника. А сегодня был день особенный. Виктор Михайлович должен был завершить свой многолетний труд и поставить, наконец, в левом углу огромного полотна подпись, которая теперь была хорошо известна всей мыслящей России и потому особенно обязывала. Собственно, картина была готова. И сейчас он шёл к любимому детищу на последнее свидание. Завтра за «Богатырями» приедут от Третьякова и место, где они ещё стоят, опустеет... Виктор Михайлович вошёл в мастерскую, плотно прикрыл за собой дверь, остановился. Вспомнилось, как радовался он, когда привёз, наконец, «Богатырей» в свой новый дом, что достался ему ценой девятилетнего титанического труда по росписи Владимирского собора в Киеве! Впоследствии он напишет: «Это был один из счастливейших дней моей жизни, когда я увидел стоящих в моей просторной, с правильным освещением мастерской милых моих «Богатырей». Теперь они могли не скитаться по чужим углам. Работалось мне здесь как-то внутренне свободно. Иногда даже пел во время работы. Подойду, отойду, посмотрю сбоку... А за окном — Москва, как подумаю — сердце забьётся радостно!». Москва... Нет для него лучше города на всей земле! Нет и не будет! Как он рвался сюда из Киева! Хотя, конечно, он не жалеет о тех девяти годах. Ему дороги созданные там образы Александра Невского, Андрея Боголюбского, летописца Нестора. Правда, не очень-то понравились они духовенству. «Не хотел бы я встретиться в лесу с такими пророками», — сказал тогда о его росписи Киевский митрополит. Но и другие были оценки. Очень хвалили его Богоматерь с младенцем. Художник запомнил, как мучился над решением её образа и как его нашёл. Жена однажды вынесла маленького сына на солнышко, и так он потянулся к нему радостно! Вот это пробуждение жизни в ребёнке на руках у матери он и старался передать, а при неумеренных сравнениях его с Рафаэлем Васнецов иронически улыбался и говорил: «Ну, где уж там Рафаэль! Хоть бы до Корреджио дотянуться! И Кукольник думал о себе, что он — Пушкин, да ошибся. Так Кукольником и остался, это помнить надо».

Виктор Михайлович взял стул, отнёс его в самый конец мастерской, сел, пристально вглядываясь в своих «Богатырей».

 

— На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович

 

Крепко засели в памяти слова былины.

 

Богатырь русской живописи

В.М. Васнецов Богатыри 1898 г.

 

Из-под славного города из-под Мурома,

Из того ли села Карачарова,

И конь под Ильёй — лютый зверь...

 

Художник улыбнулся, вспомнив, как Танюша — его дочь — боялась этого чёрного, косящего глазом, словно живого коня. А как долго искал он образ Ильи! И в летописях, и в реальной жизни! В летописях нашёл упоминание о Добрыне, об Алёше Поповиче, не было только об Илье. И наконец, сообразил — ведь Илья-то — крестьянский сын, а летописи о них не писали. Но верил художник, твёрдо верил в реальное существование Ильи. Да и как не верить, если жил на свете Иван Петров — абрамцевский крестьянин, слившийся теперь в его воображении воедино с Ильёй Муромцем. До чего же легко и ловко этот огромный мужик вскакивал на могучего чёрного битюга. Не зря был Иван в Москве извозчиком и только весной возвращался крестьянствовать в Абрамцево.

Абрамцево... Тихая задушевная прелесть Подмосковья: холмы, поля, перелески, прихотливо извилистая речка Воря, тенистый парк, светлая радостная атмосфера в доме Саввы Мамонтова. Дорогой это человек и для него, и для других художников. Сколько раз приходил к ним на помощь Саввушка! А уж он-то, Васнецов, как обязан тем дням, что провёл в Абрамцеве! Именно здесь в 1881 году написана милая его сердцу «Алёнушка». Так хотелось ему, чтобы эта обиженная людьми, но не потерявшая к ним любви и доверия девушка-сирота, стала дорогой не только для него, но и для каждого, кто её увидит! Сказка... Откуда у тебя такая власть над человеком? И ведь, что удивительно, больше всего нужна ты малому, да старому. Малому, потому что живёт дитя в мечтах о будущем, верит в непременное торжество добра, а старому, у которого за плечами немало уже и горюшка, нельзя уходить из жизни без веры в то, что добро всё-таки сильнее зла, что жизнь прекрасна и мечта нужна людям как хлеб насущный... Вот и ему уже пятьдесят. И немало за плечами тягот и лишений: скитания по чужим углам, вечная забота, как прокормить семью, как помочь стать на ноги брату Апполинарию — талантливому художнику. Разве забудешь время, когда ему самому, немолодому уже отцу большого семейства, приходилось носить в заклад единственную ценность — серебряные часы, чтобы хоть как-то свести концы с концами и отстоять свою мечту, свою песню. Он всегда помнил напутствие Крамского: «Чувствуй, пой как птица небесная! Только, ради Бога, своим голосом!» А вот обрести-то свой голос, запеть в полную силу — легко ли? Даже он — Крамской, видевший в нём продолжателя Федотова, Перова, Маковского, не сразу понял и принял его в новом качестве. Зато и сейчас подступает к горлу комок, как подумает о другом своём учителе Павле Петровиче Чистякове.

Это было в 1880 году, когда провалилась на выставке его картина «После побоища дружины Игорева с половцами», где он всё-таки окончательно решил выступить художником новой эпическо-былинной темы. «Вы, благороднейший Виктор Михайлович, поэт-художник, — писал ему тогда П.П.Чистяков, — таким далёким, таким грандиозным по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня с этой картины! И увидел я Русь родную мою, и реки широкие, и поля бесконечные и разнотипный народ наш, товарищей детства и Вас, русского по духу и смыслу человека. Спасибо душевное Вам!».

Картина «После побоища Игоря Святославича с половцами», несмотря на её провал, а, возможно, и благодаря ему, особенно разожгла в художнике «богатырскую» тему, всё отчётливей вырисовывались в его воображении образы трёх могучих богатырей. «Окончательно натолкнули меня приняться за "Богатырей", — писал художник в одном из писем, — мощные абрамцевские дубы, росшие в парке кряжистыми великанами, и невольно приходила на ум мысль: это ведь наша Матушка-Русь! Её, как и дубы, голыми руками не возьмёшь! Не страшны ей ни метели, ни ураганы, ни пронёсшиеся столетия! А уж как дубы превратились в Богатырей, объяснить не могу — должно быть приснились».

Сто пять лет минуло с тех пор, как васнецовские «Богатыри» навечно заняли в Третьяковской галерее своё место. Но творческое наследие большого русского мастера далеко не исчерпывалось одной — былинно-сказочной — темой. В Историческом музее можно увидеть прекрасную монументальную роспись — фриз Васнецова — "Каменный век". Вот что писал художник В.Д.Поленов в письме к своему другу Виктору Михайловичу: «Как я ставлю высоко в отношении радостного искусства твой «Каменный век», я и сказать не умею». Учитель же Васнецова, воспитавший целую плеяду замечательных русских художников, Павел Петрович Чистяков, выражая общее мнение того времени о «Каменном веке», сказал: «Васнецов дошёл в этой работе до ясновидения. В ней выражено всё будущее человечества, всё, ради чего стоит жить». Увидев в «Каменном веке» Васнецова способность первобытных людей к объединению во имя общего блага и созидания, замечательный деятель русского искусства П.П.Чистяков не мог представить иного в развитии человечества. Как и его ученик В.М.Васнецов, и другие современники, верившие только в созидательную силу прогресса, они, к счастью, не в состоянии были даже вообразить, на что этот прогресс может быть направлен в XXI столетии!

Живопись В.М.Васнецова породила целую школу в русском искусстве. А известный архитектор А.В.Щусев, считая себя последователем В.М.Васнецова, в строительстве Казанского вокзала чётко обозначил черты васнецовского стиля. Как воспринимали творчество замечательного русского художника многие поколения россиян, удивительно точно выразил писатель Владимир Солоухин в книге «Письма из Русского музея»:

«То ли эта степь дорога нам, как сон, что мы снова дети и летаем, то ли сказка здесь накрепко переплелась с реальной историей народа, но как-то не верится, что "Витязя на распутье" не было до 1882 года и все предыдущие поколения русских людей, детей, во всяком случае, росли, не держа в воображении васнецовских "Богатырей". Кажется, они существовали всегда, как сама степь, как Киев, как Волга, как исторические сказки и были о ней. Образы Васнецова шире, больше его полотен. Вероятно, они всегда жили среди нас, мерещились нам. Он намекнул, и мы вспомнили, как забытое из детства...»

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: