warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Закон синархии - гносеологическая основа человековедения1


(к 90-летию опубликования В.Шмаковым теоретической механики становления Духа)

Ерёмин В.И., кандидат технических наук

Главное незнание науки – незнание человека.

В.Налимов

Глобальный кризис современной научно-технической цивилизации помимо космических причин (цикличность эволюции и т. д.), в значительной степени обусловлен тем, что эгоцентричная наука за последние 300 лет не стала навигатором такого процесса эволюции, который соответствовал бы космическим законам строения и развития человека и социума. Основа любой науки – правильная классификация. Настоящая работа выполнена с целью разработки классификации, отражающей архитектонику антропологии – системы наук о человеке и соответствующей всеобщему закону строения и развития Мира – закону синархии1 [1].

В.Шмаков так сформулировал этот закон: «Закон синархии есть принцип, в своём синтетическом естестве трансцендентный элементарному разуму, мыслящему в абинерных суждениях; как синтезис, закон синархии раскрывается в бинере (антиномии), где тезис есть закон всеединства, а антитезис – закон иерархического строения» [2].

Учёный подчёркивал, что мир не однопланен, но, напротив, состоит из реальностей и феноменов разного качественного достоинства, а потому расчленяется на сложную иерархию планов, каждому из которых соответствуют ценности определённого качественного достоинства. Каждому плану отвечает особая природа и особые законы, а потому, вообще говоря, они живут самостоятельно, прослаивая друг друга; всякий переход из низшего плана в высший есть transensus, то есть явление для низшего плана сверх его естества – явление сверхъестественное. Напротив, для высшего плана, объемлющего и покрывающего все возможности низшего плана и сверх того обладающего новыми и высшими видами возможностей, такой transensus есть лишь раскрытие таившихся по тем или иным причинам потенций естества, а потому есть явление закономерное и естественное. Отсюда – учение об интуиции как предвосхищении бытия и возможностей высших планов и о гениальности как осуществлённом трансенсусе. Отсюда – учение о благодати как притяжении высших планов. Закон иерархичного строения есть закон космической феноменологии. Но высшее синтетическое Единство, вершина мировой иерархии, присутствует в единичном во всей своей полноте. Единое порождает всё, оставаясь единым. По закону высшей эзотерической логики антитезис есть раскрытие тезиса в актуальной феноменологии. Закон иерархии есть антитезис закона всеединства как тезиса; целое всемирного бытия есть синархия. Проявленный мир имеет целью своего бытия реализацию синархии.

Классическим примером плодотворности системного подхода к раскрытию внутреннего строения сложной иерархичной системы, является периодическая система элементов, разработанная Д.Менделеевым, которая стала «краеугольным камнем» химии. Синергетика, которая в последние годы широко используется для анализа развития систем различного уровня сложности, представляет собой, по сути, проявление закона синархии в феноменальном мире. При этом самоорганизация является, в действительности, квазисамоорганизацией, поскольку все объекты и процессы в природе находятся под воздействием, например, космических систем [3]. Наглядные примеры такой самоорганизации в динамичных системах хорошо известны в горении [4], [5]. Синергетический подход к философскому осмыслению эволюции представлен в работе [6].

В статье предложена модель базисного элемента архитектоники системы наук о человеке на основе идей, изложенных в работах В.Шмакова [1], [2], [7]. Человек рассматривается как микрокосм, то есть синархичная система из трёх планов (тел): ментального, астрального и физического. Предполагается, что антропология по структуре иерархична и развивается аналогично фрактальной системе.

По ряду причин (в том числе ради геометричности, наглядности, удобства использования при анализе и прогнозировании развития) в качестве «краеугольного камня» – базисного элемента архитектоники рассматриваемой системы наук – определён куб, на боковых плоскостях которого, как на основании, построены пирамиды (рис.1). Конкретные науки соответствуют вершинам углов, которые и являются фрактальными точками развития системы. Таким образом, базисный элемент системы включает 5 геометрических тел – куб и 4 пирамиды; 22 плоские фигуры – 6 квадратов и 16 равнобедренных треугольников; 12 точек развития.

 

Закон синархии - гносеологическая основа человековедения

Рис.1. Структура базисного элемента антропологии (вид сверху)

 

Вершинам пирамид (ментальный план) соответствуют точки 1, 2, 3, 4. Углам верхней плоскости куба (астральный план) соответствуют точки 5, 6, 7, 8. Углам нижней плоскости куба (физический план) соответствуют точки 9, 10, 11, 12 (на схеме не отмечены). Точка 0 соответствует геометрическому центру куба, а также любой фигуры и тела, построенных на его основе, и является элементообразующей. Пояснения к схеме представлены в таблице.

 

План

Номер точки

Наименование науки

 

0

пневматология

ментальный

1

2

3

4

теология (теософия) космология

астрология

геология

астральный

5

6

7

8

идеология социология психология биология

физический

9

10

11

12

математика физика

химия медицина

 

Для правильного понимания структуры, содержания и механизма развития базисного элемента системы целесообразно сделать ряд уточнений.

1. В качестве научной основы теософии принята пневматология, основы которой были изложены В.Шмаковым [2]. Эта наука является системообразующей и свидетельствует о необходимости теоцентричности науки2. Б.Астафьев [3] определяет теософию как божественную Мудрость Мира, основанную на Геноме и Фундаментальных Законах Мира. Современная наука является атеистичной, эгоцентричной вследствие преобладания эгоцентричного образа мышления. Прежде всего такова европейская цивилизация, за последние две тысячи лет. Для современных учёных более понятным может быть термин «метафизика» в смысле, используемым В.Налимовым [8]. В.Шмаков определяет пневматологию как учение об онтологическом естестве становления монады.

2. Ортодоксальная теология, разрабатываемая, в основном, служителями различных религий, представляет собой элемент теологии как базисной науки. Одним из таких элементов является и мифология как модель познания мира. [9]

3. Астрономия служит элементом астрологии, которая как базисная наука не имеет отношения к таким явлениям, как гадание и т. п. Теории, гипотезы, прогнозы могут строиться внутри любой науки и в том числе базисной, либо в любой системе любого количества наук и любым способом. Это и есть свобода творчества.

4. Геология – базисная наука о планете как о живом организме. Современная геология – элемент базисной науки – не рассматривает Землю как живой организм.

5. Идеология – базисная наука, которая изучает систему формирования и развития идей как основу любой науки.

6. Каждая базисная наука является элементообразующей и развивается (детализируется) аналогичным образом, как система наук.

7. Наукообразование (определение наименования и места науки в системе, иерархичности наук и т. д.) целесообразно по ряду причин. В том числе – для наглядности целесообразно пользоваться и графической формой на основе геометрических фигур – компонентов базисного элемента и их комбинаций, причём с соблюдением иерархичности наук по аналогии с базисным элементом, если хотя бы интуитивно имеется представление о содержании конкретной науки и осознаётся здравый смысл и цель построения.

Как можно видеть, предложенная классификация иерархичной системы наук о человеке – антропологии – обеспечивает, по сути, неограниченное поле творческой деятельности.

Приведём примеры практического использования классификации.

Пример 1. Наукообразование

Представим базисные науки различных планов в графической форме (рис.2). Тогда смежными элементными науками в этой системе являются:

3.6 – астроидеология – в стадии формирования, начиная с текстов Священных Писаний Древнего мира;

3.5 – астросоциология – в стадии формирования, в частности, на основе работ А.Чижевского, Б.Астафьева и ряда других учёных;

4.10 – геофизика;

4.9. геоматематика – в стадии формирования.

Значение и порядок цифр указывают на местоположение конкретной науки в системе. Смежными могут быть любые две науки при условии соблюдения иерархии планов, либо находящиеся на одном плане. Например: 5.10 – идеофизика – в стадии формирования; 8.11 – биохимия; 10.12 – физическая химия; 9.10 – математическая физика.

Пример 2. Определение целесообразности использования конкретных наук для решения проблем здоровья растений, животных, человека

 

Закон синархии - гносеологическая основа человековедения

Рис.2. Схема варианта наукообразования

 

На физическом плане базисной наукой в данном случае является медицина. Растения обладают отдельными признаками астрального тела (чувства, эмоции), поэтому их физическое здоровье достаточно полно может быть исследовано в рамках науки – биомедицины (8.12), которая включает зоомедицину. Животные обладают вполне развитым астральным телом, поэтому кроме учёных-биомедиков следует, очевидно, привлечь учёных науки психомедицины (7.12). В случае здоровья человека – венца Творения, который по Идее должен иметь развитое ментальное тело, без психо- и социомедиков просто не обойтись. Здесь уже очевидна необходимость привлечения знаний базисных наук – геологии (4.0) и астрологии (3.0). Становится понятной актуальность формирования таких наук, геомедицина (4.12) и астромедицина (3.12). Геомедицина в настоящее время формируется в лоне экологии (ноосферное образование и т. п.), а астромедицина – в лоне гелиобиологии, космо-медицины и ряда направлений «альтернативной» медицины.

Актуальность разработки геопсихологии отмечает А.Зелинский: «Геопсихология становится ведущим фактором в попытке осмысления сложного и противоречивого поведения огромных человеческих масс на протяжении обозримой истории. Об этом замечательно писал Ю.Н.Рерих: “Один за другим появлялись и исчезали на сцене истории различные народы.... Может быть, древние центры великих цивилизаций обладали особой силой притяжения? Психология народов остаётся ещё почти не исследованной областью науки...”» [10].

На первый взгляд, из системы выпала философия – «мать наук». Дело в том, что философия, по определению, это любовь к мудрости и представляет собой качество личности человека, в том числе учёного. Очевидно, что у каждого человека это качество проявлено в различной степени. Можно быть выдающимся философом и «никаким» учёным по классификации современной атеистичной науки, например, как все основатели мировых религий, столпы католического и православного христианства и т. д. В то же время, можно быть выдающимся учёным и «никаким» философом. К этому типу учёных следует отнести, очевидно, главных теоретиков и практиков средств и способов уничтожения людей и окружающей природы. Результаты творчества подобных учёных, среди которых множество лауреатов различных премий, в том числе Нобелевских, человечество, природа и планета Земля в целом ощущают вполне отчётливо. Поэтому философия, а точнее – теософия, должна пропитывать, пронизывать творчество любого человека, тем более учёного. Она должна быть связующим звеном, основой синтеза религии, науки, искусства; она должна быть одновременно базисным элементом любой науки и охватывать всю систему наук.

В этом смысле автор согласен с концепцией новой философии А.Арсеньева, который считает, что «философское мышление не должно быть профессиональным. Профессионализм философии – результат отчуждения и существует в мире отчуждения, так же как и общественное разделение труда. Философское мышление (и отношение к Миру) – просто мышление нормального, не отчуждённого, не частичного, свободного Человека (личности в полном смысле этого слова). Значит, обязанностью философии является помощь каждому индивиду в преодолении глубокого внутреннего рабства – рабства у вещности, по сравнению с которым все другие формы (политические, идеологические, конфессионные и т.п.) поверхностны. Рабство у вещности наиболее глубокое и опасное, искажающее саму духовную основу, сущность Человека. Это труднопреодолимая подмена, тем более, что она внешне выглядит как свобода (демократия, так называемые «гражданские права и свободы», либеральные законы и т. п.). Глубина идей русской философии конца XIX и первой половины XX веков, её захватывающая эмоциональная напряжённость и центрация на будущем (профетизм) позволяют рассматривать её как прообраз философии будущего [12]. Здесь уместно отметить определение русского философа Н.Бердяева: «Научная философия есть философия лишённых философского дара и призвания – она выдумка для тех, кому философски нечего сказать... Настоящая философия есть та, которая мучится смыслом жизни и личной судьбы. Философия неизбежно антропологична» [11]. Классическим примером великого и гармоничного учёного и философа является Пифагор. За последние 150 лет Россия дала миру созвездие гармоничных учёных, среди которых Е.Блаватская, В.Шмаков, В.Вернадский, К.Циолковский, П.Флоренский, А.Чижевский, В.Налимов, А.Арсеньев.

В фундаментальной доктрине эзотеризма сказано: «человек есть космическое выражение Абсолюта в продлении времени и в протяжении пространства. Абсолют есть Безусловный и Вечный Прототип Человека» [1]. Человековедение было главным интересом выдающегося мыслителя, учёного с мировым именем В.Налимова. В итоговой книге вероятностно ориентированной философии [8], которую В.Налимов издал на собственные средства в преклонном возрасте, одно из важнейших качеств человека – достоинство – раскрывается так: «Оставаться самим собой, слышать свой собственный голос – вот чего требует от нас жизнь. И можем ли мы не стремиться к тому, чтобы сохранить Достоинство в перипетиях жизни, если нам, людям, дана возможность соприкасаться с Тайной Мироздания». Кем был В.Налимов? В книге, открывающей собрание сочинений В.Налимова [14], имеется статья Я.Голованова «Последний рыцарь», из которой следует, что миропонимание В.Налимова формировалось в мистически ориентированном ордене тамплиеров, организованном в Советской России А.Карелиным в 1920-х годах. Мне довелось беседовать с А.Никитиным, который много лет занимался исследованием материалов, связанных с деятельностью этого ордена [15]. А.Никитин сказал, что В.Налимов отказался передать ему какие-либо сведения, касающиеся этой деятельности. Таким образом, В.Налимов сохранил верность клятве, данной при посвящении в рыцари ордена. Н.Бердяев полагал, что рыцарство куёт чувство личного достоинства и чести, создаёт закал личности. Попытку обрисовать величественные контуры духовной истории ордена тамплиеров, его истоков и миссии, сделал В.Смирнов [16]. В эту историю внёс свой вклад и В.Налимов, что заметили и оценили современные последователи тамплиеров и розенкрейцеров. Об этом свидетельствует тот факт, что В.Налимов в числе немногих (12 докладов) был удостоен чести сделать доклад на международной конференции, посвящённой 500-летию гностицизма в Европе [17]. О чём говорил этот апостол Гнозиса, всемирно известный учёный-энциклопедист, выдающийся философ, в возрасте 83-х лет, за 4 года до окончания своего земного пути? Как истинный рыцарь Духа, он посвятил доклад своему учителю – А.Солоновичу, «учившего <…> слушать зов Вечности, древнюю мысль, одухотворённую мистическим чутьём, осознавать искание Истины как глубокую жизненную потребность в единении с Неведомой Сущностью, частица которой чуется в каждом отдельном сознании».

К этому же призывают труды другого искателя Истины – В.Шмакова, возглавлявшего в начале 1920-х годов московскую школу розенкрейцеров. Он был вынужден под угрозой ареста выехать из России в 1924 году. У автора статьи имеются сведения, что В.Шмаков родился в апреле 1887 года, а закончил свой земной путь в Швейцарии, где жил под вымышленным именем с 1925 по 1929 годы. Умер он в бедности, тяжело больной туберкулёзом, не успев закончить подготовку к изданию, после существенной переработки, свою фундаментальную книгу о Великих Арканах Таро. Его наставником в юности был П.Флоренский, его архив хранился у сводной двоюродной племянницы в Дрездене, его внебрачный сын жил в Магдебурге. Эти сведения документально не подтверждены. А разве документ является критерием истины?

В статьях и докладах, опубликованных журналом «Дельфис», автор многократно отмечал созвучность, а часто и смысловую тождественность миропонимания В.Шмакова и В.Налимова, которые своими трудами прославили Россию и подтвердили пророческие слова М.Ломоносова, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов российская земля рождать». Эти Платоны ХХ века, по моему убеждению, вполне соответствуют понятию гения, сформулированному В.Шмаковым: «В высшем аспекте гений есть дух, сопричастившийся к Вечному и Божественному и непосредственно черпающий из него свои откровения. Как вечные истины, эти откровения одинаково справедливы для всех веков и народов» [2].

Если понимать духонавтику как исследование метафизического космоса [18], то В.Налимов – духонавт, ведь главное дело его жизни – исследование сознания, семантической вселенной, смыслов Бытия. Осознавая, что нет критериев истинности понимания, он стремился постичь Истину; понимая, что мысль высказанная есть ложь, он стремился постичь Слово. Трансценденция сознания – одна из Тайн, его увлекавшая, это поэзия парадоксов, которыми он умело пользовался и в постановке вопросов, и в поиске ответов. В том он также созвучен В.Шмакову, который подчёркивал, что «Истина выражается только в антиномиях, и каждая антиномия есть аспект Истины… На пути веков все Откровения во всех Посвящениях неизменно выражались в антиномиях».

Парадоксальность трансцендентности сознания наглядно проявилась на примере жизни и творчества А.Зиновьева – выдающегося логика и социолога. В юности он готовился к покушению на Сталина – его спасло только бегство в армию; в зрелые годы, будучи профессором МГУ, доктором философских наук, он опубликовал за рубежом книгу «Зияющие высоты», где в пародийной форме описал советскую действительность, что привело к его высылке из страны и лишению всех званий, степеней и наград. На закате своей долгой, трагичной и плодотворной жизни А.Зиновьев – уже всемирно известный учёный, обстоятельно аргументировал вывод о том, что «советизм», который в целом был построен при Сталине, – это «вершина социального творчества человечества за всю его обозримую историю» [19]. Основа миропонимания А.Зиновьева – научный атеизм и логизм, тем значимей его итоговая оценка деятельности научно-технической цивилизации, построенной на этих догмах: «Реальное будущее человечества я представляю как господство высокотехничных, но примитивных существ, не имеющих ни малейшего понятия даже о том, как фактически устроены и функционируют самые фундаментальные закономерности человеческого сознания… Большая часть того, что люди делают, есть производство ненужностей, бесполезностей, вредностей, бессмысленностей. Они давно не понимают этого и никогда уже не поймут… Реальный интеллект, господствующий в человечестве, на самом деле интеллект дебилов, которые могут всё, не понимая ничего… Человечество как целое утратило смысл самого своего социального бытия. Оно убило сам фактор своего понимания… Наиболее вероятный конец человечества – воинствующая глупость. Человечество погибнет от своей глупости» [20].

В.Налимов своё понимание состояния культуры человечества на грани третьего тысячелетия сформулировал как наказ тем, кто готов нести свет Истины: «В нынешней планетарной ситуации можно надеяться только на вмешательство космических сил. Здесь перед нами Тайна… Нам кажется, что речь может идти не о буквальном пришествии Бога, а скорее всего о вмешательстве космических сил через реинкарнационное пришествие тех, кто уже побывал на Земле, а позднее в своих странствиях в мирах и, может быть, в веках оказался подготовленным к радикальному изменению ситуации Земли. Нужен новый ментальный потенциал. Нужны и харизматические личности, готовые его воплотить» [14].

Когда автор статьи узнал, что А.Зиновьев закончил свой земной путь, спонтанно появилось стихотворение, приведённое ниже. Это интуитивное проявление светлой памяти и о В.Налимове, боевые медали которого – долгие годы репрессий, и не только сталинских, которые он с честью преодолел, сохранив достоинство Человека.

 

Воину, Мыслителю, Человеку

 

А.З. Есмъ!

Тебя унижали и гнали.

Ты чашу испил до дна.

Твои боевые медали

Срывали лжи мастера.

 

Теперь они молят Бога,

Мол, Отче, спаси, сохрани –

Иуды родного народа,

Убийцы великой страны.

 

Они ещё мнят себя VIP –

Элитное быдло тьмы.

Их ещё радует вид

Страданий распятой страны.

 

Церковный хорал им заказан,

Уж проклят поганый их род.

Лишением чести наказан

Поверивший им народ.

 

Штампуют в аду сковородки.

Готовит им бал Сатана,

Чтоб лучше поджарить душонки –

Там Сталин рубит дрова.

 

В.И.Ерёмин, кандидат технических наук

 

Примечание
Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: