warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Этика и наука будущего


(подводя итоги прошедшей конференции)

Борисов С.К., физик
Якимова Н.Н., кандидат физико-математических наук
Яковлева Е.Г., кандидат медицинских наук

12-14 февраля 2003 года в третий раз в Институте востоковедения РАН состоялась Российская междисциплинарная научно-философская конференция «Этика и наука будущего». В этом году её основной темой было: «Единство в многообразии. Роль духовности в познании мира» В Москву съехались учёные из 15-ти городов России и Украины, общее количество участников достигло 300 человек. Прислано было более 100 докладов (для выступлений и стендового представления) высокого научного уровня: учёные степени — у трёх четвертей докладчиков, половина из которых — доктора наук. Организатором конференции, как и в прошлые два года, явился Фонд сохранения и развития духовных ценностей «Дельфис» в содружестве с Институтом востоковедения, рядом институтов Российской академии наук, научно-исследовательскими институтами Российской академии естественных наук, медицинскими и техническими университетами России и Украины. В числе организаторов также — Международный центр развития толерантного сознания и предотвращения экстремизма (США).

Главной целью конференций, проводимых под общим названием «Этика и наука будущего», является утверждение главенства этих принципов в науке и обществе. В числе задач — продвижение этических принципов в научные исследования, одухотворение науки, личности и общества в целом; укрепление синтеза различных научных направлений; популяризация исследований, расширяющих границы существующей научной парадигмы и разработка новой; изучение взаимоотношений различных форм знаний — научного, эзотерического, религиозного.

Ход развития человеческого сообщества на Земле за прошедшие века, особенно за XX век, показал неудержимую тенденцию к его консолидации — к глобализации в самом позитивном смысле этого понятия. Однако разрушительные тенденции в этом же процессе, обострившиеся в XX веке, его середине, а также в самом начале XXI века, усиленные «царством потребления», могут привести всё земное сообщество к гибели. Что же нам может помочь в этой критической ситуации? Многие мыслители, философы, духовные деятели прошлого и настоящего считают, что самое эффективное средство — это повышение уровня духовности всех и каждого.

В настоящее время нам едва ли следует рассчитывать на то, что период быстрого развития интеллекта способен принести миру богатый урожай в сфере духовности. Поэтому в данный момент требуется обосновывать насущность духовного совершенствования, используя интеллектуальные доводы. И роль науки заключается в данном случае в поиске и распространении научных фактов, которые подтверждают жизненную необходимость следования морально-этическим нормам, важность духовности.

 

Этика и наука будущего

 

Что же такое духовность? Духовный подвижник Индии, философ Шри Ауробиндо говорил: «Духовность не есть интеллектуальность, не идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или к аскетизму; это не религиозность или страстный эмоциональный подъём духа, даже не смесь этих превосходных вещей. Умственная вера, эмоциональное устремление, регулирование поведения соответственно религиозному или этическому предписанию — это не духовные достижения и не опыт. Всё это представляет большую ценность для ментального сознания и жизни, а также и для самой духовной эволюции, но только как подготовительные действия для дисциплины и очищения человеческой природы.

Духовность в своей сущности есть пробуждение внутренней реальности нашего существа — нашей души, внутреннее стремление познать, почувствовать и отождествить себя с ней; войти в контакт с высшей действительностью, имманентной космосу или существующей вне космоса, а также нашему существу; быть с ней в связи, соединиться с ней и, в результате этого контакта и соединения, преобразить всё наше существо, превращая в новое существо, в новую личность, в новую природу».

Другой подвижник Индии Шри Рамакришна часто повторял «Духовность может быть передаваема и принимаема более осязательно, более действенно, чем чтобы то ни было другое в мире. Духовность не в воздвижении храмов, не в посещении церковных служб, не в книгах, не в словах, не в лекциях, не в организациях. Духовность в связи между душой человека и Богом, в осуществлении этой связи. Как бы мы ни рассуждали, как бы много рассуждений других мы ни слушали, удовлетворит нас только одно — личный опыт, личное осуществление, и опыт этот доступен каждому, если мы только захотим попытаться».

 

Этика и наука будущего

Л. Березина (крайняя слева) - самобытная художница из г. Первоуральска среди участников и около своих картин, экспонировавшихся на конференции

 

Учёным эти высказывания может быть не очень близки, так как понятия души и Бога являются ненаучными. Более близкое к научному пониманию определение духовности, как всеначальной, высшей энергии — психической, даётся в книгах Живой Этики. Это Учение говорит нам о том, что психическая энергия может быть изучаема, как и другие виды энергии. Но значит и понятие духовности из отвлечённого, эфемерного становится ощутимым, измеряемым. В Живой Этике по этому поводу сказано следующее: «Материальность психической энергии может быть установлена физическим способом. Духовные проявления вовсе не отвлечённы и могут быть измерены <...> Обратите внимание на материальность духовности». И Учение направляет на нахождение так называемых отложений психической энергии, существующих в организме человека в виде неких физических кристаллов.

«Одно во всём и всё в одном», — гласит древняя мудрость Востока. Это главный ориентир в творческом постижении мира. Единство в многообразии — принцип, который проявляет и реализует сама природа, создавая всё великое разнообразие мира земного и Тонкого, пока нами мало понятого и лишь приоткрывающегося науке. Тонкоматериальные планы мироздания — это тот исток и связующее всё и вся единство, которое порождает и обеспечивает развитие бесчисленных форм природы. Это и есть основа духовности, которая дает жизнь подлинной, гуманистически ориентированной науке, пронизывая все её направления, освещая Учение Жизни, объединяющее Живую Этику с теософией Е.П.Блаватской.

Что касается конференции, то серьезную разработку Учения Жизни в своих докладах предприняли: Н.В. Башкова «Трансмутация сознания как путь к духовному человеку», А.М.Шустова «Роль Азии в истории человечества», С.Ю.Ключников «Прогнозирование и формирование образа будущего с позиций эзотерической психологии», Б.С.Добронец «Наука, вера и "Тайная Доктрина"», А.В.Зубко «Смысл, сознание и Космический Магнит», а также Е.С.Узкова «Энергия: от физики к философии».

Традиционная для наших конференций тема Запада и Востока была представлена в докладах А.В. Иванова «Специфика традиционной восточной науки», Т.П.Григорьевой «Дао человека» (Рацио, которое идёт от частей к целому, и Интуиция, которая идет от целого к частям, должны рассматриваться в единстве — и прежде всего это касается и самого подхода к человеку); О.А.Троицкого и В.Г.Критского «Немеханистическая концепция в науке — взгляд из глубины веков» (согласно веданте); С.И.Кузьминской и С.Р.Аблеева «Язык и сознание лингвистические идеи классической йоги».

К проблеме выживания человечества были обращены доклады А.Д.Арманда «Жива ли. Земля?» (о кажущихся случайностях, на грани чуда, необъяснимых с позиций современного научного знания, которые переводят с витка на виток жизнь на Земле в ходе эволюционного развития), С.Г.Джуры «Поиск смысла жизни: аспекты синтеза естественных и гуманитарных наук» (смысл человеческого существования — не в адаптационной логике потребления). Широкомасштабная программа выхода из цивилизационного кризиса предстала в докладе П.В. Касьянова (Россия) и М.Эллиса (Австралия) «Переход к устойчивой цивилизации» (см. в номере). Вопросы, поставленные А.Д Армандом, обсуждались в докладе Е.М.Егоровой «Новая наука о жизни — книга Руперта Шелдрейка», посвящённая роли формообразующей причинности в науке о жизни.

Необычайно широкий спектр сообщений относился к теме духовности. Среди них хотелось бы отметить доклады Е.Г.Яковлевой «Духовность и наука: необходимость сближения» и С.А. Брусиловского «Наука и духовность вчера, сегодня завтра», текст которых был положен в основу резолюции конференции. Определение категории Духа применительно к естественно-научным вопросам звучало в докладах — И.И.Ильиной «Воспитание гуманистического мышления на основе нового мировоззрения» (интеграция материальных структур и их когерентность) и А.Г.Ли «"Тело", "душа", "дух" и нейрокомпьютинг» (дух в иррациональных концепциях — это воля и чувства, а в рациональных — мысль, сознание, ум). А.Г.Ли высказал точку зрения большинства докладчиков: дух — это информационная компонента физического взаимодействия.

 

Этика и наука будущего

Открыла конференцию Л.Басурманова исполнением нескольких произведений на гуслях

 

Тема космических ритмов была обозначена в докладах Ю.М.Малиновского «К познанию механизма гомеостаза биосферы» (геобиосфера), В.В.Горбачёва «Синергетика в социально-экономических явлениях» (экономика), Н.Н.Якимовой «Сердце... в пульсаре» (астрофизика пульсаров и ритмика сердца). С.М.Зорин в докладе «Непрерывность и дискретность (новый подход к проблеме)» сопоставил факт дискретности ритмов техногенной природы в окружающей нас социальной действительности с континуальным подходом к средствам коммуникации.

По теме фрактальности и иерархичности в природе выступил Ф.И.Маврикиди с докладом «Геометрия и философия сложности», изложив идеологию всего этого раздела (существует две меры действительного числа — одна всем нам привычная, непрерывная, другая — р-адическая, дискретная, которые относятся друг к другу как фон и фигура; сложность в настоящее время пытаются понять, отказавшись от дифференциальных уравнений и перейдя к квантовым вычислениям, что создаёт предпосылку перехода от физики к науке о жизни). Р.Ф.Полищук в докладе «Мир как число», обстоятельно проанализировав числовые величины, используемые в физике, пришёл к выводу, что для актуальной бесконечности Кантора там нет места и что следует перенести акцент на счётность и дискретность. С.А.Векшенов в докладе «Неканторовская бесконечность и аксиоматика» обсудил канторову теорию числа и обратил внимание на то, что актуальная бесконечность бывает двух родов — количественная и порядковая, и что одна относится к целостным структурам в пространстве, а другая к последовательностям во времени. Доклад В.И.Кузьмина и Н.А.Галуши «Безразмерные фундаментальные критические константы в гармонии сфер Пифагора» — о связи музыкальной гармонии с основанием натуральных логарифмов (основой математического анализа). Л.А.Шелепин в докладе «Числа Фибоначчи, золотое сечение и процессы с памятью» подчеркнул, что марковские процессы исчерпали себя для описания действительности и что в физике, биологии, экономике требуется учитывать фактор памяти, нелокальность времени через решение интегро-дифференциальных уравнений, разностная схема для которых приводит к ряду Фибоначчи и, тем самым, выводит на золотое отношение. К данному блоку тем относятся доклады В.А.Макарова «Развитие кеплеровской модели Солнечной системы» и И.А.Яшина «Числовой код Вселенной».

Доклад Е.Н.Князевой «Экология познающего разума» органично связал гуманитарную и естественно-научною тематику. В нём обращено внимание на то, что познание всегда осуществляется через действие, а значит разум организует мир, организуясь сам, что и составляет главную идею принципа самоорганизации. Мир — это кладезь возможностей, поэтому он определяется не только логической предикацией надмирного или коллективного разума, а своими скрытыми потенциями для действия. Индивидуальный разум представляет собой подсистему, резонансно встроенную в иерархические структуры коллективного (а может — и надмирного) разума, а резонансное встраивание — одно из основных понятий синергетики. Ю.А. Миславский в докладе «Проблема согласованности духовных систем в культурах, этносах и самосознании личности» рассмотрел иерархию структур коллективного разума в гуманитарном знании. Проблемы самозамыкания структур разума без выхода в индивидуальное, социально значимое действие и творчество обсуждаются в стендовом докладе А.М.Никифирова «Место и статус разума в постижении бытия». Ту же тему развивал доклад Л.З.Апьперовича — «Научная парадигма и этика», указавший на подмену знания умением в современной науке, что препятствует постановке этических проблем.

Конференцию открывал доклад С.П.Курдюмова «Общие принципы пространственной организации диссипативных структур», связавший тематику данной конференции с тематикой предыдущей, посвящённой идеологии синергетики для анализа процессов эволюционного развития. У Ф.А.Цицина в материале «Самоорганизация: физические истоки и исторические горизонты» была рассмотрена историческая преемственность идей синергетики и место принципов самоорганизации во втором начале термодинамики. Интересная дискуссия о границах применимости синергетической идеологии развернулась в выступлениях С.М. Сухоруковой «Экологизация экономической теории как поиск гармонии мира и путей совершенствования человека» (место человеческого творчества в закономерностях природы), B.В.Горбачёва «Синергетика в социально-экономических явлениях» (хозяйственная деятельность человека — продолжение законов природы), C.В.Чудова «Эволюция и самоорганизация» (который обращает внимание на необходимость учёта различия слабых и сильных нелинейностей в синергетическом подходе). Е.Д.Ушаковская в докладе «Синергетика как парадигма эволюции Вселенной» подчеркнула важность принципа доминирования закономерности над случайностью.

Л.М.Гиндилис в обстоятельном докладе «Космология и мировоззрение», посвящённом философскому анализу инфляционной космологии, привнёс целый ряд оригинальных идей, заслуживающих отдельного рассмотрения (связь проблем эволюции, которые анализирует синергетика, с темой релятивизм-эфир). М.М.Кононенко в выступлении «Метаморфозы пространства- времени», обсудив постулат Эйнштейна о постоянстве скорости света, приходит к необходимости введения понятия струн в квантовой теории, о чём по-своему говорил Б.У.Родионов в докладе «Нейроны ноосферы», представивший богатый экспериментальный материал о нелинейных структурах в газовом разряде. Ю.В.Мазурин, излагая тему «Гравитационные феномены: древность и современность», поставил вопрос о связи гравитации и электромагнетизма так, как она вырисовывается в теориях эфира, что адресует нас к идеологии Дж.Кили, обсуждавшейся в целом ряде номеров журнала «Дельфис». С выступлением Ю.В.Мазурина перекликался стендовый доклад братьев С.Д. и Л.Д.Брусиных «Основы теории материального эфира», которые придерживаются концепции весомого и самогравитирующего электромагнитного эфира, а в другом своём материале «Этика науки и основные законы её развития» подчёркивают важность метафизического анализа проблемы эфир—вакуум для построения новой научной парадигмы. Л.Б.Болдырева и Н.Б.Сотина говорили о самоорганизации в живой и неживой природе и фундаментальной роли физического вакуума.

В своё время В.И.Вернадский указывал на необходимость создания онтологической философской концепции, которая позволила бы сориентировать учёных в отношении дальнейших исследований и объединить их узкопрофессиональные интересы. Эта задача традиционно разрабатывается на наших конференциях как новая парадигма научного знания, которая строится с учётом этики и религиозной философии, западной и восточной мысли. Е.В.Зорина в этом плане сделала центральный доклад «Принцип аналогии в познании мира», раскрывающий специфику нынешней конференции и обсуждающий логику подобий, характерную для эзотерической и религиозной философии, вместо логики тождеств, на которую опирается современная наука. Эту тему развили доклады Н.Е.Невесского «Мироздание как иерархия всё более утончающихся уровней» (роль онтологических подобий, познаваемых аналогиями, в представлении о мире как о живом организме), А.А.Сазанова «Материя, Разум, Абсолют» (развивающийся Бог или Абсолют), С.К.Борисова «Многомирность многомерного Космоса и фрактальность» (категория Духа как потока изменений; аттракторы изменений и их расположение в многомерном пространстве, включающем материальный мир как одно из своих подпространств).

А.П.Дубров в докладе «О смене парадигмы естествознания в XXI веке» подчеркнул, что вопросы экстрасенсорики и парапсихологии должны занимать центральное место в новой научной парадигме, что исследования выводят на ментальное сверхслабое взаимодействие сознания с материей, а то даёт основу для анализа феноменов новой науки хронобиологии, которая изучает ритмы различных процессов природы. Теме экстрасенсорики и парапсихологии были посвящены и доклады И.М.Когана «Глобализация - неотвратимая тенденция современного человечества и роль биополя в ней» и А.Е. Акимова «Доминанта духовного как следствие технократического развития цивилизации», как естественный необходимый выход из современного глобального кризиса. Л.В.Лесков в докладе «Космологическое универсальное поле: мифы и реальность» рассмотрел понятие вакуума современных физических теорий и семантические информационные поля, обратив внимание на фитонный вакуум в концепции Акимова, объясняющей широкий спектр парапсихологических феноменов. Эту тему продолжил стендовый материал А.А.Быковой «Невербальные коммуникации и биолокация». По разделу биологии и медицины прозвучало несколько интересных докладов: Е.Е.Семенихин «Возможность объективизации энергетического взаимодействия», А.М.Степанов и А.Л.Бухтояров «Ключ творения: единство духовных и этических принципов — от древности до наших дней», А.И.Гончаренко «Непознанное сердце»; здесь речь шла о том, что отдельные участки сердца распределяют кровь в разные области тела, предположительно, формируя спиральные солитонные образования. К той же теме примыкал материал С.Б.Петухова «Солитоны в кооперативных биологических процессах надмолекулярного уровня»; одобрительная реакция на доклад этого автора представлена в материале Мелью Хэ (Флорида, США) «Симметрия в структуре генетического кода». Тему сердца развил и В.И.Цветков в стендовом докладе «Фрактальная архитектоника гемоартериального русла сердца млекопитающих и оптимальные отношения подобия».

По разделу педагогики хотелось бы отметить и замечательный доклад Т.В. Бабушкиной «Духовные пути сохранения экологии детства» (см. в данном номере журнала), а также И.И.Ильиной «Воспитание гуманистического мышления на основе нового мировоззрения».

 

Этика и наука будущего

В зале регистрации

 

Вспоминая другие доклады и подводя итоги конференции, можно сказать следующее.

Оргкомитет и участники конференции пришли к мысли утвердить конференцию «Этика и наука будущего» как постоянно действующее научное мероприятие. Формами его деятельности считать ежегодные собрания-конференции, ежемесячный научно-философский семинар и информационный массив (сайт) в Интернете, выпуск сборников докладов конференций и специальные тематические издания. На страницах научных и научно-просветительских журналов («Дельфис», «Человек в социальном мире» и других) публиковать наиболее актуальные материалы очных и заочных участников конференции — российских и зарубежных. Своевременным явилось решение приступить к созданию на базе конференции научно-просветительского института с региональными отделениями (например, в городах — Волгограде, Туле, Первоуральске). Что касается следующей, четвёртой, конференции 2004 года, то посвятить её следует животрепещущим, самым разнообразным проблемам ВРЕМЕНИ, в частности — вопросам космогенеза и антропогенеза.

 

Фото З.А.Бачуриной

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: