warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Зачем Рерих ходил в Азию (часть 2)


(Мировой План Махатм)

Владимиров А.В., писатель, философ, исследователь

Истинно, век чёрный кончится возглашением Общины! Сергий [Радонежский] рубил её топором. Бемэ колотил молоточком. Учитель Будда руками слагал. Христос мост ей приготовил.

Озарение, ч.3, VI, § 4

Идеи возвещаются не ради идей, а для изменения жизни.

Все книги Живой Этики направлены на формирование Нового Человека и построение нового общества – Мировой Общины. Принципам построения Общины из четырнадцати книг Учения непосредственно посвящена одна книга с одноимённым названием «Община», а также есть небольшое по объёму «Напутствие Вождю».

В газетной шумихе, поднятой вокруг Рериха в период его пребывания в 1934–1935 годах на Дальнем Востоке, появились измышления, что он хотел насильно отхватить кусок территории в Сибири для построения некоего мистического государства. С опубликованием в начале двухтысячных годов тетрадей Е.И.Рерих и других новых материалов подобные нападки снова усилились. Обвинения в насильственном захватывании чужих территорий – это, конечно, фантазия. Но предпринимались ли Рерихом попытки образовать ядро Новой Жизни, и каким образом предполагалось это сделать? И насколько было реально на переломе эпох построение некоего «острова надежды», подобного Утопии Томаса Мора или Города Солнца Кампанеллы? И это при ожесточённом противостоянии ведущих колониальных держав за любой малозначимый участок территории, продолжением чего уже через четыре года стала Вторая мировая война, а затем и появление атомного оружия? Насколько возможна была в тех условиях империализма и становления международной специализации труда подобная робинзонада? И главное – что такое «Новая Страна», что такое «Новая Россия», и как нам понимать нашу нынешнюю страну?

Конкретные рекомендации организации жизни, встречаемые в некоторых текстах Учения и Беседах, например, для алтайского, урянхайского или маньчжурского сельскохозяйственных кооперативов, территориально удалённых в то время от цивилизации, соседствуют с общими базовыми положениями Учения о Мировой Планетарной Общине, и все вместе они предназначались как тому времени, так и будущим поколениям, причём не в качестве догмы или детализированного рабочего плана, а как основа для творческого переосмысления. Так, «Напутствие Вождю», подготовленное в конце 1933–1934 годов, предназначалось в соответствующих параграфах разным устроителям, начиная от участников международного маньчжурского проекта, и заканчивая Вождями новых мировых построений, в том числе и заступившему на президентство в конце 1933 года Ф.Рузвельту. Перед Рузвельтом, с которым в конце 1934 года у Е.И.Рерих установилась связь, и она в своих письмах передавала ему слова Учителя, стояла колоссальная задача вывести страну из Великой депрессии, а в перспективе – организовать новый мировой порядок: баланс Запада и Востока. В ещё большей мере «Напутствие Вождю» адресовано будущему Вождю России, как сказано ещё в начале двадцатых – Рериху Новому:

20.03.1921. …Рерих Новый явит русским мощь яркую.

01.10.21. Рерих Новый явится в России [править] после гроб[а] счастливо пройденного.

05.11.21. Рерих, люби русских – тебе суждено [в новом воплощении] руководить Россией. <...> Новую Россию строить Создателя Мощь дам.

06.11.21. Строитель (Н.К.Рерих), твоя удача уявит Новый Лик России.

12.06.1924. Фуяма (Рерих) должен ещё полвека [в следующем воплощении] маяться на земле.

Или как написала Е.И.Рерих об этой нынешней подготовительной работе многих сотрудников для их будущего воплощения, имея в виду, в первую очередь, Рериха: «Именно их светлые идеи цементируют пространство для [их] будущего воплощения на Земле»[1].

Изучение тетрадей Е.И.Рерих, писем Рерихов и самого Учения показывает, что никаких новых государств, никаких неокоммунистических утопий или «теплиц» академик и художник Рерих не должен был возглавить и организовать. Всевозможные обмолвки или образы в текстах, наивные предвосхищения отдельных сотрудников показывают ступени созревания самих Рерихов и их американских помощников к исполнению главной миссии Рерихов – привнесения в мир Учения Новой Эпохи, утверждения Культуры как главного инструмента для изменения человека, для гармонизации и строительства мира.

Человек – существо социальное, а общинность – суть человеческой природы. Меняются лишь формы этой общинности. Будущие новые формы, которые придут на смену современного государства, могут значительно отличаться от нынешних. В них проблемы горизонтального уровня: «формы», «строя», «власти» – могут вообще перестать быть актуальными, уступив место содержанию, глубине и качеству интеграции. По мере перехода к новой ступени кооперации: роду, племени, государству – у людей их подсознательное стремление к общности всё более преобразуется в осознанную потребность, повышаясь в насыщенности и качестве. Так одноклеточное существо эволюционирует до многоклеточного многопланового организма. Наступает время, когда бурная телесная эволюция в своей основе заканчивается, как это демонстрирует большинство видов животного и растительного мира сегодня, а развитие функциональности, внутренней содержательности – продолжается. В наибольшей степени содержательный рост происходит в человеке и в обществе. Сегодня нас, в первую очередь, интересует культурный, духовный, умственный уровень человека, а не выносливость его мышечной массы. Современная информационная революция показывает, что всё актуальнее становятся не сами материальные носители информации, не их конструкция и состав, то есть не «форма» носителя информации, а содержание информации, информационные связи, алгоритмы. Аналогичным образом явление государства – как форма совместной жизни народа и народов, постепенно уступает главенство обществу – то есть содержанию, «связям» и «алгоритмам» этой жизни. Состояние общества: его зрелость, его сознательность и нравственность, его многомерные внутренние и внешнекультурные связи становятся в этом смысле всё актуальнее самой технической опоры – государства.

Общинность иногда воспринимают как некое подавление личности, аскетизм, некую «блаженность» или даже «убогость». Вместе с тем, пример кооперации учёных, или врачей, или учителей показывает, что по мере роста сознания людей, утончения их деятельности, творчества – всевозможные «толкания» жизни, её материальная сторона во многом отходят на второй план. Е.И.Рерих писала: «Великие Учителя совершенно не имеют в виду объединить всех в одну или в несколько “замкнутых” (по выражению А.Кима) общин – это было бы смертью. Жизнь и красота лишь в разнообразии, потому пусть ячейки света цветут свободно, как прекрасные цветы на жизненном Лугу. Ведь единение должно заключаться не в непременном общежитии или в одном методе приложения или достижений и т. д. Единение, как истинный двигатель, должно сначала зародиться в духе и проявляться в сотрудничестве в жизни каждого дня и во всех условиях. Кооперация, Сотрудничество или Содружество предполагает самое широкое допущение. Точно так же и другое понятие – понятие об отказе от собственности – часто понимается превратно. Отказ от собственности не значит, что нужно всё раздать и от всего отказаться. Вещи есть результат творчества человечества, и потому их нужно ценить, усовершенствование качества их есть ступени к усовершенствованию духа. Учение указывает понять истинное значение вещей и не быть в рабстве у них. Нужно уметь любить всё и в то же время каждую минуту быть готовым оставить всё для новых достижений. Любовь к прекрасным вещам без чувства собственности есть одно из самых чистых и нас возвышающих чувств. Без любви ничего нельзя улучшить и создать. Так пусть люди учатся любить без чувства собственности»[2].

Таким образом, Община является не столько внешней формой, которая должна прийти на смену государства, то есть это не столько «телесная», внешняя оболочка, сколько внутреннее отношение самого человека к коллективному существованию, и в этом смысле это, прежде всего, представление, идейное построение, общественное устремление. Государство и Община – это как брак и семья. Брак может быть заключён, но семьи или любви так и не возникнет. И наоборот. Иными словами, одно обеспечивает внешние скрепы существования, а другое – внутренние. Внутренние скрепы образует культура и поддерживает дух. Дух, как показало рабовладение и тоталитарные режимы, невозможно насиловать, жизнь у большинства рабов в таких условиях либо чахнет, либо взрывается восстанием. Эволюция общественного развития двигалась по пути всё бóльшего раскрепощения духа. Деэволюционная тенденция стремилась это раскрепощение духа всеми возможными способами задержать. Самый распространённый и долгоработающий способ для задержания духа – ложь и злоупотребления на вере.

 

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: