warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

В 1995 г. среди книг по медицине появилась монография «Почему умирают в России, как нам выжить? (факты и аргументы)». Ее автор — Гундаров Игорь Алексеевич, академик РАЕН, доктор медицинских наук, кандидат философских наук, профессор Российской медицинской академии, руководитель лаборатории Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины.

На основе многолетних исследований ученый выдвинул концепцию духовного неблагополучия как фактора риска смерти. Игорь Алексеевич любезно согласился ответить на некоторые вопросы, нашего корреспондента Г.Я.Жуковой, которые могут заинтересовать читателей журнала.

Выживет ли этот мир

Жало же смерти — грех.
(1-е Кор., XV, 56)

Ты выздоровел; не греши больше...
(от Иоанна V, 14)

Корр. Игорь Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о направлениях исследований, проводимых научно-исследовательским Центром профилактической медицины.

И.А.Гундаров. Наш центр является продолжателем тех научных работ, которые вел институт профилактической кардиологии, будучи в составе Всесоюзного кардиологического научного центра. В рамках лечебной деятельности его специалисты стали интересоваться профилактикой в силу того, что сейчас можно говорить об эпидемии, колоссальной по скорости и по масштабам. Эпидемия может возникнуть как от инфекционных, так и от неинфекционных причин. В обоих случаях речь идет о каких-то массовых процессах в ухудшении здоровья людей.

Проблемы, которые сейчас интересуют наш центр более всего — это профилактика эпидемии, под которой имеется в виду рост инфарктов миокарда, инсультов, рака и других неинфекционных заболеваний, в меньшей степени — инфекционных.

— В этой связи можно ли говорить об общепланетарных причинах возникновения и распространения перечисленных Вами заболеваний, а также других, например, синдрома хронической усталости, изучаемого с 80х годов учеными США?

— Существуют исследования, в которых показана связь между вспышками заболеваний на Земле и мощными космическими процессами, описанными в работах А.Л.Чижевского. Кроме того, вполне возможно, что существуют какие-то иные причины космического происхождения, влияющие на заболеваемость. Что касается синдрома хронической усталости, мне не известны значительные работы, посвященные изучению этих процессов.

— Вы пришли к выводу о влиянии на здоровье людей их духовного статуса. Как это произошло?

— Мы пришли к этому выводу методом исключения. Для примера проанализируем график снижения общей смертности в европейских социалистических странах в 1986-1987 гг. по сравнению с 1985 г. (см. рис.1).

 

Выживет ли этот мир

Рис. 1. Снижение общей смертности в европейский странах 1986-1987 гг. по сравнению с 1985 г.

 

В 70—80-е годы в России и соц. странах наблюдался рост смертности в основном от неинфекционных заболеваний. В это время в Европе и Америке смертность снижалась. Обратите внимание: на фоне роста в 1986 г. смертность у нас внезапно падает. Почему? Все говорили, что это влияние антиалкогольного указа. Наш анализ показал, что вклад алкоголя в процесс снижения общей смертности был мизерным. Кроме того, в социалистических странах подобного указа не выпускали, но и там резко снизилась смертность. Исследовали другие факторы: в течение 1984—1985 гг. экономика глобально не изменилась, материальное благосостояние, лечебная помощь и экология также. Вспомните свое эмоциональное состояние в 1985—1986 гг.! Начало перестройки. Мы поняли, что здесь сыграл значительную роль позитивный эмоциональный и духовно-нравственный фактор. Далее стали анализировать влияние этого фактора на состояние здоровья людей в последующие годы, используя два метода: экспертных оценок и более достоверный — статистический, доступный проверке. В рамках первого метода мы определяли по какому духовному вектору идет Россия после 1991 года: в сторону сострадания, любви, сопереживания, коллективизма или в сторону индивидуализма, агрессии, беспутства, конкуренции? Исходя из понимания того, что дух биполярен, и качества его распределяются от крайне отрицательных до положительных, мы получили данные, что в векторе России на данном отрезке времени преобладали отрицательные свойства духа. Напомним, что метод экспертных оценок субъективный и связан с учетом ощущения и восприятия психикой человека тех событий, которые происходят. Второй, статистический метод, не позволяет измерить духовность общества с положительным или отрицательным знаком на уровне отдельного человека (хотя в работах Святых отцов есть определенная методология самооценки греховности). Но вот духовность сообщества людей опосредованно с помощью индикаторов проанализировать можно. Аналогично тому, как физики изучают ядерную частицу по ее следу, так и по последствиям, по тому, что дух оставляет после себя, по делам людским можно оценить духовность сообщества. Сказано: грех состоит в нарушении данных людям заповедей. Подсказка настолько конкретна, что определяет четкие статистические индикаторы греха, которые собираются, проверяются. Примерно для восьми из десяти заповедей можно найти четкие статистические индикаторы, которые нужно объединить в единый алгоритм и с его помощью оценивать духовность популяции. Например, заповедь «не убий» сопоставить со статистикой убийств, заповедь «не укради» — со статистикой краж и т.д. Таким образом, можно сравнивать: греховных деяний стало больше или меньше, и как это связано со здоровьем нации.

В данном случае мы являемся апологетами эпидемиологии греховности, науки о массовых явлениях — будь то малярия, будь то грех. В медицине прослеживается немало аналогий между состоянием здоровья и греховностью личности. Например, один из смертных грехов — уныние, тоска коррелируется с таким заболеванием как депрессия, другой — гордыня — с сердечно-сосудистыми заболеваниями и т.д. В свою очередь депрессия является самостоятельным фактором риска смерти от рака даже при учете возраста, курения, злоупотребления алкоголем, социального положения и наследственной предрасположенности. Тысячелетние эмпирические наблюдения обладают колоссальной базой данных, позволившей вычислить факторы, наиболее влияющие на заболеваемость и смертность, — факторы духовные.

В современном российском обществе рост духовного неблагополучия идет по двум направлениям: посредством ухудшения отношений между людьми и в результате нарушения внутренней психоэмоциональной гармонии отдельного человека.

С позиций современной медицины можно предположить, что понятие «смертный грех» (гордыня, сребролюбие, уныние и др.) соответствует научному представлению о факторах риска. Другими словами, наличие такого признака увеличивает риск заболеваний человека и смерти. Эта закономерность проявляется в масштабе популяции. Обнаружена удивительная по силе сцепленность демографических и криминологических закономерностей. Волнообразному колебанию смертности в России четко соответствуют колебания общей преступности и уровня убийств. Также статистически достоверно определена связь смертности от злокачественных новообразований и болезней системы кровообращения с уровнем самоубийств.

Рассмотрены и другие показатели, в атрибутику которых входят духовные аспекты, например, показатели воспроизводства населения в России, средняя продолжительность жизни, тип общественных отношений, влияние удовлетворенности жизнью на здоровье, деньги и качество жизни, религия и здоровье и другие.

— Какую же методологию можно положить в основу профилактики социумных аномальных эпидемий?

— Я вижу здесь два подхода. Один, ориентированный на все общество таким образом, чтобы духовный вектор был направлен в сторону положительного процесса развития, второй — индивидуальный, предусматривающий помощь каждому отдельному человеку. В обоих случаях развитие, например, экономических взаимоотношений может быть сатанинским или благостным в зависимости от того, какие черты в человеке разжигают эти экономические отношения, а также механизмы достижения экономического благополучия. Однако анализ состояния здоровья популяции свидетельствует о недостаточной полноценности финансово-экономических показателей как «компаса» реформ. Требуется надежный мониторинг социального самочувствия населения.

Для этой цели мы предлагаем трехуровневую систему показателей, которая включает:

— динамику физического здоровья (длительность жизни, степень естественного воспроизводства и др.);

— динамику удовлетворенности жизнью (по основным аспектам с учетом их приоритетности);

— динамику духовного благополучия (интенсивность возникновения социальных аномалий и т.д.).

На основе этих показателей разрабатывается системный подход к коррекции той эпидемии, которая бушует. Определяются факторы индивидуального риска и конкретный план выхода из сформировавшегося патологического процесса не только в виде лекарственной терапии, но и на духовном уровне. К сожалению, духовностью серьезно в науке никто не занимается. Поэтому требовать сейчас от нас готовых программ слишком рано. В вопросах познания духа, его структуры, законов функционирования и механизмов взаимодействия материальной и идеального мировая наука находится в младенческом состоянии. Кто может сказать как тоска влияет на иммунную систему, а гордыня способствует росту холестерина в крови? Пока это все огромный вопросительный знак.

— А эпидемиология рака? Как она вписывается в концепцию эпидемиологии греховности?

— Это отдельная большая проблема. Рак возникает, как и все остальное, от взаимодействия внешних факторов и внутренних особенностей. Проблемы канцерогенеза связаны и с географическими условиями. Мы обнаружили, что сильнейшим индикатором огромного числа медико-эмоциональных процессов является именно географическая широта. Механизм и природа этих явлений пока не находит объяснения, но повторяемость их из года в год подтверждает их достоверность. Так, смертность от злокачественных новообразований, инфарктов, инсультов по мере продвижения к северу от бывших республик Средней Азии до бывших республик Прибалтики растет. Располагая методологией оценки уровня «греховности» по совокупности социальных аномалий, можно сделать вывод об определенном влиянии на здоровье нации уровня ее духовности.

— Проблемы профилактики рака. Каковы они?

— Те же самые, что и проблемы профилактики инфаркта. Мы выходим на понимание универсальных механизмов нейтрализации и адаптации, которые существуют в организме. Есть специфические и неспецифические механизмы профилактики. Управляя ими, можно достигать одного и того же эффекта. Наша задача — найти блок неспецифических факторов. Этим и занимается наша лаборатория системных исследований. Сочетание специфических и неспецифических вредных факторов формирует патологию. В данном случае мы вычленили мощнейшее влияние неспецифических факторов, связанных с духовным состоянием нации. Пример: смертность от рака в странах с высоким уровнем самоубийств в 4 — 5 раз выше, чем в странах с низким уровнем. Чем выше уровень тоски (а это смертный грех), тем выше уровень «греховности» по этому параметру (самоубийство), тем меньше неспецифические резервы организма, тем больше угнетена иммунная система, тем выше заболеваемость раком.

— Но древними медиками Индии, Китая, Тибета, Египта, Ближнего Востока эмпирически установлена взаимосвязь физиологических нарушений с определенными отрицательными качествами духа. Если бы ученые смогли доказательно обосновать специфическую связь этих процессов, тогда было бы проще понять то, о чем говорите Вы.

— Совершенно справедливо. Но я не знаю таких работ, в которых бы оценивалось состояние духа и его дифференциации в связи с патологией. Но вот связь свойств психотипов с рядом заболеваний прослеживается. Много косвенных работ такого плана существует. Например, если проанализировать риск смерти в зависимости от уровня социальной поддержки, можно установить положительное влияние социальных связей и коллективной поддержки на здоровье. При 9-летнем наблюдении изучалась связь между смертностью и наличием дружеских контактов, уровнем доброжелательных социальных связей (семья, друзья, принадлежность к организациям и др.). Было показано, что уменьшение социальной замкнутости и увеличение степени доброжелательности значительно снижают смертность как среди мужчин, так и среди женщин. Эта связь сохраняет свою силу независимо от изначального состояния здоровья, привычек поведения, интенсивности курения, употребления алкоголя, массы тела и от социального происхождения (см. рис.2). Основываясь на статистически достоверных показателях, мы предлагаем людям то, что может снизить смертность, а именно:

— укрепление духовных традиций отечественной культуры;

— повышение уровня образования;

— укрепление семьи;

— выработка социального оптимизма;

— удовлетворенность работой;

— взлет духовной энергии масс.

 

Выживет ли этот мир

Рис.2. Риск смертности в зависимости от уровня социальной поддержки

 

Кроме того, по данным научного наблюдения, среди людей, которые часто посещали церковь, в сравнении с остальными верующими смертность от атеросклероза и его осложнений была ниже в 2 раза, от эмфиземы легких — в 3 раза, от цирроза печени — в 18 раз. Заболеваемость туберкулезом была ниже в 2 раза, раком шейки матки — в 3 раза. Частота попыток самоубийства среди этих людей оказалась в 5 раз ниже.

Таким образом, счастье и социальный прогресс определяются законами более высокого порядка, среди которых важную роль играет достижение духовной гармонии.

 

От редакции

Работы, подобные тем, которые проведены группой профессора И.А.Гундарова, обычно не остаются невостребованными. Рано или поздно значимость их осознается общественностью.

Научное значение данного труда состоит в том, что едва ли не впервые в медицине России исследованы нематериальные факторы риска смерти (термин И.А.Гундарова). Отсюда вытекает практическое значение работы для профилактической медицины. Нетривиальный подход к пониманию причин возникновения болезней даст толчок к последующей разработке новых естественнонаучных концепций предупреждения эпидемий. При этом исследователям предстоит избежать уже намечающейся, привычной прежде ошибки: разделение природы человека на составные части, не связанные между собой. Врачи и психологи, к примеру, часто классифицируют нарушителей законов гуманного отношения к людям как психически нормальных личностей, признавая их в то же время духовными инвалидами. Это является глубочайшим заблуждением, ибо положительные или отрицательные качества человеческого духа формируются именно психикой личности, атрибутами которой являются преимущественно ментальная и эмоциональная сферы. Следовательно, «инвалидизация» духа вторична и является следствием развившейся патологии психики во всех ее проявлениях. Тонкая физиология внутреннего человека так же взаимообусловлена функциями составляющих его структур, как и физиология физического тела. Сказано: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное... Не духовное прежде, а душевное, потом духовное...» (1 Кор., XV — 44, 46). Именно психогигиена должна составлять основу коррекции духа.

Как Изида собирала по всей Земле части тела Осириса для его воскрешения, так и современной науке предстоит синтезировать знания о природе человека, чтобы помочь ему в его эволюции.

Небезынтересным является анализ монографии с точки зрения Учения Живой Этики. Во-первых, в масштабах огромного государства, которое является ареной активной деятельности десятков миллионов людей, мощно проявляются следствия действия психической энергии как силы объединенных сознаний. Созидательный или разрушительный знак полярности генерируемого людьми информационного потенциала немедленно формирует условия оздоровления или нездоровья сообщества людей

 Во-вторых, в таблицах и графиках книги И.А.Гундарова наглядно и четко прослеживается неумолимая закономерность процессов причинно-следственных связей между всплесками популяционных катаклизмов социумных аномалий и здоровьем населения. В силу ускорившихся дестабилизационных процессов в обществе кармическая взаимосвязь этих явлений очевидна. На их основе уже сейчас можно прогнозировать тенденцию роста или снижения показателей здоровья населения. Мы переживаем уникальное время, которое обязывает ученых и практиков не только накапливать факты, исследовать их, но и, не упуская сроков, применять накопленное для составления реальных программ выхода из духовно-экологического кризиса.

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: