warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Словарь имен. Буква О (часть 2)

Овидий (43г. до н.э-17г. н. э.)

Римский поэт. Полное имя Публий Овидий Назон. Родился 20 марта 43 г. до Р.Х. в Сульмоне. В ранних произведениях (сб. «Любовные элегии», поэмы «Наука любви», «Средства против любви») О. даёт зачастую ироническую трактовку любовной темы, использует приёмы риторически-декламационного стиля. Объединённые в сб. «Героиды» («Послания»), любовно-мифологические элегии являются новым жанром любовных посланий, отличающихся тонкой психологической разработкой образов. К зрелому периоду творчества О. относятся сб. «Метаморфозы» («Превращения», рус. пер. 1772) и «Фасты» («Календарь», рус. пер. 1903), оставшиеся незаконченными.

В 15-ти книгах «Метаморфоз» содержится 250 мифов о превращениях греческих богов в героев. С этого произведения начинается у О. употребление эпической стихотворной формы; здесь он сопоставил в хронологическом порядке часть мифов, в которых встречаются превращения, начиная с образования мира и кончая превращением Юлия Цезаря в звезду. Эти многочисленные мифы, возникшие на почве тех тесных отношений, в которых люди некогда состояли с природой, среди народа (живая фантазия которого превращала животных в людей, явления природы в живые существа), составляли главную часть греческой мифологии и были обрабатываемы особенно поэтами александрийского времени, например Никандром, Парфением и др. Но О. черпал не только из произведений последних, а из всей греческой литературы, особенно из трагиков, хотя в частных случаях мы и не всегда в состоянии точно указать источник. Разнообразие и живость рассказа, искусство в соединении отдельных сказаний, оригинальное устройство стиха придают «Метаморфозам» своеобразную прелесть и сделали их одними из любимых сказок. Это — первый роман у римлян, со времени своего появления имевший множество читателей и позднее считавшийся источником для знакомства с мифологией.

Поэзия О. лишена больших гражданских, идейных проблем, однако, за насмешливым тоном О. по отношению к богам, героям, к современности скрывалась оппозиция политике императора Августа. Есть предположение, что именно поэтому в 8 г. н.э. он был сослан на берег Дуная в местечко Томы, где и провёл остаток жизни. Здесь он написал «Скорбные стихотворения» («Скорби», рус. пер. 1795) и «Послания с Понта» в 4-х книгах (рус. пер. 1893), наиболее эмоционально насыщенные из его произведений. А.С.Пушкин сказал о них: «В сих последних более истинного чувства, более простодушия, более индивидуальности и менее холодного остроумия». Блестящий мастер стиха, поражающий богатством поэтической фантазии, О. оказал влияние на лирику трабадуров Прованса и на рыцарскую поэзию Средневековья. Сюжеты его «Метаморфоз» с периода Возрождения широко использовались в новеллистике и драматургии.

В Средние века О. считали вторым поэтом после Вергилия. Данте ставил его рядом с Гомером и Горацием.

 

В.К.Петроченко

 

Ориген (185-252)

Александрийский библейский критик, богослов, философ-неоплатоник и духовный писатель, впервые предпринявший серьёзную попытку систематического объяснения христианства в категориях эллинской мысли. Изучал античную философию в школе Аммония Саккаса, из которой также вышел Плотин. Преподавал в христианской катехизической школе в Александрии, которую после и возглавил. О. вёл строго аскетический образ жизни. В Палестине в 230-м без согласия епископа Александрийского был рукоположен в сан пресвитера. Епископ объявил посвящение не действительным, лишил О. права преподавания, после чего О. нашёл убежище в Кесарии Палестинской и там основал свою школу. Во время гонений на христиан при императоре Деции (251) подвергся аресту и пыткам, после которых вскоре скончался. О. обладал огромным трудолюбием, написал около 2000 книг (в античном смысле слова), значительная часть из которых безвозвратно утеряна. Экзегетические труды (работы по толкованию Св. писания) О., охватывающие почти все книги Св. писания, разделяются на три группы: схолии (краткие заметки на разные места из Библии), гомилии (проповеди) и собственно комментарии. Сохранившееся апологетическое сочинение О. «Против Цельса» представляет собой лучшее завершение всего до тех пор написанного в защиту христианства. Языческий философ Цельс написал книгу против христианства «Истинное слово». Сама книга до нас не дошла, но О. приводит много цитат из неё, что позволяет до некоторой степени реставрировать взгляды Цельса. В дискуссии с Цельсом впервые поднимались вопросы о языческом поклонении изображениям и о религиозном искусстве. До нас дошли также трактаты О. «О молитве», «Поощрительное слово к мученичеству», в 1941-м был найден «Диалог с Гераклитом» — запись реальной дискуссии с неким Гераклитом. Предметом дискуссии были проблемы понимания Троицы. Совокупность взглядов О. на проблемы бытия представлена в его работе «О началах». Система О. состоит из трёх частей: 1) Бог и Его раскрытие, 2) падение тварных духов и его последствия, 3) спасение и восстановление. Источником знания, по О., служит Св. писание. Подобно тому как существует мир духовный, душевный и материальный, так и Св. писание состоит их тех же частей. Оно имеет смысл буквальный, или исторический, смысл нравственный и смысл сакральный (божественный). Сакральному смыслу в толковании уделялось предпочтение.

1. Бог — непостижим и бестелесен. Он есть полное единство (монада), противоположное множественности, причиной которой он является. По своему бытию, он есть сущий, ни от кого не происшедший. С миром тварных духов Бог связан посредством Сына-Логоса. Логос — полное подобие божества. Он предвечно рождён из существа Отца. Святой Дух представляет третью неизменяемую сущность божества. Он получил бытие от Сына и относится к нему так, как Сын к Отцу. Божество свойственно только этим ипостасям. Они и составляют единую Троицу.

2. Бог от вечности творит духовные существа (духов) равного достоинства, способных к пониманию и уподоблению Богу. Для них положен закон свободного развития, и они должны достичь неизменяемой природы, чтобы уступить место новым творениям. Но духи впали в леность и непокорность (предвечное грехопадения). Для их очищения и исправления создан видимый мир. Духи в узах души заключаются в различные тела. Самые порочные из них, демоны, получили грубые тела, ангелы — нежные, люди — средние.

3. Задача в жизни состоит в борьбе, которая должна с помощью Бога закончиться уничтожением зла. В результате сложного сотериологического (сотерия (греч) — спасение, избавление) процесса все духи, включая демонов и дьявола, в итоге будут восстановлены и спасутся (апокатастасис) и уступят место новой мировой эпохе.

Учение О. оказало влияние на таких отцов Церкви, как Евсевий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский. Это учение легло в основу того богословия, которое развивалось в IV-V вв. и не изменяло сущности своего направления и в последующие времена. В Средние века идеи О., соединённые с идеями Псевдо-Дионисия Ареопагита, были перенесены Иоанном Скотом Эриугеной на западную почву. Часть учения О., с которой не могла согласиться ортодоксальная христианская мысль (теория предсуществования душ, апокатастасис), послужила причиной посмертного осуждения О. на пятом Вселенском Соборе.

О. высоко ценили многие мыслители, в том числе и семья Рерих. Е.И.Рерих часто в письмах рекомендовала своим корреспондентам читать труды О.: «Очень советую Вам прочесть труды великого Оригена, этого Светоча истинного учения Христова. Между прочим, Западная Церковь принялась за изучение его трудов, ибо наиболее просвещённые церковники поняли, что они зашли в тупик своими мертвящими догмами и не удержать им своё влияние под напором нового сознания масс, требующего прежде всего логичности и жизненности законов. Так, Ориген в своём труде "О Началах" утверждает: "Итак, Бога нельзя считать каким-либо телом или пребывающим в теле, но Он есть простая Духовная Природа, не допускающая в себе никакой сложности. Он есть ум и в то же время Источник, от которого получает начало всякая разумная природа и ум. Бога, который служит началом всего, не должно считать сложным, иначе окажется, что элементы, из которых слагается всё то, что называется сложным, существовали раньше самого Начала". Разве возможно яснее утвердить понятие Бога как чистейшего однородного Принципа или Начала всего, нежели это выражено в словах греческого философа и отца Христианской Церкви!» (Рерих Е.И. Письма. М., МЦР, 2001. Т. 3. С. 69).

 

Орфей (XIV в. до н.э.)

Поэт, музыкант и певец Древней Греции, жрец Аполлона, посвящённый Элевсинских мистерий. Уроженец Фракии, сын фракийского бога виноделия Эагра (род которого восходит к поддерживающему небо Атланту) и музы эпической поэзии Каллиопы (речной нимфы). В античной мифологии О. разделил со своим учителем Лином славу изобретателя музыки и стихосложения, олицетворял магическую силу музыки и поэтического слова. Своим пением и игрой на семиструнной лире О. приручал диких животных, останавливал течение рек, успокаивал волны, сдвигал камни, заставлял танцевать деревья. Участвуя в походе аргонавтов за золотым руном, О. спас своих спутников от сладкоголосых и хищных серен, превзойдя их своим пением, а также, подобрав мелодию на лире, заставил застыть в неподвижности постоянно сдвигающиеся и раздвигающиеся скалы Сциллы и Харибды, не позволявшие кораблям проплывать в Эвксинский Понт (Чёрное море).

Знаменитая легенда гласит о глубокой и бесконечно нежной любви О. к нимфе Эвридике. Любовь была взаимной. Здесь гармония воплотилась в своей идеальной форме и послужила ещё одним подтверждением красоты мира. Но боги создали людей не только для счастья, и каждый должен в меру своих сил и способностей познать все грани человеческого удела в земном существовании. Судьбе было угодно, чтобы Эвридику увидел Аристей, великий путешественник, пчеловод, виноградарь и лекарь (говорили, что с соизволения самого Аида его душа могла покидать тело и возвращаться обратно). Аристей не знал, что перед ним жена О., и полюбил её, причём так сильно, что не мог сдержать свою страсть. Во время преследования Эвридики Аристеем, её укусила змея, и её земная жизнь оборвалась. Сойдя в царство Аида за своей умершей женой, О. растрогал своей музыкой Харона, укротил свирепого стража мёртвых трёхголового пса Цербера, исторг слёзы у незнающих жалости Эриний и склонил владычицу преисподней Персефону к решению вернуть к жизни его возлюбленную. Нарушив, однако, условие не оглядываться на «тень» Эвридики и не заговаривать с нею до выхода на дневной свет, О. вновь потерял её и уже навсегда. Невольный виновник трагедии Аристей после смерти был вознесён на небеса и превратился в созвездие Водолея.

 

Словарь имен. Буква О (часть 2)

Орфей. Эвридика и Гермес (с мраморного рельефа, 2-я пол. V в. до н.э.)

 

Потеряв Эвридику, О. живёт отшельником, сторонясь людей и создавая учение, которое впоследствии связывали с его именем. Причиной смерти О. стал гнев Диониса и его жриц менад. Возмущённые тем, что О. отказывался принимать участие в их оргиях, менады разорвали музыканта на куски, а голову и печень бросили в море. Со слезами музы Аполлона собрали его останки и погребли у подножия горы Олимп, и соловьи после этого поют там слаще, чем где бы то ни было на свете. Поющую голову О. и его лиру прибило к острову Лесбос. Голову похоронили в пещере недалеко от Антиссы, в храме Диониса, а лиру возложили на почётное место в храме Аполлона. По просьбе Аполлона и муз лиру поместили на небеса в виде созвездия.

Легендарная судьба О. отражает непростой процесс становления древнегреческой мифологии, проходивший в жестокой борьбе солнечного (Зевс-Аполлон) и лунных (Геката-Дионис) культов. Считается, что О. ходил за знаниями в Египет (и даже в Индию) и принёс на территорию Греции солнечный культ Амона-Ра (и мистерии Изиды и Озириса). Согласно другим версиям, он представлял культ Аполлона Гиперборейского, который был привнесён пришедшими с далёкого севера дорийцами; учился у жрецов египетского фараона Эхнатона, которые из-за преследований покинули родину и поселились во Фракии; он был жрецом Диониса и реформатором его культа.

В учении орфиков вначале был Змей, Время (Хронос, Геракл), который в Ил (Эфир, Хаос) отложил Яйцо, расколовшееся на Небо (Уран) и Землю (Гея), и из Яйца выпорхнул Фанес (бестелесный бог с золотыми крыльями). Как первоисточник жизни Фанес называется Эросом, а как первое проявление разума — Метисом. Силу Фанеса сначала наследуют три богини судьбы Клото, Лахезис и Атропа, потом титаны во главе с Кроном и Реей, а потом Зевс и Деметра. От Зевса и Деметры рождается Кора-Персефона, а от Зевса и Персефоны — Дионис. По наущению Геры меняющего облики Диониса преследуют титаны и разрывают его на части, после чего пожирают. Но Афина спасает сердце Диониса, а Зевс воскрешает его. Именно этот воскресший Дионис почитался орфиками. Человек создаётся из праха испепелённых молнией Зевса титанов после поедания ими Диониса, а поэтому обладает двойственной природой — божественной, дионисийской и греховной, титанической. У орфиков впервые в Греции возникает учение о душе, как главной составной части человека, становящейся неполноценной из-за вселения в тело, которая для души тюрьма и гробница («тело», по-древнегречески «сома», производится орфиками от слов «сэма» — гроб и «сосма» — тюрьма). В орфизме мы находим отзвуки представлений, характерных для ведической и брахманистской мифологии Индии (впрочем, как и для тайного знания жрецов Египта), — учение о переселении душ или метемпсихозисе. Согласно этому учению, душа существует до вселения в тело в некоем блаженном месте. В этом счастливом состоянии находятся не отдельные души, а душа как целое. Отдельные же души рождаются, отрываясь от целого ветрами, и падают, вселяясь в тела, которые выступают для них в роли темницы. Пройдя через многочисленные перевоплощения и очистившись от титанического элемента, душа получает возможность вернуться к своему блаженному первоисточнику.

 

С.К.Борисов

 

Оссендовский Фердинанд Антонин (1878-1945)

Горный инженер и геолог, русско-польский писатель, автор произведений различных жанров, среди которых созданные до революции — рассказ «Бриг "Ужас"», повесть «Грядущая борьба» и роман-утопия «Женщины, восставшие и побеждённые» (1915). Однако прославила О. книга «Звери, люди, боги» (1922).

О. родился в Витебске в 1878 г. (по некоторым источникам 1871 или 1876 гг.), изучал химию и физику во Франции в Сорбонне. В 1900 г. участвовал во Всемирной выставке в качестве эксперта химической секции; позднее специализировался по минералогии и приобрёл значительный авторитет среди угле- и золотодобытчиков. Во время Русско-японской войны (1904-1905) О. находился в подчинении у генерала А.Н.Куропаткина (1848-1925) и занимал пост главного уполномоченного по топливу. По прошествии времени, исполнял обязанности научного советника в Высшем совете военно-морского флота. По-видимому, по линии этого ведомства, О. в годы Первой мировой войны был послан в Монголию со специальным поручением. В это своё первое посещение Монголии он имел возможность изучать монгольский язык.

Известно, что в 1919-1920 гг. О. — профессор Омского политехнического университета и консультант при министерствах финансов (по другим источникам был министром финансов) и земледелия в Сибирском правительстве А.В.Колчака (1873-1920). В Красноярске в январе 1920 г. он едва спасается от ареста большевиками, и с помощью друзей бежит в леса. С этого времени начинается драматическая, полная опасных приключений одиссея О. Суровую зиму он живёт в полном одиночестве, как Робинзон, в таёжной глуши, питаясь только мясом добытых животных. Весной отправляется по рекам и непролазным чащам к русско-монгольской границе: в пути встречает группу русских офицеров, также бегущих от расправы красных. Со своими новыми товарищами О. проходит участок Восточной Сибири, граничащий с Тувой, затем через Туву и Монголию пытается безуспешно проникнуть в Тибет. В этом неудачном походе он едва остаётся жив; несколько его товарищей погибают. Полгода О. живёт в Монголии; здесь он на некоторое время становится пленником и почётным гостем барона РФ.Унгерна-Штернберга (1886-1921), командующего так называемой Азиатской дивизии. Следующими этапами пути О. становятся Маньчжурия и Китай (Пекин, июнь 1921 г.). Добравшись до Польши (возможно в конце 1921 г.), О. занимается систематизацией своих путевых записей, и в 1922 г. издаёт знаменитую книгу «Звери, люди, боги». Сразу после выхода она была переведена на несколько европейских языков, и с того времени получила мировую известность. Несмотря на то, что писал её не монголовед или востоковед, книга имеет определённую историческую и научную ценность. О. пересказывает монгольские легенды, описывает местные обычаи и поверья. Кроме того, в книге много интересных исторических подробностей, касающихся людей и событий, происходивших в Центральной Азии в 20-е годы прошлого века. О. приводит очень ценные свидетельства о существовании Твердыни, а также Пророчество, сделанное Верховным Владыкой (О. называет его Царём Мира) в 1890 г. в одном из монгольских монастырей. Прожив трудные дни в Монголии, подвергаясь ежеминутной опасности, мужественный автор полюбил эту страну и её народ.

Большую часть оставшейся жизни О. провёл в Польше. По-видимому он не терял связи с научными, университетскими кругами, так как до войны ездил в Африку (Синегал, Гвинею, Судан) для пополнения коллекций редких животных одного из польских (возможно Варшавского) университетов. Умер О. незадолго до окончания Второй мировой войны в 1945 г. в Золвине.

 

Н.М.Смирнов

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: