warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Словарь имен. Буква К (часть 1)

Калидаса (V в.)

Величайший индийский поэт, автор нескольких драм и поэм. Обстоятельства его жизни мало известны. Предание называет К. одним из 9 «украшений» двора царя Викрамадитьи; некоторые учёные отождествляют К. с Чандрагуптой II (375—413 гг.).

 

Словарь имен. Буква К (часть 1)

 

К. является одним из древнейших поэтов классической санскритской литературы; самое раннее упоминание о нем встречается в надписи, датируемой 634 годом. Тонкая поэтичность образов, изящество стиля, мастерство в обрисовке характеров отводят К. одно из первых мест в мировой литературе. К. известен и как драматург. Его «Шакунтала» и «Викраморваши» — жемчужины индийской драматической литературы. Среди драм К. наиболее известна переводившаяся много раз на европейские языки «Шакунтала» (Cakuntala или Abhijnanacakuntala), написанная на сюжеты Махабхараты и Пуран. Царь Душьянта встречает в лесном скиту юную Шакунталу, приёмную дочь отшельника Канвы. Молодые люди влюбляются и вступают в тайный брак. По отъезде царя Шакунтала имеет несчастье навлечь на себя гнев сурового мудреца Дурвасаса: по его проклятию супруг должен её забыть. Мольбы окружающих смягчают мудреца, и он изменяет проклятие. Канва отправляет героиню к её супругу, из памяти которого совершенно изгладилось воспоминание о возлюбленной, но она вынуждена вернуться в скит, где рождает сына Бхарату. Чудесное кольцо, оставленное царём и потерянное Шакунталой, находит рыбак. Он доставляет его царю, который сразу вспоминает покинутую супругу и спешит в её скит. Здесь он видит сына: божественный голос убеждает царя в том, что это его ребёнок. Разлученные супруги соединяются вновь уже навсегда.

Велик К. и как автор эпических поэм. Две из них: «Род Радху», своеобразно трактующая сюжет Рамаяны, и «Рождение бога войны», описывающая в 7 песнях любовь Шивы и Парвати. Кроме того, К. принадлежит небольшая лирическая поэма «Облако-вестник», вызвавшая в своё время восторг Гёте.

 

Калиостро (1743-1795 гг.)

Словарь имен. Буква К (часть 1)

 

Этого выдающегося человека до сих пор называют Джузеппе Бальзамо, именем, подлинность которого до конца не доказана, а отдельными исследователями совершенно отрицается. В «Теософском словаре» Е.П.Блаватской говорится о К. как о знаменитом адепте, являвшемся советчиком и другом могущественнейших людей в каждой из стран, которые он посетил, сообщается также о том, что адепт имел важнейшее поручение Братства — оказывать содействие Сен-Жермену и Месмеру в деле просвещения небольшой части европейских народов в сакральном знании, но после ряда ошибок был отозван.

К. до сих пор не реабилитирован; и потому историки чаще называют его авантюристом и шарлатаном. Согласно полудостоверным сведениям о происхождении и начальном периоде жизни (относящимся, очевидно, к реальному Джузеппе Бальзамо, который проявлял с юных лет эгоистические и даже преступные наклонности, а после ряда выходок исчез), К. родился в Палермо и получил воспитание в монастыре, откуда якобы бежал. Приняв имя К., долгое время путешествовал, побывав в Египте, в Малой Азии и в Европе. В 1770 г. из Турции приехал на о-в Мальту, где заслужил расположение мальтийского гроссмейстера. В Италии он женился на замечательной красавице Лоренце Феличиани. Объездив северную Италию и Германию, он приезжает в Курляндию (современную Эстонию), где находит радушный приём графов Медемов. В1780 г. под именем графа Феникса К. появляется в Петербурге, но, несмотря на покровительство Потёмкина, Екатерина II отнеслась к нему очень холодно, и К. вынужден был покинуть Россию. Во Франции он вскоре получает покровительство кардинала де Рогана и в течение нескольких лет пользуется большим успехом в Версале и Париже, основывает там две ложи египетского масонства. Задолго до знаменитой истории с ожерельем королевы К. предупреждает кардинала о готовящемся преступлении, но его не услышали, и в 1785 г. он был обвинен в воровстве и посажен в Бастилию. Суд оправдал К., и после 9 месяцев заключения он был освобожден. Находиться во Франции было уже невозможно, и К. вынужден был продолжить свои странствия по Европе под тайным надзором Инквизиции, распускавшей самые фантастические слухи, и армии врагов, обвинявших его в сношениях с дьяволом. Наконец он поселяется в Риме, где через какое-то время основывает ещё одну масонскую ложу, но в 1789 г. его арестовывают по доносу одного из учеников, а два года спустя Инквизиция приговаривает К. к смертной казни. Папа заменяет казнь пожизненным заключением. Жена К. тоже была заключена в монастырь. Общепринятая, но вряд ли истинная, версия о смерти К., исходившая, по-видимому, также от Инквизиции, сводилась к тому, что он умер в застенках.

Известный исследователь европейского эзотеризма Менли П.Холл в своей книге «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии» говорит: «Графа К. описывают как не очень высокого роста и крепкого сложения человека. Большая голова была обильно покрыта черными волнистыми волосами, зачёсанными назад. Глаза у него были чёрными и блестящими, и, когда он говорил на какую-нибудь возвышенную тему с чувством, зрачки его расширялись, брови поднимались, и он сотрясал головой, как гневный лев. Руки и ноги у него были небольшими — знак знатного происхождения, и вся его внешность производила впечатление внешности благородного и учёного человека. Он был насыщен энергией и мог работать с неутомимой жаждой деятельности. Одевался он весьма причудливо и столь охотно раздавал милостыню, что заслужил прозвище «Отец нищих», но сам ни у кого ничего не просил. Он жил в великолепии и роскоши в замке, который был одновременно и храмом, в Ру де ла Сурдерье. Согласно его собственным утверждениям, он был посвящен в Мистерии графом де Сен Жерменом».

После создания Египетских обрядов, как пишет М.Холл, К. заявил, что, поскольку женщины допускались в древние Мистерии, нет никакой причины, почему бы их не допускать в современные ордена. Княгиня де Ломбаль благодарно приняла звание Хозяйки Чести его секретного общества. У Холла также можно узнать, что 10 мая 1785 г., на собрании, организованном масонскими ложами Парижа для прояснения важных вопросов масонской философии, «К. заявил, что Роза и Крест были древним и истинным символом Мистерий, и после краткого объяснения происхождения символизма перешёл к рассмотрению символического значения букв, предсказывая в графической манере будущее Европы, не оставляя у собравшихся сомнения, что он обладает проницательностью и сверхъестественной силой. Любопытной комбинацией букв алфавита К. предсказывал ужасы надвигающейся революции и падение монархии, упоминая при этом судьбу различных членов королевской семьи. Он также предсказал пришествие Наполеона и возникновение Первой Империи. Все это он продемонстрировал для того, чтобы показать, чего можно достичь при помощи высшего знания». Находясь в заключении в Бастилии, К. оставил на стене своей камеры зашифрованное сообщение, гласившее, что в 1789 г. Бастилия будет осаждена и 14 июля разрушена до основания. Холл называет К. «таинственным агентом Рыцарей Тамплиеров и Посвященным Розенкрейцеров ».

 

Кампанелла Томазо (1568-1639 гг.)

Словарь имен. Буква К (часть 1)

 

Выдающийся итальянский учёный, философ и поэт. Родился в Калабрии, в г. Стило. Молодым человеком вступил в доминиканский орден. За участие в заговоре против испанского владычества (по некоторым источникам, возглавлял его) К. с несколькими своими сторонниками был схвачен в 1599 г. Его семь раз подвергали жестоким пыткам, в результате которых он был временно признан невменяемым (что в конечном итоге спасло К. от дальнейших истязаний и гибели), приговорён к пожизненному заключению, и ему пришлось провести в разных тюрьмах 27 лет. Только благодаря известности и большому авторитету среди учёных и влиятельных людей (к числу их принадлежал и папа Урбан VIII), после долгих лет заключения, ослабленный и измученный, он был спасён от неминуемой смерти. В 1627 г., получив освобождение, К. спешно перебирается из Рима во Францию, где его ждали высокие покровители — Людовик XIII и кардинал Ришелье. Во Франции К. встречают с особенным вниманием: назначают значительную пенсию и определяют место в тихом доминиканском монастыре в предместье С.-Оноре. Здесь он пишет новые сочинения, а старые издаёт в десяти томах. Сам король, учёные и государственные люди советовались с К. по государственным вопросам. 21 мая 1639 г. на 71 году жизни К. умер. Похороны совершились, при стечении массы людей, учёных, высших сановников и представителей духовенства.

К. принадлежит к тем исключительно одарённым личностям, которые мыслят наперекор общепринятому мнению и часто вынуждены страдать за свои смелые идеи. Он имел обширные познания в самых разных областях — от богословия и философии до медицины и права. Он был известнейшим астрологом, делал предсказания и немногим ошибся в определении своего последнего часа. К. верил в силу человеческого разума и занимался созданием универсальной науки, способной объединить в гармоничное целое уже существовавшие знания, в том числе и сакральные. По определению русского философа В.Соловьёва, К. в своём учении удивительным образом совмещал все три главные направления новой философии — эмпирическое, рационалистическое и мистическое, которые в раздельном виде разрабатывались его младшими современниками — Беконом, Декартом и Бёме. К. оставил после себя немало произведений по богословию, философии и медицине, наиболее известное из них «Город Солнца» («Civitas solis»). Вслед за Платоном и Томасом Мором он создал идеальный прообраз будущего государства, где права и обязанности его жителей согласовываются с требованиями разума и законов мироздания. Книга писалась не как утопия, а как проект будущего города-государства, которое должно было быть основано в родном городе К.

Вот некоторые важные черты его республики. Жители Города Солнца добровольно повинуются председателю, называя его королём. Глава государства — лицо духовное, именуемое Гог или Метафизик. Он пользуется неограниченной властью над всем духовным и светским. Этот пост может занимать лишь тот, кто изучил историю всех народов, знает все традиции, законы в республиках и монархиях, всех законодателей и изобретателей, явления земные и небесные, при этом проник в необходимость, судьбу и гармонию Вселенной, а также в могущество, мудрость и любовь Божественности, в постепенность сущего и символику. У Гога имеются три помощника: Пона — Сила, Сина — Мудрость, Мора — Любовь. Война и мир находятся в ведении Силы. Мудрость занимается науками. Любовь руководит брачными делами и воспитанием. Город Солнца, с храмом Солнца посередине, состоит из крепости, построенной на холме окружённой шестью кругами стен. Они расписаны прекрасными чертежами и рисунками для наглядного обучения жителей различным наукам, украшены они изображениями подвигов великих людей. Тут находятся Моисей и Озирис, Юпитер и Ликург, Меркурий и Пифагор, Замолх и Солон, даже Магомет, хотя он и признаётся К. лжеучителем. Выше всех помещаются изображения Христа и апостолов. Солнцеяне ведут жизнь философов, работая физически только 4 часа в день, в остальное время занимаются любимыми делами, пользуются всем сообща. В Городе Солнца нет частной собственности, а привязанность к личной собственности заменена самоотвержением, корпоративный дух — желанием содействовать общему благу. Бог, в понимании солнцеян, проявляется троично — во всемогуществе, премудрости, любви. В Солнце они созерцают образ Божий и называют его чудным ликом Всемогущего, живым изваянием, источником добра, дающим жизнь, тепло, счастье всему существующему. Звёзды считаются обителями ангелов, предстателей за род людской пред Господом.

Хотя республика К. названа им царством свободы, равенства и братства, граждане её должны жить под строгим, даже деспотическим оком государства во имя справедливости и общего блага. Особенно унижены женщины, которые, несмотря на декларируемые равенство и свободу, находятся на положении общественной собственности. В своём городе К. предусматривает систему строгого добровольного общественного надзора и суровых наказаний за проступки и преступления вплоть до смертной казни.

И всё же в главных своих идеях К. был прав, считая, что на смену частной собственности должна неизбежно прийти общественная, а личная корысть должна уступить заботе об общем благе. «Город Солнца» вдохновлял К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина и их последователей. Несмотря на искажения и неудачи в воплощении его идей, принесшие немало разочарований человечеству, смелая мечта К. о будущем обществе до сих пор привлекает многие сердца.

 

Материал подготовил Н.М.Смирнов

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: