warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Предлагая Вашему, дорогой читатель, вниманию под борку «СЛОВАРЬ ИМЕН», мы ставим перед собой двойную задачу. С одной стороны, дать тот минимум сведений о созидателях Культуры, который сможет стать отправной точкой для дальнейших самостоятельных поисков и углублений.

С другой стороны, говоря о великих людях, невозможно быть полностью беспристрастным. Да, мы пристрастны, и высказывая тот или иной подход, мы побуждаем Вас к дискуссии, результатом которой могло бы стать приближение к осмыслению роли и миссии великих личностей. А именно это представляется здесь наиболее насущным и важным. Именно такое осмысление поможет нам извлечь максимальную пользу из тех Уроков, которые они преподали нам, теперешним, своею жизнью и деятельностью; поможет разобраться в хитросплетениях путей Культуры и Цивилизации, проследить преемственность и эволюцию созидающих их Идей, нащупать нити связующие и приметить лучи ведущие.

И пусть Ваша помощь и Ваша пристрастность, высказанная в письмах в редакцию, помогут собрать мозаику граней и оттенков Великих Ликов. Эта задача не может быть по силам какому-либо одному коллективу. Поэтому приглашаем Вас принять участие в этой работе.

Словарь имен. Буква А (часть 2)1

Анаксагор (V в. до н. э.)

Е.П.Блаватская: «Знаменитый ионийский философ, живший за 500 лет go P.X., изучал философию под руководством Анаксимена из Милета и при Перикле поселился в Афинах. Среди его последователей и учеников были Сократ, Эврипид, Архелай другие выдающиеся люди и философы. Он был очень ученым астрономом и одним из первых обнародовал то, чему Пифагор учил тайно, то есть движения планет, затмения Солнца и Луны и т. д. Именно он учил теории о Хаосе по принципу «ничего не рождается из ничего» и об атомах, как о сущностях и субстанции, находящейся в основе всех тел, «той же Природы, что и те тела, которые они образуют». Эти атомы, учил он, привел в движение Ноус (Вселенский разум, Махат индусов), этот Ноус есть нематериальная, вечная, духовная сущность; этой комбинацией был образован мир — материальные, плотные тела опускались вниз, а эфирные атомы (или огненный эфир) поднимались вверх и распространялись в верхних небесных сферах. Предвосхищая современную науку более, чем на 2000 лет, он учил, что звезды состоят из той же материи, что и наша Земля, и что Солнце есть пылающая масса; что Луна — темное, необитаемое тело, получающее свой свет от Солнца; кометы — блуждающие звезды или тела; и к тому же, превосходя упомянутую науку, он заявлял, что абсолютно уверен в том, что реальное существование вещей, воспринимаемых нашими чувствами, не может быть наглядно доказано. Он умер в изгнании в Лампасаке в возрасте семидесяти двух лет».

Андреев Даниил Леонидович (19001959)

Словарь имен. Буква А (часть 2)Выдающийся христианский мистик, поэт и философ, автор метафизического трактата «Роза Мира». Родился в семье знаменитого русского писателя предреволюционной эпохи Леонида Андреева. У мальчика рано проявился поэтический дар и особое чувство истории. Но главным, что отличало его, была органическая религиозность. Уже после революции А. закончил литературные курсы в Москве. 

Работал художником-шрифтовиком, а творческой работе над стихами и прозой были отданы ночи. В начале 1942 г. А. был мобилизован на фронт. В Москву вернулся в конце войны и возобновил работу над стихами и романом «Странники ночи».

В 1947 году вместе со своей супругой был арестован, получил 25 лет тюрьмы, позднее сокращенных до 10 лет. Вернулся «на волю» в 1957 году в тяжелом состоянии после перенесенного в тюрьме инфаркта. Именно там, в камере Владимирского централа, и рождалась «Роза Мира».

Состояния особого видения, посещавшие А. с ранней юности, в тюрьме перешли в ровный и сильный свет трансфизического знания. Это позволило ему стать выразителем высоких слоев инобытия, той высшей реальности, предощущение которой всегда было так сильно в русской культуре.

Переосмыслив весь ход исторического процесса, А. нашел в нем логику развития и изначальные цели, поставленные перед человечеством: созидание высших, духовных ценностей, мирное и ненасильственное преобразование всех сфер общества — «всемирное народоустройство». Свое стремление к Единому Богу А. выразил в понятии «интеррелигии», которое выходит за рамки ортодоксальных положений православия.

Несмотря на кажущийся внешний трагизм, философия А. глубоко оптимистична. Завершая главный труд своей жизни, он пишет: «Так, восходя от света к свету и от славы к славе, все мы, населяющие Землю теперь, и те, кто жил, и те, кто явится жить в грядущем, будем подниматься к неизреченному Солнцу Мира, чтобы рано или поздно слиться с Ним и погрузиться в Него для сорадования и для со-творчества Ему в создании вселенных и вселенных».

Антарова Конкордия Евгеньевна (18861959)

Словарь имен. Буква А (часть 2)Талантливая русская певица, солистка Большого театра, создавшая на его сцене незабываемые, по воспоминаниям современников, партии графини в «Пиковой даме», Вани в «Иване Сусанине», Ратмира в «Руслане и Людмиле» и другие.

Однако долгое время лишь очень немногие знали о ее втором таланте — писателя. Недавно ее книга «Две жизни» стала известна широкому кругу читателей. В ней даны яркие и глубокие образы Великих Учителей, выписанные с огромной любовью, показан Их самоотверженный труд по раскрытию Духа человека. Книга была написана в годы Великой Отечественной войны и первоначально предназначалась для очень узкого круга учеников.

Жизненный путь Конкордии Евгеньевны, с одной стороны, характерен для многих выдающихся представителей русской культуры самоотверженной и бескорыстной любовью к искусству, с другой — отличается уникальностью, как уникальна была сама ее личность.

Для многих знавших А. людей она была не только непререкаемым авторитетом во всех жизненных вопросах, но и человеком, помогающим по-новому понять смысл существования на Земле.

Закончив свои выступления как артистка, А. написала книгу, названную ею «Беседы К.С.Станиславского», ставшую бесценной для стремящихся к творчеству артистов. Также она оставила рукописи еще двух больших трудов, где развила идеи своего любимого учителя.

Аполлоний Тианский (I в. н. э.)

Е.П.Блаватская: «Замечательный философ, родившийся в Каппадокии приблизительно в начале первого столетия; ревностный пифагореец, изучивший финикийские науки под руководством Евтидема, и пифагорейскую философию и другие учения — уЕвксена из Гераклеи. Верный принципам этой школы, он оставался вегетарианцем всю свою долгую жизнь, питался лишь фруктами и растениями, не пил вина, носил одеяния исключительно из волокон растений, ходил босым и позволял бороде и волосам расти беспрепятственно — как все Посвященные до и после него. Он был посвящен жрецами храма Эскулапа (Асклепия) в Эгее и научился многим из «чудес» в исцелении больных...

Подготовив себя к более высокому посвящению пятилетним молчанием и скитаниями, посетивАнтиохию, Эфес, Памфилию и другие места, он через Вавилон отправился в Индию; и все его близкие ученики бросили его, так как боялись идти в «страну чар».

Однако случайный ученик Дамис, которого он встретил в пути, сопровождал его в путешествиях.

В Вавилоне он был посвящен халдеями и Магами — согласно Дамису, рассказ которого спустя сто лет переписал некто Филострат. По возвращении из Индии он показал себя истинным Посвященным, что проявилось в том, что эпидемии и землетрясения, смерти правителей и другие события, им предсказанные, полностью сбывались. На Лесбосе жрецы Орфея, позавидовав ему, отказались посвятить его в свои особые мистерии, хотя сделали это несколько лет спустя. Он проповедовал афинянам и жителям других городов чистейшую и благороднейшую этику. Феномены, им совершенные, были столь же чудесны, сколь многочисленны и хорошо засвидетельствованы. «Как это понять, — спрашивает с тревогой Юстин Мученик, — что талисманы (telesmata) Аполлония имеют силу, ибо они предохраняют, как мы видим, от ярости волн, злобы ветра и нападения диких зверей; и в то время, как чудеса нашего Господа сохраняются лишь в преданиях, чудеса Аполлония многочисленны и действительно проявлены в теперешних делах?...» («Quest» XXIV). Но ответ на это легко найти в том факте, что после перехода Гиндукуша Аполлоний был направлен одним правителем в обитель Мудрецов, — быть может, остающихся там и по сей день, — которые обучили его непревзойденному знанию. Его диалоги с коринфянином Мениппом поистине дают нам эзотерический катехизис и раскрывают (если поняты) многие важные тайны природы. Аполлоний был гостем и другом царей и цариц, и ничьи чудесные или «магические» силы не засвидетельствованы лучше, чем его.

В конце своей долгой и удивительной жизни он открыл Эзотерическую школу в Эфесе и скончался, достигнув почти столетнего возраста».

Аристарх Самосский (ок. 320250 до н. э.)

Астроном и математик, принадлежавший к Александрийской школе философов (см. «Дельфис» №0). В сохранившемся сочинении А. «О величине и расстоянии Солнца и Луны» дается остроумный и правильный способ определения расстояний от Солнца и Луны до Земли. Одной из величайших заслуг А. является выдвижение им гипотезы гелиоцентрической системы мира, находившейся в резком противоречии с натурфилософскими взглядами. Лишь спустя 18 столетий эта теория получила дальнейшее развитие в трудах Коперника. А. утверждал, что Солнце и звезды неподвижны и бесконечно удалены от Земли, а Земля вращается вокруг своей оси и вместе с тем движется вокруг Солнца по кругу, наклоненному к экватору. А. занимался также вопросами оптики, усовершенствовал астрономический гномон, разработал начала вычислений с помощью вписанных хорд.

Аристотель (384322 до н. э.)

Выдающийся древнегреческий мыслитель, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие культуры Западного мира, в особенности на философию и науку. А. был крупнейшим из учеников Платона, в школе которого он пробыл 12 лет вплоть до смерти последнего (347). Однако уже тогда наметились расхождения в их взглядах, сыгравшие значительную роль в судьбах западной мысли. А. не вместил всех аспектов и глубин мистериального эзотеризма Учителя, что отразилось на его подходе; снижение платоновской «планки» высоты духовного прозрения импонировало в большей степени чисто интеллектуальному сознанию, нежели интуитивному и холистическому, что обусловило большую популярность его учения среди носителей рационализма и эмпиризма — пока еще подавляющей части человечества.

А. справедливо получил титул отца «западной цивилизации», ибо большинство характеристик ее менталитета, приведшего к теперешнему непростому положению человечества (дуализм, механицизм, интеллектуализм, редукционизм, антропоцентризм, империализм, прагматизм, материализм, панлогизм, сенсуализм, эвдемонизм, нигилизм и т.п.), среди своих источников имеют — ив немалой степени — его взгляды и метод.

Смещением акцента в познании на чувственный мир А. дал сильнейший импульс развитию естественных наук, двойственный результат прогресса которых мы ныне наблюдаем и испытываем. Также, Александр Македонский своей идеей объединения Запада и Востока в едином государстве, где их культуры дополняли и обогащали бы друг друга, во многом обязан А., который был его учителем и воспитателем в юношестве и оказал на него значительное влияние. Также некоторые труды А. служили важным источником для средневековых алхимиков (см. «Дельфис» №0), тем самым служа делу познания материи.

Как и всякий великий человек, А. не может быть оценен однозначно, и его колоссальная роль в судьбах человечества нуждается в осмыслении со всех сторон.

Архелай (V в. до н. э.)

Согласно Диогену Лаэртию, Архелай был учеником Анаксагора (вместе с Периклом) и учителем Сократа. «Он первым перенес философию природы из Ионии в Афины и был прозван «физиком».

На нем закончилась философия природы, так как Сократ ввел философию этическую. Судя по всему, однако, он также занимался этикой. Так, например, он философствовал о законах, а также о прекрасном и справедливом. У него-то Сократ и перенял [этическую философию], а первооткрывателем его стали считать, потому что он умножил [ее]... А справедливое и безобразное существует не по природе, а по установлению. Есть некоторое основание предполагать, что Архелай первый поставил вопрос о происхождении человеческого общества. Законы, политический строй, справедливое и несправедливое — все это, говорил он, существует по установлению людей, а не по природе.

Он первым объяснил происхождение речи как сотрясение воздуха. Море образовалось во впадинах Земли, просочившись сквозь Землю. Самое большое светило — Солнце, а Вселенная — бесконечна».

Архимед (ок. 287212 до н. э.)

Великий древнегреческий ученый. Родом из Сиракуз (Сицилия). Разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел. В основополагающих фрагментах по статике и гидростатике (закон А.) дал образцы применения математики в естествознании и технике. Автор многих изобретений (архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины и др.) Организатор инженерных работ по обороне Сиракуз от римлян, во время которой и был убит.

Архит (428365 до н. э.)

Пифагореец из Тарента, живший на полтора столетия позже Пифагора. А. был самым выдающимся представителем пифагорейской школы, другом Платона, государственным деятелем и полководцем.

Многосторонность А. поразительна: он решил знаменитую делосскую математическую задачу об удвоении куба, заслуженно считался крупнейшим пифагорейским теоретиком музыки («Законы Пифагора — Архита»), первым упорядочил механику на основе математики и свел движения механизмов к геометрическим чертежам, работал над деревянной моделью летающего голубя.

По мнению некоторых исследователей, А. является автором VIII книги «Начал» Эвклида, в которой изложена арифметическая теория пропорции. Как государственный деятель пользовался исключительным уважением: он 7 лет подряд избирался стратегом — военачальником, облеченным широкими военными и политическими полномочиями, хотя по закону они выбирались лишь на один год. Путем искусных дипломатических приемов А. вызволил из плена Платона, и тем самым спас жизнь великому Учителю. «Славный Архит, земель, и морей, и песков исчислитель...» — писал Гораций.

Арьядева (III в. н. э.)

Крупнейший представитель школы мадхьямика в Индии после Нагарджуны, уроженец Шри-Ланки. Ученик Нагарджуны, вместе с которым путешествовал, долго был пандитом в Наланде. А. приписывают 23 работы, из которых, несомненно ему принадлежат пять. А. внес значительный вклад в разработку основных буддийских концепций, оказал большое влияние на подъем и оживление интеллектуальной жизни в средневековой Индии. Почти во всех сочинениях защищал центральную для мадхьямики концепцию пустоты (шунья). Особенно велик его вклад в философско-полемическое учение. Согласно А., истинно сущее (парамартхасат), или абсолютное состояние сознания не может быть постигнуто рассудком и описано в соотносительных категориях, оно вне рождения и смерти, вне мысли и языка, а таковым может быть только сознание-пустотность. По его мнению, истинно сущее реализуется практически путем опровержения («опустошения») всех лжеидей по поводу сущего, в первую очередь о неизменном среди всеобщей изменчивости, о счастье среди океана страданий, о вечной душе (атман) среди невечного мира, о прекрасном среди безобразного. Размышления о таких идеях А. называл невежеством и приписывал его буддистам тех школ, которые чурались учения махаяны о пути бодхисаттвы, не испытывающего ни привязанности, ни отвращения ко всему взаимозависимому или призрачному. В тибетской традиции А. причисляется к «шести драгоценностям» буддийской философии: Нагарджуна, А., Асанга, Васубандху, Дигнага, Дхармакирти. В китайском буддизме трактат А. «Шата-шастра» («Сто строф») относится к основным источникам школы Сань-лунь-цзун.

Асанга (IV в. н. э.)

Великий индо-буддийский мыслитель, один из основоположников школы йога-чара, которому приписывается в тибетском каноне авторство 19 трудов, в том числе по абхидхарме и праджняпарамите. А. философски развил учения махаянских сутр: 1) об алая-виджняне, или «сокровищнице сознания», которая имеет постоянно меняющееся множество «семян» и «кармических зародышей», дающих жизнь очередным индивидам сансары, поэтому путь к нирване состоит в прекращении влияния кармы, или в «непрорастании» семян в сознаниях, их множественность иллюзорна, то есть каждый до освобождения пользуется лишь частицей единого сознания Татхагаты; 2) о виджняна-матре, или «только сознании», которое есть поток частиц (дхарм) и их сочетаний, а в задачи его познания входит доказательство нереальности этих конструкций мыслетворчества и реальности самого осознавания этого; 3) об идеале бодхисаттвы, или просветленного существа, способного стать буддой, но остающегося в нижних регионах Вселенной ради оказания помощи и спасения других индивидов; 4) о высшей реальности, предстающей «тремя телами Будды» — невыразимое «тело дхармы», «тело блаженства», «тело воплощения», в котором Будды приходят к людям возвестить истинное учение («Махаянасамграха»).

Аспасия (Аспазия, ок. 470410 до н. э.)

Словарь имен. Буква А (часть 2)Одна из выдающихся женщин Древней Греции. В 449 г. прибыла из Милета (город-полис на юго-западе М.Азии) в Афины. Умная и красивая, она очаровала Перикла, который развелся, чтобы жениться на ней.

А. была сторонницей освобождения женщин. Уверенная в себе, она бесстрастно воспринимала направленные против нее обвинения. В 432 г. она была привлечена противниками ее супруга к судебной ответственности по обвинению в безнравственности и непочитании богов. Только благодаря защите самого Перикла обвинение с нее было снято.

В ее доме собирались политические деятели, ученые, философы, и всех она поражала своими знаниями. На одном из дошедших до наших дней бронзовом рельефе А. изображена беседующей с Сократом. Благодарные современники сравнивали ее с богиней Герой, а Перикла называли Олимпийцем.

Атиша (9821054)

Атиша, Дипанкара Шри Джняна (санскр.), Джово Мармезадиа Пом Евшей (тиб.) — индийский ученый, буддийский монах, проповедник; с 1042 года до конца жизни странствовал по Тибету. С его именем связывается возрождение буддизма, восстановление института монашества с жестким соблюдением дисциплины, активное распространение концепции «Колеса Времени» («Калачакра») и создание тибетского летоисчисления (1051), а также перевод философских текстов праджняпарамиты. Его труды «Бодхипатха продина» («Светильник пути просветления») и «Боджисаттваманьявали» («Драгоценная гирлянда бодхисаттв») посвящена трехступенчатой классификации интеллекта (высший, средний, низкий) и возможности, в зависимости от уровня интеллекта, достичь состояния просветления. Они сыграли значительную роль в становлении и развитии собственных тибетских школ буддизма — Кадампа и Гелугпа.

Ауробиндо (Шри Ауробиндо Гхош, 18721950)

Словарь имен. Буква А (часть 2)Великий индийский мыслитель, общественный деятель, Учитель и поэт, исследователь человеческого сознания, основоположник Интегральной и Супраментальной йоги.

А. провел детство и юность в Англии, получив блестящее образование в Кембриджском университете. По возвращении в Индию в течение почти 18 лет-возглавлял революционное движение по освобождению родной страны от британского владычества. В 1908 г. был арестован и год провел в алипорской тюрьме. В 1910 г., спасаясь от британских властей, скрылся в Пондишерри, где основал Ашрам и прожил там оставшиеся 40 лет своей жизни.

Параллельно с политической деятельностью А. начал разрабатывать основные положения Интегральной йоги, которую всегда рассматривал не как средство личного «спасения» и ухода от жизни, а как путь активного преобразования этой жизни.

В то время как традиционные йоги и религиозные учения Запада стремятся, по сути дела, к освобождению сознания, к достижению Покоя или экстаза, целью А. было не нахождение вечного Покоя, а преобразование Жизни и Материи, начиная с той крохотной частички жизни и материи, которую представляем собой мы.

Тайна, которую всю жизнь искал А. — это реальная власть Духа над материей. Ее он искал шаг за шагом, путем опыта, отважившись отправиться как за пределы западного мировосприятия, так и за пределы индусской религиозной традиции.

Обладая обостренным чувством единства мира, А. никогда не делил окружающее на «черное» и «белое». И Добро, и Зло, и сам «Убийца творений» — все это проявления Бога, учил он.

По А., различные области психики человека являются результатом нашего продвижения по эволюционному пути, поскольку именно в Материи и начиная с нее проявляются все более и более высокие степени сознания. Таким образом, Бессознательное представляет собой нашу материальную, телесную основу, тогда как Подсознательное заключает в себе наше земное прошлое, а Сверхсознательное — наше будущее. Внутри каждой из этих трех зон находятся различные уровни всеобщего, космического сознания. Та часть различных зон, которые можно отнести к личности — это очень незначительный пласт: наше тело плюс все то, что мы смогли индивидуализировать или актуализировать в этой или предыдущей жизнях. Острой критике подвергал мыслитель современный психоанализ. «Он стремится, — говорил А.,— сделать разум и витальное еще более нечистыми, чем прежде. Сверхсознательное, а не подсознательное является подлинным основанием вещей. Значение лотоса не может быть открыто с помощью выяснения тайн грязи, из которой он вырастает; его тайна должна быть открыта в небесном прообразе (архетипе), который вечно цветет в высшем Свете».

Учению о реинкарнации А. тоже придал новый смысл. Наши бесчисленные перевоплощения он считал не пустой цепью страданий, от которой лучше всего освободиться как можно скорее, а имеющим глубокое значение ростом сознания, причем вершиной, кульминацией этого роста является именно земное свершение. Иными словами, за внешней эволюцией видов осуществляется эволюция сознания, и этой духовной эволюции суждено завершиться индивидуальной и коллективной реализацией на Земле. В таком случае и Жизнь, и Материя обретают смысл — это уже не чистилище, не бессодержательный переход в потустороннее, а лаборатория, в которой шаг за шагом, создав сначала материю, растения и животных, а затем создавая все более и более сознательные человеческие существа, Дух творит сверхчеловека, бога.

В лице А. нашел себе выражение живой синтез между мыслью Востока и Запада.

Ашока (268231 до н. э.)

«Знаменитый индийский царь династии Мориа, правившей в Магадхе. На самом деле было два Ашоки — согласно хроникам Северного Буддизма, хотя первый Ашока — дед второго, названный проф. Максом Мюллером «Константином Индии» — более известен под своим именем Чандрагупты.

Это его именовали Пиядаси, «превосходный», и Дэванам-пийя, «любимец богов», а также Калашока, в то время как имя его внука было Дхармашока — «Ашока Благого Закона» — вследствие его преданности Буддизму. Кроме того, согласно тому же источнику, второй Ашока никогда не был приверженцем браминской веры, но от рождения был буддистом. Это его дед был сперва обращен в новую веру, после чего повелел начертать на колоннах и скалах множество эдиктов — обычай, которому следовал и его внук. Но именно второй Ашока был усерднейшим приверженцем Буддизма.

Он содержал в своем дворце от 60 до 70 тысяч монахов и жрецов, и воздвиг по всей Индии 84 тысячи дагоб, ступ и храмов, правил 36 лет и посылал миссии на Цейлон и по всему миру. Надписи разных эдиктов, провозглашенных им, обнаруживают благороднейшие этические мысли; особенно — эдикт в Аллахабаде, в форте, на так называемой «колонне Ашоки». Эти изречения величественны и поэтичны, выражают нежность как к животным, так и к людям, и возвышенный взгляд на миссию правителя по отношению к своему народу, которому с большим успехом можно было бы следовать в нашу эпоху ужасных войн и диких вивисекций».

Источники: «Теософский словарь» Е.П.Блаватской, «Советский энциклопедический словарь», «Словарь Античности», «Фрагменты ранних греческих философов», «Математика и искусство» А.В.Волошинова, «Буддизм»: Словарь», «Шри Ауробиндо, или путешествие сознания» Сатпрема.

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: