warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Синтез идей как основной механизм развития цивилизации на этапе современного развития

Бухтояров А.А., доктор психологических наук
Степанов А.М., доктор физико-математических наук

Цивилизация, как нам представляется, вступает в третье осевое время своего развития, которое имеет свою парадигму и соответствующие глобальные характеристики. К ним относится и синтез, казалось бы, не совмещающихся идей. Но они несовместимы только в уходящем втором осевом времени, где основная парадигма гласит: «Разделяй и властвуй!». Напротив, третье осевое время имеет парадигму – «Соединяй и твори!», что соответствует синтезу гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, науки и религии и т. д.

Как авторы понимают, что такое Эон? Наше историческое время – это эпоха, будем говорить «Расколотого Круга». Его символ – хорошо известная всем инь–янская монада (праматрица):

 

Синтез идей как основной механизм развития цивилизации на этапе современного развития

 

Из неё «раскручивается» по этапам полнокровная социальная реальность: инь–янская пара, восемь триад Раннего Неба, 64 гексаграммы полноразвёрнутого мира. Фундаментальные качества этого Эона таковы: 1) это мир Расколотый; 2) Cимметричный; 3) Динамичный.

«Белые» дела в этом мире творит Бог, чёрные делает дьявол – разделение труда. Но есть серьёзное подозрение, что так было не всегда. Даже люди нашего Эона ещё помнят те времена, когда Бог и карал, и миловал в одном лице в зависимости от того, какая жертва ему принесена. Дьявол был изобретён позже. Надо сказать, что раскол пошёл очень глубоко, до атома и кварка. На очереди – раскол физического вакуума и (не уж-то?) полная победа дьявола. Значит это – одно из тысяч доказательств того, что порождённая нами виртуальная реальность вполне способна нами же и управлять? Таковы свойства виртуального1. Из расколотости проистекает главный политический принцип – управление социальными процессами по принципу «разделяй и властвуй».

Симметричность означает примерное равенство сил «чёрного» и «белого», левого и правого плеча гомеостата. Динамика в мире Второго Эона появляется за счёт борьбы «чёрного» и «белого». При этом система с большим запасом внутреннего противоречия оказывается более жизнеспособной [7]. Любая система этого мира становится подконтрольной для субъекта, способного управлять величиной и степенью противоречия, заложенного в эту систему. Так устроена система демократических режимов – сдержек и противовесов. (Более подробное сравнение миров трёх Эонов будет проведено ниже.)

И вот, как это ни печально, но принципы конструирования мира Второго Эона себя исчерпали. Сегодня нам грозит уже переразвитие в рамках этих принципов. Дело не в том, что с момента открытия принципов формирования Третьего Эона прежние принципы уйдут в небытие. Гомеостаты как были, так и останутся. Но под ними обнаружится более глубокое содержание, обуславливающее зарождение самих гомеостатов. Переразвитие грозит тем, что будет упущено время и истрачены средства для безболезненного перехода в совершенно неизбежное новое состояние. И тогда снова польются реки крови и безвременно угасшие надежды отгородят нас от будущего.

Однако теперь бросим взгляд не вперёд, а назад. Мир человека не всегда был таким. В раскопках времён неолита инь-янского символа не было. Зато часто и густо и до сих пор попадаются круглые пластинки из нефрита с отверстием точно по центру:

 

Синтез идей как основной механизм развития цивилизации на этапе современного развития

 

Этот мир был явно не расколот пополам. Применив те же доминанты, можно сказать, что мир предыдущего Эона был 1) целостным, 2) симметричным, 3) статичным.

Он был потрясающе иным. Это наиболее хорошо ощущается, если познакомиться с работой Дж.Фрезера «Золотая ветвь», в которой с невероятной научной честностью было исследовано зарождение верований на примерах архаичных племён. Целостность означала самого Бога. Описывается верование, когда вождь–бог избирался путём нахождения в племени человека без изъяна. И если у него выпадал хоть один зуб, его тут же должны были задушить собственные жёны. Он уже не был целостен! Как же было управлять в такой обстановке? А очень просто – установлением табу, незыблемых и неоспоримых правил, которые никто и не помышлял преступать.

Прикиньте цену слова в этих обществах. Слово было священным. Это оттуда к нам пришло библейское «И слово было Богом». Потому что табу устанавливало полную неразрывность слова и действия. В этом мире не было лукавого Римского права. Но зато существовало возвратное и природное. Приходится согласиться с теми исследователями, которые утверждают, что язычества в том виде, каким его нам преподносят, на Руси, да и в других обществах тех времён, не было. Бог был Един и Один. А все другие боги и духи были всего лишь Его ипостасями, воплощающими в себе разные качества Единого.

Мир был строго симметричен. Природа ощущалась как «вторая половинка самого себя». Одна беда сгубила этот мир – его крайняя медлительность. Сказать точнее – статичность. Люди веками и тысячелетиями жили по одному сценарию. Нам, которые сегодня уже не помнят, как ещё вчера жили без сотового телефона, этого просто не понять.

А теперь можно посмотреть вперёд. К целостному миру нам придётся вернуться однозначно. После того, как мы этот мир расчленили и дифференцировали до полной потери соотношения «запчастей», его придётся долго собирать и «оживлять». Но и динамику утрачивать уже невозможно. В жертву будет принесена симметрия. Поэтому монада мира Третьего Эона выглядит так:

 

Синтез идей как основной механизм развития цивилизации на этапе современного развития

 

Это мир 1) целостный, 2) динамичный, 3) асимметричный.

Динамику такого мира будет задавать асимметрия между самими противоречиями, входящими в пару. Одна половина 12-ти взаимодополняющих и взаимообуславливающих пар противоречий (нидан), из которых и соткан этот мир, всегда существенно не равна второй. Мало того, если движение, создаваемое одной противоположностью, имеет в основе вращение влево, то другая крутится вправо. Но и этого мало. Каждая противоположность всегда имеет «свою команду», свою триаду.

Сменится принцип социального управления с «разделяй и властвуй» на «соединяй и твори». Во главу угла будет поставлен другой способ общего управления. А именно, асимметричные, утверждающие, творящие тексты. Мы будем жить не в том мире, который нечаянно получился в результате механического сложения наших разновекторных усилий, непонятно куда направленной науке и корыстной политике, а в том, который начнём сознательно конструировать и утверждать. И в нём же жить. И это будет эпоха Справедливости.

Существует возможность подробного расписания смысловых доминант. Авторская задача была наметить технологию разработки такого расписания (табл. 1).

 

Таблица 1. Сравнение по трём Эонам

Доминанта

1 Эон

2 Эон

3 Эон

Техника социального управления

Табу

Управление противоречием

Управление асимметрией

Способ жизнедеятельности

Реактивный

Реактивный и рефлексивный

Рефлексивный

Отношение к

природе

Пассивно-уважительное

Агрессивно-потребительское

Активно-уважительное

Тип

Физическое выживание

Интеллектуальное

Духовное

Метод познания

Магия

Науко-техника

Экоэтика

Способ организации

Понятия

Закон

Нравственный закон

Отношение к

реальности

Реально то, чего я хочу

Реально то, что я могу обнаружить

Реально то, что я сотворю

Отношение к изменённым состояниям сознания

Обожествление

Нетерпимость

Управление состояниями сознания

Эволюция человека

Человек задан раз и навсегда

«Горизонтальная» эволюция природы

«Вертикальная» Сотворение мира человека, коэволюция

 

Ещё раз обращаем внимание на то, что в каждом Эоне наверняка были воззрения всех трёх типов. Но их «вес» в вероятностном распределении менялся. Что-то начинало доминировать, что-то объявлялось крамолой.

Психоэкология как естественнонаучная дисциплина

Психоэкология – наука, изучающая влияние информационных потоков внутренней и внешней среды человека на формирование виртуальных моделей окружающей среды и самоидентификацию (внутреннего представления) человеком себя, а также формирование на этой основе программ поведения. Психоэкология относится к одной из ветвей науки о человеке наряду с близкими ей дисциплинами: психологией, виртуалистикой и экологией человека. Это одна из ветвей психологии.

Таким образом, психоэкология как теоретическая и практическая дисциплина изучает естественнонаучные основы структуры строения виртуального внутреннего мира человека как формы приёма, переработки и передачи информации с целью обеспечения компесаторно-адаптивных механизмов согласования физиологических процессов к изменениям физической и социальной внешней среды. Психоэкология оценивает степень угроз информационно-психологической безопасности человеку и формирует рекомендации по предотвращению вредного воздействия. Практическая психоэкология применяет опыт методов коррекции.

Научные основы психоэкологии человека

Внутренний мир человека является сложным комплексом внутренних моделей всех видов реальностей и качеств, определяющих способ его жизнедеятельности.

Как показывает анализ, любая система управления обладает целью, которая подразделяется на подцели (минимально две). Гомеостаты живых систем формируют цели, которые в физиологии называются потребностями организма. Текущая доминирующая потребность определяет ведущую цель данного момента функционирования организма. В общем случае потребности человека можно классифицировать на два больших класса: 1 – метаболические, определяющие мотивацию удовлетворения биохимических потребностей организма; 2 – информационные, удовлетворяющие на низшем уровне ориентировочный рефлекс «что такое?», а на высшем – мотивацию к творческим, духовным, социальным и прочим потребностям.

Живое отличается большой динамичностью в виртуальном отображении внешней среды, что создаёт предпосылки адекватного реагирования на её изменения. Имеются в виду изменения всей совокупности понятий объектов во внутреннем мире человека, образующих пространство, а информационным аналогом в его системе управления будет являться n-мерная матрица параметров; аналогу времени будет соответствовать m-мерная матрица фазовых отношений между параметрами.

Метаболические и информационные потребности задаются двумя виртуальными моделями сред – внутренней и внешней, которые формируются на матрицах параметров и их отношений. Приходящие сигналы из внешней среды разлагаются на составные параметры и их динамические характеристики. Они формируют текущую модель состояния внешней среды. В каждый данный момент количество модусов2 параметров внешней среды значимо меньше, чем в матрице состояния внутренней среды.

Одновременно человек может осознавать примерно 7±2 относительно независимых процесса. Актуализируя своё внимание на одном из них, он воспринимает его двойственность как осознавание своего «частного» «Я» и представление (индивидуальная модель) о выделенной части внешнего мира, например: «Я» и мир в целом; «Я» и социум; «Я» и семья; «Я» и друзья; «Я» и враги и т. п.

 

Синтез идей как основной механизм развития цивилизации на этапе современного развития

Рис.1. Балансовая модель виртуальных сред организма человека

 

Виртуальные модели сравниваются по распределениям параметров на n-мерной матрице и их отношениям. Все модусы сигналов, имеющие аналоги в матрице моделей внутренней среды и их отношений создают семантическое поле, то есть поле смыслов. Но только часть этого поля является осознаваемой (имеющей вербально-эмоциональный смысл), остальная – неосознаваемая – формирует, наряду с осознаваемой частью потока информации, область подсознательного и бессознательного. Таким образом, полная матрица параметров, содержащая сведения об организме и отношениях параметров, является контекстом, на котором внешняя среда «считывает» текст, и этот текст как бы отчуждается, формируя индивидуальную модель «Я». Часть этой модели осознаваема, так как имеет информационные аналоги в виде системы понятийных структур, которые для каждого человека обладают своей уникальной спецификой.

В результате сравнения модусов параметров, если существует их различие в определённых заданных пределах, возникает управляющий сигнал на изменение состояния функциональной системы, поддерживающей данный параметр в организме, чтобы текущая разница минимизировалась. Если величины параметров невозможно привести в соответствие за счёт ресурсов управления гомеостатами организма, то формируется потребность – цель изменить внешнюю среду по данному комплексу параметров. Например, облачиться в одежду, построить жилище, создать орудие труда, сделать какой-то поступок по отношению к конкретному лицу и т. п.

Базовые качества и структура внутреннего мира человека

Внутренний мир человека оказался под пристальным взглядом многих специалистов и стал, как и всё в нашем осевом времени, расчленённым и разбросанным по множеству специальностей. В этих мирах «пасутся» полчища психологов, философов, эзотериков и метааналитиков, психотерапевтов, духовных учителей, культурологов, священнослужителей различных конфессий и многих других субъектов психосферы. И как же весь этот мир собрать воедино и содержать в целостности обычному человеку, не имеющему диплома философа, психолога и т.д.? О внутреннем мире говорится всегда огульно, кто как его понимает. Исследователи внутреннего мира не дружат друг с другом. Из-за этого целостных представлений о структуре внутреннего мира так и не складывалось. Из-за непонимания и незнания структур внутреннего мира возникло множество опасностей, угроз и катастроф. Всё дело в том, что разрушать весь внутренний мир совсем не нужно, он и так рухнет, если разрушить одно-два его базовых качеств (структурных элементов).

1. Первым фундаментальным базовым качеством является канон сознания. Он определяет размер внутреннего мира. Это «красные флажки», за которые выходить нельзя! Таких канонов нами отслежено только три. Для их выделения нами был применён нооисторический подход. То есть были проанализированы этапы развития ноосферного сознания человечества, а не бесконечно переиначиваемая с каждым новым режимом власти чреда «исторических событий». Одному канону сознания исторически соответствует один Эон. Всего Эонов может быть восемь.

Канон, по-гречески, – неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Таким образом, каноном сознания будет являться осознанная поведенческая активность людей в рамках вышеуказанной совокупности.

Каноны сознания цивилизации меняются нечасто, но неизбежно. Выдающиеся мыслители отмечают это изменение как переход в новое Осевое Время, то есть фундаментальный цивилизационный сдвиг, Апокалипсис, глубокую структурно-организационную трансформацию цивилизации. Этот переход организует высший иерарх телеологического уровня – Мессия. Вопрос о Мессии, каким ему быть, всегда спорный и всегда неверный, так как его задаём мы и в силу своих куцых представлений о мире и самом Мессии. В этом случае мы имеем дело с космическим субъектом гораздо большей степени сложности и совершенства, чем мы сами.

2. Вторым, не менее базовым качеством является этическая система и этический статус. Они определяют координаты, в которых ведётся конструирование внутреннего мира человека. Таких систем В.Лефевром выявлено только две. Статусов четыре: святой, герой, обыватель и циник. Главной проблемой для Лефевра оказалась та, что в его системе герои, принадлежащие к разным этическим системам, договориться не могут даже теоретически, что не соответствует жизненной и политической практике. Нами ниже показано, что стерильных этических систем не существует. В обществе всегда присутствуют герои разных систем. И возможность договариваться у них есть. Это важно для практики – умение позиционироваться в этическом пространстве, оценивать этические статусы партнёров и не иметь дело с циниками, к какой бы они системе не принадлежали.

3. Важное место во внутреннем мире человека занимает образ будущего (Телос). Второе название – концепция бытия. Образ будущего задаёт вектор развития всей системы «человек». Весьма уязвимое место структуры внутреннего мира человека. Из теории систем известно, что система, утратившая цель, деградирует и распадается. Можно всё делать «правильно» и «честно» бороться за права человека и демократию, а разрушить только его концепцию бытия – и внутренний мир как человека отдельного, так и всего народа деградирует и рухнет.

4. Четвёртая базовая конструкция – тело смыслов. Применяются также термины: каузальное тело, тело причинности. Человек погружён в пространство событий, то есть в причинно-следственный мир. Из многих вариантов возможных действий он выбирает тот, который имеет для него какой-то смысл. Этим выбором человек фиксирует в реальности одну из виртуальных возможностей. То есть совершает макроквантовый скачок. В своей совокупности смыслы составляют виртуальное «тело» смыслов, или – причинности. Бессмысленность существования ведёт к утрате причины бытия человека и его гибели. Нами открыты, как минимум, три вида «смысловой смерти». Это фанатическое вырождение личности, когда вместо смыслового множества есть только одна сверхценная идея и один смысл; нирваническое вырождение, когда всем смыслам придаётся примерно равное значение, или «вес», когда у человека парализовано смысловое различение; «смерть от ясности», когда человеку в этой жизни уже и так заранее всё ясно.

Технология «распаковки семантического вакуума» и формирования смысловой «призмы» была разработана В.В.Налимовым. Технологический способ определения конкретных смыслов в человеческой голове найден И.В.Смирновым. Телос и каузальное тело – не одно и то же. Телос есть и у животного. Значение для практики – возможность легко вычислить «начинающего террориста» и предотвратить «смысловую смерть» человека.

5. Тело чувств, желаний, предчувствий и послечувствий. Близкий к пониманию и часто используемый синоним – астральное тело. Оно в триаде «физическое тело–астральное тело–ментальное тело» занимает среднее положение, связывая их в единую систему. Создаёт «вкус, цвет и запах жизни». Значение для практики – уйти от алекситимии, маскированных депрессий, потери побудительных импульсов. Люди, страдающие алекситимией, не способны понять и разобраться в собственных чувствах и переживаниях, и поэтому, как следствие, им чужды эмоции других людей. Им чуждо сострадание, чуждо сопереживание и чужда жалость. Им не хватает интуиции и воображения. Личность таких людей характеризуется примитивностью жизненной направленности, инфантильностью и, что особенно существенно, недостаточностью функции рефлексии.

6. Банк состояний сознания. Если сравнить наш мозг с процессором, то состояния сознания – это разные подпрограммы его работы. Человек с реактивным стилем жизнедеятельности использует практически только одно обыденное состояние сознания, выполняющее коммуникативные функции. Не менее хорошо известно, что для творчества любого рода это состояние сознания бесполезно. Нужны вдохновение, инсайт, паранормальная воля и вообще целый спектр состояний. Их называют изменёнными состояниями сознания (ИСС). Значение для практики – искусственное формирование нужного состояния сознания для концептуального проектирования будущего и решения творческих задач различной степени сложности. Проектирование нужного ИСС становится возможным в связи с открытием фазового (афористического) алфавита. Выход в спроектированное сознание может быть осуществлён в ходе специальных тренировок. Максимальное развитие способности управлять сознанием – способность достижения многомерного и многоаспектного сознания.

7. Парадигмы науки, либо иные частные религиозные, корпоративные и иные ограничения внутри господствующего канона сознания данного исторического времени (Эона). Парадигмы науки дают возможность решения проблем целостного научного описания внутреннего мира человека. Но только в постнеклассической парадигме науки и соответствующего ей гомеостатического мышления оказалось возможным сделать это непротиворечивым образом. Научные парадигмы определяют также нормы рациональности и создают инструментарий для решения частных задач. Появление новой парадигмы не отменяет прежних. От ньютоновской парадигмы физики никто не отказался, а для описания паровоза Эйнштейн не нужен.

8. Навигаторские качества – способность к духовной работе, управлению собственным внутренним миром, умение перемещения в состояниях сознания, каналах реальности, по рефлексивным площадкам и в образах жизни; умение принимать своевременные и практически верные решения в агрессивной информационной среде при дефиците времени, наличии массы противоречивых и ложных сообщений и рисков. Значение для практики жизни – становление человека как стратегического субъекта, уход от реактивного способа жизнедеятельности. Проблема актуальна для 90% населения практически всех стран мира. На основе открытия метафорического алфавита сознания и его применения в специализированном изменённом состоянии сознания нами создан мощный эвристический механизм оценки любой ситуации и выработки такого замысла решения, который не может быть вскрыт конфликтующей стороной.

9. Животная душа, или Анима, принадлежит физическому телу человека, наподобие БИОСа в компьютере. Биологизаторские теории сводят аниму ко всему человеку. Это большая ошибка. Наш «биоробот», в который человек облёкся в условиях этой планеты, отнюдь не единственно возможный. Однако соматика и её геометрия оказывают существенное влияние на общее состояние сознания системы «человек». Значение животной души – понимание места физического здоровья в системе полномасштабной размерности человека.

10. Растительная душа формируется программами развития человеческих клеток как единого растительного существа. Распад, утрата этой «души» разрывает бесчисленные структурно-информационные связи со всем живым на бессознательном для нас уровне. Эти связи и делают нас живыми целостностями.

11. Орбита существования. Кроме социального самоопределения, человек определён природно в своём психотипе. Этот психотип и есть его орбита существования. После открытия фазового портрета человека мы математически выделили девять таких орбит. Орбита определяет «стратегию» жизни человека, заложенную в него «по умолчанию».

12. Природные потенциальности – физические, умственные и эмоционально-волевые ограничения и данности, которые определены нами на основе биоритмологии, разработок хроногенетики и длительных (более 30 лет) наблюдений. Эту технологию мы назвали «Хронально-векторная диагностика человека». Технология позволяет в течение нескольких минут определить ряд определяющих природных качеств человека. Даёт возможность диагностировать узловые физические и психоэмоциональные данности, вид интеллекта, смысловые и программные проблемы конкретного человека и расписать по возрастным периодам. Расчёты сведены в таблицы, легки в практическом использовании и доступны всем, умеющим считать до 9.

13. Образование и опыт, профессиональные качества, компетенции, рейтинг – все эти качества хорошо оцениваются в современной психологии и без методов психоэкологии.

14. Символ веры – предельно краткое выражение, выражающее отношения человека с Богом и людьми, его местоположение в мире. Символ веры нужен для точного проявления своей индивидуализированной позиции в мире. С годами он может меняться вследствие перехода человека психостатичного к человеку более совершенному, например, к психодинамичному.

15. Генеалогическое древо, герб Рода и другие символы родства. Их значение – уход от позиции «Ивана, не помнящего родства», формирование элитного слоя общества.

Видение структуры внутреннего мира человека не отрицает ни одной из наук о человеке. Более того, эту структуру и удалось выявить благодаря достаточно детализированному, но разрозненному гигантскому исследовательскому материалу всех тех, кто изучал виртуальности, формирующиеся в нашем сознании. Таких отдельных наук и практик просто не счесть. Часть из них упомянута в начале этой статьи.

Открытию структуры внутреннего мира человека способствовал ряд инсайтов, а также чисто практические необходимости юридического и личностного плана.

Гомеостатические модели формирования рефлексивного и реактивного способа жизнедеятельности

С позиций гомеостатики легко моделируются способы осуществления человеком своей жизнедеятельности. Понятие о двух способах существования человека как субъекта жизнедеятельности впервые было сформулировано С.Л.Рубинштейном. Первый способ – жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живёт человек (его можно назвать «реактивный» способ существования). Второй – связан с появлением рефлексии. Сознание выступает как разрыв, как выход из полной поглощённости непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне её для суждения о ней («рефлексивный» способ существования).

В исследованиях процессов осознавания через моделирование гомеостатических механизмов организации нейрофизиологической структуры были показаны механизмы отражения и взаимодействия внутренних и внешних информационных потоков, формирующих сознание человека и его внутренний мир. На основе этих моделей предлагается дальнейшее развитие представлений об индивиде как о субъекте, обладающим реактивно-рефлексивным механизмом обработки информации о внешней среде и о себе.

Существует два основных потока информации, получаемой субъектом: внешний и внутренний. На основе этих потоков субъект строит модели себя и окружения. В процессе результатов сопоставления этих потоков формируется его осознанное и неосознанное поведение (рис. 2).

Формирование различных моделей своего «Я» возникает в тесной зависимости от выборочной направленности внимания на часть потока информации из внешней среды. Субъективно модель внешней среды сложена из субмоделей различных структурно-организационных образований, таких например, как мир в целом, страна, общественное устройство, семья, работа, близкие друзья и товарищи, враги, оппоненты и т. п. Модели своего «Я» неразрывно связаны с моделями внешней среды и отличаются друг от друга в зависимости от нахождения индивида в конкретной обстановке, что актуализирует ту или иную модель внутренней среды. На уровне бессознательного, подсознания и сознания постоянно идёт сравнение моделей внешнего и внутреннего мира на соответствие друг другу. Если противоречия в информации между моделями внешней среды и модели внутренней среды не превышают определённых значений, то личность полностью адаптивна к внешней среде. В противном случае острота противоречия возрастает тем больше, чем сильнее противоречия. На определённой высоте остроты противоречия в сознании субъекта происходит разрыв рефлексии собственного «Я» с соответствующей субмоделью внешней среды. Это вызывает необходимость поиска её заместителя. В качестве заместителей могут быть различные субкультурные образования типа тоталитарных сект, клубов по интересам, другие личности, наркотики, алкоголь и т.п.

Несомненно, что важную роль играют индивидуальные способности субъекта к пластической конформации в определённом диапазоне вышеуказанных моделей. На блок–схеме (рис. 3) это отражено в наличии каналов управления (связей) взаимовлиянием одного типа моделей на другие.

 

Синтез идей как основной механизм развития цивилизации на этапе современного развития

Рис. 2. Обобщённая схема рефлексивно-реактивной формы жизнедеятельности субъекта

 

На схеме показаны обратные связи, идущие от моделей внешнего и внутреннего мира субъекта, которые имеют вентили В1, В2, В3, В4. Рассмотрим крайние варианты работы схемы, например, при закрытых вентилях В2 и В3 и открытых – В1 и В4. В таком состоянии субъект не способен влиять на изменение внешней среды (социум) посредством своего поведения, но при этом социум может устанавливать свои критерии подстройки противоречий между осознаванием своего «Я» и соответствующей актуализированной моделью внешней среды. В этом случае жизнедеятельность человека осуществляется реактивным способом. И, напротив, при закрытых В1 и В4 и открытых В2 и В3 вентилях – рефлексивный способ жизнедеятельности. Кроме этих крайних жёстких вариантов можно построить различные схемы промежуточных состояний, когда вентили находятся в разной степени открытости–закрытости, и исследовать способности субъекта к реактивному и рефлексивному способах жизнедеятельности.

Соотнесённость моделей «Я» и различных субмоделей внешнего мира порождает психологическое восприятие множественности «Я».

Рис. 2 построен на гомеостатических принципах взаимодействия противоположностей, которыми в данном случае выступают информационные сущности в виде моделей внутренней и внешней среды. Блок–схема может продуктивно использоваться в исследованиях рефлексивных процессов жизнедеятельности, конфликтных ситуаций личности и поможет в поисках адекватных методик адаптации личности к сложным жизненным ситуациям.

Этика как показатель качества внутреннего мира человека

Этика является важнейшим качеством внутреннего мира человека, без которого о человеке нельзя говорить как о социальном существе. Вхождение человечества в эру информационных технологий, когда наряду с полезной информацией на человека обрушиваются потоки дезинформации, неосознаваемой вредной информации, заставляет нас глубже разобраться с влиянием информации на нейрофизиологические процессы, приводящие в том числе и к патологии, источником которой является вредная информация. Внутренний мир человека (а это виртуальный мир) ежемгновенно подвергается информационным потокам, поэтому мы смело можем говорить о проблеме информационной экологии, или психоэкологии человека. Проблеме, актуальной в наше время для каждого цивилизованного человека.

Несмотря на то, что впервые понятие этики было сформулировано в Греции Аристотелем, а фактические смысловые этические конструкции упоминаются древними китайцами, индусами и буддистами, наиболее доходчиво они были сформулированы в христианстве. Не так давно – во второй половине прошлого века В.Лефевром было обнаружено наличие двух основных этических систем. Они подробно описаны и формализованы в монографии учёного «Алгебра совести». Поэтому ниже при построении нейрокибернетических моделей свойств внутреннего мира человека мы будем опираться на его описания. Первая этическая система изложена в Ветхом Завете (Второзаконие 5:17–5:21) и в Новом Завете в нагорной проповеди Христа. Христианское учение заложило способ нормирования отношений нравственности поступков, для того чтобы человечество оставалось человечеством, а не звериной толпой. Исторически система заповедей христианства выросла из системы табу, из первого Эона, где запрет был абсолютным законом жизни племени. Тот, кого исключали из племени как нарушителя табу, изгоняли из родоплеменного сообщества, погибал в одиночку. Первая этическая система, приняв эстафету из первого Эона во второй Эон, формировала отношения людей как идеи, которые необходимы для того, чтобы человек понимал, что соотносить с добром, а что со злом. Система основана на запретах: не убий, не прелюбодействуй и так далее. Всего десять основных позиций. Она (этическая система) провозгласила запрет на зло. Это её основной корневой постулат. Конечно, каждый может упрекнуть в том, что эти запреты ни в какие времена не гарантировали их нарушения ни у кого. Но дело даже не в этом. Если имеется идеальное понятие что такое добро, а что нет, то любой человек, совершивший даже в тайне какое-либо деяние, внутренне всегда может соотнести себя, что же он совершил по шкале «добра–зла».

Одновременно формировалась и вторая этическая система как её противоположность. Это происходило в Нордических странах – Скандинавии, Швеции, у варягов. Варяги в своих «Эддах» воспевали другую этическую систему, основанную на разрешении на добро. Её возникновение также шло из первого эона, через традицию возвеличивания героя. Герой, чаще всего рыцарь, должен был отстаивать и сеять вокруг себя добро, но, как и чем? – Огнём и мечом. То есть рыцарь делает добро доступными ему профессиональными способами. Вторая этическая система продолжила жить и оформилась в XIX веке в идеях коммунизма. Коммунистическая идея была сформирована отдельными личностями, такими как Томас Мор (Утопия), Томмазо Кампанелла (Город Солнца) и другими, которые мечтали об идеальной и справедливой жизни на Земле. Эту идею подхватили и масоны; внесли в неё ещё один важный пункт: идею равенства и братства. Очень хороший и привлекательный пункт. Для чего и с какой целью? Для разрушения иерархии сложившейся системы в государствах. Все равны, нет богом избранных, нет аристократов, нет простолюдинов. Изначально была предложена неестественная система, потому что природа одинаковости не терпит. Все люди разные – по генетическому составу, по способностям и по тому вкладу, который они могут внести в сообщество, в котором живут. Причём мы – изначально разные и, приходя в этот мир, выполняем разные профессиональные и социальные задачи. (Как известно из биологии, любой признак (параметр) живого организма в популяции по частоте встречаемости имеет характер гауссовой кривой.)

Но что получилось, когда вторая этическая система стала государственной? Это совсем недавнее наше прошлое. Коммунистическая идея также сформулировала 10 основных заповедей, которых должен был придерживаться советский человек. Нравственный кодекс строителя коммунизма был провозглашён на Съезде Коммунистической партии в 1966 году и опубликован в прессе. Основной идеей этих заповедей было – делай добро. А какими способами и средствами – всё равно, вплоть до репрессий.

Таким образом, эти две этические системы различаются кардинальным образом. Если в первой, чтобы не делать зла, нужно с ним договариваться идти на компромисс, то во второй системе на уровне героев никакие компромиссы не допустимы. Поэтому кто не с нами, тот против нас, по второй этической системе возникает много соблазнов (даже для тех, кто верит в неё безраздельно) и двойных стандартов: человек провозглашает одно, всем понятное доброе, а на практике скрытно делает обратное. И часто легко путают добро социальное и для собственных нужд. В результате, такая система в неявном виде стала поощрять криминал и моральное разложение. Она не смогла просуществовать долго как минимум по двум причинам: 1) уничтожала тех членов своего общества, которые были несогласны с проводимой политикой ведущей политической силы в стране; 2) изнутри её разъедала болезнь двойственности – лицемерие. Низшие этические статусы стали во главе бюрократии системы, а многие из тех, которые ничего не могли, либо становились реактивными психостатиками, либо просто переходили в криминал. А это достаточно быстро приводит к деструктивным явлениям. История показала: не прошло и столетия, как эта искусственная система распалась.

В каждой из систем, как показал В.Лефевр, имеется по четыре нормативных социальных статуса. Это – «святой», «герой», «обыватель» и «лицемер». В первой этической системе «святые» – это люди, которые в центр своего сознания ставят Бога и всю природу, а себя в своём сознании относят на периферию. Поэтому такой человек обычно уничижает себя ради возвеличивания всеобщего блага, природы, социума, другого человека. Следующий социальный статус в этой системе – «герой» совершивший по отношению к обществу геройский поступок, что помогает данному сообществу выжить в тех условиях, в которых он находится. Следующий социальный статус, наиболее многочисленный, – «обыватель». И наконец, низший статус – «лицемер». Во второй этической системе «святыми» становятся вожди, отцы-основатели партийного учения, «героями» – революционеры-практики. Основная масса народа имеет статус «обывателя». Но при этом провозглашается, что все равны. А «лицемер», будучи низшим этическим статусом, занимает верхнюю статусную позицию – героя, фактически его подменяя. Перерождение происходит за счёт применения двойной морали.

Мы считаем, что этические статусы возникают как результат ноосферной кластеризации популяции человека. До сих пор не ясно, каковы механизмы ноосферной машины, воздействующие на психофизиологию популяции человека. Ясно одно – кластеризация с древнейших времён осознавалась обществом, закреплялась в социальной жизни и делила его на варны, касты, сословия. Приведём некоторые аналоги этических статусов, закреплённых социально (табл. 2):

 

Таблица 2. Примеры влияния ноосферной кластеризации этических статусов в социальной дифференциации общества

Этические статусы

(по Лефевру)

Индия

Древняя Русь

Османская империя

Святой

Брахманы (священ.)

Волхвы

Улама (духовенство)

Герой

Кштарии (воины)

Воевода (воины)

Аскери (военные)

Обыватель

Вайшьи (торговцы, скотоводы, землед.)

Ремесленники, крестьяне

Ан-нас (мещанство)

Лицемер

Шудры (слуги, отверженные)

Военнопленные (отверженные)

Райя (крестьянство)

 

Указанные этические и социальные статусы могли подразделяться на специализированные по профессиям и т. д. и т. п.

Гомеостатическая модель этических систем и их этических статусов

На основе схемы рис. 3 построим имитационную блок-схему, описывающую этические статусы. Для этого мы должны ввести блоки, моделирующие некоторые нейрофизиологические особенности нервной системы человека. Так, в установочной подстройке соотношения противоречий введём две структуры, влияющие на интенсивность нейрорегуляторных процессов: блок, сдерживающий развитие процессов возбуждения, и блок, стимулирующий эти процессы. Вследствие введения блока торможения появятся свойства пассивности, склонности к компромиссу. Стимулирующий блок процессов возбуждения придаст качества агрессивности, склонности к конфликту. В структурах формирования модели поведения нам необходимо ввести два блока, альтернативных по функции: формирующий альтруистический (жертвенный) тип ответной реакции и формирующий эгоистический тип поведенческой реакции. То есть формирование целевого поведения направленно сознанием на ценностное отношение к внешнему или к внутреннему (к собственной персоне). Две пары полюсов заменим на блоки по типу реостата, и тогда можно количественно моделировать соотношения между полюсами реакций, но для демонстрации принципа работы схемы достаточно приведённого описания.

 

Синтез идей как основной механизм развития цивилизации на этапе современного развития

Рис.3. Имитационная схема формирования этических статусов человека двух этических систем

 

В схеме присутствуют два ключа, переключающих тип активации нервной системы и тип поведенческого реагирования на возникшую ситуацию в результате изменений виртуальных моделей внешней или внутренней среды, а рефлексивный или реактивный стиль поведения будем избирать, регулируя состояние вентилей В1 – В4.

 

Таблица 3. Состояние вентилей и ключей имитационной схемы этических статусов

Этический

статус

Этическая система

Состояние вентилей

Состояние ключей

Способ жизнедеятельности

святой

I этическая

В23–; В14+

К11, К21

Реактивный

II этическая

В23+; В14-

К12, К22

Рефлексивный

герой

I этическая

В23+; В14-

К11, К22

Рефлексивный

II этическая

В23+; В14-

К12, К22

Рефлексивный

обыватель

I этическая

В23–; В14+

К12, К21

Реактивный

II этическая

В23–; В14+

К12, К22

Реактивный

лицемер

I этическая

В23+; В14-

К12, К22

Рефлексивный

II этическая

В23–; В14+

К11, К22

Реактивный

 

Примечание: знак (–) – вентили закрыты; знак (+) – вентили открыты.

 

Согласно положениям ключей и вентилей в таблице, «святой», или «мудрый» человек в первой этической системе, не агрессивен и имеет низкую самооценку. Во второй системе наоборот – агрессивен, стремится к конфликту и имеет высокую самооценку.

Герои первой и второй этических систем обладают рефлексией, но ведут себя по-разному: относящийся к первой системе не агрессивен, стремится к компромиссу, то есть это человек, решающий задачи в пользу кого-либо или коллектива, сознательно рискующий при этом состоянием своего здоровья или благополучием, то есть является альтруистом. Во второй – герой агрессивен, стремится к конфликту с партнёром.

«Обыватель» наиболее многочисленная группа населения, чаще всего они «психостатики» (по Беннету). Обладают реактивным способом жизнедеятельности (по Рубинштейну). В первой системе они агрессивны, стремятся к конфронтации с партнёром, имеют низкую самооценку; в ситуациях принятия решения стремятся уйти от ответственности самостоятельного выбора. Во второй системе – наоборот, неагрессивны, идут на компромисс, но тоже имеют низкую самооценку.

«Лицемер» в первой этической системе – это агрессивный человек, стремящийся к конфликту с партнёром, но имеющий высокую самооценку. Во второй системе он не агрессивен, но имеет высокую самооценку.

Согласно табл. 3, в популяции имеются все типы этических статусов, как первой, так и второй системы при любом типе управления обществом, однако, идеология или религиозная система, преобладающая в конкретном сообществе, будет сдвигать это распределение в сторону первой или второй этических систем.

Возрождение православия в России в настоящее время полезно обществу для его духовной ориентации и восстановления популяционного преобладания в балансе этического статуса первой этической системы, для поддержания высокой нравственности в условиях навязывания ценностей общества потребления.

Нейрофизиологические механизмы влияния этики (нравственности) на здоровье

Как мы уже говорили, фундаментальная обобщённая цель человеческого существования подразделяется на две основные подцели, или потребности. Они сосуществуют, но, в зависимости от преобладания конкурирующих тенденций, формируют образ мышления, внутренний мир и стиль жизни человека. В крайних проявлениях это «святые» – высший этический статус, и «суперэгоисты», которые относятся к низшему этическому статусу – «лицемерам».

«Святые», в христианском понимании, посвящают свои помыслы и жизнь преображению своего земного бытия, сублимации его в духовное, и задача их жизни – вернуться к божественному первоначальному уровню существования путём преодоления плотского состояния безусловным служением высшему смыслу бытия.

«Суперэгоисты» в своём сознании возносят себя как центр вещественного и духовного мира. Всё существует только ради удовлетворения их желаний и потребностей, и их задача – поиск методов осуществления и реализация своих желаний без ограничений. Но это очень редко встречающиеся варианты.

Обычно в человеке сосуществуют различные типы этих качеств. Эти варианты организуют широчайший спектр моделей поведения человека во внешней среде. Являясь поведенческими аттракторами, они организуют функционирование иерархии гомеостатов, что значимо влияет на физиологию внутренней среды организма.

Виртуальная модель внешней среды, сформированная в сознании, будет отражаться на нейрофизиологическое «зеркало» – матрицу параметров и их отношений внутренней среды организма. Не адекватная виртуальная модель внешней среды будет подстраивать под себя виртуальную модель внутренней среды, приводя к нарушениям регуляции системами внутренних органов. Указанная неадекватность, формирующаяся набором многих факторов, во многом зависит от целеполагания личности, которое задаётся этической системой. Реализуя достаточно часто эгоистичные деструктивные конечные цели, человек незаметно для себя смещает область управления физиологическими процессами, вызывая сначала десинхронизацию, уменьшение границ нормы реакции, а затем и переводя состояние некоторых параметров в область патологии. Всё это приводит в конечном итоге к заболеваниям различного рода. И, наоборот, конструктивное поведение, основанное на гармоничном взаимодействии с внешним миром, стабилизирует и укрепляет здоровье и психику субъекта. В этом заключается единство физических и духовных начал человека. Поэтому знаменитые слова Иисуса Христа «возлюби ближнего как самого себя» имеют не только духовно-нравственный, но и физический (физиологический) смысл.

Этика и духовность

Представим наши рассуждения об этике и духовности в рамках понятий первой этической системы. Как мы определяем, что человек обладает высокой духовностью? Конечно же, мы судим о нём по его поведению. («По плодам их узнаете их» – Матфей. 7:16-20).

Понятие поведение (conduct, behavior) толкуется как всё то, что человек делает или не делает намеренно, то есть поведение – это совокупность актов действия и бездействия, совершаемых человеком. Но поведение поведению рознь. Нам, как сторонним людям, важно, чтобы поведение других по отношению к нам было нравственным, не приносило бы нам дискомфорт и страдание. Того же от нас ожидают и другие. Значит, мы должны применять во взаимоотношениях с другими такие законы управления своим поведением, которые бы в сложных противоречивых условиях формировали алгоритмы, не наносящие ущерба ни собственным интересам, ни другим. Это как раз те задачи, которые изучает и решает гомеостатика. И чем более искусен человек в практическом применении гомеостатических алгоритмов, тем он более духовен, тем комфортнее нам во взаимодействии с ним. О таком человеке мы говорим: он нравственен, этичен. Поэтому можно утверждать: дух человека предполагает наличие программы, основанной на наборе комплексов алгоритмов решения поведенческих актов, а тогда духовность – это степень освоения операционного управления данным комплексом по достижению целеполагания системы, что одновременно минимизирует как вред самой личности, так и её оппоненту. Приведённые рассуждения показывают, что таким искусством поведения обладают люди, которым присвоен статус «святой» в первой этической системе. Но в христианстве обычно таким статусом наделяются уже умершие люди. Для живых с подобным качествами характера народ присваивает статус – мудрый. Заметьте, мудрый человек – это не информированный, не интеллигентный, не образованный, он чем-то отличается и от сверстников. О нём можно сказать многоопытный, но этого недостаточно, хотя и необходимо. Его от других отличает высокая степень проявленности духа – духовность.

Универсальность гомеостатического принципа управления в природе, его фрактальность на всех уровнях самоорганизации живого позволяют с единых методологических позиций исследовать разнообразные классы объектов, предсказывать их свойства и создавать методические научно-практические рекомендации. Надо отметить важность наличия государственной идеологии как матрицы обоснования права на претворение в жизнь тех или иных идей, концепций построения общества.

Таким образом, вопросы гармоничного строения внутреннего мира человека основываются на следующих фундаментальных положениях: высоконравственных отношениях к себе и окружающему миру; управлении эмоционально-ментальным состоянием в любых обстоятельствах; способностью гармонично разрешать противоречия (конфликтные ситуации), не нанося вреда ни себе, ни оппонирующей стороне; обретении навыками рефлексивного способа жизнедеятельности; грамотной работе с собственными внутренними мирами; владении техникой безопасности как в работе с собственными, так и с внутренними мирами других людей.

Выводы

С открытием структуры внутреннего мира человека и «фазового портрета» человека появился ряд новых возможностей для социогуманитарной практики. Мы видим, человек является моделезависимым субъектом в своей жизнедеятельности. При этом как весь внешний мир, так и внутреннее осознавание себя зависят от сопоставления моделей внешнего и внутреннего миров человека. На современном этапе развития цивилизации наступающий Третий Эон определяется доминантой синтеза идей, основанных на преобладании энергоинформационных технологий. При этом можно сделать ряд обоснованных утверждений:

1. Объектом духовной работы является внутренний мир человека, взятый в его целостности и структурности.

2. Из-за того, что религиозные исследования и служение преследуют консервативные цели и фиксируют в своём каноне фундаментальные константы человеческого существования, а светские исследования отслеживают бурно меняющийся мир (надстройку над фундаментом) и взаимодействие многих канонов, следует различать религиозную и светскую стороны духовности и духовной работы.

3. Внутренний мир человека оказывается легкоуязвимым объектом. В нём достаточно разрушить лишь один объект, например, «образ будущего», и весь он рушится дальше до полной деградации.

4. Внутренний мир человека не является объектом, который строится по «объективным» законам, независимо от человека. Он полностью субъективен и искусственен. Человек сам его конструирует и сам в нём живёт. Он же должен этот свой мир восстанавливать, защищать и упрочивать.

5. Из-за того, что объектов во внутреннем мире человека достаточно много и они по-разному развиты, в разные моменты бытия доминируют, конкретный человек имеет неповторимую картину внутреннего мира.

6. Поскольку структура внутреннего мира человека в базовых составляющих известна, законы, охраняющие этот мир, обретают предметность и юридическую определённость. Что также позволяет вскрыть замыслы и объекты информационно-психологических войн и атак.

7. С открытиями структуры нашего внутреннего мира появилась возможность осознанно и целенаправленно его конструировать, как и состояния сознания учёного, исследователя, политика, среду поддержания этого мира для достижения высокой креативности и внутренней готовности к созиданию инноваций. Значит – сделать шаг от конкретных идей и технологий к «технологиям создания технологий».

8. Можно (и уже реализовано) создать чёткий «портрет специалиста-психоэколога», профессионально занимающегося внутренним миром человека и информационно-психологической средой его обитания.

9. Появилась возможность качественной и количественной оценки нематериального актива, заложенного и закладываемого во внутреннем мире человека.

10. Стало достаточно просто создать «индекс развитости личности», её «размера» и целостности. Для этого нужно только придать числовое выражение степени развитости каждого структурного элемента и применить эту шкалу к конкретному субъекту. И даже самые первые подобные расчёты нас потрясли: например, индекс развития личности у Сталина оказался на порядок выше, чем у Горбачёва…

 

А.М.Степанов, доктор медицинских наук, профессор НИИ ЭЧиГОС им. Н.А.Сытина; А.А.Бухтояров, доктор психологических наук (г. Николаев)

 

sam1943@mail.ru

 

Примечание
Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: