warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Шахматы - инструмент повышения интеллектуального уровня детей

Фесенко Т.К., директор Учебно-методического объединения «Духовное возрождение»

Убеждая в актуальности задачи интеллектуального воспитания детей, В.А.Сухомлинский писал: «Невежда опасен для общества… Невежда не может быть счастливым сам и причиняет вред другим. Вышедший из стен школы может и чего-то не знать, но он обязательно должен быть умным человеком» ( [1], с. 3).

Для начала определим, что такое ум или интеллект? Это мыслительные способности человека, опыт плюс знания, накопленные индивидуумом. Что является инструментом интеллекта? Мышление. А инструментом мышления? Решение задач! Нельзя не согласиться с утверждением профессора-физиолога Л.А.Фирсова: «Интеллект — общая, генетически заданная способность индивидуальной нервной системы к особому, неповторимому комбинированию прошлого опыта. Его отличие от мышления в том, что мышление — это процесс решения задачи, интеллект же — способность делать это эффективно» ( [2], с. 6).

Развитие умения решать задачи — прерогатива предмета «математика». В настоящее время это самое слабое место в начальной общеобразовательной школе. Вообще математика является наиболее проблемным предметом, об этом говорят анализы ЕГЭ за все время его существования. Введение Министерством образования в 1990-х годах развивающих моделей обучения, куда входила и предложенная нашим предприятием модель, не решило проблем с освоением математики в начальных классах.

 

 

В момент глобальных перестроек государственных систем возникает много проблем в разных областях деятельности человека, в том числе и в сфере образования, и в сфере спорта. Как всегда актуальны два вопроса «Кто виноват?» и «Что делать?». В формате небольшой журнальной статьи я успеваю ответить только на один из них. Что делать? Необходимо срочно вводить в программу начальной школы ещё один обязательный предмет – «Шахматы» в виде решения шахматных задач.

Представляя собой органичное сочетание науки и игры, шахматы помогают младшим школьникам преодолеть кризис семилетнего возраста, когда на смену детским играм приходят серьёзные школьные занятия. Занятия шахматами способствуют развитию произвольного внимания младших школьников, смысловой памяти и мышления в целом.

Нельзя не учитывать и огромный потенциал шахмат в сохранении здоровья школьников. Находясь в сетке обязательных предметов, шахматы содействуют выработке совершенно иного принципа работы с учебным материалом, помогая предотвратить неизбежное сегодня из-за избыточности информации психическое перенапряжение детей.

И наконец, как ни один предмет школьной программы, шахматы могут составить реальную конкуренцию отрицательно действующим на психику ребенка компьютерным играм, причём происходит это не путём запретов со стороны взрослых, а вследствие естественного интереса к захватывающей и мудрой игре.

 

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис»

Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: