warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Есть удивительное место на нашей планете, где вдалеке от мирской суеты, на отрогах Гималайских гор, желающие могут приобщиться к истокам тибетской мудрости, древних буддистских знаний, получить урок духовности и найти исцеление. Это город тибетских монастырей и храмов - Дхармсала (Индия). Однажды мы рассказывали на страницах журнала об обучении студентов-медиков в Дхармсале в Институте им. Далай-ламы / («Дельфис» № 2(30)/ 2002). На этот раз своими впечатлениями о поездке в центр тибетского буддизма с читателями поделится главный врач московской клиники тибетской медицины «Наран» Светлана Галсановна ЧОЙЖИНИМАЕВА.

Рядом с Далай-ламой

Поездка в Дхармсалу, где расположена резиденция Далай-ламы XIV, оставляет неизгладимое впечатление. Это витые дороги, остроконечные скалы, панорамы величественных горных хребтов - что-то необыкновенное. Всё время едем вверх, ведь поднимаемся к подножию Гималаев, около 2600 метров над уровнем моря - всё-таки невообразимая высота. В окно машины выглянуть страшно, потому что обрыв прямо под тобой. Но недаром эти места считаются священными, они действительно дают тебе большую энергетическую силу, и ты чувствуешь себя совершенно великолепно и безопасно.

И ещё одно неожиданное свойство гималайских пейзажей открываешь для себя: все они удивительно напоминают картины Николая Рериха. Если кто-то, глядя на рериховские полотна, думает, что художник использовал неестественные цвета, он глубоко заблуждается. Напротив, эти места Рерих написал, ничего не преувеличивая. Например, он наблюдал складки гор на закате солнца, когда другая, противоположная сторона хребта полыхает всеми цветами, какие только можно встретить в природе. Склон может быть оранжевым или жёлтым, часть горы становится лиловой, затем розовой. Когда видишь все эти причудливые сочетания и переливы красок собственными глазами, то понимаешь, что именно природа творит те чудеса, которые человек способен воспроизводить в своём творчестве.

 

С.Г.Чойжинимаева

 

В самой Дхармсале похолоднее, чем в Дели, воздух необыкновенно чист и свеж, и ты словно попадаешь в неведомую горную страну. Ведь если внизу, на равнине, повсюду встречаешь своеобразный колорит индийской провинции, то здесь, на высоте - иной Восток. Тибетские поселения расположились рядом с резиденцией Его Святейшества; храмы, внешний облик людей, одежды - всё напоминает Тибет, и в то же время всё это близко и знакомо нам, бурятам. Потому что религия-то у нас одна - буддизм. Похожи не только наши храмы и монастыри, похожи наши культуры, традиции и способы мышления. Вот почему в Дхармсале всегда много бурят, и не только среди туристов или паломников, но и среди монахов, студентов Института им. Далай-ламы.

Как известно, резиденция высшего буддистского иерарха Тибета была перенесена на север Индии в связи с вторжением в Тибет китайских войск в пятидесятые годы прошлого столетия. Ныне Дхармсала стала всемирным центром тибетского буддизма, распространению которого на Запад и Восток активно способствует деятельность энергичного и просвещённого Далай-ламы XIV. Поэтому на узких извилистых улочках здесь можно встретить не только русскую или английскую речь: люди приезжают сюда со всего мира, чтобы приобщиться к Учению, даваемому Далай-ламой. Я прибыла туда в период празднования Нового года по тибетскому календарю, когда воспроизводится обряд обращения желающих в буддизм. Поэтому иностранцев в Дхармсале было особенно много. Я видела целый автобус приехавших из Малайзии, встречала людей из Австралии, Новой Зеландии, Венесуэлы, Аргентины. С нами за столом в маленьком ресторанчике сидели француженки и немцы. В основном людей привлекает возможность приобщиться к высокой духовности, к древним знаниям Востока. Кто-то приехал из любопытства, из желания что-то повидать, сравнить. Очень много было израильтян, итальянцев, испанцев. Некоторые из иностранцев одевали тибетскую монашескую одежду, одни - из желания пофорсить, другие - по зову души, чтобы почувствовать истинную атмосферу буддистского монастыря.

 

С.Г.Чойжинимаева с тибетскими ламами

 

Я выросла в бурятской семье, а буддизм для себя открыла только после 20 лет, когда впервые прочитала книгу Елены Рерих «Основы буддизма». Позже моему духовному становлению помогали встречи с друзьями-монахами. И вот ещё одна встреча, на этот раз в Дхармсале, где сорок молодых людей, наших бурят, проходят обучение в монастырских дацанах, а также в Институте тибетской медицины и астрологии. Срок обучения от 5 до 15 лет, многие, возможно, примут обет безбрачия, и всю свою жизнь посвятят сознательному служению Богу и людям. Ибо цель всякого обучения в тибетском буддизме - практическое действие, возможность его выполнять. Теория значима лишь постольку, поскольку она служит практике. Мы без конца дискутировали с моими друзьями, я говорила, что невозможно сделать всех людей просветлёнными, продвинутыми в понимании истинных ценностей жизни. Они убеждённо настаивали на своём, рассказывали, что молятся за всех нас. Им можно верить, ибо обучение в монастыре Далай-ламы предполагает не только развитие мышления, но и совершенствование человеческих качеств: совершенство в даянии, совершенство в терпении, совершенство в мудрости.

Не могу не рассказать о моём знакомстве с человеком-оракулом, или кутэном, одним из двух предсказателей-оракулов, услугами которых пользуется Его Святейшество. Первый - монах, но его не было в то время в Дхармсале. Второй - мирянин. Он в очках, очень интересный, симпатичный, неопределённого возраста. Возможно, ему уже за 60, но у него очень моложавое лицо и чёрные как смоль, без единого седого, волосы, проницательный взгляд. Когда мы пришли, нам открыла дверь монашка и, объяснив, что он занят, попросила прийти через час. Мы не выдержали и 15 минут, вернулись вновь. Оказалось, что он уже освободился и может принять нас. Нам очень повезло, потому что говорят, что к нему не пробиться вообще. Кутэн с удовольствием принял нас, напоил чаем. Благодаря чему мы попробовали тибетские новогодние угощения, такие как жареный хворост, местный сорт чая и прочее. Этот добрый человек сразу почувствовал к нам расположение и объяснил, что свои проблемы мы можем изложить в письменном виде и отдать ему в руки, а на следующий день получим ответ.

Монах, видевший его в состоянии оракула, рассказал, что когда кутэн входит в транс, он преображается: меняется голос, звук его начинает вибрировать, энергетика усиливается. Как будто он, то ли полетал где-то, то ли что-то увидел, и какую-то информацию, словно из космоса, выловил. Что удивительно, в эти минуты кутэн может заговорить на старомонгольском или ещё на каком-нибудь языке. И есть специальный человек, который его понимает и переводит на доступный всем язык.

Наутро, когда мы пришли, человек-оракул был занят с другими людьми, но надо отдать должное его воспитанности и внутренней культуре, потому что он вышел ко мне и по каждому вопросу дал чёткий, исчерпывающий ответ. Кроме того, изложил все ответы в письменном виде на английском языке. Я до сих пор храню эту записку на память: ведь я получила ответ на свой запрос из глубин Вселенной! Что касается содержания записки, то ответ был очень реальный, подтвердивший, что в методах подхода к своим больным я двигаюсь правильным путём.

Конечно, в Дхармсале любопытно и поучительно очень многое. Например, меня поразило, что местные жители там не пьют и не курят, большинство из них вообще не употребляет алкоголь. Если кто и пьёт пиво, так это иностранцы. Если кто и закурил, то только чуть-чуть курнул и выбросил. Нет пьянства - нет почвы для преступности. Там не воруют. Могу рассказать один эпизод. Мне нужно было поменять деньги, захожу в обменный пункт и обращаюсь к женщине-кассиру. Та приоткрывает занавесочку за своей спиной, а мы сидим рядом друг с другом, достаёт пачку денег и отсчитывает нужную сумму. Никакого охранника или полиции. И ни у кого там даже мысли нет, чтобы зайти, ограбить и убежать. И тибетцы, и индийцы прекрасно осознают, что от кармы не убежишь! Они это понимают. Вот что движет их поведением, их менталитетом: нравственный императив.

Сложно себе представить, но это так - в Тибете распространена полиандрия - многомужество. Это когда женщина обладает правом иметь несколько мужей (причём, мужчины лишены права заводить вторую или третью жену). По большей части это касалось старых укладов жизни, чтобы при женитьбе не надо было дробить хозяйство на несколько частей.

 

Вид на Дхарамкотскую долину

 

Мудрость и красота нравственной и духовной жизни по заветам древнего Тибета привлекают сюда всё больше энтузиастов и последователей. Как-то на одной из улочек я увидела двух женщин, подстриженных как монашки, одетых в бордовые традиционные одеяния через плечо. Они говорили по-русски, причём одна из них - голубоглазая пышнотелая москвичка, вторая - пожилая бурятка. Вечером парни в гостинице подтвердили мои догадки, сообщив, что вторая в самом деле наша землячка, моя бывшая пациентка. По каким-то причинам она, доктор философских наук, защитившая докторскую диссертацию по буддизму, ушла в монахини.

 

На узких улочках Дхармсалы

 

Действительно, женщины тоже могут быть монашками, и их немало. Когда их много в толпе где- нибудь на площади, это смотрится очень экзотично. Видела я монахинь и в главном монастыре, во время большой и торжественной службы. На высоком пъедестале сидит один из приближённых к Его Святейшеству, который в совершенстве знает и владеет молитвами, он читает их нараспев, а затем в мощный мужской хор вплетаются женские голоса. Усилители разносят песнопения по Дхармсале, и они эхом отзываются по всей округе. Эти святые молитвы, что православные, что буддистские, строятся таким образом, что получается сложная голосовая вибрация, которая перенастраивает, гармонизирует человека. В тибетской молитве вначале запевает густой мужской голос, затем тональность меняется, и многоголосное пение доносится до тебя какими-то волнами, всплесками. Закрываешь глаза и всецело уходишь в эти чарующие звуки. Вся иная информация куда-то уплывает, и получается, что ты поневоле входишь в новую тональность. Молитвенная песнь владеет всем твоим сознанием, всем твоим существом. И получается, что ты как бы напитываешься энергетикой молитвы.

На обратном пути я ехала 12 часов до Дели, где были постоянные встречи, разговоры, затем до Москвы 6 часов, но столь сильно было чувство одухотворённости, что усталости не чувствовалось никакой. Три недели в Дхармсале пролетели как один яркий день.

Посещение Дхармсалы традиционно связывают ещё и со знакомством с тибетской медициной. Я была в Институте тибетской медицины и астрологии, головном институте, который курирует Далай-лама XIV, беседовала с местными врачами. Этот институт берёт на учёбу молодёжь, в том числе и из России. Примечательно, что никаких «блатов» там вообще нет, никаких денег никто бы даже не посмел предложить. Только честное поступление, знание тибетского языка и колоссальная подготовительная работа, плюс огромное желание стать врачом могут помочь молодым людям в преодолении барьеров. Это тоже меня искренне порадовало.

Профессиональный уровень врачей высокий, кроме того, они весьма обеспеченные самодостаточные люди, умеющие развернуть любое благое дело. Основа основ тибетской медицины - фармацевтика, фитотерапия. Супружеская пара медиков любезно пригласила меня познакомиться с производством натуральных лекарственных препаратов на их собственном мини-заводе. Они показали весь производственный процесс, начиная от сушки и измельчения трав и кончая упаковкой и хранением конечного продукта. Идеальная чистота в каждом отсеке, композиции трав составляются с тончайшей математической пропорцией. Готовые лекарственные шарики и кружочки выносят на крышу подсушиваться, причём не под прямыми лучами солнца, а под навесом, на брезентовой ткани. Затем они хранятся в деревянных чашах или герметически закрытых стеклянных банках, на специальных стеллажах. Убеждена, что этот процесс никогда не будет механизирован и пущен в широкое производство. И никакой дорогостоящий швейцарский препарат, в котором использовано сырьё, выращенное на плантациях, не сравнится с лекарством из натуральных цветов и трав, пропитанных высокогорным воздухом и близостью космоса.

Я увидела, как к моим знакомым, владельцам завода и аптеки, пришли на приём бедняки-индусы из окрестных деревень. И врачи их не только консультировали и лечили, но и бесплатно раздавали лекарства. То же самое я подметила и у других богатых местных, которые имеют гостиничный или ресторанный бизнес. Они никогда не выходят за рамки нормальных человеческих отношений. Допустим, у них есть слуги, среди которых могут быть и беженцы. Но хозяева садятся вместе с ними за стол, обедают, поддерживают тёплые доверительные отношения. Никто здесь не относится к другим людям высокомерно. А у нас это теперь сплошь и рядом, особенно со стороны «новых русских».

Весной или в начале лета целители и монахи отправляются в горы, чтобы там, на чистейших полях и склонах, собирать лекарственные травы. Затем, в течение всего лета растения измельчают, перемалывают, составляют в сложные композиции, сушат. И только к осени они считаются практически готовыми. Тогда хозяева приглашают шесть или семь лам из главного монастыря, заводят их в специальный большой кабинет, типа молельни, куда входят только босиком, оставляя обувь, и начинают обряд освящения всех изготовленных лекарств. В это время ламы читают молитвы во благо всех людей, которые будут принимать эти лекарства. Совершение этого обряда я видела собственными глазами, поэтому могу подтвердить, что действительно в обители Далай-ламы тибетцы свято хранят традиции, стремятся к духовности и, даже став богатыми, стараются всё делать честно. Именно это потрясло меня больше всего.

 

У ног Будды

 

Так как я в нашей клинике тибетской медицины много работаю руками, то мне в первую очередь интересно было понаблюдать, как делают массаж в различных лечебных центрах Дхармсалы. Посмотрела я аюрведический, тайский и тибетский массаж, но, честно говоря, ничего такого особенного для себя не почерпнула. Тибетское направление всегда базировалось на китайской, персидской, индийской аюрведической медицине, вбирало оттуда всё лучшее. Надо отдать должное, что фитотерапия тибетцев ушла далеко вперёд, и её можно считать самой сильной в мире. Другие виды лечения также преподаются в институте, тот же массаж, иглоукалывание, но в меньшей степени. Я как врач считаю, что сначала надо улучшить энергетику пациента, затем дать фитопрепараты. У тибетских врачей наоборот - крен в область фитотерапии, внутреннего восстановления организма, и в меньшей степени - наружного. Главное их средство - травы, ибо их фитопрепараты не имеют побочных действий, не вызывают аллергических реакций и хорошо лечат.

Высокое качество лечебных средств, общую атмосферу очищения, которую можно найти в этом месте гималайских предгорий - рядом с Далай-ламой, прекрасно оценили страждущие из всех стран мира. Кто только ни едет теперь сюда за исцелением: голливудский киноактёр Ричард Гир, например, наезжая сюда периодически, оставил в местном ресторане автограф и фотопортрет. А его коллега Стивен Сигал пожертвовал чуть ли не миллион долларов на обустройство Дхармсалы.

Для меня наиболее ценным является то, что здесь профессия врача поднимается на должную высоту: она считается престижной благодаря своей духовности.

 

Беседу записала О.Е. Давыдова

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: