warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

«Проснитесь люди, осознайте, кто вы!»


(Астана: 18-20 октября 2010 года)

Тоотс Н.А., главный редактор журнала «Дельфис»

Предыстория

Что происходит сегодня в мире? Как реагировать на вызовы времени? Как преодолевать глобальные кризисы? Каким должен быть современный вектор цивилизационного развития? Ответы на эти и другие животрепещущие вопросы нашего быстротекущего и переходного времени, которые волнуют людей во всём мире и без которых невозможно рассчитывать на благополучный исход жизни человечества на планете Земля, дал Всемирный Форум Духовной Культуры. Это знаковое событие 2010 года проходило с 18 по 20 октября в столице Казахстана Астане.

Около 500 делегатов из 70 стран мира, как носители доброй воли, мира и согласия, прибыли в этот уникальный город-символ народного возрождения и единения. Строительство этой новой столицы независимого Казахстана по праву считается одним из самых масштабных философско-футурологических проектов нашего времени. Астана – это евразийский город, олицетворяющий слияние культур проживающих в республике людей более 130 национальностей, принадлежащих к 43-м конфессиям! Астана – это поистине «чудо света», взметнувшееся ввысь и разросшееся в ширину за 10 лет грандиозного строительства на степной земле Казахстана. По решению ЮНЕСКО Астане присвоено звание «Город мира». Волеизъявлением делегатов миротворческих форумов её называют «духовной столицей мира», «мировым центром духовной культуры». А сами казахстанцы именуют свою столицу «материализованной проекцией национального духа». Те, кто приезжают в эту евразийскую цитадель впервые, бывают потрясены не только её архитектурным замыслом и величием сооружений, но и атмосферой стабильности и порядка.

Всемирный Форум Духовной Культуры, ставший мостом, связывающим народы и страны, сплотившим духовно-творческую элиту мира, имеет свою предысторию. В октябре 1992 года в Алма-Ате под патронажем Главы государства Нурсултана Назарбаева состоялся Всемирный Конгресс Духовного Согласия. Следующие его сессии проходили в России и Индии. Участники Первого Конгресса призвали объявить 18 октября Днём Духовного Согласия. И с тех пор он отмечается в Казахстане. В 2006 году на очередном Конгрессе была высказана идея проведения Всемирного Форума Духовной Культуры именно в Казахстане, который имеет такого признанного международного лидера как Нурсултан Назарбаев и столь яркую и благоустроенную столицу.

 

 

Назарбаев много сделал не только для развития своей страны, но и для всего мирового сообщества. Достаточно привести пример, что Казахстан в 2010 году выделил 50 млн долларов на образование студентов Афганистана. Неслучайно Астана в течение последних лет стала местом проведения съездов лидеров религиозных конфессий, саммитов глав государств и руководителей ООН. В 2010 году именно Казахстан возглавил ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) и принял в конце года глав более 50-ти государств, входящих в его состав.

Символично, что Всемирный Форум Духовной Культуры открылся в День Духовного Согласия и в год, провозглашённый ООН «Годом диалога культур». Организаторами Форума, наряду с другими научными и общественными организациями Казахстана, России и стран Европы, явились Международная ассоциация «Мир через Культуру» и Международный общественный фонд «Конгресс Духовного Согласия». Их инициатива была одобрена Президентом Назарбаевым и поддержена Парламентом и Правительством Казахстана.

Форум

Цепочка буддистских монахов в оранжевых кимоно во главе с учителем Дзюнсеем Тэрасава (Япония) – инициатором строительства «Пагод Мира» в разных странах встречали делегатов Форума и гостей у входа во Дворец Независимости. Здесь был эпицентр всего происходящего. В этом месте можно было увидеть, подойти и поговорить с известными людьми планеты, сфотографироваться с ними на память, завязать новые знакомства, встретить старых друзей и новых единомышленников. В многочасовых обсуждениях и в этих, казалось бы, мимолётных контактах утверждалось то, что потом назовут «механизмом преодоления вселенского кризиса», «идеологией преображения мира», «началом новых отношений между людьми», «межкультурным сосуществованием», «новой страницей человеческой истории» и т.д. Высокие слова! Как правило, люди остаются глухими к ним, ибо ощутить здесь и сейчас, что, скажем, мы вступили в Век духовного просвещения, невозможно. Это происходит незаметно. Сдвиг в сознании мы обычно не ощущаем. Его можно осознать потом, если проанализировать свои поступки и мысли. А в том, что все участники Форума стали чуть-чуть добрее и терпимее, у меня сомнений нет. И обретённые здесь целеустремлённость, радость жизни и трепетность души они разнесут по миру, зажигая сердца сотен людей вокруг.У казахского народа есть обычай: передавать свои разборные кочевые юрты по наследству. У этих веками создаваемых народной мудростью конструкций есть навершие. Когда юрта изнашивается, её заменяют новой, но остаётся неизменным это навершие. Мне кажется, что каждый участник Форума получил по такому навершию, и теперь его обязанность – построить «духовную юрту» в том месте, где он живёт и работает. А по конфигурации казахские юрты так сходны с привычными русскому человеку шатрами церквей, которые особым образом формируют энергии пространства.

 

 

Среди собравшихся на пленарное заседание во Дворце Независимости были министры, сенаторы, государственные служащие, представители различных конфессий. В Форуме участвовали: первая леди Казахстана Сара Назарбаева, председатель Сената Паламента Казахстана Касым-Жомарт Токаев, председатель Сената Иордании Тахир аль Масри, президент Института глобальной безопасности, вице-президент НПО Комитета по разоружению, миру и безопасности при ООН Джонатан Гранофф, генеральный секретарь Всемирного Совета религиозных лидеров Бава Джэйн, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, Верховный муфтий Казахстана шейх Абсаттар хаджи Дербисали, министры Мехмет Айдин (Турция) и Яхья Яхлеф (Палестина), начальник департамента Министерства оборны Кубы – лётчик-космонавт Арнальдо Тамайо Мендес, лауреат Нобелевской премии мира, президент Израильской Ассоциации писателей, вице-президент Всемирной Академии Искусств и Культуры (США) Эрнесто Кахан (Израиль), кандидат в президенты США 2000 года Джеффри Питерс, попечитель Всемирного Парламента религий Одри Китагава (США), лауреат Альтернативной Нобелевской премии Альбайрам Насен, профессор Литературного Института им. М.Горького, поэт и философ Эдуард Балашов, ректор Московского Государственного университета Культуры и Искусств Рамазан Абдулатипов и другие.

 

 

Много было и узнаваемых людей, таких как Иосиф Кобзон, Станислав Говорухин, Юрий Куклачёв, Сергей Кара-Мурза, Константин Дзю, Генрих Боровик, Бари Алибасов и другие. Из Голливуда приехали актёры Эдриан Броуди, получивший «Оскара» за главную роль в фильме «Пианист» и Армандо Ассанте – исполнитель ролей Наполеона и Орфея в известных блокбастерах.

 

 

Открыл и далее вёл пленарное заседание, как и все дальнейшие мероприятия, депутат Сената Парламента Республики Казахстан и сопредседатель Международного оргкомитета Форума Толеген Мухамеджанов. Он, в частности, сказал:

– Всемирный Форум впервые в мировой практике призван соединить два крыла духовной культуры: духовность религиозную и духовность светскую, к которой можно отнести всё, что связано с деятельностью человека вне материальной культуры.
Т.Мухамеджанов говорил о том, что духовная культура объединяет народы и страны, что в древности эту миссию выполнял Великий Шёлковый путь, который проходил через Азию и земли Казахстана. И вновь по прошествии веков именно эта «земля берёт на себя инициативу быть связующей нитью на новом историческом рубеже». В заключение он провозгласил:

– Мы посвящаем наш Форум будущему. Каким оно будет, зависит от каждого из нас, но в большой степени оно зависит от общности наших интересов. Форум Духовной Культуры – это возможность объединить наши усилия во имя жизни и незыблемых духовных основ, во имя процветания человеческой цивилизации. В наших силах сделать мир прекрасным!

У каждого большого сбора должна быть своя душа. И ею был Толеген Мухамеджанов. Непостижимым образом он умудрялся всегда быть в центре событий. Именно он, композитор и поэт, был виртуозным дирижёром грандиозного созидательного процесса, поставившего своей целью изменить миропорядок на земле, перенести акцент в развитии человечества на духовную составляющую нашей жизни и остановить нравственную деградацию людей, власти и общества.

Приветствия Форуму прислали Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Его Святейшество Папа Бенедикт XVI, Далай-Лама XIV, принц Иордании Хасан Бен Талана, министр культуры и национального наследия Польши Богдан Здроевский, Михаил Горбачёв, Евгений Примаков, Вацлав Гавел и многие другие, а также ряд международных организаций. Президент Назарбаев в своём обращении к Форуму подчеркнул, что проведение Всемирного Форума Духовной Культуры станет важным шагом в укреплении духовности, расширении диалога культур и цивилизаций современного мира. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл высказал уверенность в том, что Форум поможет пробудить в человеке лучшие его качества, заложенные в него Творцом. А его Святейшество Папа Бенедикт XVI заверил, что Святой Престол внимательно следит за той серьёзной ответственностью, которую принял на себя Казахстан в пропаганде духовных ценностей.

Выступая на пленарном заседании, делегаты и гости Форума говорили о наболевшем, о том осознании перемен, которые назрели в нашей жизни. И все они, принадлежа к разным национальностям, конфессиям и традициям, имея различный жизненный опыт, сходились в одном: необходимо повернуть вектор цивилизационного развития в сторону духовной культуры, ибо она стоит выше всего – и религиозных догматов, и светских законов. К осознанию этой великой истины люди идут разными путями. И путь этот нелёгкий. Всемирный Форум Духовной Культуры потому и должен был состояться, чтобы своим многоголосием убедить людей идти к сияющим вершинам духовности во имя спасения человечества и сохранения жизни на Земле. Мир хрупок сейчас, и надо противопоставить тем, кто развязывает войны, совершает террористические акты, духовную солидарность людей.

Основополагающим, задающим тон всему Форуму, был доклад сопредседателя Международного оргкомитета, депутата Государственной Думы РФ, народного артиста России Иосифа Кобзона. Он называется так: «Насущная потребность в проведении Всемирного Форума Духовной Культуры и его духовно-нравственная основа». В его написании принимали участие многие люди. Такие документы рождаются лишь при коллективном осмыслении и, конечно, личном прозрении. Это набат. Его удары имеют огромную энергетическую силу, а формулы произносимых постулатов огненными буквами записываются на небесах. И неудивительно, что нездоровье не позволило Иосифу Давыдовичу дочитать этот документ до конца.

Объяснения этому есть разные. Вот, как это событие «увидел» делегат Форума Александр Ладугин (генеральный директор НП «Инновация»): «Здесь сошлись во взаимодействии две основные энергии Вселенной, разделяющая и созидающая. И основной удар принял на себя глава Российской делегации – Иосиф Давыдович Кобзон, когда произносил созидательные, объединяющие мир слова своего доклада, как глава Российской миссии. Он был на грани вселенских событий, и мысли и энергия всех присутствующих на Форуме, и всех, кто с ним связан, помогли ему справиться с труднейшим вселенским испытанием». Однако именно это всколыхнувшее всех присутствующих, а через несколько минут и весь мир, трагическое событие стало, как это ни парадоксально, неким «позывным», оповестившим мир о том, что в Астане проходит Всемирный Форум. Парадокс нашего времени и наших СМИ! Другая сторона происходившего: в своём сочувствии Кобзону все участники, как по мановению дирижёрской палочки, объединились. А затем, видя, как геройски держится Кобзон, как несломим его дух, люди почувствовали и свою силу. Апогея это человеческое единение достигло, когда знаменитый певец на следующий день вышел на сцену гала-концерта со словами: «Я не договорил вам на пять песен». И спел восемь, да ещё как: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь…». Он это пережил на глазах у всех. Его слушали стоя, пытаясь взлететь вместе с ним в те беспредельные дали, где всё едино, где человек становится Богом.

Я постараюсь изложить здесь то, что произнёс и что не успел сказать Иосиф Давыдович. Вот основные положения его доклада:

– Мы живём в особое время! Становится всё более очевидным, что старый мир безвозвратно уходит, а на смену ему идёт новая реальность. И убедительным свидетельством этому является могучая приливная волна планетарной человеческой активности, которая поднимается на всех континентах. Мы видим, как этой волной на гребень общественной и политической жизни выносится новая генерация людей, осознавших насущную необходимость диктуемых Новой Эпохой преобразований и готовых инициативно действовать в формате Духовной Культуры во имя преображения Мира…

В человеческой истории мир всегда претерпевал периоды разрушения и воссоздания цивилизаций и культур. Таким образом человеческое общество переходило из одной формы бытия в другую. Сегодня и мы стоим на переходном этапе, на изломе человеческой истории. Перед нами открываются новые перспективы жизни, происходит смена парадигм в понимании происходящего, раскрывается совершенно иной горизонт существования. Стремительный прогресс в информационной среде, ускорение биологических процессов и разрушение жизненных стереотипов старой цивилизации подвели мировое сообщество к естественной необходимости утверждения Нового международного порядка через консолидацию всех прогрессивных сил и общественных групп…

Новый международный порядок не должен нести никаких социальных потрясений и переворотов. Пусть это останется в прошлом. Мы должны сохранить достижения материалистической эпохи, но прибавить ко всем основам прежней жизни этико-нравственную константу от духа – Духовную Культуру, которая подводит под них более прочный и незыблемый фундамент. Чтобы понять и принять эту новизну, важно не свести всё к призывам о духовности, ими поворот истории не осуществить. Необходимо совершить эволюционный рывок в человеческом сознании к более совершенным и гармоничным формам сосуществования…

Всемирный Форум Духовной Культуры призван положить начало процессу сознательного перехода человечества в качественно новое состояние. Существующие реалии настоятельно диктуют необходимость совершить исторический поворот. И осуществляться он должен не путём насильственной ломки привычного уклада жизни и внедрения новых её начал. Неприемлем и способ жёстко предъявленных требований к человечеству. Единственно правильный путь – в разумном подходе к происходящему на планете и в человеческом сообществе, восхождение к более одухотворенному состоянию мира.

Сегодня ещё не вполне ясно, как будет выстраиваться стратегия такого восхождения. Очевидно лишь то, что главным инструментом преображения человеческого сознания и мироустройства предназначено быть Духовной Культуре. Ей отводится главная роль в необходимых преобразованиях…

Наступающая Новая Эпоха настоятельно требует от всех нас пересмотра многих жизненных констант и неотложных конкретных практических действий по предотвращению надвигающихся угроз. Разъединённые нации в неконтролируемом стремлении к утверждению и отстаиванию, прежде всего, своей выгоды, своих эгоистических, несгармонизированных с Общим благом интересов, неотвратимо ведут мир к гибели. Потребительская позиция людей провоцирует социальные потрясения и кризисы.

Конечно, мировое сообщество в лице официальных органов демонстрирует определённую озабоченность ситуацией в мире. Однако становится очевидной их неспособность адекватно и своевременно находить решения. Следует отметить, что мы в равной степени несём ответственность за происходящее, поэтому не следует пассивно ждать, когда власть имущие, объединившись в общем стремлении сохранить жизнь на планете, найдут возможности для исцеления мировой обстановки. Это долгий путь. Время направляет наше внимание на то, чтобы уже сегодня приступить к созданию планетарного мобилизационного проекта, возвращающего развитие человеческой цивилизации в естественное русло жизни. Для этого необходимо придать мощный импульс всему мировому сообществу, обратить его к Духу Высокой Культуры.

Придать такой импульс нашей цивилизации призвана духовно-творческая элита человечества. Речь идёт о вас, глубокоуважаемые делегаты Форума, о признанных в мире деятелях науки, культуры, искусства, представителях ведущих мировых конфессий, общественных, политических деятелях гуманистического направления, всех авторитетных, мыслящих людях доброй воли, понимающих абсолютную неотложность всемирных согласованных действий. Только коллективное мнение представителей и творцов Духовной Культуры, воплощённое в соответствующих обоснованных документах, поможет встать на спасительный путь духовного обновления.
В целях сплочения духовно-творческой элиты человечества, объединения разрозненных усилий отдельных её отрядов учреждается Всемирный Форум Духовной Культуры – качественно новый, постоянно действующий орган мирового сообщества, призванный утверждать примат Духовной Культуры над всеми другими планетарно-историческими формами бытия и ценностями человеческой цивилизации, воплощать в жизнь идеалы согласия, благожелательного добрососедства, ненасилия, идеалы веры в торжество сил разума и света. Имеется в виду создание своего рода Всемирного Интернационала Культуры, способного в перспективе стать всемирным центром, инструментом более эффективного влияния Духовной Культуры на исторические судьбы человечества.

Форум обращён ко всем народам мира вне различия рас, социального положения, вероисповедания, национальной и этнической принадлежности. Как никогда прежде мир нуждается в новых подходах и методах, глубоких знаниях и неординарных направлениях мысли. Грядёт Век духовного просвещения, строителями которого призваны стать носители и творцы Духовной Культуры. Это, прежде всего, учёные, писатели, деятели искусств, религиозные лидеры, педагоги, врачи, журналисты, общественные, политические деятели гуманистической направленности, работники информационной сферы и другие носители доброй воли, осознающие неотложность качественных перемен.

Основная задача Всемирного Форума Духовной Культуры – провозгласить новый преобразовательный вектор цивилизационного развития, идущий на смену идеалам и ценностям потребительской цивилизации. Он должен определяться именно Духовной Культурой! Сегодня важно осознать исторический опыт, который свидетельствует, что Духовная Культура – это самое важное и лучшее, что есть у современного человечества. Именно Духовная Культура является целеполагающим фундаментом всей системы ценностей человечества, универсальным синтезом стратегических ресурсов и смыслов самоутверждения и выживания человека. Она способна убрать все разрушительные противоречия и проблемы, стать ноосферной силой цивилизации, очерчивающей перспективы жизни и утверждающей истину и добродетель. Два светоносных корня Духовной Культуры: духовность как связь с Богом и Культура, связующая народы в единый организм, всемирное братство, способны дать жизнь процессу Всечеловеческой Гуманизации».

Далее в докладе Кобзона говорилось о потребности Поворота к Духовной Культуре и в политике. Необходим синтез культуры и политики, этики и управления, нравственности и власти. Должна быть выработана государственная этика, политики обязаны соблюдать нравственные законы и естественную порядочность.

В докладе отмечаются и трудности в проведении в жизнь высказанных общих формул. Ясно лишь, что «на смену всесокрушающему революционному мечу справедливости должна прийти всепроникающая, всепреображающая духовная культурность всего человечества». Необходимо создание этических центров влияния, способных изменить вектор цивилизационного развития. И Всемирный Форум Духовной Культуры призван стать «первой ласточкой» всеохватывающего процесса этического преображения общественной и государственной жизни.

Насущно необходимо приступить к разработке планетарной программы «К миру через Духовную Культуру». Создание такой программы не может быть уделом, пусть даже гениальных, одиночек. Контуры такой программы могут быть обозначены только в ходе коллективного обсуждения. И этот титанический труд предстоит сделать творческой интеллигенции мира.

Выступая на пленарном заседании, известный политический и общественный деятель России Рамазан Абдулатипов очень ярко говорил о кризисе ценностей и установок в современном мире, о пагубном воздействии на людей коммерческой культуры:

– Человек сегодня стесняется быть моральным и интеллигентным. Нам самим стали неинтересны наши нынешние ложные идеалы. А настоящими идеалами всегда были и будут – истина, добро, красота и любовь. Существует совесть – национальная, государственная и человеческая. Она ответственна за выполнение моральных законов. Без неё не будет ни гражданина, ни демократии, ни либеральной экономики.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджана в России, народный артист СССР Полад Бюль-Бюль Оглы сказал:

– Известно, что в мировой практике есть понятие «миротворческие силы», под которыми подразумевается контингент ООН, силой оружия сохраняющий шаткий мир в горячих точках планеты. Есть и иная армия миротворцев, поддерживающих спокойствие и стабильность, умеющих жить интересами других. Я счастлив видеть на Форуме множество таких подвижников духа.

Лауреат премии «Оскар», актёр Эдриан Броуди поделился с собравшимися своим жизненным опытом.

– Главный вопрос сегодня: что такое духовность? – сказал он. – Это что-то глубоко сокрытое внутри. Жизнь преподносит нам разные уроки. Мне было трудно сниматься в фильме «Пианист», потому что я никогда не испытывал лишений и страданий, бывших в военное время. И я стал голодать, чтобы почувствовать, что это такое. А по окончании съёмок заказал себе свою любимую пиццу и понял: простые, привычные для нас вещи могут доставить огромное удовольствие. Я стоял с кусочком пиццы и плакал от счастья… Такие моменты помогают понять страдания других и научиться сопереживать.

Казахстанский поэт Олжас Сулеймёнов, представитель Казахстана в ЮНЕСКО, говорил о том, что в течение последних 10 лет в мире, в том числе и в Казахстане, было проведено много миротворческих форумов и конгрессов, а войны и агрессия продолжаются. Значит ли это, что все эти собрания напрасны? Конечно, нет. Ибо, как он сказал, «мы закладываем в новое поколение людей благодатные мины замедленного действия… Войны начинаются в школах, нужно, чтобы в них начинался мир».

Генеральный секретарь Всемирного Совета религиозных лидеров Бава Джэйн заключил своё выступление словами: «Наступает не конец света, а конец материализма, и грядёт эра духовного ренессанса». О диалоге культур и традиций говорили и спикер Сената Иордании Тахир аль Масри, и известный российский журналист-международник Генрих Боровик, и президент Международной ассоциации «Мир через Культуру – Европа», сопредседатель Международного оргкомитета Форума Вильгельм Августат (Австрия), и многие другие.
Выступил на форуме и инициатор строительства на месте двух рухнувших башен в Нью-Йорке Исламского культурного центра имам Фейсал Абдул Рауф. Он сказал:

– Многие считают, что террористы, уничтожившие башни-близнецы, выступали от имени ислама. На самом деле это не так. Ислам так же, как и любая другая религия, учит милосердию и добрососедству. В этом и состоит суть нашей миссии: улучшить отношения между мусульманами и всем остальным миром. Мы осуществляем эту задачу посредством множества проектов. Один из них – строительство центра для представителей всех национальностей и религиозных групп недалеко от мемориала на месте падения двух башен.
Создатель движения «Пагоды мира» Дзюнсэй Тэрасава (Япония) рассказал Форуму об индийском мальчике, который уже многие месяцы медитирует в джунглях без еды и питья во имя спасения мира.

– Этот один мальчик в джунглях и наше многочисленное собрание связаны одной нитью, – заключил Тэрасава. – И Форум должен осознать эту реальность.

Лауреат Нобелевской премии мира Эрнесто Кахан (Израиль) сказал:

– Более 100 лет вражды и одна секунда той среды, что создалась в эти дни в Казахстане… Именно она должна принести надежду и палестинцам, и израильтянам. Нам необходимо принять решения, и у нас есть все возможности донести их до населения всего мира. Миру нужен новый пакт, новое соглашение, основанные на духовной культуре. Нельзя больше допускать, чтобы каждые три секунды в мире умирал один ребёнок от отсутствия воды, пищи и заботы.

В памяти ярко запечатлелся рассказанный Олжасом Сулеймёновым случай с мальчиком, который играл на виолончели во время бомбардировки. Его спросили:

– Почему ты не идёшь в убежище?

– А почему они бомбят, когда я играю на виолончели? – ответил он.

На его вопрос нет ответа. В словах этого юноши больше мудрости, чем у тех взрослых, что сбрасывают бомбы.

На Форуме многие говорили о том, что безграничная личная свобода не приносит людям счастья и является губительной.

– Река без берегов – это болото, – как всегда образно сказал Станислав Говорухин. – Там ничего не может расти. Общество, в котором не существует нравственных ограничений, ничего не может родить.

В заключение член Международного оргкомитета Форума, исполнительный директор Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации Юрий Агешин подытожил:

– Мы создали новое движение, новую постоянно действующую организацию, основанную на пропаганде Духовной Культуры. Наступает эпоха синтеза, которая откроет человечеству дорогу в будущее. Оргкомитетом Форума была проведена большая работа в подготовке итоговых документов, в том числе декларации «К новому миру через Духовную Культуру». Была избрана редакционная коллегия, которая должна собрать все предложения и поправки, высказанные участниками Форума. Началось формирование Исполнительного комитета Всемирного Форума.

Проекты

На Форум в Астану приехали не филантропы, мечтающие о светлом будущем, а люди, за плечами которых многие годы поисков конкретных ответов на вызовы времени. Они привезли с собой уже вылившиеся и оформившиеся в международные инициативы проекты – это «Хартия Земли», «Ноосферная этико-экологическая конституция человечества», «Дети Земли», «Глобальная Гармония», «Волна Будущего» и другие, а также новые разработки и предложения. Все они направлены на преодоление глобального духовного кризиса. Они представляют человечеству серьёзный инструментарий для социокультурного осмысления происходящих перемен и формирования новых мировоззренческих принципов и представлений о Вселенной. Разговор об этих проектах и предложениях происходил на восьми секционных заседаниях Форума. Мне, конечно, не удастся рассказать обо всех поднятых проблемах. Моя задача – дать лишь некоторые ориентиры в этом планетарном поиске неравнодушных людей, положивших жизни за Общее благо.

Перечислю названия секций, что уже даёт представление о широком спектре обсуждаемых тем: «Духовная Культура: современное прочтение, пути усиления влияния на цивилизационное развитие», «Социально-нравственная ответственность власти в современных условиях», «Духовная Культура и СМИ», «Образование в третьем тысячелетии. Семья, школа, общество», «Глобальная стратегическая инициатива», «Мировоззренческие, философские основы современного понимания картины мира», «Ведущие конфессии: взаимодействие и сотрудничество в рамках возвышения Духовной Культуры», «Инновации: новые идеи-концепции. Искусство как ключевой инструмент диктуемых жизнью преобразований». А если учесть, что на каждое секционное заседание было представлено по 40 и более докладов из десятков стран, то станет очевидным, что происходило новаторское осознание единства мира, воздвигаемого на фундаменте Духовной Культуры.

На секции «Духовная Культура: современное прочтение, пути усиления влияния на цивилизационное развитие» было принято очень важное воззвание: «Всемирный Форум Духовной Культуры объявляет XXI век веком духовного просвещения».

Многие выступающие отмечали, что старая система ценностей разрушена, а новая не выстроена. У каждого своя мораль и своя школа ценностей, а потому среди людей царят разобщённость и хаос, что ведёт к глухоте общества и глухоте власти. Государственные структуры заняты решением в основном прагматических задач и не уделяют должного внимания проблемам нравственности и морали. В этих условиях особенно актуальным становится вопрос воспитания властных элит в соответствующих учебных заведениях (Алексей Бондаренко, Россия), создание Институтов власти, Институтов совести, Центров изучения духовной культуры (Рамазан Абдулатипов, Россия). И тогда появятся такие понятия как планетарная аристократия и космическая этика.

 

 

Член Международного координационного Совета по проведению Всемирного Форума Духовной Культуры Ирина Дарнева (Россия) впервые обосновала и провозгласила новый вектор цивилизационного развития: Всечеловеческая гуманизация как процесс культурного одухотворения мира. Она же ввела в оборот новое понятие – Всечеловеческая Общность, как новую форму сосуществования.
– Культурологический синтез опыта прошлого, настоящего, мудрых Учителей человечества, помогающих на протяжении многих веков и периодов преодолевать исторические моменты разрушения цивилизаций, – сказала она, – очерчивает перспективу к дальнейшему изменению существующей кризисной реальности. Процесс эволюционных сдвигов, происходящих под действием разнородных факторов, в основном затрагивающих сферу человеческой жизнедеятельности, обусловлен поэтапным видоизменением облика планеты, а также самого человека. Фактор перехода человеческого общества из одной формы бытия в другую определяет качественно новый уровень жизни, смену парадигм в понимании происходящего, что раскрывает совершенно иной горизонт существования.

Во все времена люди мечтали об идеальных правителях и идеальных государствах. И попытку построить их предпринимали многие выдающиеся деятели истории. Мы их привыкли называть «утопиями», однако их опыт не был напрасным, изучая его и проецируя на наше время, учёные не оставляют попыток создать и воплотить в жизнь справедливый и оптимальный вид мироустройства. Чтобы осуществить его, нужны годы, возможно столетия. Но так быстро, как сейчас, мир никогда не менялся. И первый Форум Духовной Культуры – это отправная точка на этом пути.

Вильгельм Августат (Австрия) считает необходимым создание в странах сети этических советов, которые будут способствовать осознанию этики как образа жизни. Этику должны преподавать в школах, университетах и других образовательных учреждениях. Не менее важно вернуть культуре её значимость в обществе, а для этого политики и руководители государств должны предпринять конкретные шаги социального и гуманитарного характера, а также предоставить ей равноправное место рядом с общественно-политической законодательной и исполнительной властью.

Наверное никого не надо убеждать в том, что СМИ оказывают огромное влияние на сознание и мышление людей и всего общества. Возникла даже проблема информационной безопасности человечества, ибо большинство СМИ зациклены на стихийных бедствиях, происшествиях и скандалах, через них идёт тотальное уничтожение моральных принципов и пропаганда порочных стереотипов поведения.

Появление такого огромного информационного пространства как Интернет требует и новой информационной культурной политики. Рамазан Абдулатипов, выступая на Форуме, говорил о том, что совершенно изменился процесс преподавания в вузах: педагог не может конкурировать в передаче знаний с Интернетом и телевидением. Это в Древней Греции или Риме учитель собирал учеников на улице или в агоре, и они внимали каждому его слову. А теперь роль педагога-воспитателя сводится к тому, чтобы быть не столько источником информации, сколько навигатором в пространстве изучаемых тем. Молодёжь, странствуя по просторам Интернета и смотря передачи телевидения, набирается знаний самостоятельно, и в этой ситуации очень возрастает роль тех, в том числе СМИ, кто задаёт им вектор этого поиска.

Время в Интернете молниеносно, а информация всеохватна. Возникает некий параллельный мир, в котором живут люди. Вся молодёжь «сидит» в сети, и то, что они оттуда почерпнут, таким и будет мир (Мария Карпинская, Россия). Участники форума – журналисты – с горечью констатировали, что управляют современными медиахолдингами и медиагигантами мировые финансовые элиты, которые манипулируют сознанием людей в своих интересах, внушая им некий набор мифов.

Поэтому многие выступающие говорили о необходимости государственного финансирования СМИ и создания независимой системы контроля и общественного слежения за их политикой. Член Международного оргкомитета Форума Лариса Трунина считает, что необходимы кодексы профессиональной этики, этические отделы в самих средствах массовой информации. Конечно, журналисты обязаны осознавать свою ответственность перед обществом. Как сказал один из участников обсуждения: «Мир начинается с наших глаз. А мы, журналисты, должны видеть глазами Всевышнего, глазами совести Всевышнего».

Виталий Правдивцев (Россия) многие беды СМИ связывает с влиянием постмодернизма, который насаждает страх перед порядком и преклоняется перед хаосом, пренебрегает истиной ради занимательности, отличается мозаичностью и многословием в своём выражении1.

Горькую правду о современных СМИ высказал Халид аль Рашид (Россия): «Духовная Культура и СМИ сегодня несовместимы». Чтобы преодолеть деструктивный характер современных СМИ, нужно терпеливо напоминать им о высших человеческих ценностях и добре. С этой целью секция «Духовная культура и СМИ» приняла обращение к средствам массовой информации под названием «Зов о Духовной Культуре».

Одной из самых многочисленных была секция «Образование в третьем тысячелетии: семья, школа, общество», которая проходила в Евразийском национальном университете имени Л.Н.Гумилёва. В обсуждении этой архиважной темы принимали участие не только делегаты Форума, но и педагоги и студенты этого учебного заведения. Вице-министр науки и образования Казахстана Махметгали Сарыбекова рассказала, что предпринято в Казахстане для развития в детях нравственности и духовности. Этому способствует и разработанная первой леди страны Сарой Назарбаевой программа «Самопознание», которая входит в обязательную программу всех учебных заведений страны, начиная с детских садов. Выступая на заседании секции, Сара Назарбаева сказала:

– Мы должны помочь детям разобраться в себе, объяснить им, что значит духовность и общечеловеческие ценности, научить их быть людьми в самом прекрасном смысле этого слова. Для этого нам необходимо самим стать для них достойным примером.

В конце своего выступления Сара Назарбаева призвала: «Проснитесь люди, осознайте, кто вы! Быть человеком – это огромное достоинство!»

Руководитель центра гуманной педагогики, академик Российской академии образования Шалва Амонашвили в своём выступлении отметил, что он не знает аналогов программе «Самопознание», и что она может быть образцом для других стран в части преобразований, направленных на усиление роли духовности и духовной культуры в образовательном процессе.

Участникам секции был показан кинофильм, созданный в Казахстане, о любви семи детей и их родителей – удивительно трогательный и поучительный. Сара Назарбаева, Шалва Амонашвили и Одри Китагава (попечитель Всемирного Парламента Религий) были награждены медалями «Гордость Евразии».

Образование в третьем тысячелетии должно существенно измениться: по форме оно может быть разнообразным, но постоянным определяющим началом для всех его сфер должна стать духовность, то есть вера, любовь, красота, нравственность, совесть. Однако утверждение принципов духовности в образовании потребует терпеливых и настойчивых усилий со стороны общества и государства. Необходима переориентация учителей, воспитателей и родителей на духовные ценности, утверждение духовного гуманизма, воспитание культуры пользования СМИ и Интернетом, устойчивости в отношении соблазнов внешнего мира и потребительского общества, защита подростков от дурных привычек и пороков взрослых, их агрессии, от пошлых зрелищ и вредной музыки, неразумной и опасной забавы.

Положительным примером, который может помочь в проведении реформ образования, служит упомянутая программа «Самопознание», движения учителей за утверждение гуманной педагогики, создание международного и республиканских центров гуманной педагогики в России, Украине, Латвии, Литве, Эстонии, действующие церковно-приходские школы.

 

 

Широко обсуждался на Форуме и проект «Ноосферная этико-экологическая конституция человечества». Один из авторов проекта Любовь Гордина (Россия) рассказала:

– В 2002 году на Саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге впервые был представлен проект ноосферного развития цивилизации с научно управляемым мироустройством и правовым обеспечением в виде Ноосферной Этико-Экологической Конституции Человечества. В своей книге «Думы о будущем, рукописи из стола» известный российский учёный, академик Влаиль Казначеев отметил: «Ноосферная Этико-Экологическая Конституция Человечества – правовой документ об объединении в духовно-нравственное пространство всего мирового сообщества. Это даёт возможность народам, парламентам, правительствам, конфессиям присоединиться к достижению её целей, участвовать в творческом развитии её основных положений». Учёные разных стран уделяют всё большее внимание ноосферному пути развития человечества. И самым вдохновляющим событием в этом контексте стал доклад Председателя 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (июнь 2009 г.) Мигеля д’Эското Брукмана, который был насыщен семантическими понятиями о НООСФЕРЕ, Живой планете Земля и другими терминами, которые ранее в правовой и официальный оборот не вводились. Это означает, что верховные структуры власти приходят к осознанию необходимости перемен в духовно-нравственной области. Такое видение тесно связано с использованием научного и эзотерического знания, а также трансформации процессов глобализации в ноосферное русло.

Работа секции «Мировоззренческий, философский основы современного понимания картины мира» имела космопланетарный масштаб. Докладчики делали энергетические прогнозы, обсуждались космопланетарные феномены. Владимир Теплицкий (Россия) рассказал о своём понимании мироздания, президент Международной Ассоциации этики Рейнхольд Мария Штангл (Австрия) говорил о новой философской категории «универало» – представлений о Боге, соответствующих уровню сегодняшних исследований гуманитарных и естественных наук. Михаэль Петракис (Канада) представил план целостной планетарной системы.

При обсуждении взаимодействия и сотрудничества конфессий поднимались дискуссионные для многих стран вопросы изучения основ религиозной культуры в учебных заведениях. В докладе гостя из Руанды, ректора Института сельского хозяйства, технологий и образования Хели Хабьяримана религиозная коммуникация рассматривалась как путь к продвижению межкультурного взаимопонимания и гармонии между людьми. Профессор школы теологии Ко Наката Хасан (Япония) размышлял о духовной миссии ислама. Не обошли вниманием докладчики и злободневные проблемы, возникающие в связи с угрозами религиозного экстремизма и терроризма.

Выступавшие на секции «Инновации: новые идеи-концепции. Искусство, как ключевой инструмент диктуемых жизнью преобразований» говорили как о вещах уже привычных, так и о концепциях, которым предстоит пройти испытание временем. Не возникает сомнений в необходимости экологического образования и экологической культуры (Хоу Цзинлинь и Юян Менг, Китай). Ким Шилин (Россия) свой доклад (соавтор З.Лапина) посвятил экософии языка Духовной Культуры будущего. О философских основах инновационной этики предложил задуматься Сильван Кюфнер (Германия).

В выступлениях многих участников Форума звучала мысль об искусстве как средстве объединения науки и духовности в XXI веке. Владимир Надёжин (Россия) поднял важную проблему ответственности художника-творца.

Не раз в выступлениях участников Форума (Н.Бикаловой, Н.Тоотс, В.Надёжин, Д.Тамкявичюса, Б.Гружевскиса и др.) звучало имя Николая Константиновича Рериха – автора уникального международного пакта по защите культурных ценностей, который в 1935 году был подписан в Вашингтоне главами почти половины стран мира. Это единственный случай в истории, когда в название международного соглашения вошло имя его создателя.

Позже, в 1954 году, Пакт Рериха лёг в основу Гаагской конвенции, одобренной 123 странами. Эта конвенция действует и поныне. Николай Константинович Рерих на протяжении многих лет разрабатывал и всей своей деятельностью проводил в жизнь эстетическую концепцию государственности, основанную на приоритетном развитии культуры. И его Пакт был только первым этапом в этом направлении, что должно было сначала снизить, а затем исключить опасность войн.

В Гаагской же конвенции 1954 года, в отличие от Пакта Рериха, признаётся «военная необходимость» в современном мире. Это подтверждает и очень яркий российский историк нашего времени Наталия Басовская. Она пришла к выводу, что все цивилизации на планете до настоящего времени являлись и являются «цивилизациями войны».

Можно ли исправить или изменить эту ситуацию? Не можно, а необходимо. Мир подошёл к той черте, когда без изменения идеологии войны на идеологию мира и добрососедства, толерантности и диалога невозможно надеяться на благополучный исход судьбы человечества.

И вот недавно вышла в свет книга Петра Баренбойма и Александра Захарова «Пакт Рериха в XXI веке». Авторы, будучи весьма заметными фигурами в культурном сообществе как России, так и других стран, предлагают вернуться к Пакту Рериха и принять поправки к конвенции ООН, чтобы она соответствовала требованиям третьего тысячелетия и XXI века. В связи с этим Международный союз адвокатов принял решение: в четвёртом квартале 2010 года разработать проект новой конвенции и представить её в ООН.

На Форуме в Астане в мои руки попала брошюра-доклад «Казахстан: Стратегия Гармонизма на XXI век», изданная «Глобальным Союзом Гармонии», основателем и президентом которой является Лев Семашко (Россия). В США эту организацию возглавляет Ладж Утега, а в Японии – Кае Мори. Посвящается этот труд 15 соавторов из 10 стран «святой памяти величайших мыслителей человечества, внёсших бесценный вклад в осмысление гармоничной цивилизации и разных подходов к ней». Среди 30 имён, начиная с Конфуция, Пифагора и Лао-цзы, пять российских: Достоевский, Толстой, Данилевский, Сорокин и Рерих. До каких же пор некоторые соотечественники великого художника и мыслителя, а как теперь выясняется, и гениального юриста, провозвестившего путь цивилизационного развития почти на столетие вперёд, будут умалять и принижать значение его деятельности и работ, будучи не в состоянии оценить ни высоты его духовной культуры, ни провидческих способностей!
Почему случилось так, что Форум состоялся в евразийской части континентов Европы и Азии? Ответ на этот вопрос прозвучал в докладе Влаиля Казначеева и Вячеслава Трофимова (Россия):

– Эта территория по своим геофизическим и космофизическим особенностям отличается тем, что здесь имеются своеобразные геофизические аномалии, которые пока защищают эту часть континента от сильнейшего натиска космических и солнечных излучений. По-видимому, эта территория наиболее надёжна и благоприятна в случае возможных изменений климата, радиационных поясов северного и южного магнитных полюсов планеты, смещения оси её вращения, а значит и очень многих космофизических констант. Эта территория уникальна, и хорошо, что именно здесь, на Форуме, обсуждаются проблемы космогоний и духовности.

В дни Форума те, кто внимательно следили за происходившим, увидели и некие знаки в космическом пространстве: были зафиксированы вспышки на Солнце класса С, а также небывалое приближение к Земле кометы Хартли, названной по имени её открывателя (в мае 1986 г.) – австралийского астронома Малколма Хартли. 20 октября она приблизилась к Земле примерно на 17,7 миллионов километров. За последние несколько веков ни одна из комет не «отважилась» на столь близкий контакт с Землёй. А Александр Ладугин и другие сфотографировали необычный «рисунок» облаков и другие явления в небе в дни проведения Форума.

 

 

Так что всё-таки произошло в Астане с точки зрения космопланетарной эволюции? Пространственное клише Будущего воплощается в земных делах и событиях, если это позволяют условия, за которые ответственны люди. Это одна из причин неопределённости сроков цивилизационных свершений. Звёздные Лучи, создавая благоприятные или противодействующие условия для утверждения того или иного явления в мире земном, не контролируют, а лишь пробуждают их. Мощным, решающим фактором является коллективная воля человечества.

Если же эта воля становится хаотичной и безнравственной, грядут планетарные катастрофы, как это случилось с Атлантидой. Народ целого материка потерял связь с Высшим, нарушил законы иерархии и гармонии.

А на Всемирном Форуме произошло мощное человеческое волеизъявление, возвысившее духовный эгрегор Земли. И выражено это в сути тех высоких понятий и слов, что сконцентрировала в себе принятая Форумом Декларация «К новому миру через Духовную Культуру»2.

Искусство

Когда едешь по улицам казахстанской столицы, то в глаза бросается необычное сооружение – гигантский хрустальный конус со шпилем, уходящим в небо. Это торгово-развлекательный центр «Хан-Шатыр». И именно туда мы попали вскоре по приезде в Астану. Делегаты и гости Форума были приглашены на открытие международного кинофорума «Номад» с участием звёзд Голливуда, а также известных режиссёров и актёров Европы, России и Казахстана. По красной ковровой дорожке под щёлканье затворов фотоаппаратов и кинокамер мы проследовали в кинозал, а их шесть в этом суперсовременном комплексе. Там после торжественного открытия был показан фильм «Биржан сал» о знаменитом казахском певце и сочинителе песен, о непростой исторической судьбе народа и его традициях. Для нас, сидящих в зале, это был некий «ликбез», раскрывающий суть и истоки казахской идентичности. С экрана на нас буквально обрушилась завораживающая мощь горных далей и красота разнотравных степей, удивительная «вписанность» в природу обитателей этой земли, их дружба, даже некая слиянность с конями и беркутами! Недаром в Государственном гербе страны и флаге изображены крылатые кони и беркут.

На открытии кинофестиваля российский киноактёр Алексей Булдаков сказал, что «казахское кино – особое кино». Посмотрев фильм «Биржан сал», могу только подтвердить его слова. Давно не получала такого удовольствия в кинематографе. Искренность и глубина проникновения в национальный характер, целомудренное отношение к высочайшему чувству любви людей, всепобеждающий нравственный императив – как сокровенны эти «ладанки», извлечённые из тайников Духовной Культуры талантливыми создателями фильма. Сидящий рядом со мной Рейнхольд Мария Штангл из Австрии не понимал ни по-русски, ни по-казахски, но все два часа не отводил глаз от экрана – всё было понятно и без слов. Без мастерства создателей фильма этого невозможно добиться. Музыка к фильму, написанная Толегеном Мухамеджановым, прекрасно дополняла впечатление. Так, в одночасье, мы легко приобщились к духовной культуре иного народа.

Хотя Астана только начала отсчёт своей истории, здесь построены и функционируют около 70 крупных учреждений культуры. Культурная программа, которая проходила на всех лучших площадках казахской столицы: во Дворце Мира и Согласия, Дворце Независимости, концертном зале «Казахстан», Конгресс-Холле и в других местах, являлась прекрасным обрамлением Форуму. Всё было продумано так, чтобы гости столицы могли лучше ознакомиться с традициями, историей, культурой, природой и жизнью Казахстана. И это вполне удалось организаторам.

За день до открытия прошёл концерт казахской народной музыки «Степные напевы». В декорациях на сцене были использованы встречающиеся на всём евразийском пространстве молчаливые посланцы древности – так называемые «балбалы» – ритуальные каменные изваяния тюркских народов. В глубине сцены – большой экран, на котором мелькали кадры документального фильма со снежными вершинами гор и ковыльными степями, с непременными для кочевников и обитателей степей сайгаками, ирбисами, верблюдами, конями, овцами, беркутами и куланами. Для людей, приехавших из разных стран, интересно было услышать, как звучат казахские народные инструменты: кыл-кобыз, саз-сырнай, домбра и жетыген, а также увидеть красочные народные костюмы и узоры танцевальных сюит.

 

 

Конечно, никто не мог остаться равнодушным, когда после окончания первого пленарного заседания делегаты и гости прослушали в Центральном концертном зале «Казахстан» известную кантату нашего современника Карла Орфа «Кармина Бурана», в которой озвучены 24 стихотворения из старинного манускрипта 1220–1250 годов. Нескончаемые аплодисменты были благодарностью за её прекрасное исполнение хору и оркестру, а также солистам – народной артистке Казахстана Нуржамал Усенбаевой, Нурлан Бекмухамбетову и Филиппу Бандзак.

Заключительный ретро-концерт во Дворце Независимости стал кульминационным событием Форума. На сцену выходили лучшие из лучших: Фарух Закиров из Узбекистана, Полад Бюль-Бюль Оглы из Азербайджана, Нуржамал Усенбаева и Роза Рымбаева из Казахстана; за рояль садился и Толеген Мухамеджанов, исполняя свои произведения. Под мелодии Полада Бюль-Бюль Оглы зал вместе с ним пустился в пляс, истово подпевал Розе Рымбаевой. Но когда на сцену вышел Иосиф Кобзон, стих, не веря своим глазам. Воскрешение свершилось. И это чудо подняло на ноги всех.

 

 

Своё слово на Форуме «сказали» и выставки. Одна – большая – «Великие прошлого с нами» во Дворце Мира и Согласия, где 20 октября проходила XVI Ассамблея народов Казахстана, и вторая небольшая – во Дворце Независимости, на которой были представлены несколько работ художника Владимира Надёжина, скульптура Вячеслава Гущина и художника по батику Людмилы Елисеевой-Гущиной из России.

Выступая на Ассамблее народов Казахстана, куда была приглашена и делегация из 100 участников Форума, Нурсултан Назарбаев говорил о феномене казахстанской толерантности, о том, что этнический и религиозный мир является главным для их страны. В заключение он сказал, что нет религий лучших и худших, есть только один Бог. И этот простой постулат должен нести по жизни каждый человек.

Форум прошёл. Но он живёт в наших душах и сердцах, а память бережно хранит незабываемые встречи с друзьями. Их круг стал намного шире. Хочется поблагодарить тех, с кем мы общались особенно тесно: это Алексей Бондаренко, Виталий Правдивцев, Надежда Бикалова, Лариса Трунина и Виталий Фролов из России, Богуславас Гружевскис, Дарюс Тамкявичюс и Витаутас Убрасас из Литвы, Велимир Абрамович из Сербии, Нина Зальцман и Татьяна Слонимская из Израиля, Артур Грауберг из Германии и Рейнхольд Мария Штангл из Австрии, а также многие другие.

Конечно, подобные события не происходят вдруг. Потребовалось почти 20 лет усилий многих людей России, Казахстана и стран Европы, вдохновителем и зачинателем которых был ушедший от нас российский поэт, писатель и основатель Международной ассоциации «Мир через Культуру» Валентин Митрофанович Сидоров. В своё время он разбудил души советских людей книгой «Семь дней в Гималаях», а теперь соратники и сподвижники Сидорова продвинулись значительно дальше, провозгласив Духовную Культуру главным направлением цивилизационного развития в мире.

Всемирный Форум Духовной Культуры объявлен новым постоянно действующим органом мирового сообщества. А это значит, что предстоит трудная и кропотливая работа, и от того, как она будет выполняться, зависит многое в мире: и успех преодоления кризисов, и предотвращение планетарных катастроф, и, главное, изменение сознания людей, переориентация его на приоритет духовных ценностей.

Многие участники высказывали пожелание, чтобы Астана, ныне являющаяся признанной «космической гаванью человечества», стала постоянным местом проведения последующих сессий Форума. Однако поступила заявка от Индии, которая хотела бы принять Форум на своей земле. Слово и за россиянами. Пока же и руководители, и организаторы, и участники Форума подводят итоги, стараются найти действенные пути проведения принятых решений в жизнь. Наша редакция будет рассказывать вам, дорогие читатели, обо всём, что происходит и связано с Форумом. Помните, что и каждый из вас состоит в рядах армии миротворцев, строящих Новую эпоху и Новый мир.

 

Н.А.Тоотс, член Международного оргкомитета
Всемирного Форума Духовной Культуры

Фото группы «Новое Планетарное телевидение М»,
М.Фролова и В.Надёжина

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: