warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Наши постоянные читатели помнят, наверное, рубрику «Неоперативная хроника» в первых номерах журнала, в которой находили отражение новости культурной и духовной жизни. Ныне мы вновь к ней возвращаемся, но время диктует поиск новых форм сотрудничества, вернее, сотворчества с Вами, наши дорогие читатели.

Мы обращаемся ко всем, кому близка философия Живой Этики и культурно-просветительская позиция журнала — рериховские, теософские общества и школы, книжные издательства, библиотеки, музеи и т.д.: пишите нам в рубрику «Неоперативная хроника» обо всем, что интересного и значимого происходит в культурной жизни ваших городов, областей, регионов.

Сотрудничая теснее с духовными центрами не только Москвы, но и других регионов, мы сможем освещать их деятельность, координировать совместные проекты, знакомить читателей из различных областей России, ближнего и дальнего зарубежья с интересными людьми и событиями.

Приятие

Володарский Л.А., поэт, член Союза российских писателей

Трудно было бы назвать сюжетом для небольшого рассказа такую тему, как столетний юбилей Миссии Рамакришны! и все-таки хочется начать именно с маленького рассказа. Даже с совсем маленького.

...1995 год. Политехнический музей. Очень жаркий летний день. В непарадной аудитории собралось чуть больше двух десятков человек, завороженных выразительным индусом Свами Джотирупанандой. Он заканчивает читать цикл лекций по Веданте. Публика самая разная: от высоких интеллектуалов до вполне обычных людей, заглянувших сюда просто из любопытства. Заглянувших... и уже не сумевших выйти из-под обаяния Свами. И вот последний день. Всем хочется выразить свое признание посланцу загадочной Индии, а потому привычная тишина сменяется на непривычный возбужденный шепот. И вдруг к столу! за которым сидит Свами, подходит совершенно живописный кавказец с бородой блаженного и молча протягивает учителю... огромный апельсин. Зал в восхищении! Свами тоже. Но восхищение Свами, как и все в нем, сдержанное. А потому он только глубоко улыбается и легким наклоном головы благодарит дарителя...

Когда я брал абонемент на лекции Свами Джотирупананды, «старшего монаха Ордена Рамакришны», как было написано в приглашении, я даже не представлял, какой богатый мир откровений и знаний откроет для меня этот старший монах — яркий оратор, ученый и проповедник. Проповедник всего лучшего и духовного, что принадлежит всем. Всем без исключения и без исключительности.

Впрочем, Свами был бы очень недоволен моими словами и комплиментами. И тут же адресовал бы меня к великому основателю этого Ордена, к Свами Вивекананде. Но пользуясь тем, что я человек слишком еще несовершенный, хочу говорить и о прекрасном ученике Великого Учителя. Простите, Свами, но я еще не раз буду обращаться к Вам, Вас цитировать!

Вот еще эпизод из того же 95 года. Женщина в годах спрашивает: «А что делать моей подруге, если у нее есть взрослый сын, и он не хочет работать? Не хочет, потому что говорит о своей склонности к медитативному мышлению, к нежеланию жить заботами иллюзорного мира Майи».

Свами величаво встает и через свою блистательную и незаменимую переводчицу Лилиану отвечает: «У меня есть по поводу России некоторые мысли. Мне кажется, что она чем-то напоминает Индию прошлого столетья. Там было много тех, кто любил порассуждать впустую и ничего не делать. И этот молодой человек напоминает мне наших людей такого же типа. Молодому человеку надо работать. А тот, кому суждено быть брамином или монахом, тот найдет себя в действии, а не лежа на печи!»

«Лежа на печи», конечно, сугубо русское выражение, но оно наиболее эквивалентно тому, что хотел выразить Свами.

Позднее, на юбилейных торжествах в честь своего Ордена, которые прошли в мае этого года в Институте востоковедения РАН, Свами снова вернулся к своей прежней мысли. И здесь, в зале ученого совета академического института, мысль, облаченная в более строгую форму, чем там, в Политехе, свелась к следующему: «Индия нанесла себе большой вред, оградившись ото всего остального мира. Это сейчас нужно усвоить и России, а то произойдет национальный урон!»

И еще на тех же торжествах говорил Свами о том, что никто не имеет монопольного права на владение Истиной: ни одна религия, ни одна нация. Подобное противоречило бы самому устройству мира! Он заметил, что наука и религия нашего времени, в отличие от науки и религии прошлого века, могут и должны идти вместе. И старое европейское слово и понятие «веротерпимость» сегодня уже непригодно для духовного употребления. Терпимость — значит, кого-то терпят, значит, позволяют существовать рядом, но при этом считают свою религию, свое мышление единственно верным, а все иное ложным. В наше время слово «терпимость» должно смениться словом «ПРИЯТИЕ»! Приятие иной религии, иного образа мыслей, иного подхода ко всем явлениям. Главное — помнить о том, что все это части одного и того же организма.

И ведь действительно, сам смысл того, что называется вот уже сто лет «Миссия Рамакришны», и сводится к тому, чтобы, подводя людей всех стран и культур к древней мудрости Веданты, дать им почувствовать универсальность всего сущего, а, значит, и многообразие путей подхода к такому сущему.

Три великих человека Индии предшествовали появлению Ордена. Прежде всего, конечно, сам Рамакришна, сам духовный водитель начавшей воскресать Индии. Затем его непосредственный ученик и основатель Миссии, Свами Вивекананда. И, наконец, жена Рамакришны — Сарада Деви. Она воплотила в себе всю мощь и всю мягкость женского начала Индии, продемонстрировала стране свою «типичность», почему многие женщины Индии и стали хотеть быть похожими на нее.

И снова отвлечение. Снова почти лирическое отступление. Год 91-й или 92-й. Дачная веранда небольшого домика в Подмосковье. На диване — засыпанная засохшей травой, лежит свежая программа ТВ. Что-то в ней останавливает мой взгляд, потом заставляет долго смеяться. Да-да, передача называется: «С вами Вивекананда!» И легко прощаешь незадачливого телевизионщика, потому что он, как говорится, попал в точку. Вивекананда действительно всегда с вами, со всеми, кто хочет понять суть своего предназначенья на земле!

А в конференц-зале Института востоковедения артистичный и сам похожий на какого-то индийского раджу его директор, известный индолог Р.Б.Рыбаков восклицает: «Это зал неодноминутных мероприятий. А такое событие, как столетье Ордена Рамакришны, это событие мирового значения. Ордену, созданному Свами Вивеканандой, суждено бытьи в21-м веке!» И как бы ища одобрения, Ростислав Борисович скользнул взглядом по портретам знаменитых востоковедов, висящим в зале.

Рыбаков напомнил о многогранной деятельности подвижников Миссии: тут и социальная сфера, или, говоря проще, помощь нуждающимся, и образование, и духовность. И главное, что Орден не занимается индуизацией других культур и тем более русской духовной культуры. Он только помогает этим культурам найти свои глубинные вселенские корни, столь выразительно показанные в Веданте. Потому-то, по мнению ученого, и опасен наш нынешний русский религиозный бум, что в нем слишком много внешнего, неглубокого, несерьезного, ненаучного. А из такой гремучей смеси рождается нетерпимость. И, прежде всего, нетерпимость религиозная. Какое уж там Приятие! Из этого же бума родом и всевозможные группы и группки сектантского толка, где процветают духовный тоталитаризм и вождизм.

И снова слова Свами Джотирупананды: «Рамакришна — концентрированный лотос многотысячелетней духовной культуры Индии. Следовательно, эта духовность может быть полезна и всему остальному миру». Полезна — еще не значит навязана. Мудрость никогда не навязывает, не зазывает, а старается убеждать, призвать к высокой здравости.

Свами рассказал даже о том, что члены Ордена работают с лесными и горными племенами Индии, помогая им подняться еще на одну ступень развития. Помогают словами. Помогают делами. Конкретность — характерная черта деятельности Миссии Рамакришны, характерная для всех участников движения. И характерная в первую очередь для самих Рамакришны и Вивекананды.

И неспроста Свами заметил, что «индусы тоже хотят жить как люди», т.е. совмещая и духовность, и материальный достаток. Никаких принудительно-коммунных инициатив, никакой демагогии и спекуляции на лучших чувствах людей, когда под лицемерные слова о бескорыстии у них отбирается последнее или не дается то, что необходимо для достойной жизни. И снова напрашивались параллели с Россией...

Впрочем, в конференц-зале куда больше было оптимистического, чем жестких оценок. И это естественно, потому что юбилей есть юбилей. Большое впечатление на собравшихся произвело послание президента Миссии Рамакришны и письмо Чрезвычайного и Полномочного Посла Индии Ранендры Сена.

И само собой, что в зале, где привыкли собираться ученые, звучали выступления ученых. Так, например, химик Елена Всеволодовна Егорова сказала о невозможности существования современной науки без необходимого уровня духовности, без осознания того, во имя чего ученый трудится. Практически ту же мысль высказал и физик Марк Макульский, много лет работающий в молекулярной биологии, т.е. в той области, где наше измерение, мир плотный, начинает плавно переходить в мир неплотный, в инобытие. То, что наука прошлого века отвергала с порога, теперь становится достоянием серьезных исследователей. И часто эти исследователи приходят к мыслям, созвучным с древней Ведантой. Достаточно вспомнить теорию появления Вселенной в результате взрыва из одной маленькой точки. Типичная смена манвантар и пралай! И если древний ведантист сказал бы, что Вселенная дышит, то современный ученый заметит, что Вселенная сейчас находится в стадии расширения.

Очень интересно говорилось об отношении Льва Толстого к Вивекананде. Ведь русскому гению довелось читать лекции индийского подвижника. Он отнесся к ним с большим одобрением. Словом, все то же Приятие!

А Валентин Сидоров, кратко изложив свою официальную часть, тут же вспомнил о том, что он поэт. И вспомнил о том, как высоко ценили поэзию и Рамакришна, и Вивекананда. А потом прочитал фрагмент из своей поэмы. Кстати, он был первым человеком, кто познакомил Свами Джотирупананду с мусульманским миром бывшего Советского Союза, он как бы открыл для индуса новую духовную аудиторию.

Главной формулой всех выступлений была идея Веданты о том, что «важное условие познания Брахмана — духовность ученых, их чистота». То же можно сказать и о людях любой другой профессии.

И резюмируя все выступления, главный редактор нашего «Дельфиса» Наталья Тоотс сказала: «Сравнительно недавно мы выпустили книжку «Так учил Рамакришна». Пока ждала, когда мне дадут слово, я раскрыла книжку наугад. И вот какое место мне попалось: «Путь чистого знания и чистой любви есть один и тот же путь».

А Рыбаков, уже совсем подводя черту, заметил: «У нас было не заседание, а духовное единение».

И когда все уходили, то я невольно вспомнил о теории эманирования Вселенной из одной маленькой точки. Из точки нашего собрания эманировала целая Вселенная человеческого доброжелательства, стремления к единству, к духовному пониманию друг друга. Люди разойдутся по своим семьям, по своим друзьям и знакомым, по местам своей службы и научной деятельности. И вместе с ними разойдется по пространству нашего города и всей России то, что называется Вселенной Рамакришны, Вселенной Веданты. И в наше время такую Вселенную лучше всего назвать одним словом: ПРИЯТИЕ.

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: