warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Эзотерическая традиция нашего времени — ступенью которой является Учение Живой Этики — восходит к деятельности Елены Петровны Блаватской. Именно через ее посредство она была впервые сформулирована и явлена в конце XIX века в той форме, в какой существует ныне. Многие духовные движения и течения нашего века имеют истоком заложенное Е.П.Б.; оттого интерес к тому времени особый. Попытаемся проследить нити преемственности, связывающие ее с предшественниками и продолжателями — и не столько самоценны факты, сколько те уроки, что можем извлечь, изучая историю и пути Учения Света.

Преемник Блаватской (часть 1)

Самый первый шаг в подлинном мистицизме и истинном оккультизме — попытаться понять смысл Всемирного Братства, без чего самый значительный прогресс в магической практике обращается в пепел

Из вступительной статьи к первому номеру «The Path»

Вместо предисловия

«Может — не значит будет»

 

Изучающим Учение хорошо известно, что с концом европейского Золотого Средневековья, бывшего последним всплеском подлинной духовности и традиционной сакральной культуры в масштабах целой цивилизации, — то есть с XIII-XIV веков, — Иерархия Света в последней четверти каждого столетия предпринимает особые усилия, долженствующие увенчать Ее работу на протяжении данного столетия и восстановить утраченную человечеством связь с Высшим через привнесение Учения Света в различные аспекты Культуры и установление прямого канала, через который эта связь и обмен энергий между Высшим и низшим могли бы осуществляться. Дар этот дается как возможность — человечество получит, если захочет принять и протянет руку, двери отпираются — стоит лишь захотеть войти и сделать шаг. Но «может — не значит будет», и по сей день мы сидим на холоде у порога, а артерия спасительной связи сердца и организма пережата спазмом гордыни нашей, и состояние тела асфиксии подобно.

 

Преемник Блаватской (часть 1)

Уильям Куан Джадж (1851-1896)

 

И с той поры в каждом веке работают Вестники, те, на кого возложена ответственность за выполнение этой задачи — высветляющего воздействия на Культуру и Цивилизацию и формирование Канала, того, что мы называем Эзотерической Школой, действующего звена в Беспредельной Цепочке, Врат в Мистерии, цикла Адептства, института Принятого Ученичества. Если вглядеться в историю Культуры — легко заметить светлые лики Вестников и споспешествующих их работе: тамплиеров и розенкрейцеров, катаров и ранних масон, Джордано Бруно и Якоба Беме, Парацельса и Майстера Экхардта... читатель сам продолжит этот список. Большое видится на расстоянии, и современные нам Лики Света осознаны будут полнее нашими потомками. Остановим наше внимание на XIX веке, на малоизвестных, но важных деталях последнего из таких Импульсов.

Как указывала сама Е.П.Б., прямым предшественником ее и ответственным за работу в последней четверти XVIII века был д-р Месмер, руководимый графом СенЖерменом; он известен нам тем, что привлек внимание к тонким Силам Жизни, работа с которыми — не освоенная толком последователями — получила название «месмеризма» и «животного (от сл. жизнь) магнетизма». Сопричастен его работе был и Джузеппе Бальзамо — граф Калиостро — отозванный, впрочем, за допущенные серьезные ошибки.

Каждый из Вестников должен акцентировать внимание своих современников на наиболее актуальных аспектах Реальности, в данный век могущих расширить их сознание и обогатить менталитет цивилизации; и сделать это наиболее эффективным из возможных для него способов — в частности, облечь изложение Вневременных Истин в формы, наиболее соответствующие формам мышления века, ибо убедить собеседника, можно лишь говоря на его языке и одеваясь в одежду его времени. Поэтому Месмер говорил о «магнетизме», а непосредственный предшественник Е.П.Б. Аллан Кардек апеллировал к высоким «духам», дававшим ему и его сотрудникам учения.

Задачей Вестника является не только добавить недостающие и живительные элементы в мозаику менталитета века, но и — что еще важнее — подчеркнуть нравственную сторону, ибо основной дефицит именно здесь. Поэтому важнейшей составляющей всех Учений является этическая, и именно она вплотную связана с их Эзотерическими глубинами и является ключом к ним.

Для выполнения задачи воздействия на Цивилизацию Вестником создается организация, призванная служить «телом» данного импульса и претворять в конкретные формы тот Идеал, которому служат Вестник, его Учителя и его сподвижники. Деятельностью тела руководит Душа, не являющаяся его частью, но служащая посредником между ним и Духом. Дух такого Импульса и связанных с ним Движения или Организации — Иерархия Света; Душа же — его Эзотерическая Школа. Вестник здесь — сердце этой Души, точка, вокруг которой происходит ее рост, камертон, задающий ее звучание; и его индивидуальность — фокус пересечения мира земного и Высшего, врата между ними. Отсюда — такое напряжение духа Вестника, ибо разность потенциалов так велика, а он — практически одинок...

Организм такого Движения во всем аналогичен человеческому; точно также то, насколько он выполняет свою Задачу и соответствует своему Назначению, соответствует тому, насколько тело управляемо Душой, а Душа связана с Духом и его проводит. И подобно человеку, в котором это пирамидальное иерархическое соподчинение нарушено, организация с разрушенной Серебряной Нитью подобна судну без руля и без ветрил. И подобно человеку, чей Дух из-за разрушения Души-мостика покинул тело, лишенная Руки Ведущей организация обречена на один из двух путей: либо долго и вредоносно распадаться, либо обрести новую душу в результате подмены — участь «зомби». Утрате Души-мостика здесь соответствует ситуация, когда Преемственность в деле Вестничества нарушена, и наследники не в состоянии адекватно продолжить миссию Посредничества, требующую прежде всего кристальной чистоты проводника...

Однако вернемся ко второй половине XIX века. Наиболее значительным неклерикальным духовным движением в 1860-е годы был Спиритизм. После смерти в 1869 году А.Кардека его продолжатели очень быстро свели Спиритизм к набору догм и техник, ввиду отсутствия должного Руководства, превратившихся в довольно опасный инструмент, легко могущий разрушить психику неподготовленных практикантов. Что и происходило; спиритизм стал замкнувшейся на себя самодостаточной системой, служащей прибежищем тех, кто — зачастую из-за своего Идеализма, хотя и не всегда — не смог найти себя в окружающем реальном мире. И именно из-за того, что многие наиболее искренние и нематериалистичные искатели истины не могли найти лучшего и присоединялись к спиритистам, это движение содержало в своих рядах, возможно, большую часть из тех, кто мог бы стать носителем Учения Света. Обезглавленное же, оно не могло предложить своим членам ничего, кроме верчения блюдец, контактерства1 и прочего, не имеющего никакого отношения к изначальному Замыслу.

Кроме того, что спиритизм имел множество шумных сторонников, у него были свои издания и вообще определенное влияние на умы людей. И естественно, что одной из задач Е.П.Б. на раннем этапе ее деятельности была работа с лучшими из спиритистов с тем, чтобы реформировать спиритизм, расширить и углубить его, очистить от возникших ложных и упрощенных толкований, догматизма и фанатизма, и вернуть ему утерянный статус подлинного духовного Движения. В ту пору (первая половина 1870-х) ее работой среди американских спиритистов руководило Братство Луксора, Египетская секция Великой Белой Ложи, главой которой был Великий Учитель, назывывший себя в письмах к Е.П.Б. и Г.Олкотту Серапис Бей; это же Братство руководило ранее работой А.Кардека2.

Наиболее актуальными тогда были доказательства посмертного существования, и это было предметом исследований «Клуба Чудес» («Miracle Club»), организованного ею вместе с Г.Олкоттом в начале 1875 г. — очередной попытки воздействовать на спиритистов и привлечь внимание общественности к серьезному исследованию тонких феноменов. Именно об этом эпизоде Е.П.Б. писала: «Попытка во исполнение распоряжений, полученных от Т.Б…3 … Указано начать говорить публике правду о феноменах и их медиумах. И отныне начнется мое мученичество! Против меня будут все спиритисты вдобавок к христианам и скептикам. Твоя Воля, о М..:., да будет исполнена!».

Однако эта попытка окончилась провалом, спиритисты не желали расставаться со своими привычными догмами, и для продолжения Импульса был брошен новый Зов, была собрана новая Организация, под новым знаменем и под новым именем. Е.П.Б. писала в июне 1875 г.: «Указания, полученные из Индии, предписывают основать философско-религиозное Общество и избрать ему название, — также избрать Олкотта».

Осенью того же года в Нью-Йорке было основано Теософское Общество. Его греческое название, повторяющее название неоплатонической школы Аммония Саккаса (см.«Дельфис» №0), было указанием на непосредственную преемственность идей и задач; лучшие и наиболее широко мыслящие из спиритистов поддержали его — таких было немного; худшие и наименее терпимые сделались злейшими врагами.

Мы знаем, что Е.П.Б. встретила Генри Стила Олкотта в 1874 г. на знаменитой ферме братьев Эдди в Читтендене, где они оба принимали участие в исследовании спиритических феноменов. Олкотт был тогда заядлым спиритистом, и Е.П.Б. пришлось потратить множество усилий на то, чтобы прояснить ему истинное положение вещей; зато впоследствии он стал ее правой рукой во всем, что касалось внешней деятельности, и посвятил теософской работе весь свой немалый организаторский талант. С самого первого дня Теософского общества и до конца своей жизни Олкотт был его Президентом, официальным внешним главой и лицом Движения так же, как Е.П.Б. была его внутренним двигателем, сердцем и духовным Наставником, не занимая при этом никаких заметных должностей. Зная об этих двух исполинских фигурах Основателей, из-за фрагментарного знакомства с историей теософского движения мы упускаем из виду столь же исполинскую третью, не менее важную роль, которая в дальнейшем развитии Импульса является ключевой.

Об Уильяме Куане ДЖАДЖЕ, третьем Основателе Теософского общества, ближайшем друге и сподвижнике Е.П.Б. во внешней и в первую очередь внутренней эзотерической работе, чья личность, деятельность и труды незаслуженно мало известны в России — наш рассказ.

Один из трех

По возвращению Е.П.Б. в январе 1875 г. в Нью-Йорк из Читтендена Олкотт по ее просьбе представил ей своего друга, ирландца, молодого адвоката. Ее сближение с Уильямом Джаджем — а это был он — произошло очень легко и быстро переросло в крепкую дружбу. Общий язык был найден сразу — Джадж уже давно интересовался философией сокровенной стороны природы, но не был «влюблен в духов», и с первого же момента знакомства с Е.П.Б. ощутил их внутреннюю близость. Когда было основано Т.О., Г.С.Олкотт был назначен Президентом, У.Джадж— Советником-Адвокатом, а Е.П.Б., возглавлявшая список Друзей Общества, избрала скромный титул Секретаря-корреспондента. Джадж, как и Олкотт, был свидетелем многочисленных демонстраций оккультных сил Е.П.Б., производимых для иллюстрации некоторых принципов и положений, в которых они наставлялись. Ее целью при этом было показать различия между полностью контролируемыми силами адепта и неподвластными воле чудесами, производимыми медиумами в спиритическом трансе. Позднейшие работы Джаджа показывают плоды этого обучения, ибо он обсуждает оккультные предметы, как знающий их из личного опыта — качество, так недостающее большинству теософских авторов. Годами позже он говорил об этих «изумительных праздниках магии, коих был свидетелем при свете дня или мерцании ламп с 1875 по 1878 гг.»

Все последующие годы Джадж отвечал за теософскую работу в Америке. После отбытия Е.П.Б. и Г.С.Олкотта в Индию в 1878 г. для теософии в Америке наступили трудные времена. Отчасти это было связано с отсутствием сильной и вдохновляющей личности Основательницы; отчасти — с неудовлетворенностью «психических исследователей», убедившихся, что Общество более не намерено быть «Клубом Чудес». Много времени и сил у Джаджа отнимала борьба с нуждой; содержание семьи — жены и ребенка — требовало больших усилий на профессиональном поприще; кроме того, по адвокатским делам ему приходилось часто и надолго покидать страну4. Временами трудности были весьма значительны, и для оплаты почтовых услуг за письма к спрашивающим Джадж экономил на транспортных расходах, проходя иногда пешком многие мили. Со времени отъезда руководства Т.О. в Индию Джадж поддерживал регулярную переписку с Олкоттом и другими, однако Е.П.Б. в течение нескольких месяцев игнорировала его. Она не отвечала на его письма и предоставила ему самому найти собственный путь. Вначале он глубоко страдал от видимого пренебрежения со стороны своего друга и учителя; но вскоре осознал, что «это великое одиночество» было частью обучения чела5 и подлинной, хотя и суровой, активизацией его внутренних духовных сил. Е.П.Б. хорошо знала, что делала; и лишь по прошествии нескольких лет она призналась ему в знании его истинного духовного статуса.

Несколько лет спустя, когда финансовое положение Джаджа немного стабилизировалось, он стал способен отдавать все свое внимание теософской работе; и тогда благодаря его организаторскому таланту и, самое главное, общепризнанному уникальному сочетанию практического здравого смысла и духовной мудрости, отделения Т.О. быстро распространились по Америке от побережья до побережья.

В ранней попытке Джаджа создать активный центр в Нью-Йорке проявилась преодолевающая все препятствия сила его воли. Он снимал комнату для публичных собраний, вначале мало посещаемую; иногда он был единственным присутствующим. Но независимо от наличия или отсутствия слушателей, он читал вслух фрагменты из Бхагавадгиты, давал выступление на объявленную тему. И постепенно помощники пришли. В конце 1883 г. Нью-Йоркское общество было преобразовано в известную и важную «Арийскую Теософскую Ложу»; Джадж был избран ее Президентом. Вскоре Ложа стала сердцем теософской работы в Америке. На ее первом собрании присутствующим был представлен характерной внешности индус, чье имя не было зафиксировано; после слов о том, что настало время для активной работы, он зачитал отрывок из Махабхараты, и затем, вручив рукописный экземпляр Бхагавадгиты, незаметно удалился. Позднее Г.С.Олкотт сказал, что Америка «была почти что кладбищем Теософии, когда Джадж почувствовал то, что можно назвать «божественным призванием» посвятить себя работе, собрать и продолжить разбросанные и растерянные нами нити. Результат показал, что может сделать один человек, всецело преданный своему делу»6.

В 1884 г. Джадж отправился в Индию для временного исполнения обязанностей Президента ввиду отъезда руководителей Теософского общества в Европу, по пути остановившись в Париже, где тогда находилась Е.П.Б. Присутствие преданного друга и ученика ободрило ее в трудный период, и, кроме того, Джадж смог оказать Е.П.Б. ценную помощь в подготовке «Тайной Доктрины»; она даже просила его написать некоторые материалы для нее. Он прибыл в Адьяр в нужный момент и оказал существенную помощь Обществу в деле разоблачения известных интриг четы Куломбов против Е.П.Б.

В 1886 г. «Арийская Теософская Ложа» была преобразована в Американское Отделение Т.О.; Джадж стал его Генеральным секретарем. Вскоре под его руководством оно сделалось настолько процветающим, что смогло оказывать очень нужную материальную поддержку остальной части Общества.

The Path

Еще до наступления наиболее благоприятных условий, в апреле 1886 г. Джадж смело открыл свой журнал, «The Path» («Путь»). Хотя средств весьма не хватало, да и авторов, могущих давать соответствующие материалы, было крайне мало, Джадж видел необходимость создания американского теософского журнала. Недостаток компетентных авторов вынудил Джаджа самого писать значительную часть его материалов под различными псевдонимами, скрывая таким образом от публики свой истинный вклад; тем не менее все решающие, программные материалы, требующие принятия ответственности, он подписывал своим именем.

 

Преемник Блаватской (часть 1)

Читальный зал Библиотеки им.У.Джаджа в Храме Человечества в Алсионе, Калифорния

 

В то время как Е.П.Б. писала на теософские темы с огромной эрудицией, используя свой необъятный запас оккультных знаний, Джадж обращался к обыкновенному человеку простым языком. В нем не было ничего от позера; его простой, непосредственный и лишенный аффектации стиль иногда скрывал его настоящую мудрость от тех, кто ожидал определенной манерности или претенциозности в «оккультных» трудах. Его теософские знания проявились на страницах «The Path» в форме бесконечно разнообразных приложений Эзотерической философии к жизни. Ясное объяснение Джаджем предмета практического мистицизма, свободного от психизма, и высокий духовный уровень «The Path» быстро привлекли внимание; не было сомнений, что статьи были написаны тем, кто знал.

Одним из ближайших помощников в работе над «The Path» была Джулия Кэмпбелл. Среди ее псевдонимов был Jasper Niemand — это имя она использовала как редактор тома писем к ней, опубликованных под названием «Письма, которые помогли мне» и подписанный «Z.L.Z». Они впервые были опубликованы в «The Path» при жизни Е.П.Б. и рассматривались многоми как принадлежащие ее перу, — настолько высоким было их духовное качество. Лишь много позднее стало известно, что их автором был У.К.Джадж.

Новый и неожиданный свет на личность Джаджа проливает информация, ставшая доступной лишь в 1930-х годах.

После семи или восьми лет теософской работы в нем произошли определенные изменения. К концу этого периода Джадж явил заметный и быстрый рост в духовной силе и знаниях, выделился как естественный лидер среди окружающих. Его компетенция и организаторские способности были признаны всеми членами Общества. Е.П.Б. все более и более полагалась на него как своего «единственного друга» в самом глубоком смысле. Это его развитие было заметно и в его трудах. Интересны немногочисленные ранние статьи в журнале «The Theosophist» («Теософ»); но они очень отличались от хлынувших в изобилии из-под его пера, когда он открыл «The Path»; эти вдохновенные статьи мог написать лишь высокий оккультист.

Когда Е.П.Б. в 1888 г., после того, как покинула Индию, основала свой журнал «Lucifer» («Люцифер»), где имела больше возможностей свободно выдавать знания, чем в «The Theosophist», ей было высказано мнение, что теперь «The Path» может спокойно прекратить свое существование. Кипя от возмущения, она тотчас же написала Джаджу:

«Если бы я хоть на мгновение подумала, что «Lucifer» «сотрет» «The Path», я бы никогда не согласилась быть его редактором. Но послушайте дальше, мой добрый старый друг. Раз уж Учителя назвали Ваш «The Path» лучшим, самым теософским из всех теософских изданий, конечно же, ему не будет позволено быть «стертым»... Первый — борющийся, воинственный Manas; второй [«The Path»] — чистый Buddhi... «Lucifer» будет бойцом Теософии, a Path — сияющим светом, Звездой Мира (Peace)... Нет, сэр, Path слишком хорош, слишком теософски ведом, чтобы я мешала ему»7.

Замечательное продвижение в духовном развитии, явленное Джаджем и давшее возможность Е.П.Б. назвать его «The Path» «чистым Буддхи», не было обычным достижением. Вот что писала сама Е.П.Б. ему в 1886 г.: «Трудность с Вами состоит в том, что Вы не знаете о том великом изменении, что произошло в Вас несколько лет назад. Иногда астральное тело может изменяться и замещаться Адептами (или Элементариями), влияющими на высшего или внешнего человека. В Вашем случае с Вашим астральным телом имеет связь НИРМАНАКАЙЯ8, а не «астрал»9».

 

(Окончание следует)

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: