warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

АЛЛА МИХАИЛОВНА ШУСТОВА — новый автор нашего журнала. По образованию она — математик и философ. В настоящее время является исследователем проблем, связанных с историей религий.

Посвящение Валаамом

Шустова А.М., кандидат философских наук

Солнце являет первый луч вершине.

Листы Сада Мории

Валаам... ааам... Аоум... Аум...

 

Введение

Посвящение Валаамом

Любой остров, где бы он ни находился, может быть связан в нашем представлении с чем-то загадочным или, просто говоря, неординарным. С некоторой точки зрения, все куски суши на планете Земля являются островами, окруженными пучинами вод. Для того чтобы лучше осознать всю глубину и смысл рассматриваемого предмета, обратимся к символике, помня, что каждый символ входит в язык несказуемого.

Символика острова сложна и имеет несколько значений. С одной стороны, согласно Юнгу, остров — это убежище в опасном потоке моря бессознательного, это синтез сознания и воли. Остров представляется как средоточие метафизической силы. С другой стороны, остров символизирует одиночество, изоляцию, смерть. Есть острова Блаженных, есть острова Проклятья, согласно доктрине разделения мироздания на светлое и темное, верхний и нижний миры. На островах Проклятья путника подстерегали жуткие призраки, колдовские чары, всевозможные опасности, угроза смерти.

В индуистских учениях говорится о необычном острове, острове Блаженных, круглом и золотом, чьи берега усеяны драгоценностями. Отсюда и происходит, наверное, название остров Сокровищ. На земле этого острова цветут благоухающие деревья, в его центре находится дворец. Внутри дворца, в сокровищнице, царит Великая Мать1. В «Тайной Доктрине» говорится2, что, согласно древнейшим преданиям и записям Книги Дзиан, в районах Средней Азии, там, где сейчас простираются высохшие озера и бесплодные пустыни, когда-то располагалось большое внутреннее море, а в нем — остров «несравненной красоты». Он был точной копией острова, находящегося в середине зодиакального крута в океане Небес, и показывал, что Земля есть отражение Неба.

Таким образом, каждый физический остров в своей сокровенной сути несет в себе архетип Небесного острова. Получил этот универсальный архетип свой отклик и в нашем сознании. Человек издавна устраивал на естественных или искусственных водоемах острова, где располагались храмы, священные сады, беседки, а позднее — места для отдыха и увеселений. Ярким примером здесь может служить «мекка» сикхов — Золотой Храм в Амритсаре (Индия). Прекрасный храм, сплошь покрытый чеканным золотом, построен посреди обширного, квадратной формы пруда и соединен с остальной сушей только узким мостиком. В Петергофском парковом ансамбле есть здания, окруженные со всех сторон водой, к которым ведет узкая дорожка. И рукотворные острова выражают все тот же смысл райского места и божественного присутствия. Так осуществляется связь между миром дольним и миром горним.

Заслуживает внимания также символика воды. Ведь, чтобы достичь острова, необходимо преодолеть водную преграду. В Ведах говорится, что в начале времен все было подобно морю, лишенному света. Безмерные и бессмертные воды суть начало и конец всего на земле. В первоначальных водах — образе первоматерии — содержались и все твердые тела, прежде чем приобрели форму и жесткость. Вода — субстанция материнского аспекта, с одной стороны, представляет собой темные глубины бессознательного и разобщенного, с другой, — является символом беспредельной Мудрости и интуитивного озарения. Вода всегда несет в себе тайну, сокрытую в ее глубине, а также сокрытые до поры потенциальные возможности бытия как личностного, так и космического. Погружение в воду означает снятие с себя старой, жесткой, уже отжившей свое формы, растворение ее, а затем приобретение пластичных свойств, выявление новых возможностей и качеств. Этот процесс имеет смысл смерти и уничтожения, а также одновременно — возрождения и восстановления.

С символикой воды тесно связана символика крещения. В «Толковании Евангелия от Иоанна» Иоанн Златоуст говорит, что крещение представляет собой смерть и погребение, жизнь и воскресение из мертвых. Погребается ветхий человек, а рождается новый. Кроме того, вода является посредником между огнем и воздухом, представляющими тонкие элементы, и землей — твердым элементом. В крещении же вода выступает посредником между жизнью и смертью, связуя их собою как несказанную тайну, тем самым утверждая и прославляя непрерывность всего бытия. Вот почему Крещение — Таинство, одно из семи христианских Таинств. «Человек умирает для жизни грешной и возрождается в жизнь духовную, святую».

Преодоление водной стихии символизирует, таким образом, прохождение крещения — малую смерть и уход от нее через очищение и сбрасывание старой формы, а по-христиански — оставление грехов. Достижение же острова — новое рождение, приобретение более расширенного сознания, встреча с Духом Святым, что соответствует Помазанию. Для человека — это всегда посвятительный момент.

 

1

Есть на земле особенные острова, с ними всегда связывается множество легенд и преданий. Остров Валаам — в их числе. Расположенный в северо-западной части Ладожского озера, он притягивает своей красотой, величием, святостью, сказочностью и таинственностью. А тайн он хранит много. Рассмотренная выше символика «работает» здесь во всей своей глубине и яркости. Действительно, попасть реально на Валаам не так уж просто, хотя сюда регулярно совершаются туристические и паломнические рейсы. Для многих встреча с Валаамом лишь поверхностное, легкое касание: красивое место для отдыха, увеселения глаз и малое приобщение к истории. Для других — глубокое очищение, прохождение внешних и внутренних испытаний, радость Святого Причастия, сердечное наслаждение колокольным звоном и характерным лишь для Валаама храмовым песнопением, сохранившим красоту и гармонию древних распевов. К встрече с Валаамом необходимо готовиться. И тогда, как знать, Батюшка Валаам раскроет некоторые свои тайны, даст побывать в укромных, потаенных уголках, куда праздному посетителю нет доступа, да и не увидит он здесь ничего особенного. Тонкое отзывается на тонкое, подобное притягивается к подобному.

 

Посвящение Валаамом

Скалистый берег. (Фото Е.В.Фалева)

 

Неоспоримо, что Валаам — это прежде всего душа Валаама, чистый сокровенный звук сердечной тайны. Что касается его физической реальности, то это группа островов (их около 50-ти), покрытых лесом и образованных из кряжей темно-серых, глубинных, очень древних горных пород, содержащих магнитные минералы. По некоторым данным3 их возраст 2.5 млрд. лет. Редко где еще мы можем встретить столь древние породы. Может быть, в те давние времена архейского периода истории Земли Валаам был пиком какой-нибудь очень высокой горы, каких сейчас не встретить на планете, или огромным вулканом, жерло которого глубоко вонзалось в земные недра. Если предположить, что и у камня есть память, то Валаамские валуны «помнят» события, разворачивавшиеся в течение миллиардов лет, причем не только на Земле, но и в Космосе. Вся эта потрясающая информация записана энергетически, так что Валаам — это энергетическая летопись истории Земли в камне. Кроме того, глубинные породы, уходя далеко внутрь земли, участвовали и участвуют в процессах, протекающих там, связываясь с центром планеты. Так образуется своеобразная ось (как спица колеса), вертикальная энергетическая структура, где пространство и время находятся в своих экстремальных состояниях. Действительно, давно замечено на Валааме множество чудес, в том числе и факты отставания часов4.

Эта энергетически активная точка Земли, как и другие подобные места, является «мостом», дверью перехода из одной реальности в другую, тонкую эфирную, космическую и т.п.; через нее осуществляется взаимообмен, дыхание, общение и связь двух миров: внешнего и внутреннего, плотного и тонкого, мира Земли и мира Небес. Таких точек на теле нашей планеты много, все они связаны между собой и образуют сеть или систему, функционирующую в едином ритме. Они являются своеобразными магнитами, физически проявляясь в уникальных свойствах и составе минералов, растительного и животного миров, географии ландшафтов и, наконец, через культурно-историческую деятельность людей, которая также несет отпечаток неординарности, уникальности и универсализма.

 

2

Как более тонкая сторона одной и той же реальности, наряду с магнетизмом физическим проявляется и магнетизм духовный. Валаам издревле был именно духовным магнитом, привлекая к себе людей. И хотя мы не увидим сейчас на острове памятников, отдаленных от нас на тысячелетия, кроме огромного круга из камней на острове Дивном, расположенном к югу от Валаама и входящем в Валаамский архипелаг, отрицать их существование у нас нет оснований. Валаам сплошь покрыт густым дремучим лесом, который очень быстро поглощает, «съедает» любые оставленные без внимания постройки. Известна также практика строительства новых храмов, в том числе и христианских, на местах, уже ранее занятых культовыми постройками. Так сохраняется преемственность святого места, «дарующего свою святость» все новым поколениям людей, независимо от их религиозной принадлежности. Может быть, поэтому у людей очень часто возникает потребность восстановить утраченные храмы, церкви, часовни и т.п. на их прежних местах. Происходит как бы «наслоение» духовной энергии, поддерживающее жизнь существующего духовного магнита. Теперь можно лишь предполагать, но когда-нибудь может стать известно, что на месте главного монастырского собора или какого-нибудь скита высились языческие святилища или мегалитические сооружения дохристианских тысячелетий, как стоит сейчас христианский поклонный крест рядом с каменной выкладкой на острове Дивном, как это было в других местах северной земли.

Многое сокрыто от нас темной занавесью времен, даже предания о той поре Валаамской истории скудны и малочисленны, но одно из них очень важно. Оно гласит, что «горы Валаама благословил лично святым крестом святый апостол Андрей Первозванный»5. Еще почти на целое тысячелетие Русь останется в своей массе языческой, а на северной земле Валаама уже будет провозглашена Благая весть Христа как утверждение эпохи Нового Света и Новой Правды. На будущее давался завет нового служения миру и людям. Очень важно также, что это было сделано именно апостольской рукою, человеком, прошедшим огненное крещение Святым Духом и ближайшим учеником Христа. Валаам посвящался в особую миссию, особую роль, какую надлежало сыграть ему в христианском мире в будущем. Сам апостол Андрей Первозванный стал первым покровителем и охранителем христианства на Валааме как и других христианских центров Руси, которые он посетил и благословил.

Еще тогда, в те далекие времена начала христианского движения, могла возникнуть на Валааме небольшая община, призванная сохранить огонь Христа, зажженный апостолом Андреем. Какие на ее долю выпали испытания, и какова ее судьба, нам неизвестно. Молчат об этом монастырские архивы. Можно только предположить, что если и существовала христианская община на Валааме в первое тысячелетие нашей эры, то выжить ей помогала непрерывно поддерживаемая связь с остальным христианским миром, с византийским православием (в песнопениях братии Валаамского монастыря улавливаются древнегреческие и византийские корни).

 

3

Посвящение Валаамом

Основание монастыря на Валааме относят к X веку, а основателями считают преподобных Сергия и Германа. «В одно время были они игуменами основанной ими здесь обители и просветителями окрестной страны — финской Карелии и Олонецкого края. Когда именно жили преподобные и откуда были родом — неизвестно. Нетленные их святые мощи были обретены в 1163 году...»6 Сейчас мощи этих святых покоятся в главном храме Валаамского монастыря и почитаются как святыня.

История повествует о развитии и росте Валаамской обители — древнейшем на Руси монастыре, ставшем верным оплотом христианской веры и культуры. Как к живительному источнику стекались сюда ищущие праведной жизни и духовного общения. Принимали здесь крещение, становились монахами, получали благословение открывать новые обители.

«В 960 году прибыл на Валаам из Чухломы преподобный Аврамий Ростовский. Просветившись здесь святым крещением и приняв монашество, он впоследствии содействовал Ростовскому епископу Феодору в просвещении Ростовской земли, и на Ростовском озере основал свою обитель в 990 году»7

В XII веке подвизался на Валааме преподобный Корнилий, основавший впоследствии на Онежском озере Палеостровский монастырь. В XIII веке, по просьбе Белозерского князя Глеба Васильковича, для настоятельства в новый монастырь, построенный в устье реки Шексны, был отправлен Валаамский монах Геннадий. Подвизался на Валааме в первой четверти XV века и преподобный Савватий, который впоследствии «по званию Божию» удалился на Соловецкий остров и там «при содействии Валаамского же питомца, старца Германа, положил начало иноческому житию»8

Александр Свирский, Афанасий Сяндемский, Адриан Ондрусовский, Евфросин Синозерский и другие известные и безызвестные валаамские подвижники оставляли Валаам, чтобы основать на новых местах новые обители.

 Валаам становится сильной духовной школой и центром распространения православной мудрости на русском севере, и не только на нем. Была установлена также связь с другими православными центрами, включая Киев и даже Афонскую гору. Так складывалась система или сеть «духовных каналов», по которой осуществлялся «кроветок» духовной силы, основанной на единой традиции.

Как и другие русские земли, Валаам не избежал участи быть разграбленным и опустошенным. Не один раз ступала нога шведских завоевателей на остров, предавая его огню и мечу. Многие старцы и монахи приняли здесь мученическую смерть от рук иноземных завоевателей. Несмотря на неоднократные разорения, духовный магнит притягивал сюда все новые средства и силы, обитель отстраивалась вновь и вновь, а поток подвижников, проходивших здесь свои духовные уроки, не иссякал.

 

Посвящение Валаамом

Поклонный крест на берегу Малой

Никоновской бухты.(Фото Н.И.Кулаковой)

 

С конца XVIII века монастырь испытывает мощный подъем и разрастание. Приходит настоятелем, по древнему — строителем, монастыря из Саровской пустыни иеромонах Назарий. Руководимые им «валаамские иноки преуспевали во всех родах подвижничества: в общежитии, в жизни скитской и отшельничестве. За пределы православной России распространился свет утра Валаамского. Из Афонских монастырей приходили посмотреть на Валаамскую обитель, и по ее правильной организации в духе православного аскетизма предпочитали ее даже монастырям Афонской горы»9 В эти годы Валаам расширяет свое влияние. По благословению Святого Синода в 1794 году в Северную Америку посылается группа валаамских монахов с просветительскими и миссионерскими целями. Свет Святого Евангелия пришел на американский континент и с Валаамской земли.

Заложенное на заре христианской эпохи апостольскою рукою и многотрудно взращенное на протяжении многих столетий семя в XVIII — XIX веках начинает расцветать пышным цветом. Увеличивается число монашествующих, строятся новые храмы и скиты, растет хозяйственная деятельность, устраиваются подворья. Возникает сложная система валаамских скитов и часовен, благодаря подвижнической деятельности отца Дамаскина — знаменитого валаамского игумена прошлого века.

 

4

Посвящение Валаамом

 

На Валааме и прилегающих островах возникло без малого два десятка скитов. Такое большое их количество не случайно. Слово «скит» возникло от греческого asketos, что значит аскет, подвижник. Скитом стали называть уединенное жилище отшельников, одного или немногих, самостоятельное или находящееся в структуре монастыря. Монахи, живущие в скитах, принимают дополнительные обеты, например, строгого поста, усиленной молитвы, исполнения особых монашеских правил, неусыпного чтения Псалтыря, затворничества, длительного молчания и т.п. Скиты обычно закрыты для посещения посторонних. Далеко не все монастыри имеют в своей структуре скиты, ибо наличие их говорит о новом статусе монастыря, переходе на более высокий уровень духовного подвижничества.

Деятельность скитов тесно связана с движением старчества, основанного на духовном руководстве старца, монаха-наставника, с его аскетической практикой. Возникшее на заре христианской эры среди монахов Египта, оформленное идейно в X веке на Афоне старчество на Руси приобретает особую глубину и мощь, как будто загадочная русская душа изначально была устремлена к этому. Сами старцы и их ученики практиковали и высоко оценивали «непрестанную Иисусову молитву», которая давала приобщение к культуре Сердца и отвечала идеалам подлинной подвижнической жизни. Заветы старчества были пронесены через всю русскую историю как часть не только общеправославной традиции, но и как источник общекультурных ценностей мирового значения.

В XVIII веке преподобный Паисий Величковский, подвизавшийся на Афоне в течение 17 лет и основавший свой монастырь в Молдавии, и его ученики предприняли попытку восстановить древнейшую традицию старчества в чистоте и близости к истокам. Были сделаны переводы греческих аскетических книг, исправления предыдущих переводов, составлена энциклопедия аскетизма «Добротолюбие». Эти источники появляются в числе книг Валаамского монастыря. Приходят на Валаам и поселяются во Всехсвятском, Белом скиту в начале XIX века ученики Паисия — старцы Феодор, Клеопа и Леонид, впоследствии принявший схиму с именем Льва и известный как родоначальник оптинского старчества, также сыгравшего своим молитвенным служением и практической помощью людям значительную роль в судьбах России. Валаам становится центром русского северного старчества, Северным Афоном, и наряду с Александро-Невской лаврой и Соловецким монастырем занимает главное положение и оказывает значительное влияние на дальнейшее распространение его в других монастырях.

 

5

Если рассматривать Валаамский архипелаг как тело живой сущности или проводить аналогию со строением человека, то оказывается, что расположение скитов и других монастырских построек далеко не случайно. Все они соответствуют тем или иным энергетическим центрам человека. Даже дренажная система, сделанная монахами прошлого на острове, призванная предохранять валаамские леса от заболачивания, т. е. застоя, соединение внутренних озер каналами, а также посаженные аллеи и сады говорят об энергетической проточности, светлости, невесомости, гармоничной красоте.

Более того, с конца прошлого столетия часть валаамских названий стала повторять палестинские: река Иордан, гора Елеон, Гефсиманский скит, Воскресенский скит. Это случилось после того, как будущий схиигумен Маврикий побывал в Иерусалиме и привез оттуда частицу Гроба Господня, которая была вмурована в тяжелую гранитную плиту, почти такую же, как на Гробе Господнем в Иерусалиме10 Что это? Слепое повторение? Но известны и другие места, отражающие священную географию. Так, например, на острове Анзер Соловецкого архипелага существует гора Голгофа, на которой действовал Голгофский скит. А может быть, это Небесный Иерусалим, являющийся светлым прообразом Земного Иерусалима, опускается целиком или какой-то частью, воплощаясь в физической реальности, там, где земля наиболее приближена к Небу, где грань между тонким и плотным размывается? Здесь сама природа становится соучастником этого великого проявления, соединения Небесного и Земного.

Валаам, если можно так сказать, — человек с развитым сердцем, прошедший огромный эволюционный путь и имеющий высокий посвятительный статус. Он по праву для многих является учителем, наставником, охранителем и покровителем. Он как бы имеет честь лицезреть Высокое Присутствие и собеседовать с Ангелами. Не потому ли так часто и по особенному звучат славословия «всем сонмам Небесных Сил Бесплотных» в монастырских богослужениях, и храм во Всехсвятском скиту позволяет увидеть их глазами художников в росписи его стен. Не потому ли сюда испокон веков влеклись мыслями и приезжали высокие особы государства, многие знаменитости в области науки, культуры и искусства, не говоря уже о бесчисленных паломниках и простых посетителях. Каждый явно или неявно искал здесь утешения, помощи, ответов на волнующие их вопросы. Каждый получал здесь столько, сколько мог вместить своим сознанием, и никто не уходил отсюда равнодушным. Каждый мог почувствовать происходящее здесь удивительное преображение своей внутренней природы. И совсем не случайно главный собор Валаамского монастыря носит название, как и весь монастырь, Спасо-Преображенского.

Реальнее же всего посвящение Валаамом тех, кто уже готов нести бескорыстное служение миру и чье индивидуальное сознание стало открытым и восприимчивым к истине во всех ее аспектах. Именно в этих местах в сортавальский период жизни Рерихов был заложен некий краеугольный камень, повлиявший на всю их дальнейшую деятельность. Здесь они получили первую весть от Учителей Востока, о чем Николай Константинович прямо упоминает в своих дневниках11.

 

6

Особую роль в судьбе Валаама играет Святой остров, расположенный к северо-востоку от него. Приходилось слышать: то, что значит Валаам для России, — для самого Валаама значит Святой остров. Это его изобразил Н.К. Рерих в своей картине «Святой остров». Поросший соснами, неприступными скалистыми стенами обрывается он на десятки метров в глубины вод. Труден сюда водный путь, хотя сам остров расположен недалеко от основной валаамской земли. Часто ветры, огромные волны да туманы свирепствуют в этом месте — «Святой не пускает», как говорят здесь.

Старым Валаамом именовали Святой остров издавна. Существует предание, утверждающее, что в пещере на этом острове проходил свой духовный путь преподобный Сергий, покровитель монастырского братства, которое он организовал на Валааме вместе с преподобным Германом. Долгие годы в XV веке провел здесь, живя в пещере-келье, другой знаменитый основатель монастыря, только уже на реке Свирь, Александр Свирский. Еще сохранилась святоостровская пещера и над ней величественный деревянный крест середины XVIII века, который старше всех нынешних сооружений на Валааме. В честь Александра Свирского был назван скит на Святом острове.

 

Посвящение Валаамом

Всехсвятский скит. (Ф. Е.В.Фалева)

 

Святоостровский скит — самый сокровенный, труднодоступный: без благословения нет туда дороги. Сам остров — царство безмолвия, неземной тишины и чистоты, предполагает от подвижника соответствия себе по внутренней сути. Здесь практиковались высшие аскетические подвиги, многолетнее молчание и уединение. Не многие способны вынести столь сильное напряжение всех сил — человеческих, физических, и духовных.

Вокруг острова трудами подвижников была проложена дорожка, огибающая его по всей окружности, частично сохранившаяся и сейчас. В некоторых местах, там, где находятся отвесные скалы, сделаны деревянные мостки. Не счесть количества шагов, пройденных по этому пути монахами в сопровождении молитв и в яростном звучании духа. Только путь этот стал огненным кольцом, духовной стеной, охраняющими сокровенную святыню Валаама, его высший энергетический центр, связь с душой. И если весь Валаам уподобить храму, то Святой остров — его алтарная зона. Недаром остров носит название Святого. Побывавшие здесь монахи говорят о снисходящей на них такой благодати, что «уши закладывает и сердце рвет на части».

Таким же по силе переживания и воздействия может стать остров Анзер, который в своей сокровенной сути является тем же для Соловков, что и Святой остров для Валаама.

 

7

Что касается современного состояния острова Валаам, то во многом суждения об этом неоднозначны. Возвращается к жизни монастырь, восстанавливаются скиты, в том числе и на Святом острове. Растет количество монахов, послушников и паломников, возрождается традиция старчества. Богослужения отличаются здесь не только красотой и своим самобытным валаамским песнопением, но и чистотой традиции. Всенощные службы проводятся ночью, а не вечером, как это практикуется в других местах.

Однако много и болевых точек. Местное население в большинстве своем является «лишними людьми» на острове. Снабжение продуктами питания и товарами слабое, пустые полки в магазинах — обычное явление. Ужасающе состояние жилищного фонда. Культурно-исторические и природные памятники практически не охраняются. Природное богатство Валаама уникально, об этом написано много. Вот сосна-великан, еще современница эпохи Петра I, знаменитая «шишкинская» сосна, аллеи и рощи лиственниц, дубов, кедры, которым перевалило за 100 лет, и другие памятники природы, как говорится, «сами себя берегут».

В плачевном состоянии находится местный музей, имеющий замечательную коллекцию. Есть там и иконы, и бронзовое литье, предметы церковного и хозяйственного обихода, книги, картины, среди которых работы известных художников, живших и творивших на Валааме (в их числе несколько работ Б.А.Смирнова-Русецкого), а также другие интересные экспонаты. Только все это пока недоступно для просмотра и хранится в фондах. Нет у музея постоянного экспозиционного помещения, да и статус самого музея непонятен.

Нуждается в помощи валаамская метеостанция, имеющая свою интересную историю и традиции. Всех проблем не перечесть.

А ведь Валаам — сокровище не только русского народа, но и всего человечества. Об этом явственно свидетельствует Валаамская икона Божией Матери. Необычная иконография не похожа ни на одну из известных и прославленных в Церкви икон Богородицы. «На этой иконе Богоматерь изображена в рост на облаке в темно-синем гиматии и ярко-красном мафории, поддерживающей Богомладенца скрытой под мафорием рукой снизу, а другой, в поруче — спереди. Стопы Богоматери открыты и без обуви. Богомладенец в белом гиматии, Его правая рука благословляет, в левой — держава, увенчанная крестом. Подобное изображение Богоматери в Византии называли Никопея («Победоносная»).

Явление Валаамского образа чрезвычайно глубоко по своему духовному смыслу. Им Божия Матерь Сама засвидетельствовала Свой особый Покров Валааму и Свое особое присутствие на Валааме»12

Этот образ можно прочесть и следующим образом: во всей своей красоте и силе Богоматерь олицетворяет Матерь Мира, которая держит на своих руках Христа — человечество, который, в свою очередь, держит в руке голубую державу — земной шар, благословляя жизнь.

Когда монастырь прекратил свое существование в 1940 году, многие его святыни, включая и Валаамскую чудотворную икону Божией Матери, которую канонизировали в прошлом году, были перевезены монахами в созданный на территории Финляндии Ново-Валаамский монастырь. Но священная валаамская земля хранит память обо всем, что к ней прикасалось. И все ее святыни продолжают, может быть, только уже в ином качестве, присутствовать здесь.

Валаам как уникальная духовная и физическая реальность дает многое, но, как это часто бывает, человеческое сознание «не дотягивает» до необходимого уровня высоты. Необходим целостный подход, вмещающий в себя все многообразие проявлений острова, все его стороны жизни, в их иерархической совокупности и значимости, а не частные решения, и не то, когда одна проблема решается за счет усугубления других, не решенных еще проблем. Необходимо всему Валаамскому архипелагу дать статус комплексного памятника культуры, носящего планетарное значение. Ибо на шкале вечности Валаам уже отмечен. А где он на шкале человеческого сознания?

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: