Платон и Е.П.Блаватская. Эзотерические традиции в философии
Провозвестница эзотерической философии Е.П. Блаватская утверждает, что среди философов были посвященные в древнее, тайное, эзотерическое знание о мире, человеке и о его познавательных способностях. В конце второго тома «Тайной Доктрины» она пишет, что «всё ранее сказанное было известно Платону и многим другим».
Платон (428(427)-347 гг. до н.э.), основатель западной метафизики
В древнегреческой философии выделяется период, которому принадлежат Сократ, Платон и Аристотель. Эти философы стали классиками, их идеи оказали огромное влияние на развитие не только философии, но и науки, искусства, религии.
Однако нельзя сказать, что современные исследователи достаточно глубоко и полно излагают философию, например, Платона. Его идеи рассыпаны в диалогах, которые трудно выстроить в целостное философское учение. Вместе с тем, это становится возможным, если рассмотреть философию Платона с позиций эзотерической концепции.
Проведённое сравнительное исследование философии Платона и Эзотерической Доктрины Е.П.Блаватской, а также Е.И.Рерих и Н.К.Рериха, позволяет сделать вывод о наличии у них множества совпадающих положений. Приведём несколько примеров, касающихся предмета философии.
Философия изучает закономерности и особенности метафизического, ноуменального мира. Раскрытие его сущности Платон начинает с Первоначал. Первым из них является понятие «Единое». Оно — Небытие, Бог. Небытие необъяснимо, невыразимо и лишено смысла. Единое беспредельно. Оно не может быть нигде, но Оно пронизывает всё существующее. Первоначала, по Платону, непознаваемы, но ряд сложенного — познаваем.
В «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской таким первым понятием назван Вездесущий, Вечный, Беспредельный, Непреложный Принцип, о котором никакие рассуждения невозможны. Он везде и нигде конкретно. Вечный Принцип, называемый также единой, беспредельной Сущностью, — непознаваем, но дифференциации из Него — познаваемы. Платон и Е.П.Блаватская называют один из наиболее важных природных законов — Единство в многообразии, который ещё недостаточно осмыслен современными философами.
Всё существующее во Вселенной, по Платону, можно отнести к трём «планам». Из Небытия рождается бытие, включающее в себя два мира. Первый — истинное Бытие, мир умопостигаемых, бестелесных идей-образов. Каждая идея, по Платону, есть мысль. Второй мир — зримый. Третьим является мир тел и вещей, который не есть бытие. Этот мир — постоянно становящийся. Е.П.Блаватская также говорит о многоуровневой Вселенной.
Мир умопостигаемый, по Платону, имеет несколько родов, которые можно назвать «уровнями». Природе первого уровня соответствует огонь и появление времени. Этому уровню принадлежит идея Блага, что есть Истина, Красота, прекрасное (или же — справедливость), соразмерность, а также — буквы, отражённые в звуках, которые сочетаются между собой, как и идеи, определённым образом. По Платону, всё выражается числом. Идея Блага пронизывает и последующие уровни.
Е.П.Блаватская. Фото Э.Реста, 1889
В «Тайной Доктрине» первая дифференциация единой непознаваемой Сущности характеризуется как Море Огня, Свет, Мудрость. Символически она выражается Монадой, единицей. С этой дифференциации возникает время. И Е.П.Блаватская, и Е.И.Рерих говорят о значимости букв и соответствующих им чисел, что отражается в качестве их скрытых воздействий.
Последующие уровни бытия у Платона и Е.П.Блаватской оказываются также сопоставимыми. На следующем уровне истинного бытия, по Платону, идеи существуют как имена, например, «лев», «олень», «лошадь» или, говоря современным языком, имена существительные. Вещи, возникающие затем в природе, сходны с идеями, и суть их подобна им. Слово сродни предмету, который оно изъясняет. На третьем уровне идеи выражаются как глаголы, например, «идёт», «бежит», «спит». Следующий уровень — смешение имён и глаголов, беспредельности и предела. Этот уровень Платон называет сущностью, здесь возникает жизнь.
Перечисление имён и глаголов, а также их смешение не даёт ещё речи. Для её возникновения необходимо определённое сочетание имени с глаголом, то есть нужна связка. На последующем уровне происходит именно такое соединение, и тогда звучит речь определённого качества. С названного уровня начинается другой мир бытия — мир зримый. Речь приводит сущность вещи в движение, действие. Этот мир создаёт тела и вещи согласно их образцам-идеям.
У Платона умопостигаемый космос — многоцветный, светящийся. И цвет, и звук означают определённую сущность. Платон утверждает, что и каждая вещь обладает не только сущностью, но и цветом.
В Эзотерической Доктрине вторая дифференциация единой Сущности есть развитие материального женского пассивного начала, что соответствует платоновскому роду имён. Третья дифференциация выявляет мужское активное начало, которое соответствует платоновскому роду глаголов. Такое соединение благодаря Фохату приводит к зарождению жизни.
В соответствии с «Тайной Доктриной», Фохат есть «мост», посредством которого Идеи, существующие в Божественной Мысли, запечатлеваются на Космической Субстанции как Законы Природы. Фохат есть Любовь, космическое электричество, Всеначальная энергия, «Сущность, образующая все вещи, и дух, определяющий их формы». Итак, Разум в проявленной Вселенной создает формы.
Платон, Е.П.Блаватская, Е.И.Рерих называют одни и те же законы бытия, которым должны следовать люди. Основными из них являются Нравственный закон и Закон Духовной Иерархии, или подчинения низшего высшему.
Нравственный закон у Платона выражен словами: «Не ставь ничего впереди справедливости». Для Платона справедливость есть онтологическое понятие1. Этот закон эмпирически проверяем. Им Платон объясняет, например, в «Критии» гибель Атлантиды.
В эзотерической концепции Нравственный закон, названный Законом Кармы, обосновывается пантеистической сущностью природы, для которой Мудрость и Любовь есть онтологические понятия. Закон Кармы также подтверждается жизнью. Психическая энергия людей, выраженная в таких мыслях, как гнев, ненависть, властолюбие, ложь, раздражительность, страх и лень, губительно действует не только на человека, но может вызывать как природные, так и общественные катаклизмы — землетрясения, наводнения, эпидемии, войны.
Есть основания утверждать, что Платон признаёт Законы Духовной Иерархии Света. В соответствии с Платоном, существуют бог и боги. Бог — демиург, родитель Вселенной. Боги — живые существа, различающиеся своей природой. Боги во главе с Владыкой — это звёздные боги, природа которых — огонь. Они принадлежат истинному, умопостигаемому бытию.
Зримый мир также возглавляет Владыка. Его Платон отождествляет с Зевсом-Юпитером, который является как отцом богов, ему подчиняющихся и составляющих так называемую «Золотую цепь», так и людей. Природа одних богов воздух, других — вода.
Ссылаясь на древний миф, Платон говорит, что люди признают Зевса наилучшим и справедливейшим из богов. Им известно также, что он заключил в оковы собственного отца (Кроноса, или Хроноса — Сатурна — ред.) за то, что тот преступно пожирал своих сыновей, а Кронос, в свою очередь, оскопил своего отца (Урана — ред.) за подобные же деяния2. Содержание этого мифа Платон раскрывает в «Тимее», где о предназначении богов говорится так: «Боги богов! Я — ваш демиург и отец вещей. <...> я вручу вам семена и начатки созидания, но в остальном вы сами довершайте созидание живых существ, сопрягая смертное с бессмертным, затем готовьте для них пропитание, кормите и взращивайте их, а после смерти принимайте обратно к себе». Семена — основа будущих душ людей. Бог — демиург передаёт сразу все так называемые семена богу Времени — Кроносу, а тот — своему сыну — богу Зевсу. Именно поэтому количество душ не уменьшается и не увеличивается. Миф, в данном случае, иносказательно передаёт эзотерическое знание.
Платон подчеркивает, что «среди богов зло не укоренилось». В диалоге «Гиппий меньший» он называет важную особенность взаимосвязи бытия с физическим миром. События в последнем — лишь следствия того, «что богами уже предрешено».
В эзотерической философии Духовная Иерархия Света есть «Лестница Иакова». Она связывает Огненный мир (метафизический) с миром физическим. Духовная Иерархия даёт человечеству основу сознания и эволюционное направление, ибо без этого водительства человеческая эволюция «явила бы не раз полное крушение». Общий принцип Иерархии — Добро.
Аналогия философии Платона и эзотерической философии Е.П. Блаватской и Рерихов прослеживается и при рассмотрении других аспектов предмета философии, а именно, сущности человека, смысла его жизни, этики поведения и познавательных способностей.
Главное в человеке, по Платону, — его душа. Она бессмертна и «являет собою трехчастное смешение природы тождественного и иного с сущностью». Е.П.Блаватская также называет Высшее ЭГО, состоящее из трёх высших Принципов, бессмертной сущностью.
Платон даёт описание человеческих «родов», которое совпадает с описанием человеческих «рас» у Е.П.Блаватской. Первые люди, по Платону, относятся к золотому веку истории, ибо жили под управлением бога. Первые люди могли общаться не только с людьми, но и с животными и «...тогдашние люди были бесконечно счастливее нынешних». Платон упоминает о гиперборейцах, об андрогинах, о жизни и гибели атлантов и о трёх последующих смертных родах, «которые будут равны богам». В эзотерической философии такое описание соответствует человеческим расам. Так, первая раса рождена под влиянием Солнца и была высокодуховной; гиперборейцы относятся ко второй расе, андрогины (лемурийцы) — к третьей, а атланты — к четвёртой. Причина гибели последних и у Е.П.Блаватской, и у Е.И.Рерих — та же, что и у Платона. Шестая и седьмая расы, и по Эзотерической Доктрине, и по Платону, будут высокодуховными.
Одинаково эти философы говорят и о проблеме смерти. «Смерть — не есть зло». Они называют одни и те же законы жизни людей — Закон реинкарнации, Закон жертвы.
Раскрывая процесс познания мира, они говорят о вреде многознания, если оно не связано с нравственностью; о невозможности одним логическим методом познать истину, о необходимости раскрытия в себе внутренних духовных чувств.
Платон в «Хармиде», «Послезаконии», «Алкивиаде I» упоминает о некоем зрении и слухе, открытие которых у человека означает познание божественной части души; в «Федоне», «Политике» — о философских занятиях, означающих освобождение и отделение души от тела. Необходимо «добиться, чтобы созерцающее (душа человека — Т.Н.), как и требует изначальная его природа, стало подобно созерцаемому и, таким образом, стяжать ту совершеннейшую жизнь, которую предложили нам как цель на эти и будущие времена», — говорит Платон. В «Филебе», «Законах» он отмечает, что «эти знания философствующих особенно точны».
И в эзотерической философии уделяется большое внимание раскрытию через самосовершенствование внутренних, духовных чувств человека, таких как яснослышание, ясновидение, глубинная память. Метод познания, основанный на данных духовных чувств человека, назван чувствознанием. Только оно даёт истинное знание.
Таким образом, основные положения, на которых построена «Тайная Доктрина», фактически включены в классическую философию Платона. Эзотерическая философия содержит в себе «ключ» к истории философии. Она позволяет глубже раскрыть исторически развившуюся философию, выявить скрытое в ней и недостаточно осознанное пока знание о мире, смысле жизни и эволюции человека, а также понять и решить современные проблемы человечества.
- Ваши рецензии