warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Мы продолжаем иачатую в предыдущем номере публикацию избранных ранних писем Махатм из книги «Письма от Учителей Мудрости» («Letters from the Masters of the Wisdom», Adyar, 1919-1925). В этот двухтомник вошли Письма, принадлежащие как Махатме М. и Махатме К.Х., так и другим Учителям Великой Белой Ложи и адресованные не только А.П.Сиинету и А.О.Хьюму1, но также основателям Теософского общества — Е.П.Блаватской, Г.С.Олкотту — и другим. Их подлинники хранятся в архивах Теософского Общества в Адьяре; на русском языке эти письма, не входящие в известный том «Писем Махатм», публикуются впервые.

Письма от Учителей Мудрости

Предисловие Ч.Джинараджадасы2

Письмо, которым я завершаю этот том, одно из самых важных. Я не нашел никакой ссылки, указывающей, кому оно было послано и кем из Учителей. Среди документов, хранящихся теперь в Адьяре, у нас есть свидетельство Е.П.Б.3, что оно пришло от одного из Учителей. Я привожу его по рукописи, написанной ее почерком. Другая версия письма, с изменениями и дополнениями, появилась позднее в «Люцифере» (т.I,1889г.) подзаголовком «Несколько слов о ежедневной жизни», но без каких бы то ни было указаний на писавшего. Е.П.Б. в своей рукописи от 1885 г. предпосылает письму следующее:

«Один либеральный христианин, член Т.О., возражал против изучения восточных религий и сомневался в уместности какого-либо нового Общества. Полученное письмо, содержание которого было для него переписано, отвечало на его возражения и предпочтение, отдаваемое им христианству. После этого он более не отрицал целесообразности такого Общества, как признанное Теософское. Несколько выдержек из этого раннего письма ясно показывают сущность (nature) Общества, как оно тогда мыслилось, а также и то, чему мы в те дни только пытались следовать и выполнять, наилучшим из возможных для нас образов намерения истинных организаторов Общества. О благочестивом джентльмене, заявлявшем о себе как о теософе и имевшем право судить других, было сказано: (см. Письмо)».

Письмо Учителя

Письма от Учителей Мудрости

 

...4 Вы не имеете права на такое звание. Вы только фило-Теософ, так как тот, кто достиг полного понимания имени и сущности Теософа, не будет осуждать ни людей, ни поступков... Вы заявляете, что Ваша религия есть высочайший и последний шаг к Божественной Мудрости на этой Земле, и что она влила в артерии разлагающегося старого мира новую кровь и жизнь, а также истины, которые оставались неизвестны язычнику? Если бы это было так на самом деле, то Ваша религия внесла бы самые высокие истины во все социальные, гражданские и международные отношения христианского мира. Вместо того, как каждый может понять, Ваша общественная и частная жизнь основываются не на общей моральной солидарности, а лишь на постоянном взаимном противодействии и чисто механическом уравновешивании индивидуальных возможностей и интересов... Если Вы теософ, Вы не должны поступать подобно окружающим Вас, которые взывают к Богу Истины и Любви, а служат темным Силам Власти, Алчности и Случая. Мы смотрим в сердце вашей христианской цивилизации и видим все те же печальные знаки: реальности вашей ежедневной жизни диаметрально противоположны вашим религиозным идеалам, но вы не чувствуете этого; мысль, что сами законы, которые управляют вашим существованием как в области политики, так и социальной экономики, болезненно противоречат основам вашей религии, кажется, не беспокоит вас ни в малейшей степени. Но если народы Запада так сильно убеждены, что идеал не может быть осуществлен на практике, а практика никогда не достигнет идеала — тогда вам придется сделать выбор: либо практическая неосуществимость становится вашей религией, и в таком случае это не лучше хвастливой иллюзии, либо она должна найти практическое применение, но именно вы, вы сами не заботитесь о том, чтобы применять ее этику в своей повседневной жизни... Следовательно, прежде чем пригласить другие народы «к праздничному королевскому столу», из-за которого ваши гости поднимутся еще более голодными, прежде, чем пытаться привести их к своему образу мышления, вам следует взглянуть на пищу, которую они предлагают вам... Под владычеством и правлением экзотерических верований, гротескных и вымученных теней теософских реальностей, всегда будет иметь место то же самое постоянное угнетение слабых и бедных, и та же самая жестокая борьба богатых и могущественных между собой... Только эзотерическая философия, духовная и психическая связь человека с Природой, открывая основополагающие истины, может образовать столь желанное связующее звено между двумя крайностями человеческого Эгоизма и божественного Альтруизма и, в конце концов, привести к облегчению человеческого страдания. Теософия должна не просто представлять собрание моральных добродетелей, связку метафизической этики, резюмированной в теоретических трактатах.

Теософия должна применяться на практике и, следовательно, быть избавлена от бесполезных обсуждений... Она должна найти объективное выражение во всеобъемлющем своде законов жизни, всецело исполненном ее духом — духом взаимной терпимости, милосердия и любви. Ее последователям придется явить пример твердо установленной и столь же твердо применяемой морали прежде, чем они получат право указывать, даже по-доброму, на отсутствие подобного нравственного Единения и единства цели у других организаций и людей. Как сказано выше — ни один теософ не должен порицать брата как в организации, так и вне ее, порочить его действия или осуждать, чтобы самому не потерять право считаться теософом. Отвращайте взгляд свой от несовершенства ближнего и чаще концентрируйте свое внимание на собственных недостатках, чтобы исправить их и стать мудрее... Не показывайте на расхождение между словом и делом у другого, но, будь он брат или ближний, лучше помогите ему на его тяжелом жизненном пути. ...Задачей истинной теософии, ее великой миссией является разработка ясных, недвусмысленных концепций этических идей и долга, которые удовлетворили бы самому сильному и лучшему альтруистическому и правому чувству в нас; а также моделирование этих концепций для приспособления их к таким ситуациям каждодневной жизни, где они могли бы использоваться с наибольшей справедливостью... Такова в перспективе общая работа для тех, кто хочет действовать на этих принципах. Это трудоемкая задача, и она потребует напряженных и настойчивых усилий, но она должна незаметно вести вас к прогрессу и не оставлять места для эгоистических стремлений вне обозначенных пределов... Не позволяйте себе небратских сравнений выполненного вами и работы, недоделанной вашими ближними или братом в области теософии, так как ни от кого нельзя требовать прополоть больший участок земли, чем позволяют его силы и способности... Не будьте слишком суровы к заслугам или промахам того, кто стремится быть принятым в ваши ряды, так как истину о действительном состоянии внутреннего человека может знать и справедливо к нему относиться одна лишь Карма. Даже простое присутствие среди вас сочувствующего человека с добрыми намерениями может помочь вам магнетически... Вы — свободные труженики в Царстве Истины, и как таковые не должны оставлять никаких преград на пути, ведущем к ней.

...Степень успеха или неудачи — это вехи, на которые нам придется ориентироваться, ибо из них соорудятся барьеры, помещаемые вашими собственными руками между вами и теми, кого вы просили быть вашими Учителями. Чем ближе вы к созерцаемой цели, тем меньше расстояние между учеником и Учителем.

 

Перевод Г.В.Егорова

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: