warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

«По распоряжению Полковника Г.С.Олькотта в прошлом году во время Собрания в Лондоне Генеральному секретарю Американского отделения Теософского Общества У.К.Джаджу по возвращении в Америку поручено привезти с собой ту часть праха Е.П.Блаватской, которую вменено в обязанность хранить в Штаб-квартире Американского Отделения Т.О. Покупка соответствующей урны и изготовление надежной капсулы, где будет покоиться прах, потребует определенных денежных расходов. Несомненно каждый ученик, изучающий Теософию, сочтет для себя за честь внести свою лепту в создание предназначенного для этого фонда. По возращении Генерального секретаря из Лондона незамедлительно должна начаться работа, поэтому мы просим американских теософов, если они могут, высылать свои пожертвования до 15 августа на имя Генерального секретаря. Письменные подтверждения и выражение благодарности каждому дарителю будут опубликованы в журнале "Путь" в сентябре 1892 года. Полное описание принятого плана будет опубликовано сразу же.

Нью-Йорк, 1892 г., Уильям К.Джадж».

История праха Е.П.Блаватской1

Когда полковник Г.С.Олькотт прибыл из Австралии в Лондон (в 1891 г. — Прим. ред.), тело Елены Петровны Блаватской было уже предано огню. Весь пепел в ожидании его прибытия находился в английской штаб-квартире Т.О. на Авеню Роуд, 19. Наши английские сподвижники, разумеется, испытывали в какой-то мере чувство неловкости, так как в странах Запада нет обычая так обращаться с пеплом кремированных, как на Востоке. <...> Существует своего рода обычай — сохранять пепел в сосуде или резервуаре наподобие кувшина или ниши. Вероятно по этой причине и из-за отсутствия лучшего способа полковник Олькотт принял решение сохранить пепел именно таким образом. Затем возник вопрос: нужно ли это количество пепла делить на части? Тогда Президент пришел к заключению — разделить его поровну на три части: одна для Индии, одна для Европы, одна для Америки. Президент подчеркнул, что «если мы рассмотрим всю деятельность Елены Петровны Блаватской, связанную с Теософским движением, то обнаружим в ней три ступени, а именно — Нью-Йоркскую, Индийскую и Лондонскую — ее колыбель, алтарь и место ухода».

 

История праха Е.П.Блаватской

Бронзовая Урна, специально созданная для праха Е.П.Блаватской

 

Та часть праха Елены Петровны, которую полковник Олькотт привез с собой в Индию, захоронена под Статуей Е.П.Блаватской в зале штаб-квартиры в Адьяре.

Лондонская часть пепла сначала хранилась там, где Елена Петровна Блаватская провела последние годы жизни. Спустя некоторое время, когда штаб-квартира на Авеню Роуд, 19 перестала существовать, она была перевезена в Индию Ани Безант. В Бенаресе эта сохранившаяся часть пепла была спущена по течению реки Ганг, а также и часть праха полковника Олькотта. Это было осуществлено в 1907 году.

Урна — творение Макелла, в настоящее время находится в Адьяре. Следует добавить, что другая треть праха Е.П.Блаватской в течение ряда лет находилась в штаб-квартире Т.О. в Нью-Йорке, и затем на протяжение многих лет в Пойнт Лома. В настоящее время она хранится в Архиве Международного Теософского Общества в Пасадене (шт. Калифорния).

Тогда же была достигнута договоренность между представителями трех отделений о том, что в случае, если Европейская или Американская штаб-квартиры перестанут существовать, то часть пепла, доверенная их отделению, должна быть немедленно переправлена в Индию. Полковник Олькотт вез часть праха, предназначенную для Индии, сначала через океан в Америку, затем через Америку в Японию и оттуда в Индию в Мадрас. Таким образом, после того, как Елена Петровна Блаватская оставила земной план, прах ее совершил кругосветное путешествие.

Вслед за Олькоттом Генеральный секретарь Американского Общества увез предназначенную для Нью-Йорка часть пепла через океан, где он находился в течение многих лет.

А в это время (вторая половина 1891 года) в Лондоне происходило следующее. Ближайший друг покойной Елены Петровны — графиня Вахтмейстер обратилась к прославленному шведскому мастеру по изготовлению изделий из бронзы — к Свену Бенгтссону (1843— 1916) с просьбой сделать бронзовую урну для хранения в Лондоне праха Е.П.Блаватской. И в 1892 году уже законченная урна была представлена Отделению Т.О. в Лондоне на его ежегодном Собрании. Мастер передал свою работу как дар Лондонскому Отделению.

Высота, ширина и глубина ее — около двух футов (приблизительно 61 см). Она поставлена на бронзовую платформу в виде трех ступеней. Урна смотрится как прекрасное произведение искусства. Все компоненты ее представляют собой символы, выгравирован и девиз Теософского Общества. Отображены на ней три важнейших даты жизни Елены Петровны Блаватской: рождение, поездка в Индию и уход с земного плана.

Дизайн урны был осуществлен Реджинальдом Уиллоухби (1845-1927), известным живописцем и резчиком по дереву, который принадлежал к Лондонской Ложе Блаватской. В целом в урне Уиллоухби нашла свое отражение любовь и преданность соратников Е.П.Блаватской. Верх урны увенчан огненным сердцем, покоящимся на серебряном лотосе. Внутри урны, под куполом, находится небольшая индийская ваза, куда помещен пепел, а также вложен документ, свидетельствующий о том, что в Лондоне в тот день пепел был помещен в урну, и все это было представлено Собранию. Подписанная декларация подтверждает, что содержимое урны представляет прах Елены Петровны Блаватской. В ней также перечислены имена лиц, причастных к этой акции и время ее осуществления.

 

США

Перевод с английского М.Ф.Дроздовой-Черноволенко

 

Текст печатается с любезного разрешения Theosophical University Press from ECHOES OF THE ORIENT THE WRITINGS OF WILLIAM QUAN JUDGE.

 

Несколько строк из дневника

Об этой своей записи в тетради, где решила фиксировать все значительное, я совсем забыла. Начало дневнику было положено 7 июня 1990 года. Условно, для себя я назвала его «Встреча с Рерихами», хотя к тому времени уже была одним из учредителей Эстонского и Московского обществ Рериха. Но именно тогда, 7 июня, я впервые встретилась с наследием Рерихов, привезенным Л.В.Шапошниковой из Индии. Его нашей группе, в которой были известный востоковед Т.П.Григорьева, искусствоведы В.М.Володарский и А.А.Юферова, исследователь Живой Этики М.Н.Егорова и другие, демонстрировали в небольшой комнате флигеля Лопухинской усадьбы Р.Б.Рыбаков и С.Ю.Житенев. Увидеть одними из первых в России личные вещи, реликвии, новые картины наших великих гуманистов, столь долго живших вдали от Родины, стремились многие, но допуск к ним был, конечно, строго ограничен. Тогда же я начала работать руководителем пресс-группы в Советском фонде Рерихов...

Случай заставил меня раскрыть эту заветную тетрадь, затерявшуюся в стопках документов личного архива. Пять лет, прошедших с момента создания журнала «Дельфис», были как прыжок над пропастью. Все было сконцентрировано в одном устремлении...

Стрела времени несла в одном направлении, не позволяла задерживаться и оглядываться... И вот неожиданная встреча с былым, навеявшая воспоминания — сколько же было надежд, и как трудно дается каждая ступень на пути к их реализации!

 

История праха Е.П.Блаватской

Москва, 1994 г., Зарядье. На мосту через Москва-реку. Слева направо: О.В.Матвеев, О.В.Румянцева, Е.М.Величко, М. Ф.Дроздова -Черноволенко

 

Многое из того, что записано в тетради, сегодня уже стало историей и когда-нибудь может быть опубликовано. В частности, последняя запись, датированная 30 октября 1994 года. Привожу ее полностью:

«На мосту за Собором Василия Блаженного в Москве состоялось развеяние праха Н.К. и Е.И.Рерих. Он оказался в небольшой круглой бронзовой коробочке, украшенной резьбой, которую Государственному Музею Востока передали родственники художника Б.А.Смирнова-Русецкого после его смерти. К нему эта коробочка попала, видимо, от Ю.Н.Рериха, с которым он дружил. На церемонии присутствовали: директор рериховского кабинета музея Востока О.В.Румянцева, в ту пору заместитель директора Института Востоковедения РАН Р.Б.Рыбаков, актер и режиссер П.Е.Федоров, близкие Ю.Н.Рериху — М.Ф.ДроздоваЧерноволенко и Е.М.Величко, а также О.В.Матвеев и я. Снимал это историческое событие фотолетописец рериховского движения Д.Чижков.

Почему было выбрано именно это место Москвы-реки? Потому, что Николай Константинович писал именно отсюда Зарядье. Ольга Владимировна открыла коробочку, и прах ветром понесло над рекой. В воду полетели гвоздики — белые и розовые. Стояли молча. Е.М.Величко перекрестила воду, Р.Б.Рыбаков поклонился воде, сложив руки у сердца по-восточному.

О чем думал каждый из нас? Я думала о единении и примирении — пошли-то их, Бог!

Так скромно, без громкого оповещения и толп народа, прах этих великих людей (конечно, маленькая его частица) нашел свое место в сердце столицы».

 

Н.А.Тоотс

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: