warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Памяти великого просветителя

Борисов С.К., физик
Тоотс Н.А., главный редактор журнала «Дельфис»

Сегодня практически забыто имя выдающегося просветителя, книгоиздателя, основоположника отечественной журналистики, педагогики и археографии (т. е. научной публикации рукописных памятников), писателя-публициста, общественного деятеля Николая Ивановича Новикóва (1744–1818). А ведь ещё А.С.Пушкин писал, что если «Екатерина любила просвещение», то Новиков – человек, «распространивший его первые лучи». «Как жаль, что мы так мало имеем сведений об этом необыкновенном и, смею сказать, великом человеке!» – сетовал В.Г.Белинский. «Великим» почитал его, не раз обращаясь к его творчеству и деятельности, и А.И.Герцен.

 

Д.Г.Левицкий. Портрет просветителя Н.И.Новикова. 1797

 

Каждая третья книга, издававшаяся в нашей стране в конце XVIII века, выходила из типографии Новикова. Именно он, создав специальные переводческие семинарии, открыл нам произведения Шекспира, Сервантеса, Бомарше, Якоба Бёме и очень многих других зарубежных писателей, мыслителей, мистиков.

Н.И.Новиков был первым, кто перевёл на русский язык «Бхагавадгиту», первым стал издавать в России детский журнал – «Детское чтение для сердца и разума», а также периодическое научное издание «Санкт-Петербургские учёные ведомости». Новиков выпустил и «Древнюю российскую Вивлиофику», сохранившую для нас часть утраченных ныне в подлинниках важных исторических документов, и многотомную «Историю о странствиях вообще» Прево д’Экзиля с подробными географическими картами. В 70–80-е годы XVIII века он основал сельскохозяйственный журнал «Экономический магазин». Для российской глубинки он составил и напечатал серию книг «Городская и деревенская библиотека». Наконец, в 1777 году им был основан первый «мистико-философский» журнал «Утренний свет».

Без имени Н.И.Новикнова невозможно представить и историю русского масонства XVIII – начала XIX веков, занимавшего немаловажное место в общественной и духовной жизни страны в тот период. Однако работа в ложах английской системы, господствовавшая тогда в России, его во многом не удовлетворяла. Поэтому для него и его единомышленников актуален был поиск «истинного масонства», которое бы вело «по стезям христианского нравоучения». Под «истинным масонством» он понимал «то, которое ведёт посредством самопознания и просвещения к нравственному исправлению». Это привело Новикова в конце концов к розенкрейцерскому движению, организации которого появились в России в 1782 году.

Все начинания просветителя проводились в жизнь при самой активной поддержке членов масонских лож. Училища, школы, приюты, больницы, педагогическая и духовная семинарии, типографии, аптеки, в которых практиковалась раздача лекарств бедным людям, – всё это делалось на средства, которые собирали среди членов лож.

Поиски «истинного христианства», которые были присущи Н.И.Новикову, а также таким известным русским масонам как И.В.Лопухин, С.И.Гамалея, И.П.Тургенев и другие, во многом можно определить как концепцию «о достоинстве христианства и недостоинстве христиан», получившую наиболее широкое распространение в России в начале XX века. Тогда это реформаторское движение стремилось соединить «истинное христианство» с традиционным, существовавшим в официальной церкви. Причём и представители этого реформаторства, и русские масоны XVIII века не порывали связи с православной церковью. Благодаря деятельности Новикова и его группы единомышленников рождалась новая форма взаимосвязи культуры и религии.

Активная издательская и филантропическая деятельность Новикова и его круга прекратилась в 1792 году. По указу Екатерины II Новиков был арестован и заточён в Шлиссельбургскую крепость. И это несмотря на заступничество перед Екатериной известных людей, в том числе графа Я.В.Брюса, бывшего тогда генерал-губернатором сразу двух столиц – Москвы и Петербурга, а также архимандрита Платона (Лёвшина), который после обстоятельной беседы с Новиковым сказал, что тот «в большей мере христианин, чем многие другие, и хотелось бы, чтобы все имели такую глубокую христианскую веру, как Новиков».

Страна нуждалась в переменах, стремительно менялась и культура Европы, с которой у России установились тесные связи в петровские времена. Аристократы по всей Европе уступали господствующее положение в обществе купцам и ремесленникам, нарождалась промышленность, в Америке произошла революция, освободившая её от колониального правления Англии. Во Франции монархия сходила с исторической сцены в свете кровавых мятежей и казней, которые пугали екатерининское окружение и были следствием европейского вольнодумства, характерного для эпохи Просвещения. Проходила она под лозунгами достижений науки и искусства, свободы слова и печати, широкого распространения знаний среди народных масс. Екатерина запретила масонство в России, испугавшись грядущих с ним перемен.

Вступивший на престол в 1796 году Павел I (после смерти Екатерины II) освободил Н.И.Новикова, однако деятельность русского масонства не восстановил. Это произошло лишь в начале царствования Александра I.

Освобождённый Н.И.Новиков поселился в своём имении Авдотьино в Подмосковье. Вместе с ним туда переехал и его верный друг и сподвижник С.И.Гамалея. Последние годы жизни они посвятили созданию пятидесятитомной Герметической библиотеки, переписывая и переводя для неё наиболее значимые сочинения европейских мистиков. Своей задачей они ставили сохранение для грядущих поколений этого важнейшего духовного наследия. Оба похоронены в усадьбе Авдотьино.

В крупнейших библиотеках нашей и других стран бережно хранятся томики журналов и книг по истории литературы и журналистики, этики и эстетики, философии и педагогики, искусствоведения и книгоиздательства, многие страницы которых посвящены Н.И.Новикову и его кругу, без которых невозможно представить себе развитие российской истории, культуры и общественной мысли. Однако эти издания востребованы в основном специалистами-исследователями, которые продолжают искать и находить всё новые штрихи биографии просветителей, замечать в произведениях последующих русских писателей и поэтов отголоски новиковских мыслей и идей. И именно им открывается широкая панорама взаимосвязей и преемственности творцов культуры разных поколений, приверженности их гностическому мироощущению.

Деятельность Новикова лежит в основе известных газет, журналов, альманахов Золотого века, сами же характерные для розенкрейцерства идеи символизма стали предметом обсуждения и основой художественного творчества, конечно, много позже – уже в Серебряном веке. Зато именно в Серебряном веке Россия с этими идеями вышла за свои пределы и внесла немалый вклад в мировую культуру.

И как никогда, именно сегодня идеи Новикова стали созвучны миру, когда ещё не найден выход из кризисного тупика, и будущее логично не вытекает из настоящего. В такие времена нужен диалог с великими личностями, которые были в нашей истории.

Огромным событием в связи с 250-летием со дня рождения просветителя стала выставка «Н.И.Новиков и русское масонство XVIII – начала XX веков», которая состоялась в Санкт-Петербурге в 1994 году. В ней приняли участие: Всероссийский музей А.С.Пушкина (Санкт-Петербург), Библиотека герметической философии (Амстердам), Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И.Рудомино (ВГБИЛ, Москва), Государственный музей истории религии и Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург).

В нынешнем, 2012 году, к 90-летию ВГБИЛ в её залах была проведена с 15 по 17 октября Международная научная конференция «Россия и гнозис: судьбы религиозно-философских исканий Николая Новикова и его круга». Помимо ВГБИЛ её организатором был Научно-просветительский центр «Вольное философское общество». Участвовали в этом значимом событии нашей культуры и Фонды «Собрание» и «Дельфис». На конференции собрались крупнейшие учёные из России, Украины, Великобритании, США, Италии, Израиля и Германии. Достаточно перечислить названия пленарных заседаний и секций, чтобы представить объём и значение прочитанных на конференции докладов: «Идеи просветительства Николая Новикова и его круга»; «Русское розенкрейцерство как эзотерическое христианство»; «Исторические вехи русского масонства: от Новикова до наших дней»; «Философская и эзотерическая мысль круга Новикова: искания русского масонства и современность».

 

Директор Е.Ю.Гениева и председатель НПЦ «Вольное философское общество» Г.Б.Дергачёв

 

Отрадно было слышать, как приехавшие иностранные учёные обсуждают творчество А.Блока, А.Белого, Л.Толстого и Вл.Соловьёва. Известно, что Блок взялся писать выпускную диссертацию в университете о просветительской деятельности А.Т.Болотова, но погрузившись в материал, он изменил тему диссертации и решил писать о Болотове и Новикове, осознав, что именно Новиков стоял в центре преобразований того времени, предшествующему Золотому веку русской культуры. Впоследствии Блок продолжил эту работу, когда сочинял свою знаменитую драму «Роза и Крест», посвящённую легенде и символике розенкрейцеров, идеи которых и стали основой христианской проповеди Новикова и его круга. Многие участники новиковской конференции выступали и на непосредственно предшествовавшей ей Международной научной конференции «Роза и крест», посвящённой 100-летию драмы Блока «Роза и Крест». Она проходила с 10 по 12 октября в Институте мировой литературы им. А.М.Горького и Государственном мемориальном музее-заповеднике Д.И.Менделеева и А.А.Блока (Шахматово-Тараканово).

На новиковской конференции подчёркивалась связь Новикова и его сподвижников с живущими по «шотландскому уставу» розенкрейцерами Германии и Франции. А.Л.Рычковым (Москва) был представлен доклад о вступлении в Великую Ложу Франции перед самой русской революцией известного теософа и поэта Серебряного века Максимилиана Волошина.

 

Выступает А.Л.Рычков – ответственный секретарь конференции

 

Была затронута на конференции и такая интересная тема: насколько масонское движение в России курировалось иностранцами, а насколько было спонтанным проявлением патриотических чувств и склонным «к непокорству и самодеятельности» русских общественных деятелей. В одном из докладов рассказывалось о том, что в черновиках романа Льва Толстого «Война и мир» рассказывалось о том, как Пьер Безухов приходит к масонским идеям под влиянием чтения Гердера и вступает в масонскую ложу, созданную в России «по аналогии с европейскими идеями и начинаниями». Потом писатель несколько изменил текст. В докладе говорилось и о глубоком уважении самого писателя к Новикову и его деятельности, сочетающемся с подробным изучением им архивных документов.

Одним из главных направлений работы масонов было «психическое совершенствование человека», которое они видели не в «отмене религиозной веры», а в её рационализации и «всяческом подкреплении знаниями». Излишне напоминать нашему читателю, что таковы же и положения теософии Е.П.Блаватской, как и появившейся тогда же разновидности христианской софиологии Вл.Соловьёва, начатой его далёким историческим предшественником Н.И.Новиковым, популяризовавшим и распространявшим идеи о Софии Премудрости как Святом Духе у розенкрейцеров.

К конференции был приурочен выпуск сборника «Утренний свет Николая Новикова», в который вошло помимо статей разных авторов и факсимильное издание новиковского журнала «Утренний свет» № 2 1778 года. Издание этого уникального труда во славу светоча нашей культуры осуществлено ВГБИЛ при поддержке «Вольного философского общества», Фонда «Собрание» и Ивана Коржева. Здесь уместно вспомнить один из заветов Новикова: «Истина, зародившаяся в одной голове, посредством книги родит столько же правомыслящих голов, сколько у этой книги почитателей». А их у нового сборника несомненно будет много.

 

Обложка сборника «Утренний свет Николая Новикова»

 

Все дни на конференции царила незабываемая атмосфера братства людей мыслящих, стремящихся своими изысканиями проторить дорогу к новой мировоззренческой ступени человеческой цивилизации.

И блоковская, и новиковская конференции имели одну особенность – у них была скульптурная составляющая. Заслуженный художник России, скульптор Иван Коржев, проникнувшись идеями великого просветителя и величием его трудов, а также познав смысл розенкрейцерского символизма, создал две скульптуры: бюст Н.И.Новикова и символический знак к драме А.Блока «Роза и Крест». И обе были преподнесены в дар во время конференций.

 

Бюст Н.И.Новикова. Автор – И.Коржев

 

Скульптурный символический знак к драме А.Блока «Роза и Крест», созданный И.Коржевым

 

Идея создания этих скульптурных произведений рождалась в стенах нашего Фонда сохранения и развития культурных ценностей «Дельфис», где И.Коржев является членом Совета. Это он предложил передать ВГБИЛ создаваемый им бюст Н.И.Новикова в качестве дара от Фонда «Дельфис». Об этом свидетельствует теперь золотая табличка на задней стороне памятника.

 

Перед торжественным открытием

 

Золотая табличка на задней стороне памятника

 

Торжественное его открытие в Атриуме перед входом во ВГБИЛ увенчало конференцию и состоялось 17 октября 2012 года. Всеми собравшимися и выступавшими было отмечено, что И.Коржеву удалось создать образ изображаемого исторического лица. Удачным решением явилась подставка для бюста в виде стопки объёмных фолиантов. А с задней стороны скульптуры выгравированы слова из Писания, подчёркивающие не только главную направленность всей жизни Новикова, но и его религиозные убеждения: «В начале было Слово». Эта фраза на памятнике написана на старославянском языке – «Искони бя Слово».

 

В Атриуме ВГБИЛ. Идёт церемония открытия открытия памятника

 

Появление в Москве бюста просветителя, как и нового сборника, посвящённого ему, а также, в дальнейшем, и научных трудов конференции – это значимые шаги по возвращению отечеству истинных ценностей нашей истории и культуры. Но на том эта важнейшая работа не заканчивается.

У нас нет музея Новикова, нет туристической тропы по «новиковской Москве», нет величественного памятника, запечатлевающего лики Новикова и его сподвижников.

Оказывается, решение о создании памятника Новикову и Радищеву было принято чуть ли не 100 лет назад. Радищеву памятник появился (на улице, ныне ведущей от метро «Таганская» к ВГБИЛ), а Новикову не повезло. Исправить это затянувшееся недоразумение взялся И.Коржев. К конференции он создал проект грандиозного памятника Н.И.Новикову, его эпохе, делу жизни его и сподвижников. Небольшой макет был представлен на суд участников конференции. Несомненно, подобная скульптура может украсить любой из уголков новиковской Москвы. Некоторые видят её в усадьбе Авдотьино, ныне находящейся в полном запустении. Однако есть намерение восстановить это «дворянское гнездо» и создать в нём музей Н.И.Новикова. На конференции было объявлено о сборе благотворительных пожертвований для создания памятника Новикову Научно-просветительским центром «Вольное философское общество».

 

Проект памятника Н.И.Новикову и его окружению в г. Москве. Автор – И.Коржев

 

В заключение хотелось бы привести слова о Н.И.Новикове скульптора Ивана Коржева: «Для меня он истинный сын своего народа. Человек, сделавший для России доступным книжное слово, продвинувший книгу в провинцию, а значит, открывший новую веху в гражданском развитии нашей державы. Пришло время вспомнить о таких людях как Н.И.Новиков, по заслугам оценить их деяния, постараться следовать их высокому нравственному идеалу».

Идентификация
  

или

Я войду, используя: