Окна в необычный мир
AMAPABEЛЛA — свет несущая, так именовала себя группа художников-косми- стов, которую высоко оценили Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи во время приезда в Москву летом 1926 года. Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий был в числе шести «амаравеллистов», кому в дни тех знаменательных встреч Н.К.Рерих вручил первые книги Живой Этики и Знаки Майтрейи. По сути Амаравелла стала первой общиной Живой Этики в России того времени.
В 30-40-е годы жизнь Московской рериховской общины была приостановлена из-за сталинских репрессий. Она смогла возобновить свою деятельность лишь спустя шестьдесят лет. В годы войны по доносу был отправлен в сибирские лагеря и Б.А.Смирнов-Русецкий. Его большая культурно-просветительская работа, его творчество были прерваны, но лишь на время. Учению Живой Этики, духу Амаравеллы Борис Алексеевич остался верен навсегда.
Как только в 1991 году Московское рериховское Общество получило право на существование, оно дружно избрало Б.А.Смирнова-Русецкого своим первым председателем. Выставки его картин пользовались неизменным успехом и способствовали объединению представителей разных поколений вокруг идей Н.К.Рериха. Когда в 1993 году Борис Алексеевич ушел из жизни, двести его работ были переданы в дар Музею искусств народов Востока вдовой художника В.П.Яснопольской.
В январе этого года в Москве состоялись две выставки творчества Б.А. Смирнова-Русецкого, приуроченные к 95-летию со дня рождения художника. Первая из них проходила в Музее искусств народов Востока, затем выездная экспозиция была развернута в зале Московской библиотеки № 27 у Новодевичьего монастыря. Посетители смогли увидеть несколько замечательных пейзажных циклов Смирнова-Русецкого, которые автор создавал на протяжении многих лет творчества. Это циклы «Валдай», «Псковская земля», «Север», где представлена природа Севера России с ее неяркой, задушевной красотой. Лирические циклы «Прозрачность», «Осенние раздумья», пейзажи которых не связаны с приметами определенных мест, а скорее служат выражением состояния души. Циклы «Космос», «Жизнь неба» передают те состояния, которые охватывают человека перед величием Вселенной.
Б.Л.Смирнов-Русецкий. Солнечный день
Выставки Смирнова-Русецкого всегда обладают своим особенным полем, в залах, где вывешены его картины, устанавливается особая атмосфера. Его картины — это окна в необычный мир, который приобщает нас к космическому сознанию, дает почувствовать импульсы тонких энергий.
Постижение картин художника, обладавшего планетарным сознанием , дается нелегко. До сих пор большинство критиков и искусствоведов затрудняются комментировать его творчество. Пожалуй, лучше других о художнике и его произведениях рассказал на страницах журнала «Дельфис» (№ 2, 1994 г., стр.51) доктор исторических наук Р.Б.Рыбаков, хорошо знавший Бориса. Алексеевича. В статье, которая называется «Время и космос Б.А.Смирнова-Русецкого» он писал: «Не быт, а Бытие, раздвигающее полотна его картин до бесконечности. Не мгновение, схваченное глазом как объективом фотографического аппарата, а остановившееся время вечности. Не хаос, а гармония. Космос Смирнова-Русецкого - это беспредельность духовного пространства, почувствованная глубинами внутреннего Я; это музыка сфер, услышанная — не ухом, конечно, а чутким сердцем».
- Ваши рецензии