warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

О родословной Н.К.Рериха и этимологии имён Рюрик-Рерик-Рерих

А.Люфт, редактор сайта «Живая Этика в мире», Германия
Голенищева-Кутузова В.Е.

Поиск географических названий

 

Поиск географических названий по слову Röhrig (по-немецки читается как Рёрих1 ) дал результат в самом центре сегодняшней Германии – деревне Röhrig в Тюрингии (индекс 37318). Данная деревня лежит рядом с горой под названием Рёригсберг (Röhrigsberg) высотой 485 метров. Впервые эта деревушка упомянута в 1536 году под названием Рорихт (Rohricht). Сами немцы придерживаются такого же мнения, как и барон Таубе: «Имя деревни происходит от характеристики местности, в которой она располагается. Раньше этот населённый пункт лежал в болотистой низменности. На нижненемецком диалекте слово “Рёриг” обозначает камыш»2. Поэтому в гербе этой исторической деревни присутствует изображение камыша.

 

Фото 20. Фотографии деревни Рёриг и герба этой деревни

 

Поиск по слову Röhrchen (по-немецки читается как Рёрхен) вебсайт genealogy.net выдал несколько результатов, из которых следует, что в 1805 году существовала деревня Röhrchen под местом Lübzin. Последний населенный пункт располагается в Передней Померании и называется сегодня Warnow3. Интересно, что данное место лежит на так называемом Мекленбургском озёрном плато и имеет ярко выраженный камышовый биотоп.

Также нашлась ещё одна деревня Рёрхен (Rörchen) в Восточной Померании, на территории сегодняшней Польши. До Второй мировой войны район, куда входила эта деревня, назывался Naugard4 и принадлежал Пруссии. По состоянию на 1932 год в этот район входило 4 города и 111 деревень. Под номером 90 числилась деревня Рёрхен (Rörchen). По слову Rörich в земле Гессен ФРГ удалось обнаружить деревню Röhrig5, исторические корни которой прослеживаются до 1333 года. Средневековые хроники позволяют проследить изменение названия этой деревни в ходе веков: Рёрих (Rörich) в 1450 году, Рориг (Rorig) в 1598 году, Рёриг (Röhrig) с 1753 года по сегодняшний день. Данное изменение наглядно иллюстрируют генеалогическую мутацию слова «Рёрих», о которой писал барон Таубе.

В Восточной Фризии земли ФРГ Нижняя Саксония, на границе с Нидерландами, есть городок с названием Рорихум (Rorichum)6. В различных хрониках он назван как Rorechum, Rorichsheem, Rarichum и Rarchum. Если исходить из немецкого языка, где окончание um придаёт слову собственному обобщающее значение, то название этого местечка можно разбить по слогам Рорих-ум (Rorich-um), что позволяет его интерпретировать как владения Рориха. На такое разделение подталкивает и название другой деревни, находящейся по соседству. Её название Рорихмор (Rorichmoor), которое также разделяется как Rorich-moor, что значит Рорих-мох, ибо окончание moor по-немецки есть название растения мох, которое очень распространено в Восточной Фризии.

В Передней Померании сегодня находится приморский город Рерик (Rerik), названый так в честь старинного славянского городища, раскопанного археологами в этих краях. Историческая справка: «Рерик – средневековый город, торговый центр (эмпория) на южном побережье Балтийского моря, центр ободритов. Раскопки Кильского университета и Археологического ведомства земли Мекленбург – Передняя Померания, проводившиеся в 1995–1998 годах в пределах села Гросс-Штрёмкендорф на восточном побережье Висмарского залива Мекленбургской бухты, открыли большую часть некоего торгового центра и прилегающих к нему захоронений площадью 23 гектара. Поселение в Гросс-Штрёмкендорфе являлось одним из самых крупных торговых центров в южной части побережья Балтийского моря, между Хедебю и Волином, в устье Одера: его территория в два раза превышала по площади города Хайтабу (Хедебю) и Рибе того же периода. В поселении обнаружены находки раннего славянского периода, которые дендрологическим методом оцениваются в диапазоне 735–811 годов. Топографическое расположение и датировка (согласно находкам и дендрохронологии) довольно точно соответствуют времени существования Рерика. Рерик был построен около 700 года, когда ободриты поселились в регионе, и скоро стал полиэтническим городом со смешанным славяно-скандинавским населением»7. Интересны также другие исторические наименования жившего в этих краях ободритского племени – рароги или ререги8. Не от слов ли «рёриг» или «рёрихт» произошло название этого племени, так же как и самого городища Рерик?

 

Юта-богатырь – родоначальник рода Рюриков

 

В дневниках Е.И.Рерих есть такие слова:

– Что значит «Юта-богатырь», слышанн[ое] мною?

– Юта-богатырь – Ф[уяма] в Исландии, когда начинался род Рюриков9.

Исландия – островное государство, расположенное в северной части Атлантического океана (к северо-западу от Великобритании). Известно, что этот остров первыми заселили скандинавские викинги. Значит, род Рюриков имеет всё же скандинавские корни. Но скандинавский мир в ту эпоху был обширен и включал в себя не только Швецию и Норвегию, но и Британию, Данию, Фрисландию. И, как показывает наше исследование распространения имён и названий Рюрик-Рерик-Рерих и многих производных от этих слов, путь великого рода Рюриков из Исландии в Новгород пролегал не через северное побережье Балтики (сегодня это Швеция, Финляндия, Норвегия), а через южное (сегодня это Дания, Северная Германия, Польша, Литва, Латвия, Эстония), то есть по линии Ютландия – Померания – Курляндия. И сам Н.К.Рерих придерживался такого же мнения. В письме к барону Н.Н.Врангелю от 9 сентября 1904 года Н.К.Рерих писал:

«Многоуважаемый Николай Николаевич.

В прошлом году Вы спрашивали у меня мои биографические сведения. Помнится, я упоминал Курляндию. Нынче мне пришлось заняться нашей генеалогией, и оказалось, что Курляндия для нашего рода – чистая случайность. Род шведский, шёл через Померанию, а Курляндия – просто ничего не значащая остановка. Сообщаю Вам для верности сведений. Это такая скука отыскивать старые бумаги и сведения.

Искренне жму Вашу руку.

Преданный Вам Н.Рерих»10.

Позже Н.К.Рерих скорректировал свои взгляды в части вопроса о происхождении своего рода, вполне правильно заменив «шведский род» на Ютландию и Исландию. Так, в 1938 году он писал в одном письме: «Скажу лишь, что впервые имя появляется в скандинавских хрониках восьмого или девятого века в Ютландии и Исландии»11.

Если читатель вспомнит последнее предложение предыдущего абзаца: «Рерик ... стал полиэтническим городом со смешанным славяно-скандинавским населением», то можно легко допустить, что датско-скандинавское имя Рюрик проникло в городище Рерика в славянскую среду прибалтийских племён ободритов, один из княжеских представителей которых позже был призван в Новгород на вече, где был избран правителем земель русских. Эта версия происхождения князя Рюрика называется в исторической среде «прусской» и являлась противовесом норманской теории, согласно которой Рюрик был шведским иностранцем. Основоположником прусской теории был М.В.Ломоносов, который считал, что упомянутые в летописи Нестора варяги были не шведами, а славянскими племенами. В своей книге «Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года», вышедшей в 1766 году, Ломоносов писал: «Неправильно рассуждает кто варяжское имя предписывает одному народу, многие сильные доказательства уверяют, что они из разных племён языков состояли... Когда Рурик с братьями, со всем родом и с Варягами Россами переселился к Славянам Новгородским, тогда оставшиеся жители после них на прежних своих местах Поруссами или оставшимися по Руссах проименованы». В ту пору прусская теория Ломоносова не нашла поддержки у правящего тогда дома Романовых, которым была выгодна норманская теория, согласно которой Рюрики – основоположники Государства Российского – были такие же иностранцы, как и половина представителей рода Романовых. История, как известно, самая политизированная наука. Ярким примером тому, как официальная версия происхождения Рюриков зависела от политической конъюнктуры, служит брак Екатерины Ивановны12 из правящего дома Романовых и немецкого герцога Карла Леопольда Мекленбург-Шверинского, родоначальником которого был славянский ободритский князь Никлот13. Во время этого брака благодаря трудам немецких историков Ф.Томаса и И.Хюбнера норманская теория снова уступила место прусской:

«В первой четверти XVIII века появилось несколько трудов по генеалогии правящей династии в германской земле Мекленбург, когда-то заселённой ободритами. Поводом послужил заключенный в 1716 году брак герцога Мекленбурга Карла Леопольда с Екатериной Ивановной, племянницей Петра I, матерью будущей правительницы России Анны Леопольдовны. В сочинении “Разыскание родства” Ф.Томас проводил идею о родстве между русскими и полабско-поморскими славянами (называвшимися германскими источниками вендами), а также о родстве между правящими российской и мекленбург-шверинской династиями. Отвергая скандинавское происхождение Рюрика, он считал его выходцем из славянской Вагрии. Ссылаясь на источники XV века, Ф.Томас проводит мысль о том, что Рюрик был внуком короля ободритов Витслава (умер в 795 г.) и сыном Годлиба (Годслава), погибшего в 808 году при штурме датчанами города Рерик. Другой немецкий историк начала XVIII века, И.Хюбнер, используя тот же источник, полагает, что сыновья Годлиба: Рюрик, Сивар и Трувор – отправились в 840 году в Новгород ... Ободритская гипотеза происхождения Рюрика в определённой мере согласуется с данными некоторых русских летописей (Густынская, Иоакимовская, Новгородская четвертая) о Гостомысле. “Великий град”, в котором последний правил, мог быть тем Велиградом, который считается столицей бодричей»14.

 

Рис. 3. Карта Франкской империи около 814 года, племя ободритов проживало тогда на территории сегодняшней Померании15

 

Современные историки отмечают, что в новейший период истории России на свет выходит много новых доказательств в поддержку прусской теории происхождения Рюрика. Надо полагать, что нелогичная норманская теория со временем изживёт себя как политический заказ правящих на Руси 300 лет полуиностранцев Романовых. Здравый смысл подсказывает, что новгородцы-славяне не могли поставить над собой скандинавского чужака-иноземца, не говорящего на их языке. Чтобы объединить разрозненные племена, что сделал Рюрик, необходимо было очень хорошо владеть языком этих племён. Нужно очень не уважать русский дух, чтобы допустить, что гордые и независимые русские язычники, имевшие свою развитую религиозную систему, покорились заморскому князю, поклонявшемуся скандинавскому Одину. Поэтому, уважая русский народ, нужно априори исходить из того, что Рюрик был выходцем из каких-то западнославянских племён: руян, вагров, ободритов, поморян или других полабских16 славян, – проживавших на побережье Южной Балтики, где, к примеру, в таких городищах, как Рерик, происходило полиэтническое датско-немецко-славянское смешение, в результате которого исландское племя Рюрика-Юты-богатыря проникло в славянский род, один из представителей которых в конечном итоге стал новгородским Рюриком – основоположником русской государственности. Простому человеку, не знакомому с историческими хитросплетениями, очень трудно разобраться в данном вопросе, поэтому мы можем порекомендовать облегчённую версию славяно-прусской теории, которую в данное время отстаивает популярный писатель Михаил Задорнов, снявший на эту тему документальный фильм «Рюрик. Потерянная быль»17.

 

Николай Рерих, 1934 г.

 

Несмотря на трёхсотлетний спор сторонников славяно-прусской и шведско-норманской теории о происхождении Рюрика и русской государственности, для нас ясно, что Фуяма (Н.К.Рерих) был основоположником рода Рюриков. Ещё при жизни Н.К.Рериха в народе ходили такие легенды, и притом задолго до цитируемой выше записи Е.И.Рерих от 1927 года о Юте-богатыре. В дневниках З.Г.Фосдик есть запись от 16 января 1923 года, во время пребывания Н.К.Рериха в США: «Н.К. приехал из Детройта... Как раз перед отъездом на вокзал к Н.К. подошёл простой русский рабочий-механик и говорит ему: “Ведь вы – князь Рюрик из дома Рюрика”. Когда Н.К. спросил, откуда он знает, ответил, что он масон и ему многое понятно из каталога Н.К.». В дневниках Е.И.Рерих в записи от 5 декабря 1932 года Учитель подтверждает, что такая легенда о Н.К.Рерихе имела широкое хождение: «Обещал вам сказать несколько легенд... Кто же иной может принять имя Рюрика?»18. Эта легенда родилась задолго до широкой международной деятельности Н.К.Рериха. Ещё во время пребывания семьи Рерихов в Санкт-Петербурге, знакомый с Рерихами композитор С.И.Танеев19, по-видимому в беседе с императором Российской империи Николаем II, назвал детей Н.К.Рериха Юрия и Святослава варягами-Рюриками, намекая на то, что сам Н.К.Рерих происходит из рода Рюриков, чем очень смутил подозрительного самодержца20. И это понятно почему, конкуренты на престол императору Романову были не нужны.

Но есть высший космический закон, который ставит во главу народа высокий дух, немало потрудившийся во славу этого народа. Если дух Рериха зачинал род Рюриков в Исландии, можно предположить, что и в следующих воплощениях он рождался в этом роде. Из дневников Е.И.Рерих известно, что Рерих в одной из прошлых жизней был славянским жрецом по имени Речуя21, служившим главному богу славян – Свентовиту, культ которого исполнялся в главном городе полабских славян – городище Аркона22, располагавшемся на одноимённом мысе балтийского острова Рюген. Это воплощение приходилось на VI век н.э. Вполне возможно, что в IX веке н.э. дух Рериха снова воплотился в тех же местах – в полабских славянах – и позже пришёл в Новгород и стал тем, кого русский народ сегодня чтит как князя Рюрика, основателя русской государственности. В воплощении Н.К.Рериха в 1847 году этот дух снова приходил на землю в прибалтийском регионе – в Санкт-Петербурге. Можно предположить, что род прибалтийских Рерихов, из которых происходил Н.К.Рерих, о чём подробно описано в данной статье, имеет непосредственную кровную, генетическую связь с исландским родом Рюриков, родоначальником которого был дух Рериха. Наверное, именно эту связь чувствовали простые люди во времена Н.К.Рериха, приписывая ему происхождение из дома Рюрика. Если последний оформил русский этнос в рамки римской цивилизации, то первый придал ему черты восточной мудрости – именно так можно характеризировать современный российский народ, живуший по римскому светскому праву, но с христианско-византийской верой в высшую справедливость. В этом особый путь России и в этом сила Святой Руси! Поэтому слова Владыки Шамбалы: «Рерих, люби русских – тебе суждено руководить Россией»23, – становятся понятными именно в свете великой миссии, вручённой высшими силами нашей планеты духу Рериха со времён его исландского воплощения в роде Рюриков. Великий план этой миссии предусматривает скрепление Святой Руси с планетарной иерархией – Великим Светлым Братством Шамбалы. Н.К.Рерих пытался завершить этот тысячелетний план Шамбалы в проекте построения Новой Страны, но тёмные силы помешали осуществить его. Однако дух Рериха придёт снова, чтобы довести Великий План до победного завершения. Этот великий дух – по-восточному Махатма – снова воплотится, чтобы стать великим кормчим Русского государства. И вполне возможно, что в генах это великого вождя будет снова течь кровь древнего рода Рюриков!

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: