warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Что это – эссе? Пожалуй, да. Научное исследование? Нет. Но очень искренний поиск человека неравнодушного, думающего, остро переживающего судьбы нашей культуры вообще и культурного уровня современного человека, в частности. Заслуженная артистка России, лауреат многих фортепианных конкурсов Наталья Сергеевна Гаврилова делится с читателями своими раздумьями об эмоциях, возможностях человека окрашивать ими своё творчество и умение управлять ими в повседневной жизни. Вопросов здесь больше, чем ответов. Но первый и необходимый шаг в этом искусстве – это начать думать о своих эмоциях и контролировать их.

Невидимые нити эмоций

Гаврилова Н.С., заслуженная артистка РФ

Только когда сгоришь, тогда зажжешь!

Вячеслав Тихонов

ПРЕДЫКТ, АУФТАКТ1

Без обид

На изучение различных вопросов, связанных с эмоциями, меня подвигло, главным образом, огорчение от того, что самые насущно необходимые из них стали исчезать из сферы искусства музыкального исполнительства. Огорчение было большим и давним, потом появились недоумение, возмущение и т. д. Постепенно, по мере изучения проблемы стало ясно, что расстраиваться бессмысленно, так как причины этого явления рождены самой жизнью.

Вот первая из них: считается, что прогресс на Земле идёт предпочтительно в сторону технического развития, и закономерно, что он распространяется на все сферы человеческой деятельности, поэтому и в музыкальном мире он направлен в сторону техногенной катастрофы и бездушия. В результате сегодня лишь немногие музыканты считают важным, уж не говорю, что самым важным, вкладывать всю душу в свою работу.

 Нас в своё время воспитывали большей частью атеистами. Это исторически обосновано – во времена СССР говорить о душе и «божественном» было небезопасно. (Однажды в передаче о Сергее Рахманинове я высказалась насчёт русской души, так это вырезали). Однако именно в музыке, несмотря ни на что, душа всегда жила, а с ней вместе жили и эмоции. Сейчас, получается, думать о них некогда?

Второй причиной, возможно, является все усложняющаяся и усложняющаяся ткань музыкальных произведений (в противовес начали появляться иногда сверхпростые мелодии и гармонии – и как же приятно их слушать!). При изучении и исполнении такой невероятно сложной современной гармонической фактуры с её полифоническими переплетениями и совершенно «экстремальными» звучаниями всё внимание и музыкантов, и публики просто приковано к развитию музыкального текста в попытках ничего не упустить. Тут уж не до эмоций. Они, конечно, всё равно будут, но не такие, как надо, без наслаждения красотой.

Третья причина – это творческие конкурсы, которые окончательно превратились в спорт, где главное – техника, скорость, точность, а вовсе не эмоции, чувства и переживания. Об остальных негативах, которые «тащат» за собой конкурсы, а их немало, лучше умолчим.

И, наконец, четвертая и самая грустная причина: стало слишком много студентов вообще, а среди них слишком много таких, которые «не тянут». Диплом они получают «абы как». Получаются, таким образом, выпускники, не успевшие из-за нехватки времени научиться всему, чему обязаны были научиться. И совсем плохо, если бедняги успели заработать «звездную болезнь». Они, между прочим, скорее всего будут учить других. А ведь научить можно только тому, что сам умеешь.

Уровень качества, естественно, падает даже у публики. Она думает, что так и надо, что некачественно – это правильно, она, наивная, уверена, что получает всё самое лучшее…

 

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».

 

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: