warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Песнь сердца Инайят Хана

Суфизм — таинственное мистическое учение, выросшее на почве ислама. Философы и историки религии ломают копья в попытках найти всеохватывающее определение суфизма, но попытки эти малоуспешны, ибо «настоящая религия суфия — это Океан Истины», а океан неисчерпаем. Автор цитаты — Хазрат Инайят Хан, один из ярчайших представителей суфийского движения в XX веке.

Самые знаменитые из известных европейской интеллигенции суфиев были поэтами (среди них такие гении восточной культуры, как Руми, Джами, Хайям, Саади, Хафиз). Инайят Хан тоже был великолепным поэтом, но кроме того ещё и выдающимся музыкантом и композитором.

Он родился в г. Барода (центре индийского штата Гуджарат) в 1882 году в семье потомственных музыкантов. Главным музыкальным авторитетом для юного Инайят Хана стал его дед, Маула Бакш, видный музыкант при дворе местного махараджи, ревностный поклонник индийской классической музыки, разработавший для неё целую систему нотной записи, основавший музыкальную школу индийской классической музыки и написавший учебник музыки, который стал основным музыкальным пособием для талантливого внука. Перед Инайят Ханом открывались прекрасные перспективы, но не слава манила юношу. Музыка для него стала компасом на пути к иным вершинам.

Он открыл в себе удивительную способность — слышать музыку не только в колебании струн музыкальных инструментов. Инайят Хан был убеждён, что музыка присутствует везде, что она есть в любом человеке, причём каждый отличается своей тональностью и ритмом. Он слышал музыку в своём теле и замечал, что каждому органу присуща своя мелодия. Он различал музыку травы и деревьев, музыку моря, гор, звёзд.

Откуда эта способность, пугаться ли ему или радоваться, и что ему делать дальше? В поисках ответа на эти вопросы молодой Инайят Хан обращается к суфиям, в которых юношу привлекает чарующее сочетание искренности, естественности, внутренней свободы, доброжелательности и высоты стремлений. Природа всегда идёт навстречу искателю истины — духовным наставником Инайят Хана, его муршидом, стал известный суфийский учитель Мухаммад Мадани, который сразу оценил высокий духовный потенциал юноши. Начались годы постижения суфийских учений, овладевания мистическими практиками. При этом музыка была не помехой, а помощью, облегчавшей искания. Позже он скажет: «Когда душа настроена на Бога, всё превращается в музыку».

Для музыкального таланта Инайят Хана Индия становилась мала. Он начал получать приглашения выступить в других странах, в том числе и европейских. И учитель не стал удерживать молодого суфия: «Наше учение, также как и твоя музыка, не должно пребывать только здесь, в Азии. Твоя миссия нести Истину на Запад».

С 1910 года Инайят Хан неустанно путешествует и выступает в Америке и Европе. Форма его выступлений — некое сочетание лекции и концерта. Пламенными словами он пытается донести до слушателей мудрость суфизма, а на тех, чьи психические установки слишком жёстки, воздействует бесподобной индийской музыкой, доходящей до самого сердца.

В октябре 1913 года Инайят Хан прибывает в Россию, где в течение семи месяцев с огромным успехом выступает в Москве и Петербурге. Он принят в придворных и литературно-музыкальных салонах, ему горячо аплодируют, но настоящую духовную близость к нему ощущают лишь немногие. Один из них — А.Н.Скрябин. Они встречались несколько раз и быстро нашли общий язык, сойдясь в том, что музыка ещё должна сослужить великую службу в деле объединения пока разобщённого человечества. Скрябин, как и Инайят Хан, понимал, что музыкальные произведения могут достигать уровня высочайших мистических озарений. Обсуждая с Инайят Ханом планы создания своего будущего произведения — мистерии «Предварительное действие», он был счастлив, что нашёл воистину родственную душу.

За семь месяцев пребывания в России Инайят Хан всем сердцем полюбил эту страну. Он вместе со своими тремя братьями выступает с концертами в Москве, читает многочисленные лекции. Этот искренний, открытый человек находит радушный приём как у представителей интеллектуальной элиты Москвы, так и у простых людей и даже у православного духовенства. Он говорил, что Россия своей теплотой напомнила ему Родину. Москва стала для Инайят Хана особенным городом ещё и потому, что здесь появилась на свет его старшая дочь Нуруниса.

Песнь сердца Инай Хана

Хазрат Инайят Хан (1882—1927)

 

При всей своей обширной деятельности Инайят Хан не оставляет главного — суфийской практики, движения по пути, ведущему к личному слиянию с Богом. И, судя по его стихам, это движение было весьма успешным.

Тебя всю жизнь искал я неустанно. Я громко звал с вершины минарета, Звонил в колокола — и всё впустую. Напрасно я купался в водах Ганга И с дервишами брёл к священной Мекке. И на земле искал я, и на небе, Но только в сердце отыскал Тебя я. Там скрыт был Ты, жемчужине подобный, Возлюбленный мой, — в раковине сердца. В Европе (в том числе и в России) Инайят Хан основал несколько суфийских организаций. В настоящее время во главе крупнейших из них стоят его сыновья Пир Вилаят Хан и Хидаят Хан.

Сам Инайят Хан в 1926 году возвращается в Индию. Его миссия выполнена, знаменитый суфий в расцвете творческих сил. Он пользуется всеобщим почётом и уважением. Но душа тоскует по небесам.

И небеса позвали её к себе. В 1927 году Инайят Хан покинул земную юдоль. Его кончина с лёгкой улыбкой на лице была такой же светлой, как и его жизнь. Скорбящие ученики утешались словами своего наставника: «То, что кажется нам смертью, на самом деле — настоящее рождение души».

Неотразимое обаяние личности Инайят Хана действует на нас и сейчас через его многочисленные книги, полные вдохновенных стихов и откровений, через его музыкальные произведения. Ниже мы приводим публикуемые впервые на русском языке духовные наставления Инайят Хана.

 

Поэтические раздумья Инайят Хана

Бога, доступного рассудку, творит сам человек. Истинная реальность — за пределами ума.

Алапы (наставления)

Когда великого образа отблеск

Засветится в человеке,

Когда и земля, и небо

Покажутся в человеке,

Отыщется ль в свете целом

То, чего нет в человеке?

Взгляните пытливым оком —

Сколь много всего в человеке!

 

Едва вы выступите в путь, стремясь найти Нас,

Мы тотчас же выйдем навстречу.

 

Бог — ответ на любой вопрос.

 

Бог сотворил человека,

а человек создал добро и зло.

 

О, миротворец!

Ты борешься за мир на всей земле.

Сотвори прежде мир внутри себя.

Свет возник из космоса

и осветил его.

Аланкары (узоры мысли)

Невозмутимость! Мой самый близкий друг!

Прости, что так часто

пренебрегаю твоими советами.

 

О, скромность!

Ты вуаль, скрывающая моё тщеславие.

 

О, смирение!

Не в тебе ли сущность моей гордыни?

 

Тщеславие!

Из твоей чаши пьют и святые, и грешники.

 

Стремления мои!

Порою кажется, мы с вами на качелях:

я наверху — вы тянетесь к земле,

я опущусь — взлетаете к высотам.

 

Привычка во всём полагаться на себя!

С собою я и бедняк, и богач одновременно.

 

О, сердце, полное чувств!

Сколько раз я жалел, что ты не из камня!

 

Моя ограниченность!

Ты как соринка в глазу моей души.

 

Деньги!

В вас и благословение, и проклятие.

Вы друзей превращаете во врагов, а врагов в

друзей.

Вы и приносите жизненные заботы, и избавляете от них.

 

Время!

Я никогда не видел тебя,

но я слышал твои шаги.

 

Время!

Ты — океан, а любые движения жизни — твои волны.

 

Моё мыслящее «я»!

Отрешись от упрёков и зависти,

не затаи злобы.

Будь мудрым, терпимым, чутким,

ласковым и добрым ко всем.

 

Моя независимость!

Сколько жертв принёс я на твой алтарь,

а ты жаждешь всё новых и новых.

 

Моя доверчивость!

Как часто ты разочаровывала меня,

но я по-прежнему иду за тобой

 с закрытыми глазами.

 

Моё воображение! Что ты?

— Я струя, питающая фонтан твоих мыслей.

 

Перевод с английского С.В.Романенко

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: