warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

На земле Асканиев (часть 2)1

Сижу у окна за письменным столом, вооружённая толстенным немецко-русским словарём. Стремительно несутся плотные облака, задевая крыши окрестных домов. Ещё стремительнее несётся мысль, через пространство России в благодатную гималайскую долину, погружается в средневековье Европы, Ближнего Востока. Прядётся связующая нить между раскиданными во времени событиями. Впервые в жизни взялась за немецкие тексты, перевожу со скоростью черепахи, но это окупается захватывающими сюжетами почти тысячелетней давности. Зато мои берлинские друзья переводят быстро и много. Из очередных поездок в Наумбург, в Майсен, в предгорья Гарца они привезли новые материалы, есть находки и в берлинских книжных лавках, и в столичных библиотеках. По почте и телефону обсуждаем прибывающие факты и возникающие неизбежные вопросы.

Узнаём, что овеянный яркими реальными событиями и легендами облик Уты фон Наумбург (фон Балленштедт) является в Германии национальной святыней. Очевидно также, что за прошедшие века этот образ был востребован применительно к меняющимся в государстве обстоятельствам, и пробраться сквозь наслоение времён к истинной Уте непросто. Очевидно нам также, что, по-видимому, именно в XX веке произошли наибольшие трансформации и были написаны о ней заказные романы и произведения. Но в них на фоне надуманных сюжетов алмазными искорками вспыхивают скупые сведения из летописей, документов, преданий... Конечно же, в хранилищах старых замков и в архивах библиотек имеются первоисточники со свидетельствами от начала только что ушедшего тысячелетия, — нам добраться до них не просто. Многое поведали немецкие экскурсоводы в беседах, — их радует наше сопереживание древним событиям, наши вопросы, которые, по их словам, им обычно не задают.

 

На земле Асканиев (часть2)

Церковь Св. Николая (Николай кирха)

 

По преданию, Ута фон Балленштедт родилась утром нового 1000-го года, это событие сопровождалось многими знамениями. На стыке тысячелетий люди ожидали конца света точно так же, как это наблюдаем и мы в наше время при переходе к третьему тысячелетию. Вот как описан канун 1000-го года в книге «Uta von Naumburq», Hanna Kel. Тогда стояли небывалые морозы. Птицы выпадали замёрзшие из гнёзд. В реках вымерзла рыба. Холод разрывал деревья.

В монастырских дворах толпились женщины и дети, в церквах не смолкало пение верующих. Многие раздали своё имущество церкви, молились и постились в ожидании прихода Иисуса Христа. Когда в полночь звон колоколов оповестил о приходе Нового года, крестьяне, собравшиеся в поле вокруг огромного костра, были ослеплены огненным светом разверзшихся небесных врат. В церквах видели сошедшего с креста живого Христа. А пастухи на горе узрели святого Михаила в огненных доспехах с копьём, потемневшим от крови поверженного дьявола.

На рассвете на вершинах гор и в долине выпал снег красноватого оттенка. В часовне замка, у алтаря, разрешилась от бремени Hidda, супруга хозяина замка фон Балленштедт. Девочке дали имя Ута. Люди говорили, что окрашенный в цвет крови снег является дурным предзнаменованием, однако старая няня считала, что снег цвета лепестков роз принесёт родившейся дитяти красоту и любовь.

Изредка это явление природы — окрашенный снег — наблюдается в Европе и в наши дни. На место суеверию пришёл научный анализ. Как говорят, «это шлёт привет Сахара», где имеются пески особой породы — красного оттенка. Горячий сухой воздух пустыни поднимает этот песок в воздух, тяжёлые частицы быстро оседают на землю, а мельчайшая песчаная пыль поднимается на высоту до 10000 метров и уносится потоками воздуха до Средиземного моря и далее на Запад, а затем на более холодных потоках средних широт выпадает с осадками, окрашивая их, — зимой снега, летом — капли дождя. В Средние века людское суеверие приписывало этому явлению смысл знамения грядущих горя и крови.

 

На земле Асканиев (часть2)

Памятник в Альштадте возле Николай кирхи Штаммеран

 

Ута была вторым ребёнком в семье очень знатного рода, её отец Адальберт стоял у истоков династии Асканиев, мать Хидда была одной из сестёр маркграфа Геро, владельца огромного состояния. Первым ребёнком в этой семье был сын Эзико, третьим — дочь Хазека. В книге — путеводителе автора Ursula Matthias «Ballen-stedt am Harz» описана увлекательная история семейных земель между реками Боде и Зале.

 

На земле Асканиев (часть2)

Одна из башен нижних ворот в Альтштадте

 

Благоприятный климат предгорий Нижнего Гарца, что в северо-восточной части горного массива, способствовал заселению этих мест уже в каменном веке, найденные орудия труда можно увидеть в музее Балленштедта и в замке Кведлинбурга. Полагают, что первыми поселенцами на территории Балленштедта были херуски, полностью истреблённые. В III и IV веках н.э. здесь поселялись тюрингцы, и до VI века эта местность находилась под владычеством королевства Тюрингии. Однако в 531 году королевство было побеждено франками и саксонцами. Гарц заняли франки, позже саксы в качестве трофея получили Северную Тюрингию, и северная часть восточного Гарца перешла в их владение.

Окончание «штедт» в названии Балленштедт, согласно путеводителю, свидетельствует об основании поселения у подножия Гарца именно тюрингцами.

Полагают, что название Балленштедт происходит от имени представителя знатного рода Баяло, что в переводе означало «деятельный» или «блестящий». О нём известно, что в 800-м году он имел в городе свой двор и владел окрестными поселениями.

Полагают, что на месте этого двора некогда стояло доисторическое укрепление. Позднее двор был перестроен в замок.

И впервые Балленштедт упоминался в одной из грамот Эзико в 1030 году, в которой он называл себя графом фон Балленштедт. Скорее всего, его резиденция находилась в замке, возведённом на старом фундаменте того самого замка Балло.

 

На земле Асканиев (часть2)

Крепостная стена Альтштадта. На постройку использованы камни от первых построек (Эзино)

 

Местность между реками Боде и Зале с удобным чередованием лесов и полей была заселена свевами во времена миграции народов. И право на владение этой землёй Эзико получил от кайзера. Здесь же находится город Ашерслебен, в названии которого отражено наследие воинственного предводителя по имени Аскегер (связывается с германским племенем варнов). В XIII и XIV веках это имя в процессе латинизации трансформировалось как Асканий. И будучи графом фон Балленштедт, Эзико также имел титул графа фон Ашерслебен и формально считался родоначальником рода Асканиев, так как о его предках нет достаточно точных данных.

Полагают, что в XIV веке замок Эзико в Балленштедте был разрушен, а в XV веке разобраны стены замка — резиденции в Ашерслебене, их камни были использованы на другие городские строения.

Полагают, что огромное состояние Эзико происходило благодаря тесной родственной связи его матери Хидды с маркграфом Геро.

Дети подрастали под присмотром придворной дамы. По преданию, когда Уте было два года, майским утром всадник весь в чёрном наехал па неё на коне, девочка чудом уцелела под копытами. Вместе со старшим братом Ута внимала библейским занятиям, училась читать, писать, изучала старый язык, играла на маленьком органе, который был подарен её матери к свадьбе. Ута рано научилась ездить на лошади, состязалась в стрельбе из лука, сопровождала Эзико на охоту.

Завершающее блестящее воспитание и образование Ута и Хазека получили в Гернроде (Gernroder), в женском монастыре фон Хатуи по строгому порядку, как будущие канониссы. Аббатиса фон Хатуи была невесткой маркграфа Геро, финансировавшего монастырь. Позднее Хазека стала аббатисой этого монастыря. А Уту отец выдал замуж за Эккехарда фон Майсен. Она поселилась в замке города Наумбург и отныне стала зваться Ута фон Наумбург. По обычаю, Эккехард сделал Уте подарок — замок Шёнбург, стоявший на скале над рекой Зале и ставший летней резиденцией Уты.

Предания донесли до нас пленительный облик молодой женщины. Она заботилась о бедных и больных, посещала их в больницах, давала деньги отверженным, жившим на подаяние. Со словами ободрения и помощью она входила в самое тёмное, самое бедное жилище. В детстве она узнала многое о лекарственных травах Гарца, умела собирать их и составлять горькие целебные настойки. И в Наумбурге эти её волшебные напитки совершали чудеса. Её тихий голос и отважная улыбка, и то, как однажды, положив руку на лоб больного горячкой, она исцелила его, сделали её в глазах людей святою, и они молились, — не богу, а Уте. Это был воистину ангел во плоти, родившийся в предгорьях Гарца.

В современной немецкой сказке говорится о том, что в лесах Гарца уже 1000 лет спит добрый дух, и когда проснётся — победит духа зла. Как хочется верить, что вместе с восставшим ото сна духом добра пробудится и спящее сознание людей, и вместе они покончат с торжеством иерофанта зла Конрада.

 

На земле Асканиев (часть2)

Переплетённые бук и остролистный бук на замковой горе рядом с замком

 

 

...Притяжение родных мест Уты снова привело моих друзей в Балленштедт. Весенним утром Светлана и Белла отправились в родовые места Асканиев и, высадившись на станции Ost- Bahnhof, попали в самую старую часть города — Альтштадт, называемую некогда «старой крепостью». Эта часть находится между крепостной улицей и валом и хранит свидетельства былых времён. Примечательна средневековая приходская церковь Св. Николая, предшественницей которой являлась построенная в 1326 году часовня (капелла). Церковь пострадала в XV веке из-за сильного пожара и отстроена заново в 1500 году, от старой постройки осталась только башня XII века. Внутри церкви на стене висит герб семьи фон Штаммер, за её заслуги в восстановлении. Путешественниц поразил шпиль кирхи — на нём водружена шестиконечная звезда. Быть может, она служит напоминанием о том, что некогда в Балленштедте имелся иудейский храм, от которого ничего не осталось. И название улицы Темплыштрассе напоминает о бурных событиях Средневековья.

Над церковью кружили орлы, один из них с клёкотом пронёсся низко над головами. Крепостная стена источала древность, на её постройку были использованы камни из самых первых строений Балленштедта, ещё со времён брата Уты — Эзико. Сохранились башни, некогда охранявшие входы за стены старого города. Стенная башня Марктурм служила укреплением дороги на Харцгероде с окраины города и одновременно выполняла функции тюрьмы. Башни Унтертурм и Обертурм охраняли ворота в старый город. Степа достигает до трёх метров высоты и местами неплохо сохранилась, хотя в веках её камни растаскивались па строительство домов. В Альтштадте хорошо сохранилась средневековая планировка улиц и сам характер старого города. До наших дней дожило около десятка средневековых домов, конечно же — претерпевших в веках реконструкцию. Среди них — старая городская ратуша, резиденции богатых рыцарей и князей, церковные постройки, здания городских структур (совет и суд). Раскопки раскрывают старые тайны. История Балленштедта хранит память о набегах, разграблении некогда богатейшего имущества монастыря, процветающих земель, о разрушении стен в результате разбойных набегов, крестьянских войн, пожаров, эпидемий. Так, в результате 30-летней войны, в городе осталось в живых всего 500 человек. И Балленштедт восставал словно феникс из пепла усилиями князей Анхальт.

Набродившись по Альтштадту, Белла и Светлана вошли в замковый парк со стороны Лебединого озера. Чарующая картина весеннего пробуждения природы предгорья. Под ногами в молодой зелени травы сияли мириады белых звёздочек вешних цветов. Вековые деревья по-старчески медленно пробуждались от зимнего сна. Напротив корявого переплетения красного и остролистного буков ещё безлистый кустарник был весь усыпан причудливыми цветами.

 

На земле Асканиев (часть2)

Дракончик-фонтан в замковом парке

 

Из пасти дракончика верхнего бассейна парка уже бил фонтан. С высоты замковой горы — дивный вид, окутанный вешней дымкой от ашерслебенских лесов и до самой горы Брокен. На клумбах-горках вовсю цвели вольные композиции из нарциссов, а строгий орнамент парковых клумб уже был выткан продуманным цветочным узором. В нежной зелени и голубизне даже клыкастые Гегенштайны не выглядели устрашающе. Эти два каменных образования в старину назывались Тихий и Громкий, причём, по сказаниям, в те времена Громкий сильно гремел. Одна из историй рассказывает о жадном крестьянине. Однажды, тот поехал на лошади в Кведлинбург и задремал в седле. Когда проснулся, не узнал места, лошадь стояла и не хотела идти дальше. Осмотревшись, он увидел камни и вход, ведущий вовнутрь. Спустившись по лестнице, обнаружил сокровище — много золота и серебра, по левую сторону лежал серебряный кнут, по правую — огромный пёс с недружелюбно горевшими глазами. Крестьянин наполнил карманы золотом, наверху выгрузил богатство и спустился ещё раз. Пёс зарычал, но крестьянин во второй раз наполнил карманы. Жадность погнала его в каменную сокровищницу в третий раз, пёс зарычал громче. Напуганный крестьянин вылез было, но вспомнил о серебряном кнуте, снова спустился и взял кнут. Но когда хотел набрать ещё золота, пёс взвыл совсем страшно, и камень заревел ещё страшнее, из-под земли вырвался огонь. Крестьянин еле унёс ноги и когда пришёл в себя, увидел свою мирно стоящую лошадь, серебряный кнут в руке, а золото исчезло. Едва живым добрался он до дому, захворал и спустя восемь дней помер. А Гегенштайны продолжают стоять на страже сокровищ, сокрытых под ними, и кому это удастся добраться до них?

Вот такие истории собраны в книге Клары Фёрстнер «Сказания и сказки Гарца». Они передают аромат взаимодействия человека с энергиями здешней природы, с горными духами недр и растительного царства. Одно из сказаний относится к Шёнбургу, бывшему некогда летней резиденцией Уты из Наумбурга (Шёнбург означает Красивый город). Однажды жители Шёнбурга решили устроить на Пасху особо большой праздничный костёр. Стали заготавливать дрова и срубили очень старое дерево. Перед ними предстал призрак в облике девы, приказал не устраивать костра, после этих слов дева исчезла. В деревне решили, что это явился дух защиты деревьев и что не стоит обращать па это внимания. Посмеявшись, зажгли костёр и стали прыгать, веселиться вокруг него. И вдруг появились гномы и тоже стали кружиться вокруг костра, лесной нечисти всё прибывало. Все пустились наутёк, а нечисть кидала в них камни и палки, рычала па разные голоса. Страху-то! Люди бежали без оглядки, и долго никто не решался зайти на эту гору Шёнбурга. Зато старые духи с тех пор заполучили собственную гору для празднеств, где никто их не побеспокоит.

 

На земле Асканиев (часть2)

Парк Балленштедт

 

Но мистическим центром Гарца является гора Брокен, высотою, судя по карте, 1142 метра. В 1777 году Иоганн Вольфганг Гёте впервые путешествовал по Гарцу и полюбил красоту и таинственную силу этих мест. Традиция ведьминого шабаша в Вальпургиеву ночь (с 30 апреля на 1 мая) продолжается и в наши дни. Листаем журнал «Walpurqis» с подробным изложением программы вальпургиевых обрядов в знаменательную ночь по всем весям Гарца, с указанием подъездных дорог, отелей, расписанием поездов. Так, в программе замка Фалькепштайп обозначены: лавки с атрибутами для ведьм, амулетами, заговорёнными травами; таверна с продажей напитков и сладостей средневековых рецептов; обучение процессу заваривания ведьминых зелий; музыкальные процессии чертей с ведьмами; театральное представление «История доктора Иоганна Фауста»; зажигание ведьмацкого костра с плясками вокруг в обществе теней и духов, и как апофеоз — к полуночи «в огне из Земли и Неба отлёт всех, к тому готовых, на Блоксберг» (Блоксберг — старое название горы Брокен в Гарце, а также других гор в Германии, где, по народным поверьям, ночью сбираются ведьмы на шабаш).

Никак не можем представить себе подобный шабаш в исполненном спокойного достоинства Балленштедте. Во времена Гёте, конец XVIII — первая половина XIX века, в Балленштедте царил дворцовый уклад жизни с соблюдением правил старинного этикета. Художник Вильгельм фон Кюгельген, сёстры Вильгельмина и Каролина Бордуа оставили заметный след в культуре Германии XIX века. Каролина, получившая художественное образование в академии Ваймара, часто гостила у Гёте и рисовала его портреты. Вильгельм фон Кюгельген получил статус придворного художника. Его доверительная дружба с юной герцогиней Фредерикой фон Хольштайн-Глюксбург способствовала художественному расцвету резиденции Балленштедта. В 1853 году Вильгельм стал главным камердинером герцога Александра Карла фон Анхальт, страдавшего душевным недугом. Будучи регентом своего супруга, Фредерика прожила в замке Балленштедта с 1765 по 1863 годы.

Надо сказать, что свой нынешний вид замок принял при князе Фридрихе Альберте (1735-1796), окончательно перенёсшем княжескую резиденцию в Балленштедт. При нём было пристроено второе крыло, заново отстроена монастырская церковь на старом фундаменте. От старых стен остались крестовый ход, трапезная, капитель-зал, башня и кирха с комнатами выше, а также крипта. Фридрих Альберт начал также перестройку замкового сада от стиля барокко в сад-ландшафт.

 

На земле Асканиев (часть2)

Барельеф герцогини Фредерики

 

И уже в XIX веке герцог Александр Карл с супругой Фредерикой осуществили полную реконструкцию замкового парка. Фредерика фон Анхальт с особой любовью занималась реставрацией оставшихся свидетельств старины асканиев-анхальтовской земли, и, как нам говорили, особенно почитала образ Уты. Наряду с атмосферой блестящих балов, звенящей музыки, модного променада на курорте Алексисбада, Фредерика не жалела сил и средств на социальные нужды, основала благотворительный фонд и приют для сирот, школу для малолетних детей, школу шитья и вязания для бедных девушек. В замковом парке поставлен барельеф этой прекрасной женщине, много сделавшей для сохранения связанных с Утой фон Балленштедт родовых земель Асканиев.

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: