Медитация на темы Малевича
1
Я Начало всего...
Казимир Малевич. Я Начало всего...
Чёрный квадрат — зародыш всех возможностей.
Казимир Малевич. Из письма к М.Матюшину
Рыбы — это знак первоначальной эпохи в календаре мироздания. Рыбы — это знак изначального океана безграничных возможностей.
Человек, рождённый под знаком Рыб, говорит: «Я Начало всего» и чувствует себя изначальным океаном. Художник, рождённый под знаком Рыб, пишет «Чёрный квадрат» и ощущает его знаком океана бесконечных возможностей.
«Чёрный квадрат» — это знак архетипа Рыб, указатель первоначального принципа, в котором заложены все возможности Вселенной.
2
Я Начало всего...
В глубинах человека лежит путь к перевоплощению.
Казимир Малевич. Я Начало всего...
В глубинах человека лежит путь к перевоплощению. В глубинах религиозных доктрин Востока лежит учение о перевоплощении.
Учение о перевоплощении — одно из самых существеннейших учений о человеке. Человек много раз воплощается на земле, пока не достигает освобождения.
В астрологии о перевоплощении говорит знак Рыб. Не удивительно, что Малевич, рождённый под этим знаком, упоминает о перевоплощении.
В глубинах человека лежит путь к перевоплощению. В глубинах человеческого сознания, в так называемом причинном теле лежат семена кармы. Семена кармы прорастают и обусловливают путь и путы перевоплощений.
Рыбы — двойственный знак, управляющий оковами и свободой. В глубинах Рыб лежит путь к освобождению от всех пут. В глубинах человека лежит путь к освобождению от перевоплощений. Этот путь — медитация.
В медитации человек узнаёт истину: «Я Начало всего. Я изначально свободен».
Художник, познающий правду, выражает её знаками своего искусства.
Квадраты Малевича, его супрематические картины — это знаки, которые выражают истину и свободу изначального сознания. Смотреть на картины Малевича в медитации — это узнавать истину, это освобождаться от оков кармы, от порабощения перевоплощениями.
3
Живопись, как и всё Искусство, не рассматривалась как таковая,
она рассматривалась как средство.
Казимир Малевич. Живопись
Обыкновенный человек не делает своё сознание самоцелью, но использует его как средство. Посредством сознания он познаёт вещи мира, различает приятное и неприятное. Он использует свет сознания как средство для познания многообразных предметов, но никогда не пытается познавать, освещать светом сам же свет.
Подобным образом обыкновенный человек никогда не пытается видеть в живописи саму живопись, но видит в ней лишь средство для изображения знакомых ему предметов.
Солнце — символ сознания, Меркурий — рассудка. Меркурий может стоять очень близко к Солнцу и как бы подменять его. Заурядный рассудок может подменять собой незаурядное сознание, как слуга может подменять собой хозяина. Рассудок способен использовать небесный свет беспредметного сознания как средство для своих приземлённых предметных интересов. Такому рассудку и в голову не придёт, что свет сознания должен освещать сам себя, быть самоцелью.
4
Искусство не имеет ни будущего, ни прошлого, следовательно,
это вечно сегодняшнее.
Казимир Малевич. Экономические законы
Искусство вне цели есть.
Казимир Малевич. Образ и его материализация
Замечательна глубочайшая связь этих двух изречений Малевича. Замечательна глубочайшая связь между отсутствием цели и отсутствием будущего и прошлого.
Цель подразумевает стремление к цели, желание её достичь. Желание связано с будущим, достижение цели произойдёт когда-нибудь в будущем. Невозможно желать настоящего, нельзя сделать настоящее целью. Любое желание живёт, заботясь о будущем. Любая цель уводит в будущее.
Но будущее неразрывно связано с прошлым. Воспоминания о прошлом творят желания, устремлённые в будущее. Прошлое желает своего повторения или не повторения в будущем. Прошлое создаёт цели, которые люди надеются осуществить в будущем.
Прошлое и будущее занимают весь ум человеческий, всё человеческое сердце наполняется целями, но жить можно только в настоящем. О будущем и прошлом можно только грезить, видеть сны, реальность — это вечно сегодняшнее явление. А вечное сегодня вне цели есть.
Настоящее искусство — это искусство жить в настоящем. Это искусство подобно беспредметному искусству — оно не имеет предмета вне себя. Настоящее не служит средством для достижения чего-либо в будущем, и настоящее не обусловлено прошлым. Так беспредметное искусство не служит средством для изображения чего-либо кроме себя и не обусловлено каким-либо предметом.
Кто смотрит на искусство с какой-то целью, тот делает искусство средством для достижения чего-либо в будущем. Но если так, то он не видит искусства, ибо ум его занят мечтами о будущем. Кто смотрит на искусство с целью оживить воспоминания прошлого, тот делает искусство средством. Но если так, то он не видит искусства, ибо его сердце занято прошлыми воспоминаниями.
Только тот, кто смотрит на искусство без какой-либо цели, — видит искусство как вечно сегодняшнюю истину, ибо его сердце и ум свободны.
5
Искусство есть тот момент достижения, который остановился...
в котором пресекается всякое изменение.
Искусство недвижимо, ибо совершенно.
Казимир Малевич. Образ и его материализация
Философия и искусство раскрывают вопрос совершенства. Совершенство искусства есть остановка его изменений. Так говорит искусство о совершенстве формы и содержания языком Малевича. Совершенство сознания есть остановка его изменений. Так говорит философия о совершенстве сознания языком Патанджали.
Важно понимать, что искусство и философия говорят об одной истине. Они дополняют друг друга, говоря на разных языках об одном.
Современному человеку необходимо цельное мировоззрение, которое бы сочетало мировые вершины философии и искусства, вершины Патанджали и Малевича. Это мировоззрение новой эпохи Водолея ещё не сложилось, хотя всё очевидней, что оно необходимо.
Огромный поток информации захлёстывает современного человека и превращает его ум в хаос. Чтобы избежать хаоса, нужно связывать множество фактов идеями стройного мировоззрения. Чтобы избежать хаоса, нужно обладать совершенством миропонимания, способным противостоять всем изменениям.
6
Три линии культуру составляют: практический реализм, духовно-религиозный и Искусство; последние представляют собой триединство. Три ценности должны образовывать неделимое целое сознание человека. В действительности они не только не составляли целое триединство, но сознание человека разделяли на три части реальных ценностей, отстаивая каждая свою дорогу и преимущество.
Казимир Малевич. Образ и его материализация
Три ценности должны образовывать неделимое целое сознание человека. Это ценности науки, религии и искусства.
На священном языке Библии — иврите — слово «эмэт», что значит «истина», состоит из трёх букв. Эти буквы — алеф, мем и тав являются начальными буквами трёх слов. Алеф начинает слово «оманут», что значит «искусство», мем начинает слово «мада», что значит «наука», тав начинает слово «тора», что значит «религиозное учение».
Итак, на иврите слово «истина» — это аббревиатура трёх слов: «искусство», «наука» и «религия».
Искусство, наука и религия представляют собой триединство истины. Они представляют собой три пути познания мира, которые дополняют друг друга и образуют целое сознание человека. Религия, наука и искусство представляют собой триединство истины и триединство учения, ведущего к ней.
Как облака закрывают солнце, так заблуждения закрывают правду. Наука, искусство и религия перестали быть триединством, перестали понимать друг друга. Вместо того, чтобы быть тремя гранями единой правды, они разошлись в разные стороны, как пути.
Они разделились не только между собою, они разделили сознание человека. Человеческое сознание потеряло цельность, стало больным, противоречивым. Три пути, расходящиеся в разные стороны, наполнили человеческий ум смятеньем и противоречием.
Сотворило много противоречий расхождение трёх путей. Но было в этом и нечто позитивное. Была найдена самостоятельность каждого пути. Наука освободилась от религиозной указки, искусство сбросило роль служанки мифологий. Религия заговорила на собственном языке, не вмешиваясь в пути развития искусства и науки.
Пути разошлись. Это помогло определиться каждому из них, но общая гармония была утрачена. Её нужно восстановить.
Человечеству необходима гармония трёх путей, ведущих к истине, гармония религии, науки и искусства. Человечеству необходимо новое и цельное учение — учение триединства этих путей. Такое учение — залог здоровья человеческого сознания.
Истина едина, но языки, на которых люди говорят о ней, различны. Мистик, познающий истину, выражает её языком своей религии. Учёный, познающий истину, выражает её языком своей науки. Художник, познающий истину, выражает её языком своего искусства. Едина истина, но языки различны.
Многие современные люди сознают необходимость учения, которое равноправно бы сочетало различные формы выражения истины. Такое учение существует, но пока только как идея в умах людей, оно ещё не воплощено в жизнь. Его воплощению в жизнь может помочь астрология.
Астрология соединяет в себе три аспекта истины: духовную веру в Абсолют, разумное знание Вселенной и душевную красоту творчества. Астрология соединяет в себе три аспекта истины: мистическую интуицию религии, объективное мышление науки и субъективное чувство искусства.
Пусть астрология восстановит утраченную гармонию трёх путей к правде.
7
В человечестве образован полюс единства,
к нему сойдутся все культуры радиусов.
Казимир Малевич. О новых системах в искусстве
Входит новая эпоха Водолея. Водолей — это знак, который имеет огромное понимание необходимости единства человечества. Это единство предполагает многообразие. Различия людей и культур не мешают единству, но наоборот — укрепляют его.
Важно понимать, что единство человечества — это внутреннее единство, а многообразие культур — это внешнее многообразие. Были попытки создать внешнее единство, но они оборачивались превращением людей в однотипных роботов. Художники прекрасно понимают, что уникальность человека и культуры не должна обезличиваться.
Водолей — это знак единства всего человечества и знак уникальности каждого человека. В символе Водолея одна волнистая линия говорит о единстве, а другая — об уникальности.
Уникальность лиц и культур — это радиусы круга, которые сходятся в центре единства. Этот центр единства — изначальный источник жизни. Единый источник всех проявлений всегда внутри.
В человечестве образовано сознание единого центра. И к этому сознанию будут устремлены радиусы всех культур.
8
Путь искусства шёл всё выше и выше и кончился только там,
где уже исчезли все контуры вещей, не стало образов,
не стало идейных представлений и взамен разверзлась пустыня.
Казимир Малевич. Супрематизм
Когда путь истины всё выше и выше, он доходит до вершины, где исчезают все вещи, все идейные представления. Мистики различных религий, дошедшие до этой вершины, говорят о ней на разных языках. Они говорят о нищете духа, которая не имеет вещественных представлений.
«Не сотвори себе кумира», — говорит истина устами Моисея. Высшее понимание этого изречения в том, что разум должен быть свободен от всех вещей.
«И как Моисей вознёс змею в пустыне, так должен быть вознесён Сын Человеческий», — так гласит истина устами Христа. Змея — это символ человеческого разума. Разум должен быть вознесён в пустыне, свободной от всех вещественных представлений.
Просветлённое сознание не имеет образа «я» или образа «не-я», идеи «учения» или идеи «неучения». Просветлённое сознание свободно от всех идей. Так говорит истина устами Будды. Свобода от всех идейных представлений сопровождается просветлением, нахождением изначальной сути.
В супрематизме Малевича истина выражает свою свободу от контуров вещей и представлений. Исчезновение предметов не только зримых, чувственных, но и умозрительных, мысленных — вот путь восхождения к правде пустыни, к правде «Чёрного квадрата».
- Ваши рецензии