warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

«…Как сердечно мы его помним»

Бузина Л.В., исследователь

В 1937 году Н.К.Рерих писал в очерке «Друзья» о том, что «кроме друзей из живописно-художественного мира» ему всегда «были близки ещё три группы – а именно: зодчие, музыканты и писатели». По прошествии многих лет часто невозможно было вспомнить, как зародились эти дружеские отношения, особенно прекрасные с зодчими. Целая группа отличных архитекторов – Щусев, Покровский, Перетяткович, Алёшин – сотрудничала вместе. «После подошёл тоже замечательный архитектор Щуко» [1].

 

Владимир Алексеевич Щуко

 

Конечно, дружба с зодчими складывалась вокруг строительства. Они даже избрали Рериха членом Правления своего Общества, и всегда с особой теплотой отзывались о нём. В письме от 24 марта 1947 года Н.К.Рерих писал И.Э.Грабарю: «Если придётся Тебе увидать зодчих, бывших в Праге, – будь добр, скажи им, что я был очень тронут их душевным словом» [2].

Рерих и сам оставил много душевных слов о друзьях-архитекторах. Вспоминая Владимира Алексеевича Щуко (1878–1939), русского архитектора, художника и педагога, Николай Константинович писал в очерке «Щуко» (1939): «Хорошую страницу истории русского зодчества оставил по себе Щуко. Он понимал глубоко русский ампир, он любил итальянский восемнадцатый век. У него был природный тонкий вкус, и всё, что исходило от него, было благородно по заданию и форме и прекрасно по жизненной внешности» [1].

Родился Щуко в Берлине, в семье отставного военного. Среднее образование получил в Тамбовском реальном училище, тогда же начал заниматься рисованием и живописью. В 1896 году приехал в Санкт-Петербург, поступил вольнослушателем в Академию художеств, а через полгода был зачислен на первый курс её архитектурного отделения.

Учился В.А.Щуко в мастерской Л.Н.Бенуа, человека широких взглядов и большой профессиональной культуры. Опытный педагог умел внушить студентам серьёзное отношение к проблемам зодчества, развить в них способность к самостоятельному мышлению, отнюдь не навязывая своих вкусов и приёмов. Ведь поколению, к которому принадлежал Щуко, предстояло осознать новые течения и возможности развития архитектуры, выработать собственную творческую концепцию и реализовать её на практике.

Овладевая основами искусства, Щуко увлечённо работал в скульптурной мастерской, изучал искусство офорта, учился живописи в мастерской И.Е.Репина. Было время, когда он даже колебался в выборе профессии – архитектор или художник, ведь сам Репин рекомендовал ему посвятить себя живописи. Вскоре успехи Щуко в живописи были замечены, и летом 1901 года он был приглашён в качестве художника сопровождать экспедицию Академии наук на остров Шпицберген, откуда привёз целую серию красочных пейзажей, запечатлевших суровую красоту далёкого северного края <...>

 

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».

Идентификация
  

или

Я войду, используя: