warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

ДОЛЖНО быть, читатели нашего журнала слышали что-то о Гиперборее. Или им доводилось читать о ней1. Интерес к этой таинственной заповедной стране, которую легенды помещают далеко за северным полярным кругом, нет-нет да и вспыхнет в прессе. Не так давно одна из московских радиостанций, к примеру, упомянула о том, что на севере Карелии археологическая экспедиция обнаружила остатки древнейших поселений исчезнувшей цивилизации. Более того, исследования учёных показали, что в краях, которые сейчас скованы вечной мерзлотой, когда-то, в немыслимой древности произрастала виноградная лоза!  И, может быть, узорчатая тень виноградных зарослей ложилась на спокойные светлые воды четырёх великих рек, которые крестом текли на все четыре стороны света из центра мира — полярной Гипербореи.

Автор статьи, публикуемой ниже, писательница Надежда БОЛЬШАКОВА родом из этих самых краёв. И принадлежит по своей национальности к саамам, которых летописи называли общим этнонимом — лопь, а позже русские соседи звали их лопарями. Этот народ во многих отношениях загадочен. Нет ответа на главный вопрос: откуда «есть пошла» саамская земля, то есть чьи наследники саамы. Самое удивительное, что их антропологические данные не имеют аналогов в Евразии: тип строения черепа и телосложения саамов так и называется — лапланоидный. Особую группу в финно-угорской (или шире — уральской) языковой семье составляет и саамский язык. Впрочем, о едином саамском языке в наше время говорить не приходится. Саамы живут в четырёх государствах: Швеции, Норвегии, Финляндии и России, так что только литературных языков у них насчитывается целых шесть, а число местных, очень далёких друг от друга диалектов и вовсе составляет несколько десятков. Но тем не менее саамы осознают себя единым народом, а с 1986 года имеют даже важнейшие национальные атрибуты — флаг и гимн. Основой для этого единства служат верность традициям отцов, крепкая память об истоках и следование заповедям древней мудрости, которые хранят обряды и сказания саамов.

Гиперборея на русском севере

Величавое, в окружении фиолетово-чёрных гор и яркой зелени — таким открываете» Сейдозеро, или озеро Духов, путешественникам. А может, и не совсем таково имя его, потому как по-саамски оно зовётся Сейть-яврь, что значит Священное озеро. Не простое оно. И не просто так саамы в разных концах Лапландии называли озёра именем Сейда. Это нойды, колдуны лапландские, запутывали тем самым любопытных, уводя от священных мест. А уж Свято-озеро охранялось особенно. Все знали, что есть у саамов чудо-озеро — рыбы полное, а как проехать к нему — не ведали.

Гиперборея на русском севере

Над тундрой бескрайною Куйва летал.

Он Сейду у чума вдали увидал:

Спала безмятежно саамская дочь,

Рассыпались косы, как чёрная ночь.

Как птица летала она за мечтой:

Ей снились олени, пастух молодой,

Знакомая тундра и осыпи скал.

И тихо вечерний костёр догорал.

Злой радостью вспыхнул жестокий старик —

Он вниз устремился и к Сейде приник.

Не дрогнуло сердце от девичьих слёз —

Он Сейду в Лапландские горы унёс.

В тоске одиночества годы бегут,

Безмолвные скалы её стерегут.

И бьётся сквозь вьюгу мучительный стон,

И к звёздам холодным уносится он.

Не хочет стать Сейда женой колдуна.

Любовь и богатство — всё гонит она.

А слёзы сквозь камень уйти не смогли

И озером горным в том месте легли.

С тех пор миновало не счесть сколько лет

Красавицы Сейды в живых уже нет,

И Куйва давно превратился в гранит.

Но озеро-Сейду поныне хранит.

Алмазом сверкает в оправе из скал

Прекрасного озера горный овал.

И счастье и молодость тот обретёт.

Кто влаги напьётся, кто к Сейде придёт.

В. Кудряшов

 

Вспоминаю август 1997 года, который для живущих в окрестностях обширного озера Лове с его множеством островов отметился сразу несколькими событиями, связанными с их священным озером. Сюда приехала экспедиция во главе с доктором философских наук В.Н.Дёминым. Небывало многолюден собрало озеро на конференцию «Национальный парк Хибины" — своими глазами». В это самое время в районе соседнего небольшого Ссйдозера в полутуристическом, полунаучном путешествии оказались А.Б.Гурвиц и М.Ю.Хоминюк. И о В.Н.Дёмине, и о его экспедиции «Гиперборея—97», и об А.Б.Гурвице, представлявшем журнал «Мир путешествий», мой рассказ впереди, но одно скажу сразу: не просто так Свято-озеро собрало нас всех вместе в один день — 12 августа. Может неспроста площадь озера 12 квадратных километров, а наибольшая измеренная глубина 12 метров. Вспомните: из 12 месяцев состоит год, у ветхозаветного Иакова было 12 сыновей, у Иисуса Христа — 12 апостолов. 12 животных включает восточный календарь, рыцарей Круглого Стола тоже было 12. Знаменитый египетский лабиринт имеет 12 сообщающихся между собой храмов Солнца. На Олимпе 12 главных богов!2

Много легенд у саамов связано с этим озером. Одна рассказывает, что у Хозяина озера есть три дочери, и одаривает Хозяин богатым уловом тех рыбаков, которые его дочерям подарки равноценные поднесут — нити бисера. Другая — о Хозяине озера — Куйве каменном, что застыл в горе, как тень. Будто было это давным-давно: ходил по горам человек, сломал ногу и вмиг окаменел. А вот ещё версия:

Гиперборея на русском севере

Вот и кончилась битва,

И вождь иноземцев повержен.

Страшный Куйва уже

Никогда никого не пленит.

И на длинном хорее

Лоскут его куртки повешен,

И ликующе песня

Над озером синим звенит.

Пляшет лопь у костров,

Бронзовеют от пламени лица,

И хохочет шаман.

Лихо в бубен тугой колотя,

Только Куйве уже

Не смеяться, не плакать, не злиться.

Куйвы нет...

Но откуда вдруг в озеро камни летят?

И глядят лопари,

И такой на них страх навалился.

Что, случись это в битве,

Не видать бы им ничего.

На высокой скале, над водой

В полный рост появился

Вождь убитый, вернее,

Лишь каменный облик его.

В. Смирнов

 

Третья легенда говорит о том, что вулкана это чаша, что бездонное дно имеет озеро и кипят среди льда в нём ключи косматые, а на Иванов день по берегу папоротники цветут.

А какие образные имена горы, озера, реки сейдозерские носят: Нинчурт — Груди женские, в народе её Титькой-горой зовут; Куамдеспахк — Бубен шаманский; имя превратившегося в камень старика носит гора Куйвчорр; Куфтуай — Змеиный ручей; Чивруай — ручей Галечный, только галька в нём с огромный булыжник будет. По другим переводам, Чивруай — это личинка овода, поселившаяся под кожей оленя. Райяврь — Край или Дыра-озеро: с горы когда глядишь в него — дух от страха заходится; Терекъяврь — Каменистое озеро; отрог Киткнюн — Колыбельный отрог; Уэлькуайв — Плечо-ручей; Мурну- ай — ручей Ягода. А ещё в Сейдозерских горах есть речка тайная Пуцквуайя. Потайная, потому что целебная, а переводится имя её гак: речка Вонючая

И проводится на Сейдозере таинственный саамский праздник — святая святых оленных людей — «Имание оленя». И пока олени потомство нагуливали, среди саамов проходили разные соревнования: боролись, в цель стреляли, а ещё напитки хмельные пили, веселились. В урочный день все вставали до восхода солнца, надевали на себя печки и липты (саамскую верхнюю одежду мечом внутрь и мягкую обувь из оленьих шкур) и превращались в «оленей». В руках у всех рога. Только над окрестными холмами показывалось солнце, «хирвасы» (олени-самцы. — Ред.) запевали протяжную песню, медленно притопывая. Азарт захватывал мужчин, и олений танец набирал темп. От женщин-«важснок» (молодые самки оленя. — Ред.) отделялась одна и, приплясывая, приближалась к кругу мужчин. Затем те пропускали её в круг и, выставив вперёд рога, вступали друг с другом в бой за обладание «важенкой». Борьба мужчин была не шуточной, не «понарошечной». Отбросив соперников, победитель вполне натурально демонстрировал перед кругом свою победу, точно подражая оленям во время гона. Нельзя было назвать это забавой, скорее обряд походил на магическое действо, призванное обеспечить здоровье и приплод не только животным, но и саамам. Это было сокровенное таинство оленных людей, тайна, хранящаяся за семью печатями.

В 1922 году на Север в район Сейдозера пришла экспедиция во главе с врачом и писателем Александром Барченко, обладавшим экстрасенсорным даром. Хотели найти и изучить необычное явление — меряченье. наблюдавшееся в ущельях Сейдозера. Это специфическое состояние, похожее на массовый психоз, обычно появлялось во время магических ритуалов, но оно могло возникнуть и спонтанно. В такие моменты люди повторяют движения друг друга, безоговорочно выполняют любые команды, по приказу могут предсказывать будущее. А если человека в таком состоянии ударить ножом, то нож не причинит ему вреда. Барченко был убеждён, что в глубоком прошлом здесь существовала цивилизация, оставившая потомкам впечатляющий памятник практической магии. И лапландские колдуны-нойды — ни много ни мало, как жрецы той самой таинственной древней цивилизации. (Саамские колдуны славились исстари: ещё Сакеон Грамматик в XII веке писал в своём историческом труде «Gesta Danorum», «Деяния датчан», о том, что саамы — искусные маги и предсказатели. — Ред.)

В Сейдозерских ущельях, и местах, где возвышаются менгиры, люди испытывают слабость, безотчётный страх, головокружение или начинают галлюцинировать. Экспедиция выяснила интересный факт: Куйва — огромных размеров наскальная тёмная фигура человека — находится на одной прямой с Роговым островом на Ловозере. С тем самым островом, на котором в давние времена располагалось капище и где нойды приносили жертвы своим богам. Кроме того, на этой прямой были замечены специфические геомагнитные феномены.

И вот через 55 лет на Сейдозеро вновь прибыла шедшая по «следам» Барченко экспедиция «Гиперборея—97» во главе с доктором философских наук, собкором журналов «Чудеса и приключения» и «Наука и религия» Валерием Никитичем Дёминым. В разговоре с ним я тогда узнала, что, по его мнению, здесь находился центр прародины той части человечества, которая в древнем мире именовалась Гипербореей. Слово это искусственное, обозначающее народы, живущие за Бореем — северным ветром. Вся этимология, вся топонимика свидетельствуют о том, что этот центр был локализован на Кольском полуострове.

Это и Кола, название реки и города, — от доязыческого имени бога солнца Колы, и Тулома с общемировым легендарным корнем туле (сравним латинское Ultima Thule, обозначающее последний предел, границу мира. — Ред.). и протоиндийские названия с начальным элементом, восходящим к имени бога Рамы. Доказательства тому можно отыскать в местных топонимах (старых географических названиях), например, гора Рама, Рамозеро.

Индийский учёный Б.Г.Тилак в своём труде «Арктическая родина в "Ведах"»3 изложил мысли о северной прародине индусов. Слово «Индия» происходит от слова инд — река. На Кольском полуострове есть реки Индель, Индига. Близ города Кемь течёт речка Ганг (!). В Карелии известны речка Индоманка и ручей Синд (Шиндручей). На эту тему у В.Н.Дёмина написано множество статей и книга, где приведена аргументация — лингвистическая, историческая, мифологическая, эзотерическая. Одна глава книги так и называется: «Золотой век на севере Евразии». Учёный приводит десятки свидетельств античных авторов, что именно здесь начиналась вся история, мифология, борьба Богов и Титанов, что здесь был заточён Крон, после того как его сверг Зевс, и только вслед за тем божественные родоначальники греков переселились в Средиземноморье и создали древнегреческую цивилизацию.

Плиний Старший в своём труде «Естественная история» писал о гиперборейцах, что «никто не может сомневаться в существовании этого народа». Павсаний в десятитомном «Описании Эллады» повествует о приходе гиперборейцев, которых прислал Аполлон со своей родины Гипербореи с вожаком — жрецом по имени Олень, и о строительстве Дельфийского храма.

Был здесь и Прометей. В поэмах так и утверждается, что происходит всё на Крайнем Севере, в полночных странах на окраине места, где обитают дикие скифы, то есть в Гиперборее. Все эти сведения мы находим в мифологии — греческой и, особенно, в древнеиндийской.

А что касается происхождения лабиринтов, то оно, я думаю, чисто северное. Это уж потом их забрали с собой на Крит те, кто пришёл с Севера, и строили по старой схеме, по родовой памяти. Воспроизводили лабиринты и в Древнем Египте. Скорее всего, это проекция блуждания северного солнца — так было рассчитано астрономом и крупным популяризатором науки, главным редактором журнала «Мироведение» Даниилом Осиповичем Святским в 20-х годах XX века.

Может, под впечатлением прочитанного у Святского появляется у Льва Гумилевского рассказ «Страна гипербореев», где место действия — Кольский полуостров, Умбозеро, остров Духов: «...здесь каждое утро собираются в священную рощу потомки какого-то тысячелетнего народа славить солнце... Оно, или божество, являющееся его олицетворением, называется Аппулом. И, может быть, это искажённое Аполлон? Ему оказываются величайшие почести, и именно ему в жертву приносят ежегодно одного из обитателей острова на жертвеннике, помещающемся в таком же каменном лабиринте, которых с полдюжины мы встретили на несчастном пути сюда и в которых там живут лопари...»

И так всё осталось в забытых традициях. Скорее всего, раньше по лабиринтам водили хороводы, совершая магические хождения: коллективные, мужские, женские. Может быть, древние люди черпали в них энергию? Ведь никто ещё не исследовал лабиринты на качество энергий4. И, если рассматривать символ Солнца, его протоиероглиф, который в дальнейшем стал протоиероглифом египетским и китайским, то напрашивается вывод, что он пришёл туда тоже с Севера. Его можно найти в кружковом орнаменте северян, в лопарских петроглифах.

Рассказывал Валерий Никитич Дёмин и о том, что, помимо классической священной истории в Библии, есть её изложение у древних авторов. Наиболее популярный из них — историк Иосиф Флавий, который приводит интереснейшие подробности, и их нет в современном каноническом тексте Библии. Был ещё и вавилонский историк Берос, тоже излагавший библейские события, но, к сожалению, они сохранились лишь в отрывках. Когда он рассказывает историю всемирного потопа и Ноя, то называет его сыновей совершенно другими именами: Сим у него звучит как Саам. Значит, корни саамов можно искать и у Ноя?

Я, помню, спрашивала Дёмина в самом начале нашего знакомства, не боится ли он идти на Сейдозеро, ведь все члены экспедиции Барченко погибли при разных обстоятельствах. Но Валерий Никитич уверил меня, что не боится, потому что идёт с чистыми намерениями и будет обращаться к духам озера, чтобы они, если сочтут нужным, открыли ему свои тайны. Он считает саамов самыми настоящими аборигенами Севера Евразии, не пришлыми, а жившими там испокон веков. Кто-то уходил ещё в гиперборейское время, кто-то приходил. А многие народы Севера пришли сюда только в новую эру, чуть больше тысячелетия назад. Саамы же жили на своих территориях, как говаривают, всегда. И даже если что-то забыто или не осознаётся ими, всё равно они являются носителями той древней культуры Гипербореи, наследниками которой являются все народы Земли, включая русских. И хранители тайн Сейдозера — они, саамы-лопари.

И, наверное, неслучайно собрались здесь в определённый срок люди, чьи взгляды, кажется, выходят за рамки обычного восприятия реального мира.

А.Б.Гурвиц был председателем спортивно-оздоровительного объединения «Оптимист» Москвы, представлял государственный спортклуб «Факел», профессиональный фотограф. На Сейдозеро приходил с 1962 года, но только в том году впервые пришёл летом. Он откровенно признался, что не ожидал столь серьёзного отношения озера к нему и своего отношения к озеру. Он выжидал, так как Хозяин озера Куйва не пускал на воду. Его спутник Михаил Хоминюк, географ, сказал, что они здесь, помимо съёмок, занимаются ещё и изучением энергоинформационной картины местности. Я попросила Александра Борисовича рассказать об этом подробнее. И вот что узнала.

Гиперборея на русском севере

Кольский полуостров. Сейдозеро. Зимой. Фото А.Гурвица

 

Если говорить упрощённо, то вся Земля поделена, как шахматная доска, на «белые» и «чёрные» клетки: «чёрные» представляют собой геопатогенные зоны, «белые» — биогенные. В геопатогенных зонах человек испытывает необъяснимое чувство тревоги, со временем переходящее в страх, а страх у человека формирует стресс, что и является причиной многих тяжких заболеваний. Велико влияние на человека геопатогенных зон, хотя характеризуются они незначительным понижением геомагнитного поля Земли.

Современные исследования показывают, что любое нарушение природного баланса, открытые разработки тех или иных руд, ископаемых, приводят к загрязнению окружающей среды, даже к возникновению геопатогенных зон, которые крайне отрицательно влияют на человека. В старину их называли гиблыми местами, Богом проклятыми, и обходили стороной даже дороги и тропы, ведущие к ним.

Биогенные зоны характеризуются либо повышением, либо стабилизацией геомагнитного поля Земли. Здесь человек живёт радостно, у него здоровое поколение, прекрасные урожаи, он замечательно себя чувствует. Раньше биогенные места определялись волхвами, с приходом на Русь христианства их указывали схимники, то есть монахи, принявшие постриг. Такие места назывались святыми. Тут строились часовни, храмы, монастыри. Знаменитые пути цивилизации (к примеру, «из варяг в греки»), связывавшие между собой разные народы, прокладывались, как правило, только вдоль биогенных зон. Сейдозеро считается уникальным по своей позитивной биоэнергетике. Здесь люди должны жить, отдыхать и лечиться.

Но, наверное, и на Сейдозере есть геопатогенные места, о них предупреждал Барченко. Надо смотреть, как к тебе относится Хозяин озера. В детстве мне сказывала бабушка, когда мы жили с ней на Сейдозере: «Если примет тебя Сейдушка, всю жизнь будешь ходить под его покровительством, не примет... лучше бы принял».

Поведал Александр Борисович Гурвиц, что у него на Свято-озере происходит непосредственное общение с Хозяином места — Куйвой, его дочерьми — Хозяйками озера. Сейда делится на три котловины — восточную, западную и центральную, и у каждой есть своя Хозяйка. Я верю Александру Борисовичу, потому как сама всегда непроизвольно общаюсь с Хозяином этого места и с Хозяйками озера. Для меня с детства всё на Сейдозере живое — и горы, и озеро, и лес, и болото, и камни. Иногда я даже видела какие- то образы, и, уверяю всех, что это совсем не фантазии. А ещё здесь можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Подтвердил это и Гурвиц. У них за неделю сбылось шесть желаний. Он назвал это материализацией мыслеформ. И уж совершенно для меня потрясающим было от него услышать, что это место не что иное, как Северная Шамбала!

Современному цивилизованному миру известны две Шамбалы: первая (западная) — на Ниле, с которой связаны истории о захоронениях атлантов; вторая — на Тибете. Сейдозеро, по мнению Гурвица, есть Третья Шамбала.

Мне было интересно узнать о том, что озеро считают чашей потухшего вулкана. Причём нигде в мире нет такого расположения вулканов, как на Кольском полуострове: они, давно потухшие, образуют круг из пяти чаш. Во всех других местах мира расположение вулканов линейное.

Итак, я выяснила, что Куйва — вполне реальный образ, живущий в «параллельном мире» Хозяин потухшего вулкана и образовавшегося на его месте озера. Сейды — это духи древних гор, ущелий. каньонов, кратеров, которые в определённое время даже собираются вместе на совет.

Я думаю, те, кто бывал на Сейде, согласятся со мной: остро чувствуешь здесь спиной, затылком чей- то взгляд, будто кто испытывает тебя на прочность, особенно в ущельях и лесной зоне вокруг озера. Посетив в том году Сейдозеро после долгого перерыва, я уже дома, думая о нём, стала рисовать и увидела, что нарисовала взгляд, глаза — огромные, почти на весь лист.

А ещё у нас в горах вокруг Сейдозера очень часто погибали люди. В 1972 году погибла целая экспедиция — 11 человек, куйбышевцев. Тогда дед Иван Иванович Юрьев сказал мне, что они закон Куйвы нарушили. «Вполне возможно», — подтвердил и Александр Борисович. Отношение Хозяина места к путешественникам и туристам здесь самое различное. Всё зависит от того, как они себя ведут. Если не ругаются, по-доброму и внимательно относятся друг к другу в группе, честны и искренни, значит, могут ничего не бояться.

Можно определённо сказать, что Сейдозером в Ловозёрских тундрах серьёзно заинтересовался учёный мир. А оно, озеро, так же девственно и прекрасно своей тайной, непознанностью и легендами.

Летят годы, время рождает новые легенды, а пол занавес XX века саамы рассказывают унаследованную от предков и бережно сохранённую ими древнюю легенду об олене Мяндаше.

Из-за Каменского, из-за Имандры, из нутра матери-земли бежит дикий олень. Мяндаш-пырре имя ему, он — начало дикарского кегору Мяндаш-пырре, начало жизни и края. От края до края земли, от края не наших пределов Мяндаш-пырре бежит. Путь его — солнца путь, туда ему бег. Великий Тьермес гонит грозовые тучи. Голова его в небо уходит, десять кряжевых сосен его рост. Зелёный шаст (мох, лишайник. — Ред.) — его волосы, рвут их ветры и никогда не сорвут. В руках его радуга-лук: он мечет стрелы- молнии. Собаки бегут впереди — каждая с оленя-быка. Гонит Тьермес добычу. Она впереди и никогда не видима богу грома, хотя и близка для удара. То олень Мяндаш бежит — золоторогий. Белый он — его шерсть серебристее снега. Чёрную голову держит высоко, закинул рога и на невидимых крыльях летит. Ветры вольные — его дыхание, они несут его в полёте, в его пути. Глаза его полузакрыты. Но не смотри на них, человек, — от силы их ты будешь слеп. Закрой свои уши, когда услышишь шум его бега, — от той силы ты будешь глух. Горячего дыхания его коснёшься — и будешь нем.

Знай: то Мяндаш-пырре...

Знай: когда великий Тьермес настигнет Мяндаша и ударит в него первой стрелой, весь камень гор раздастся и выбросит огонь, отзовётся землетрясением. Рассядутся массивные горы Саамиедны, а из жерл древнейших подземных вулканов Сейдозера в Лово- зёрах и долины рек Можжевельниковой и Тульока в Хибинах потечёт огонь, и высохнут озёра и реки.

Знай: когда вторая стрела великого Тьермеса вопьётся оленю в лоб меж золотых рогов, огонь охватит всю землю, горы закипят водой и на месте оных гор подымутся новые. Сгорят они, как бородатый мох на старых елях. Сгорят полуночные земли, и лёд вскипит.

Когда на Мяндаш-пырре ринутся собаки и Тьермес вонзит свой нож в живое сердце, тогда конец: упадут с небес все звёзды, потухнет старая луна, утонет солнце далеко. На земле же останется лишь прах.

У саамской поэтессы Октябрины Вороной есть стихотворение о наших горах Сейдозерских:

Гиперборея на русском севере

Это было давно.

Уж не помнят и деды,

Как дрожала земля,

Сея ужас и страх.

Как сгорали куницы.

Олени, медведи

В тех огромных и жарких

Всеядных кострах.

Пасть вулкана закрыли

Сугробы и стужа.

Запечатали пробкою

Вечные льды.

Лишь местами звенит,

Пробиваясь наружу,

Голубая струя

Родниковой воды...

 

А может, не всё в легендах вымысел?Может, первая стрела Тьермеса настигла Мяндаша? И всего лишь до поры заснул древний вулкан?

 

пос. Ревда, Ловозёрсокго р-на, Мурманской обл.

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: