warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Формирование наследия семьи Рерихов в учреждениях культуры и науки СССР

Советский период, условно определяемый с 1917 по 1991 год, представляет собой один из значимых периодов формирования рериховского наследия на территории Советского Союза, которое наряду с наследием в США, Индии и Болгарии являлось наиболее масштабным мировым собранием. В данном контексте рериховское наследие рассматривается как комплексное понятие, включающее в себя художественное, литературное, философское и научное наследие членов семьи Рерихов, а также их родственников, учеников и сотрудников. К нему можно отнести и произведения иных авторов, созданные под педагогическим, философским или иным влиянием членов семьи Рерихов и в целом соответствующие «рериховскому мироощущению»1. При наличии достаточно большого числа публикаций и исследований об отдельных событиях формирования советского рериховского наследия, тем не менее, сохраняется явный дефицит обобщающих материалов и комплексных исследований данного процесса.

Хронологически в советском периоде можно выделить несколько значимых этапов формирования рериховского наследия, которые связаны как с логикой истории биографии семьи Рерихов, так и с логикой развития внешней и внутренней политики Советского Союза – с 1918 по 1936, с 1936 по 1956, с 1957 по 1969, с 1972 по 1983 и с 1984 по 1991 год.

 

1918–1936 годы

1918 год является судьбоносным для рериховского наследия. Семья Рерихов, пребывая с 1916 года в основном в Финляндии, оказывается отрезанной от России, в то время как в Петрограде остаётся квартира Рерихов (набережная реки Мойки, дом 83), в которой хранятся архив, личные вещи, библиотека, живописные работы Н.К.Рериха, собранная Рерихами коллекция западноевропейской живописи2, коллекция предметов каменного века и т.д. Несколько лет квартира стоит в законсервированном виде, помещение не отапливается. В 1921 году Отдел по охране, учёту и регистрации памятников искусства и старины произвёл опись оставшегося имущества квартиры3. В опись вошло 215 предметов. Из них 114 произведений итальянской, нидерландской, фламандской, голландской и немецкой школ живописи, 28 произведений Н.К.Рериха (пейзажи, эскизы, акварели и рисунки), 73 предмета убранства интерьера, мебель и т.д. Описанная коллекция западноевропейской живописи распределяется в Государственный Эрмитаж (далее – Эрмитаж)4. В дальнейшем часть картин передаётся из Эрмитажа в Государственный музейный фонд (далее – Музейный фонд), Госторг и Всесоюзное объединение «Антиквариат», Государственный Русский музей (далее – Русский музей) и другие государственные музеи Алупки, Бишкека, Владивостока, Донецка, Еревана, Краснодара, Москвы, Самары, Ульяновска, Харькова и т.д.5.

Выявленные предметы интерьера, личные вещи, детские работы, книги, архив, эскизы некоторых картин остаются в квартире. В 1922 году, после эпизода грабежа в квартире и музее Общества поощрения художеств, часть предметов наследия была перевезена на квартиру двоюродного брата Е.И.Рерих – С.С.Митусова6, который с семьёй оставался в революционном Петрограде7. В 1923 году в квартире поселяется младший брат Н.К.Рериха, Борис, вернувшийся в Ленинград из Киева. Предположительно в 1929–1931 годах он переселяется в другой район Ленинграда8, а в 1939 году переезжает вместе с коллекцией в Москву. В 1931 же году по заявлению сестры Н.К.Рериха Л.К.Озеровой в Эрмитаж было принято около 40 ящиков с археологическими коллекциями Рериха9. После смерти Б.К.Рериха в 1945 году и смерти его супруги в 1953 году оставшаяся часть наследия поступает в государственные музеи и частные коллекции.

В целом с 1918 года происходит рост состава коллекций картин Рериха в государственных музеях и фондах государственных архивов, куда поступают предметы, купленные или изъятые из частных коллекций, дары частных лиц, предметы расформированных музеев10. Если в дореволюционный период картины Н.К.Рериха в основной массе находятся в частных коллекциях11, то начиная с 1918 года происходит процесс массового перемещения рериховских коллекций в фонды государственных музеев.

Изъятые картины поступают в основном в Русский музей12 и Музейный фонд13, откуда перераспределяются как по центральным, так и по областным, периферийным музеям. Если рериховская коллекция Русского музея в дореволюционные годы состояла из восьми картин Рериха, то к концу советского периода в её состав входило уже 428 картин. Коллекция Государственной Третьяковской галереи (далее – Третьяковская галерея), которая к 1917 году имела шесть картин Рериха, в 20-е годы пополнилась ещё четырьмя картинами художника14, а к 90-м годам прошлого столетия имела в собрании уже около 30 картин. Ниже хронологически описан процесс пополнения коллекций государственных музеев. 

 

Б.К.Рерих на фоне картины «Поморяне. Утро» в квартире на набережной реки Мойки, 83. Петроград, 1923 год

 

В 1918 году коллекционер Н.Д.Ермаков сдаёт на хранение в Русский музей собственную коллекцию картин, включающую картину Рериха «Дозор». Позднее она войдёт в собрание музея. В том же году в Русский музей из собрания Е.М.Терещенко поступает картина «В монастыре». В 1919 году из Рамонского имения принцессы Ольденбургской «Ольгино» в Воронежский губернский музей15 поступает два панно Рериха «Княжая охота. Утро» и «Княжая охота. Вечер». В том же году картина «Варяжское море» и акварель «Царь» были приобретены в составе коллекции А.Ф.Мантеля в Казанский городской музей16, а Вятский художественный музей получает из собрания Н.Н.Перцова вариант картины «Заморские гости». Смоленские музеи пополняются картинами из бывшего собрания княгини М.К.Тенишевой. В 1919 году в Смоленскую картинную галерею17 поступают картины Н.К.Рериха «Помин о четырёх королях (Книга голубиная)» и «Гнездо Преблагое», в 1920 году – картина «Псковский погост». В конце 1919 года в Русский музей поступает коллекция картин А.А.Коровина, среди которых – картины Рериха «Небесный бой», «Иноземные гости», «Славяне на Днепре»18. В том же году в музей из коллекции М.В.Слепцовой поступают «Урочище. Действие 3-е» (эскиз к опере «Снегурочка»), картины «Заклятие земное», «Поцелуй земле», «Звездное небо» и «Прокопий праведный за неведомых плавающих молится», из собрания Е.Е.Рейтерна – картина «Пейзаж с придорожным камнем», из собрания В.Н.Аргунтинского-Долгорукова – эскиз «Половецкий стан».

Картины национализированного и расформированного в 1924 году Музея русского искусства при Рисовальной школе Общества поощрения художеств19 также поступают в Музейный фонд и распределяются по музеям. Например, рисунок «В замке» в 1926 году поступает в Русский музей, картина Рериха «Город» в 1929 году – в Кубанский советский художественный музей20, а картина «Короны» в 1938 году – в Киевский государственный музей русского искусства (далее – Киевский музей русского искусства)21 через Ленинградскую закупочную комиссию.

Картины Рериха появляются в музеях Ашхабада, Алма-Аты, Калуги, Рязани, Пскова, Костромы, Одессы, Самары, Баку и т.д. Ими также пополняются уже существующие рериховские коллекции Смоленска, Нижнего Новгорода, Саратова, Краснодара и т.д. В 1920 году из Эрмитажа в Русский музей перемещается картина «Берег». А в июне 1920 года в Русский музей поступает собрание А.В.Руманова, включающее 22 работы Н.К.Рериха22. Часть картин остаётся в собрании музея, а часть в течение 20-х годов перераспределяется в периферийные музеи (Омск, Севастополь, Казань, Владивосток, Красноярск, Ереван, Новгород)23. В том же году выполненный Рерихом иконостас церкви Божьей Матери пермского Успенского женского монастыря передаётся в Пермский научно-промышленный музей, а в 1922 году – в Пермскую художественную галерею. При этом одна из икон иконостаса – «Архангел Гавриил» – в 1935 году находит своё место в Свердловском музее изобразительных искусств24. В июне же 1922 года в Псковский художественный музей из музея Академии художеств поступает картина «Крик Змия». В 1924 году из Эрмитажа в Русский музей перемещаются картины «Голова финна», «Облако», «Холмистый пейзаж», а также эскиз плафона часовни св. Анастасии, а в 1926 году – эскиз стенной росписи «Спас».

В 1924–1928 годах в Омске формируются художественные фонды Западно-Сибирского краевого музея25. Картины поступают из Музейного фонда, а также из фондов музеев крупных городов. Так, в 1925 году из Русского музея в Омск поступают картины «Ладьи» и «Древо преблагое»26. Будучи в 1926 году в Омске, Рерих пишет: «Идём в Краевой музей. Отделы художественный и этнографический. Из Ленинграда и из Москвы прислан ряд картин, умело подобранных, характеризующих течение русской школы... К удивлению, находим и две мои вещи. Обе из неоконченных запасов, стоявших у стен мастерской. Одна – “Ладьи”, 1903 г. (из сюиты «Город строят»), другая –“Древо преблагое”, эскиз»27. В 1927 году в музей из Русского музея также поступает картина «Замок», входившая в бывшую коллекцию Руманова28.

В 1925 году был закрыт и национализирован театральный музей С.И.Зимина. Коллекция картин Н.К.Рериха музея пополнила рериховскую коллекцию к тому времени уже государственного Театрального музея им. А.А.Бахрушина (далее – Музей им. А.А.Бахрушина). Коллекция музея, включая собственную коллекцию, собрала 56 эскизов декораций и костюмов из театрально-декорационного наследия Рериха29, а также архив рукописей и документов. В мае того же года в Новгородскую картинную галерею из Государственного русского музея поступает картина «Чудь под землю ушла»30.

В 1926 году в художественный отдел Самарского публичного музея31 из Третьяковской галереи через Музейный фонд поступает картина «Древний пейзаж», а в Новгородскую картинную галерею из Ленинградского отделения Музейного фонда – картина «За морями земли великие»32. И в этом же году из Музейного фонда в Одесский художественный музей поступает картина «Колдун», а в Русский музей – картина «Святой остров».

В 1927 году Саратовский художественный музей пополнился из Музейного фонда картиной «Город. Утро», ранее находившейся в собрании Р.Р.Вострякова, и эскизом декорации «Великая жертва» из Русского музея. В том же году из Музейного фонда в отдел изобразительного искусства Туркменского государственного краеведческого музея (Ашхабад)33 поступает картина Рериха «Стрелы неба – копья земли». В июле 1928 года в Кубанский советский художественный музей из Русского музея поступает картина «Идолы», в Костромской музей – картина «Залив». В Калужский художественный музей из Третьяковской галереи поступает картина «Терем Ярославны».

В начале 20-х годов продолжают работу учреждения культуры занимающиеся популяризацией художественного творчества, и в том числе Рериха. Так, дореволюционное издательство Общества св. Евгении в 1920 году было преобразовано в Комитет по популяризации художественных изданий. Комитетом были переизданы открытки с изображением картин Рериха «Небесный бой», «Песнь о викинге», «Ункрада» тиражом 5–10 тыс. экземпляров. Третьяковская галерея в 1932 году выпустила открытку с изображением картины «Гонец» тиражом 200 000 экземпляров34. В 1923 году издательство Всероссийского комитета помощи инвалидам войны при ВЦИК Советов издаёт иллюстрированную брошюру «Рерих» со статьёй М.Кузьмина.

 

Открытки Комитета по популяризации художественных изданий и издания Третьяковской галереи. 20–30-е годы прошлого столетия

 

В 1930 году из Общества им. А.И.Куинджи (Ленинград) в Русский музей поступают картина «Веление неба» и эскиз панно «Дерево жизни», из Государственного русского музея в Новгородскую картинную галерею – картина «Озёрная деревня»35, в Центральный музей Татарской Республики – «Мехески – лунный народ».

В 1933 году в музеи поступают предметы коллекции И.У.Матвеева. В частности, в фонд рисунка Третьяковской галереи – эскиз «Жилище Гудинга»36. В 30-х годах через И.И.Бродского в Днепропетровский художественный музей поступает картина Рериха «Стрелки».

В то же время в довоенные годы рериховский фонд несёт и утраты. После 1917 года в Пскове была закрыта часовня св. Анастасии (проект Щусева) с фресками, выполненными по эскизам Рериха. Фрески были забелены, сама часовня утратила главу и барабан. Охранный статус часовня получила в 70-х годах прошлого столетия. Фрески были вновь частично открыты в ходе реставрации, прошедшей в 1970–73 годах37. 14 мая 1930 года приказом ректора Ленинградского высшего художественно-технического института (организованного на базе упразднённой Императорской Академии художеств)38 Ф.А.Маслова был ликвидирован музей Академии художеств. Многие его экспонаты уничтожаются39. Среди них – монументальное панно Н.К.Рериха «Покорение Казани» (темпера для Казанского вокзала в Москве) и панно «Сеча при Керженце». В 1932 году Маслов за самоуправство был арестован и осуждён, а стиль его руководства стал нарицательно именоваться «масловщиной». В том же году была воссоздана Академия художеств, а в 1936 году её музей приобретает у коллекционера Е.А.Цинтус студенческую работу Н.К.Рериха «Воин».

Архивные материалы, связанные с наследием семьи Рерихов, в 20-е годы концентрируются в бывших дореволюционных учреждениях, с которыми Рерихи активно сотрудничали. Так, например, архивы по археологической работе Н.К.Рериха были собраны в Институте археологии АН СССР40. После Второй мировой войны архивные рериховские фонды появились в Центральном государственном архиве Октябрьской революции и социалистического строительства41, в отделе рукописей Третьяковской галереи42, в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга43, в Центральном государственном архиве литературы и искусства44, в Музее им. А.А.Бахрушина.

 

1936–1956 годы

В 1926 году Рерихи в ходе Центрально-Азиатской экспедиции совершают поездку из Монголии в Москву, в ходе которой Рерих дарит Третьяковской галерее живописную серию «Майтрейя», состоящую из семи тематических картин, а также картины «Красные кони» и «Гора Ленина»45. Однако картины десятилетие находятся в собрании М.Горького, после смерти которого, в 1936 году, шесть картин серии, а также картины «Красные кони» и «Явление срока»46 были переданы Художественному музею г. Горького. В 1936 году в состав коллекции Художественного музея г. Горького входило десять картин, включая один дореволюционный дар музею и одну картину, поступившую из Музейного фонда.

В июне 1939 года Ашхабадский музей изобразительных искусств приобретает в художественном салоне Москультторга картину Рериха «Берёзки». В том же году картины Рериха были представлены на выставке «Русская историческая живопись» в Третьяковской галерее47, а также на выставке «Слово о полку Игореве» в Литературном музее Института русской литературы АН СССР (Ленинград).

В 1940 году в Литературный музей Института русской литературы АН СССР от Л.Д.Блок поступил фронтиспис к «Итальянским стихам» А.А.Блока «Умбрия». В том же году Свердловская картинная галерея приобретает через Ленинградскую закупочную комиссию рисунок «Древний город».

В 1940 году после вхождения Латвии в состав СССР происходит национализация ряда частных собраний, в частности коллекции Латвийского музея Рериха. Собрание из 55 картин Н.К. и С.Н. Рерихов поступают в Рижский городской художественный музей. После Второй мировой войны советская власть повторно конфискует картины, спасённые членами Латвийского рериховского общества. В 1950 году картины передаются в Государственный музей латышского и русского искусства Латвийской ССР48, где в 1952 году помещаются в музейный спецфонд. В постоянной экспозиции картины находятся с 1956 года49. С 1974 года в музее был открыт отдельный зал с постоянной экспозицией лучших произведений Николая и Святослава Рерихов. В 1941 году в Русский музей из Ждановского райфинотдела поступает картина «Стена в горах» (бывшее собрание К.С.Бирюлева).

Военные годы не прошли без потерь и для Рериховского наследия, находящегося в СССР. Так, в 1942–1943 годах в ходе подготовки к прорыву блокады Ленинграда была взорвана церковь посёлка Морозовка под Шлиссельбургом (Ленинградская область), в которой мозаистом В.А.Фроловым были выполнены мозаики по эскизам Н.К.Рериха. В условиях ленинградской блокады был повреждён «Богатырский фриз», выполненный Рерихом в 1909 году для столовой дома Бажанова. Всё произведение покрылось слоем копоти, а панно «Вольга», кроме сильного загрязнения, утратило правый нижний угол холста размером 52x36 см. В 1964 году фриз был передан на реставрацию в Русский музей и после успешной реставрации остался в фондах музея.

В послевоенное время начинается новый интенсивный этап формирования Рериховских фондов в музеях СССР. В декабре 1945 года архивы Русского культурно-исторического музея в Праге были перевезены из Чехословакии в СССР и поступили в Центральный Государственный архив СССР (ЦГАОР), где в 1948 году был сформирован фонд РКИМ (ф. 6784), выявленные в архиве портреты были переданы в Центральный Государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ) (ф. 1355). В 1962 году часть документов из ЦГАОР была передана в ЦГАЛИ (ф. 1355 и ф. 2226 «Фонд В.Ф.Булгакова»). Архивы включают материалы сотрудничества Русского культурно-исторического музея с Рерихами, в том числе переписку Рерихов с В.Ф.Булгаковым.

В этом же 1948 году Кубанский советский художественный музей принял в фонды три эскиза, выполненные Рерихом для балета «Весна священная».

В 1947 году Свердловская картинная галерея50 приобретает у коллекционера Н.П.Страхова эскиз Н.К.Рериха «Египет», а в Костромской музей поступает эскиз «Гады» из собрания И.А.Рязановского. В сентябре 1948 года Музей Академии художеств через закупочную комиссию приобретает эскиз декорации к балету «Ночь на Лысой горе».

В начале 1949 года собрание картин Русского культурно-исторического музея в Праге было вывезено из Чехословакии в СССР и распределено между крупнейшими музеями Москвы и Ленинграда51. Коллекция включала в том числе 15 картин Н.К.Рериха и три картины С.Н.Рериха, в том же году пополнивших собрание Третьяковской галереи52.

В 1949 году в Ленинграде был открыт Музей-квартира И.И.Бродского, где в числе картин коллекции русских художников, собранной И.И.Бродским, присутствуют пять работ Н.К.Рериха.

В 1954 году, после кончины младшего брата Н.К.Рериха Бориса и его супруги Т.Г.Рерих53, в Третьяковскую галерею поступают произведения Н.К.Рериха «Пантелеймон-целитель» (1916), несколько этюдов, письма, архивные документы и личные вещи54. Другая значительная часть коллекции Б.К.Рериха поступает в РГАЛИ (ф. 2094, ед. хранения – 1101 шт.) после смерти в 1956 году друга Б.К.Рериха – М.В.Бабенчикова. В архив поступают около 80 детских рисунков Юрия и Святослава Рерихов, альбом Е.И. и Н.К. Рерихов с фотографиями, сделанными во время поездок по городам Древней Руси (92 снимка), фотокопия картины Ф.Кормона с дарственной надписью французского художника «ученику и другу» Николаю Рериху (1901), черновые наброски статьи Б.К.Рериха и т.д.55.

В апреле 1956 года дочь С.С.Митусова, Л.С.Митусова, передаёт в дар Русскому музею 75 произведений Н.К.Рериха из собрания отца56.

 

С.С.Митусов. Конец 30-х годов

 

Часть вторая

 

1957–1969 годы

В августе 1957 года востоковед Ю.Н.Рерих переехал из Индии в СССР на постоянное местожительство, привезя с собой около 550 картин отца57, а также принадлежавшую семье Рерихов коллекцию произведений искусства Востока, научную библиотеку и архив. Выполняя волю отца, Ю.Н.Рерих передал в дар Советскому государству 421 картину Н.К.Рериха58. В этом же году картины Н.К.Рериха из частных коллекций были представлены на выставке «Русское искусство конца XIX – начала XX века» в Центральном доме работников искусств СССР.

12 апреля 1958 года в выставочном зале Союза художников СССР59 состоялось торжественное открытие первой в СССР персональной выставки картин Н.К.Рериха60. На ней было представлено 226 работ Николая Константиновича из коллекции Ю.Н.Рериха, фондов Русского музея, Горьковского художественного музея, Третьяковской галереи, Государственного музея латышского и русского искусства, Музея им. А.А.Бахрушина, Музея МХАТ им. М.Горького, частных собраний С.А.Мухина, Ю.Б.Данцигера, Г.С.Торсуева, Л.И.Бродской, Б.В.Михайловского. К выставке был выпущен каталог61, вышли статьи в центральных газетах. После Москвы выставка продолжила свою работу в Государственном музее латышского и русского искусства62, в Русском музее63, в Киевском музее русского искусства.

 

Ю.Н.Рерих на открытии выставки Н.К.Рериха в Третьяковской галерее. Июль 1959 год

 

В 1958 году киностудия «Экран» выпускает первый в СССР цветной документальный фильм о Н.К.Рерихе – «Художник Николай Рерих»64. В этом же году в журнале «Октябрь» (№10) были опубликованы избранные «Листы дневника» Н.К.Рериха. В декабре того же года несколько картин художника экспонировались в Ленинграде на выставке «Двести лет Академии художеств СССР».

В 1959 году выставка картин Н.К.Рериха продолжила работу в Государственном музее искусств Грузинской ССР (Тбилиси)65, а затем в Третьяковской галерее состоялась вторая московская выставка, где в четырёх залах экспонировалось 250 произведений художника из собраний Третьяковской галереи, Государственной оружейной палаты, Музея им. А.А.Бахрушина, Киевского музея русского искусства, собраний С.А.Мухина, М.Г.Гордеева, А.Л.Мясникова, Б.В.Михайловского и картин, переданных Ю.Н.Рерихом в дар СССР. К выставке был выпущен каталог66, в Государственном издательстве изобразительного искусства вышел первый советский альбом репродукций картин Н.К.Рериха67. В том же году от коллекционера И.Л.Марголина в Русский музей поступает картина «Пейзаж с валунами».

В 1960 году картины, переданные в дар Ю.Н.Рерихом, были распределены между Русским музеем (361 картина)68 и Новосибирской картинной галереей (60 картин)69. В Новосибирске все они вошли в состав постоянной экспозиции70. В этом же году по обмену с Эрмитажем71 в Киевский музей русского искусства поступает картина Рериха «Св. Николай» («Никола»), в Казахскую государственную художественную галерею (г. Алма-Ата)72 через Госкомиссию – эскизы «Зловещие» и «Половецкий стан», в Третьяковскую галерею в дар от Риверсайд музея (США) – картина «Пещеры в скалах. Нью-Мексико».

С 11 мая по 3 июня 1960 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина работала первая в СССР выставка картин С.Н.Рериха. В марте 1960 года 130 картин были доставлены из Индии по приглашению и при содействии Н.С.Хрущева, который побывал на аналогичной выставке в Дели 13 февраля 1960 года. С 12 июня по 2 июля она экспонировалась в Эрмитаже. К выставке был выпущен каталог73. С 28 апреля по 13 июля 1960 года в СССР находился с визитом С.Н.Рерих. Во время визита он передал в дар Эрмитажу две свои картины74. По итогам выставки на Центральной студии документальных фильмов был выпущен короткометражный фильм «Живопись Святослава Рериха» (режиссёр А.Зенякин).

12 августа 1960 года после смерти Ю.Н.Рериха75 в Институте народов Азии Академии наук СССР был официально открыт Мемориальный кабинет Ю.Н.Рериха. Это было первое советское учреждение, официально носившее имя Рериха и посвящённое в том числе изучению рериховского наследия. Создание мемориального кабинета стало возможным благодаря усилиям учеников и сотрудников Юрия Николаевича по Институту народов Азии и С.Н.Рериха. Основу кабинета составила библиотека, находившаяся в рабочем кабинете Ю.Н.Рериха (4927 книг и брошюр по тибетологии, буддологии, философии, истории, языкознанию, собрание тибетских ксилографов, 15 тибетских живописных икон-тханок, рукописи на пальмовых листьях, монеты и предметы декоративно-прикладного искусства). На базе кабинета с 1961 года начала проходить ежегодная конференция «Рериховские Чтения»76.

В 1961 году в Государственном Русском музее открывается отдельный зал Н.К.Рериха, проработавший несколько лет77. В том же году Казахская государственная художественная галерея приобретает в своё собрание литографии картин Рериха «Мехески – лунный народ» и «Великанша Кримгерд», Николаевский областной художественный музей – этюд «Разрушенная башня Псковской стены» из собрания К.Н.Архипова, Третьяковская галерея получает в дар от К.К.Бесевич эскиз «Домик Сольвейг».

В 1962 году коллекционер С.А.Мухин передаёт в дар Министерству культуры собственную коллекцию из 27 картин Н.К.Рериха при условии постоянного экспонирования. Полотна размещаются в Художественном музее г. Горловка Донецкой области. В том же году Русский музей приобретает у коллекционера у Г.А.Шишкина картину «Три радости».

В 1963 году издательство «Искусство» выпускает первую в СССР крупную иллюстрированную монографию о Н.К.Рерихе78.

В 1964 году в Русский музей из Дирекции художественных фондов поступает картина «Ростов Великий. Большая надвратная церковь». В том же году в Русский музей из библиотеки имени А.П.Чехова (бывший дом Бажанова) на реставрацию передаются монументальная работа Н.К.Рериха «Богатырский фриз» и декоративные панно. Фриз и панно после реставрации остаются в фондах музея.

С 9 октября 1964 по 7 февраля 1965 года в Государственном музее искусств народов Востока (далее – Музей Востока) работала масштабная выставка картин Н.К.Рериха к 90-летнему юбилею художника в составе 150 произведений79. Картины для выставки были предоставлены из Третьяковской галереи, Русского музея, Музея им. А.А.Бахрушина и от частных коллекционеров80. В феврале 1965 года часть картин выставки направляется на выставочное экспонирование в Киевский музей западного и восточного искусства.

В 1967 году Эрмитаж приобрёл у И.М.Богдановой81 44 тханки из коллеции Ю.Н.Рериха, привезённые им в СССР в 1957 году. В том же году в Третьяковскую галерею из Павловского дворца-музея поступает картина «Заморские гости».

С 7 января по 30 марта 1969 года в Музее Востока работала вторая выставка картин Н.К.Рериха. Она была собрана московским отделением Всероссийского общества охраны памятников (ВООПИК) при общей поддержке музея. На выставке экспонировались 103 картины и эскиза из Третьяковской галереи, Музея им. А.А.Бахрушина, Музея МХАТ, частных коллекций И.М.Богдановой, И.А.Мясниковой, А.В.Смолянникова и др., была организована выставка книг Н.К.Рериха и о нём. Выставка освещалась в центральной прессе и по телевидению82. В том же году Николаевский художественный музей приобретает у коллекционера Б.Б.Свешникова эскиз «Собирают дань», а из Третьяковской галереи в Русский музей передаются в постоянное пользование этюды коллекции Ю.Н.Рериха «Вершины на рассвете», «Туман, сползающий с вершины», «Горы в лунном свете»83, находившиеся в галерее на временном хранении. В самой галерее из временного хранения в постоянное переводятся два этюда из коллекции Ю.Н.Рериха «Гималаи» и «Розовое облако».

В 1971 году в Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки в дар от З.К.Гордеевой поступает рисунок «Князь Игорь», а в Русский музей – картина «Седая Финляндия» из Дзержинского райфинотдела (ранее собрание Б.А.Бланкштейна).

Нужно отметить, что, несмотря на интенсивный процесс формирования рериховских фондов государственных музеев и интенсивное экспонирование рериховких коллекций в 60-е годы прошлого столетия, были и негативные тенденции. Так, к примеру, в Ленинграде с фасадов дома №35 по Большой Морской улице было удалено майоликовое панно, выполненное по эскизам Н.К.Рериха84. В 1970 году на грани сноса оказалась часовня св. Анастасии с росписями по эскизам Рериха, однако по настоянию местных краеведов часовня была перемещена. В 1970–1973 годах была проведена её реставрация, включая частичную реставрацию росписей85. Не менее сложна судьба росписей в храме Святого Духа в селе Флёново Талашкинского сельского поселения Смоленской области. Росписи храма были выполнены Рерихом и его учениками в 1914 году, однако в связи с началом Первой мировой войны храм остался незавершённым. При архитектурных просчётах в гидроизоляции и в отсутствие полноценной консервации за более чем 50 лет росписи были большей частью утрачены. Прошедшая в 70-х годах прошлого века реставрация храма смогла лишь ненадолго укрепить остатки росписи86.

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: