warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Единство мира и синтез искусств

Зорин С.М., создатель Оптического театра

Искусство объединит человечество… Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты.

Н.К.Рерих

В чём суть Изначального синтеза – Синтеза от Бога? Разве не является высшим примером Синтеза Святая Троица? Великая формула: «нераздельно – неслиянно». Синтез не механическое соединение частей, а органичное слияние в гармоничное целое при остающейся свободе каждого элемента синтеза. Само слово СИНТЕЗ – понятие многогранное. Видимо, это запечатлено в глубинах духа – устремлённость к Единому. Мы вышли из Единого Истока, но, выбрав неправильный путь в очередной точке бифуркации, раздробили всё до предела, страдаем от этой раздробленности и жаждем (возможно, многие неосознанно) вернуться к целостному мироощущению, к миру божественному. На пути познания мира мы слишком далеко ушли от Единых Законов Бытия, нарушили все этические нормы и потеряли сами себя. Обессмыслилась жизнь. Человек вне высших смыслов, заложенных в изначальном божественном Слове и в «тексте» его ДНК, теряет путь. Кто не возвышается, тот нисходит. В эпоху стремительного развития техники человек совершенно очевидно нисходит. Причём стремительно. И может превратиться в животное. Страшно иногда смотреть на ржущих над пошлыми шутками гламурных животных на всех их тусовках. На бытовом уровне идёт стремительное духовное обнищание, но не всё в порядке и в стане науки.

Современные учёные сумели разъять мир на части, забыв, как же выглядело Целое, придумали кучу разных теорий, удобно устроились в мире привычных парадигм и боятся нос высунуть навстречу грозной и прекрасной Реальности. Всё, что не согласуется с их любимыми парадигмами, безжалостно отбрасывается, а для упрямцев, настаивающих, что есть иная, кроме общепринятой, точка зрения на мир, на Жизнь, придумали комитеты по лженауке. Гнать в шею всех, лезущих в их закрытую касту со своими новациями, чтобы не мешали почивать на лаврах. Может быть, некоторые ретрограды даже жалеют, что нельзя как в былые времена отправить всех этих беспокойных мечтателей и искателей на костёр. Но наш живой мир не так прост, как это кажется инициаторам создания комитетов по лженауке.

Всё в природе дополняет друг друга. Все живые существа зависят друг от друга. Оказывается ничего нельзя изъять, чтобы не нарушить этот установленный свыше баланс. Когда человек вмешивается в гармонию природы – жди беды. Мирской ум пытается восстать на Высший Разум, переделать мир, сотворённый Господом. Как-то китайцы перебили всех воробьёв, и тогда всё пространство заполонили полчища комаров и мух, которыми так любили лакомиться воробьи. Потом хоть за валюту завози воробышков обратно. Примеров таких неумных инициатив можно привести тысячи. Человек, раздирая тело Матушки-Земли, добывая полезные ископаемые, умудрился разбалансировать природу почти до предела. И она отзывается всё сильнее и жёстче на наш глобальный кретинизм. Это настолько очевидно, что должно было давно отрезвить людей. Не отрезвляет. Природа, конечно, – мать. Матери обычно терпеливы, жертвенны. Осталось выяснить, кто в этой ситуации мы – дети природы или сукины дети? Очевидно, что – второе, ибо, обладая уже даже избыточной информацией, что так поступать нельзя, мы всё же добиваем Землю, упрямо подталкиваем мир к пропасти небытия, продолжая насиловать природу с непостижимой жестокостью.

Реально получается, что чем выше интеллект, о котором якобы пекутся апологеты нынешней системы образования, тем ниже духовность. Чем выше достижения техники, тем более быстрыми темпами уничтожается всё живое на планете… Но, если в результате дальнейшего развития техногена погибнет жизнь на Земле, то кому тогда нужны все эти достижения? Тем более, что при ныне существующей парадигме мы развиваем наши «протезы», а не самих себя. Да, компьютеры становятся всё меньшими и всё более быстродействующими. Микроминиатюризация тоже стала очень модной. На Западе начали вживлять микрочипы в организм. Такие операции уже проводят в Америке. И повод придумали, мол, все добропорядочные американцы будут ходить с микрочипами в своём теле, а террористы без чипов… Комментировать это трудно, но ясно, что тотальный контроль за каждым из нас этими достижениями будет обеспечен. Нужно ли это Человеку, его бессмертной душе? Или, может быть, нам нужно всё же что-то другое? Но «денежные мешки», финансирующие науку, заказывают то, что нужно им. Каких только новых средств уничтожения всего живого не разрабатывается сегодня в тайных лабораториях!

Конечно, и в мире науки есть уже много учёных, которые пробуждаются будто от тяжёлого забытья и поворачиваются от омертвляющей парадигмы лицом к древу мирового гнозиса. Мудрецы древности знали то, что сегодня в науке воспринимается как открытие. Сам живой мир является потрясающей лабораторией. Внимательно всматривайся в его непостижимую сложность и гармонию и открывай закономерности. Ещё в 1927 году Нильс Бор сформулировал принцип дополнительности как один из важнейших принципов квантовой механики. Роль этого принципа оказалась столь существенной, что Паули даже предлагал назвать квантовую механику «теорией дополнительности» по аналогии с теорией относительности. Но этот универсальный принцип распространяется на все процессы, происходящие в живом мире, мире созданном не нами. Мы получили его в готовом виде вместе с инструкциями, как жить в гармонии с этим миром. Нам даны были и высшие Единые Законы Бытия, основанные на этических нормах. На человеческом языке эти Законы были сформулированы много тысячелетий назад. Проявляли их для нас в разные эпохи особо чуткие, настроенные в резонанс с жизнью высших сфер бытия, люди – пророки. Как поступали с пророками, все знают. Изгоняли, побивали камнями, распинали и сжигали. И не только пророков. Первым учёным было не легче.

«Земля вертится?» – на колени, Галилей, и проси пощады! «Есть много обитаемых миров кроме Земли» – в костёр этого упрямца Джордано Бруно! Наша плоская земля на трёх китах покоится и вокруг неё всё вертится, даже Солнце. Попутно в костёр и на дыбу отправили более пяти миллионов женщин – ведьм. Знать (ведать) запрещено! Священники внимательно вглядывались в лица прихожанок. Книга «Молот ведьм» – инструкция по выявлению инакомыслящих – у них всегда под рясой. Ум светится в глазах, да ещё и красивая! На дыбу, пытать и в огонь (или в воду)! Так извели в Европе замечательный генофонд. Что оставили, можете увидеть сами… А генномодифицированные продукты довершают сегодня этот процесс в мире глобального нивелирования.

Россия до определённого времени напоминала землю под парами, которая в будущем была способна дать прекрасный урожай. Но теперь она рискует попасть в широко открытую пасть удава глобалистики, если противопоставит принципу дополнительности принцип нивелирования, обезличивания, усреднения, упразднения. Тогда великое и яркое разнообразие культур, традиций, жизненных укладов, – великая копилка накопленного разными её народами за тысячелетия опыта, – всё это может планомерно уничтожиться бездушными апологетами глобализации (извращённо понятой. – Ред.) . На пути этого нивелирования и разрушения может встать только Культура, только бережное отношение к традициям предков, сохранение того богатства, которое накапливалось веками, тысячелетиями. «У человека нет более высокого призвания, – говорил Конфуций, чем воистину осознать себя человеком и стать творцом Культуры – единственной реальности, целиком и полностью созидаемой людьми». Н.К.Рерих был уверен, что «искусство есть знамя грядущего синтеза».

Для наших пращуров характерен синкретизм – первоначальная нерасчленённость видов искусства, которые были естественной частью повседневной деятельности человека и его ритуалов. Потом искусства начинали дифференцироваться, пока это раздробление не достигло своего предела. Появляется обратное стремление – к синтезу разных видов искусств. Ещё в глубокой древности при строительстве храмов естественным образом происходил синтез архитектуры, скульптуры и живописи (плюс мозаика, фреска, а в готических соборах – витраж). Затем в храмовых службах, литургиях и ритуалах соединялись словесное творчество, духовная музыка и сложные обрядовые действия. Это тоже был настоящий синтез.

На Олимпе искусств поселились девять Муз, которые царили там веками. И только в ХХ веке там появилась новая Муза – кинематограф. Это искусство – яркий пример гармоничного синтеза. Кино, театр и родственные им пространственно-временные искусства по своей природе синтетичны. В создании фильма принимают участие множество разных творческих людей, подчинённых главной идее, заложенной в сценарии. Искусство режиссёра, актёров, композиторов, операторов, костюмеров, гримёров, осветителей и других участников этого большого предприятия сливаются в творческом порыве, реализуя сценарий и давая на выходе произведение синтеза – новый фильм.

Очень похоже обстоит дело и в театре, но там есть своя специфика. Самое главное, что в театре происходит прямой контакт актёров и зрителей, дающий эффект обратной связи, сотворчества. Этим театр ценен, и он будет существовать до тех пор, пока живут на планете люди. Детищем идеи Синтеза является и Оптический театр, над воплощением которого в жизнь автор работает более полувека. В Оптическом театре человек остро чувствует необычность происходящего. Экран, являющийся своеобразным средостением между реальным миром и миром мечты и фантазии, во время проигрывания оптического спектакля растворяется, и перед изумлёнными зрителями появляется иной мир, появляются стихии, созданные воображением светохудожника. Это, к примеру, не просто облака, вода или огонь. Это духи, стихиалии воздуха, воды, огня. Показать на экране пламя или Дух Пламени – это разные задачи. Зритель понимает, что он видит какую-то пламенную стихию, но совершенно не понимает, как это сделано. Его интерес резко возрастает. Причём, это акт – совершенно бессознательный. Просто мы так устроены. Это прекрасно доказал А.Моль, написавший много статей и книг о кибернетике и искусстве. Он даже формулу вывел о силе воздействия произведения искусства на человека, из которой следует, что невозможность сразу отнести увиденное к разряду чего-то уже давно знакомого резко повышает внимание и интерес зрителя.

Но в Оптическом театре всё это – не самоцель. У автора нет задачи удивлять зрителя. В том же кино часто применяют компьютерную графику, которой можно изумить зрителя в ещё большеё степени, нежели жизнью стихий в Оптическом театре. Дело не во внешних эффектах, которые настолько стали превалировать в современном кинематографе, что в значительной степени обессмыслили эту десятую музу на Олимпе искусств. Многие тинейджеры ходят в кинотеатры, чтобы увидеть… спецэффекты. И потом горячо обсуждают именно их, а не смысл фильма. Правда, во многих современных фильмах вы его даже при большом желании не найдёте.

Жизнь стихий в Оптическом театре, сочетаемая с реальными образами, музыкой и поэтическим словом, позволяет режиссеру раскрывать самые сложные темы, визуализировать любые мифы и сказки, в которых заложены неисповедимые глубины коллективного бессознательного. Творческий процесс в Оптическом театре складывается из бессознательного одухотворения архетипа, из его развёртывания с помощью континуального инструментария, который есть в распоряжении светохудожника.

Работа на уровне архетипов и стихий пробуждает в зрителе глубины подсознания. ХХI век – век образов. Оперируя динамическими образами, художник-режиссёр поднимает создаваемое им действо из бытовой сферы, в которой мы вынуждены крутиться как белка в колесе, в сферу вечного. Этим автор спектакля напоминает каждому (зрителю) о его истинной божественной природе, помогает ему приплыть в пространство собственной души и вспомнить своё призвание, свою миссию, что высвобождает в человеке спасительные силы и помогает очнуться и увидеть во всей неприглядности профанный мир, созданный политтехнологами. На эту особенность Оптического театра обратил внимание ещё в 1981 году Андрей Тарковский.

Неудовлетворённость происходящим в нашем мире, одолевающая многих, тоска и депрессия должны уступить место творческому созидательному импульсу, преображающему и самого человека, и всё вокруг него. Судя по многочисленным отзывам зрителей, Оптический театр в значительной степени способствует этому. Он призван помогать открывать бездонные глубины жизни предыдущих цивилизаций, а также выстраивать аттрактор – цепочку замечательных идей из Светлого Будущего, путь к которому можно показать, осветив его благотворными континуальными потоками. Многолетняя практика театра говорит, что к нашей сфере художественной деятельности последние десятилетия был устойчивый интерес. Живая игра континуальными потоками света будет и дальше востребована большой зрительской аудиторией. Скоро она станет буквально необходимой, если люди захотят спасти подрастающее поколение от «передозировки» оцифрованными (дробными) светозвуковым потоками.

В Оптическом театре поставлена и решается задача не только возвращения к континуальному (непрерывному) потоку, но главное - происходит возвращение к сосредоточению, которое вымыто из нашей жизни ниагарским водопадом избыточной информации из всех видов электронных СМИ. Оптический театр позволяет сконцентрировать внимание на детали. Эту деталь можно преподнести так, что она вместит в себя весь мир. За конкретным объектом должна просвечивать вечность. Если в кино, видео и компьютерных играх стараются втиснуть в человека максимум информации в единицу времени, то в Оптическом театре этот прессинг отсутствует. Композиции выстраиваются таким образом, чтобы деталь, как кусочек голограммы, отражала весь мир. В традиционных АВ-системах – чрезмерная избыточность, в Оптическом театре – продуманная недосказанность, которая мощно пробуждает фантазию.

В нём максимально учитываются и принципы голографии, и принципы преобразования фрактальных структур. Очень важным для театра является также и принцип трансформации образа. На глазах изумлённого зрителя один образ постепенно превращается в другой, проходя через массу промежуточных, которых нет на самом деле. Эти промежуточные образы рождаются в сознании воспринимающего, причём, у каждого будут рождаться свои ассоциации. Не менее значим в Оптическом театре и ритм подачи образов. Он, как правило, неспешный, чтобы дать воспринимающему время прочувствовать красоту и гармонию того, что он видит, дать ему возможность осознать увиденное и успеть сложить об этом своё мнение. Всё это является мощной профилактикой такого заболевания, как клиповое сознание, которое сегодня поразило практически всё человечество.

В рамках небольшого доклада невозможно более подробно осветить все стороны столь всеобъемлющего явления. Важно осознать, что Синтез во всех сферах нашей жизни абсолютно необходим. Он позволяет надеяться, что спасение мира пока ещё в наших руках.

 

С.М.Зорин, создатель Оптического театра

zorinserg@bk.ru

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: