warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Ожидаемый нас 2000-й год будет годом «металлического» дракона. Когда еще в столь «круглую» дату случался такой год? Произошло это ровно тысячу лет до Р.Х. Череда подобных «драконьих» годов (как, впрочем, и других знаков, одноименных по названию животного), следует через 300 и 3000 лет. Именно 300 лет — особый интервал в жизни биосферы, даже человека [1], в смене исторических декораций; он обусловливает определенную завершенность процесса. Согласно же мифологическим представлениям древних китайцев драконы живут не более чем 3000 лет, больше им запрещают боги...

Дао-Дракон

Дракон ПЕРЕМЕН — скажем так. Вынырнул он из пучин изначалья — того великого Океана потенции мира, где скрыты до поры манвартар неисчислимые возможности эволюции, покидающие эон за эоном туманные чертоги пралай.

«Творческое одоление Хаоса, или дракона, есть извечный подвиг мира проявленного. Мироздание держится на основе этой борьбы проявленного с непроявленным», — сказано в одном из писем Е.И.Рерих. Бывший же Хозяин Земли (Люцифер), нередко отождествляемый с «драконом», спустился не с высших планов-планет, как христианские Архангелы или восточные Семь Кумар, а прошел свою низшую эволюцию на другой планете; и влияние его не распространялось далее низших сфер Земли; потому битва с темными «есть лишь судорога, затрудняющая движение». Значит, и в самом деле поражение «дракона» есть символ несравненно большего масштаба — одоление Хаоса Космосом, переход из непроявленного в проявленное, знак упорядочения, структуризации, а не факт из «частной жизни» одной из планет Вселенной...

Приглядимся к многоликому знаку Дракона. Не он ли S-образным зигзагом раскинул тело свое в круглой раме Великого Предела древних китайцев [2]? Мы, свидетели рождения синергетического подхода в науках (то признак вхождения в грандиозную эпоху синтеза), радетели этого направления, без труда улавливаем многозначность символики Великого Предела. Можно принять центральную волну его за ту переходную опасную зону [3], что всегда соединяет различные противоположения: аморфное и дифференцированное — Хаос (ИНЬ) и Космос (ЯН), оба качества сущего — зло и добро, даже пару физических полюсов любого вращающегося тела. И не оттого ли вьется мифический дракон, сберегая связующую полюса ОСЬ, охраняет грозным Змием могучее Древо Жизни, земное — на Земле? И, будто послав отражение свое звездам, собравшим созвездие Дракона, зорко следит за Северным полюсом неба. Пронеслась там недавно одна хвостатая странница из обширного семейства комет [4], испокон веков творящих загадочный, сказочный облик дракона. Другая же, верная странница — комета Галлея, почти избегает тот знак: к Земле не подходит и к Солнцу, как раз в его год...

Дракон, Змий — гибок и потому вездесущ. Значит, это как неистребимая часть некого множества, инвариантная, реализующая симметрию, единство? И это как ДАО, непрерывною нитью соединяющее все между собой, ибо, согласно «Даодэцзину», Дао — глубокая основа всех вещей и не имеет пары, одиноко и всеобще. Дао рождает ОДНО, одно рождает ДВА, два рождает ТРИ, а три рождает все существа. Все существа носят в себе ИНЬ и ЯН, наполнены ЦИ и образуют гармонию. Дао в бесконечном движении. Находящееся в бесконечном движении не достигает предела. Не достигая предела, оно возвращается к своему истоку. Вот почему велико Дао [5]. И как ещё отмечает известный японист Т.П.Григорьева, если греки не знали Великого Предела, во всем доходя до конца, то китайцы постоянно имели в виду, что «в крайнем пределе холод замораживает, в крайнем пределе жар сжигает». И далее: «Не нарушить Дао, не прервать Единое, для чего надо вовремя повернуть обратно, чтобы действовать в унисон с Природой. <...> Дао позволяет избегать губительной односторонности, остановки. <...> Все колышется, как волны океана, как прилив-отлив; все пульсирует в такт сердцу человека, вдоху-выдоху, движению-покою». И тогда как ДВА удерживаются в границах Предела (то ИНЬ, то ЯН), то ТРИ — уже выход за этот Предел, преодоление всякой двойственности, позиция над, пребывание в самом Дао, в Едином; высшее же состояние Свободы отождествимо с Великим Пределом [5].

Правомерно предположить, что разнообразно воспринимаемое понятие Великого Предела сродни состоянию, на «круге жизни» [2], где в предельной фазе сугубо физического развития завершается инволюция человеческой монады и обеспечивается ее дальнейшее восхождение в невидимые духовные планы, давая возможность через именно свободный выбор в рамках земной (или ей подобной) жизни осуществить благую цель совершенствования. А столь необходимая, привычная ВОЛНА в круге «Тайцзы» (Великом) подскажет нам, что это и есть символ ЗЕМНОГО ПУТИ. Подразумевает он двойственность — ДВА; гарантирует развитие, троичность — ДАО; ассоциируется с символом ДРАКОНА, циклично творящим в змеином кольце Вечности.

Возможно ль столь прямо соотносить Дао с прообразом Дракона? Можно ли сказать, что он словно эхо от самого Дао, что будто бы Дао дал миру Дракона? По-видимому, в том есть резон, хотя бы в обоюдно реликтовом их своеобразии.

В подтверждение обратимся к «Тайной Доктрине»: «Дракон — древний глиф Астрального Света (Первозданного Начала), который есть Мудрость Хаоса». В разделе «О Гуань-Ши-Инь и Гуань-Инь» ([6],с.210) узнаем о двух аспектах — мужском и женском — одного и того же начала в Космосе. Гуань-Ши-Инь есть Авалокитешвара, т.е. «Наблюдающий Владыка»; «Авалоки» — Высшее Я, и оба они суть формы Седьмого Всемирного Принципа (Атмана). Мистически он означает: «Сын, тождественный своему Отцу», «Само-Проявленный», увенчанный семью драконами (Принципами), и в высшем метафизическом смысле это Божество является синтетической совокупностью всех семи Планетарных Духов, Дхиан-Коганов. «Эзотерическая Доктрина учит, что Дхиан-Коганы являют собой коллектив или совокупность Божественного Разума или Предвечного Ума и что первые Ману, семь "разумом-рожденные", Духовные Разумности тождественны с первыми. Следовательно, Гуань-Ши-Инь, "Золотой Дракон, в котором заключаются Семь", из Станца III, есть Предвечный Логос или Брама, первая проявленная Творческая Мощь...» ([6],с.186).

Сокровенное Учение гласит [6]: «Он, кто первым появляется при Обновлении, появится последним перед Поглощением (Пралайей)». Согласно древнему источнику Фа-Хуа-Цзин, «Великий Дракон Мудрости рождается из Огня и Воды, и все вновь будет поглощено с ним в Огонь и Воду». Гуань-Ши-Инь есть Бодхисаттва (т.е. чья сущность стала разумом), принимающий любую нравящуюся ему форму.

Действительно, это «Вездесущий Вселенский Дух, проявленный в храме Космоса и Природы». Потому он имеет все атрибуты Великого Дао, и в то же время зовется именем древнейших рептилий. ДАО-ДРАКОН озвучено в нас первородным единым аккордом...

Блаватская пишет, что все Логосы былых религиозных систем связаны с символом Змия, а он неотделим от символа Дракона. «В древнем Египте Бог Нахбкун, "тот, кто объединяет двойники", изображался как огромный Змий на человеческих ногах, с руками или же без рук. Это означало Астральный Свет, соединяющий своей двуначальной мощью, физической и духовной, Божественно-Человеческое с его чисто Божественной Монадою, Прообразом в "Небесах" или в Природе. Это было эмблемою воскрешения Природы; Христа у офитов1; и Иеговы, в виде медного Змия, исцелявшего каждого взиравшего на него. Змий был также эмблемой Христа у тамплиеров...» [6]. Как упоминает Блаватская [7], в Египте на надгробном памятнике Бельцони Христос, «Вечный Посвященный», Странник, предстает в виде крылатого змия о трех головах (атма-буддхи-манас) и с четырьмя человеческими ногами, являющими его андрогинный характер; на стенах спуска в погребальные покои Рамзеса встречается змий с крыльями ястреба или сокола — солнечного символа. И мы вспоминаем легендарного месоамериканского Птицезмея — Кецалькоатля.

А теперь обратимся к разделу «Культ Древа, Змия и Крокодила» [6]. Заметим, что египетским Драконом считался Крокодил, как нельзя лучше подходивший к роли символа Вечности, хотя бы из-за своей уникальной способности пребывать в совершенно застывшем состоянии, напоминающем своеобразную неподвижность пралайи. Итак, читаем ([6],с.126):

«При начале своего совместного существования как символа Бессмертного Существа Древо и Змий воистину были божественными представлениями. Древо было опрокинуто, и корни его зарождались в Небесах и вырастали из Безкорнего Корня, Bce-Бытия. Его ствол рос и развивался; пересекая планы Плеромы, оно распространяло во всех направлениях свои роскошные ветви, сначала на плане едва дифференцированной материи, а затем в нисходящем порядке, пока они не достигли земного плана. Так, Ашватха, Древо Жизни и Бытия, уничтожение которого одно только и ведет к бессмертию, согласно "Бхагавадгите", растет корнями вверх и ветвями вниз. Корни изображают Высшую Сущность, или Первопричину, Логоса... Только когда его чистые ветви коснулись земного ила, Сада Эдема нашей Адамической Расы, Древо это загрязнилось этим соприкосновением и утратило свою первобытную чистоту, и Змий Вечности, небесно-рожденный Логос, был окончательно уничтожен. В древние времена Божественных Династий на Земле, пресмыкающиеся, ныне внушающие страх, рассматривались как первый луч Света, излучающийся из Бездны Божественной Тайны. Многоразличны были формы, придаваемые ему, и многочисленны были природные символы, применяемые к нему по мере прохождения через зоны времени. Как бы из самого бесконечного времени (Кала) спустился он в пространство и время, установленные человеческими исчислениями. Эти формы были космические и астрономические, теистические и пантеистические, отвлеченные и конкретные. Они превратились, в свою очередь, в Полярного Дракона и в Южный Крест, в Альфу Дракона пирамид и в индусско-буддийского Дракона, вечно угрожающего Солнцу во время его затмений, но никогда не пожирающего его. До той поры Древо всегда оставалось зеленеющим, ибо оно было орошено Водами Жизни; Великий Дракон оставался все время божественным, пока он пребывал в пределах небесных полей. Но Древо росло, и нижние ветви его, наконец, коснулись пределов Ада — нашей Земли. Тогда Великий Змий Нидхёгг2 — тот, что пожирает трупы грешников в "Обители Страдания" (человеческой жизни) как только их погружают в Хвергельмир, кипящий котел (человеческих страстей) — начал грызть опрокинутое Мировое Дерево. Черви материальности покрыли однажды здоровые и мощные корни и теперь подымаются выше и выше вдоль ствола; тогда как Змий Мидгард, свернувшись на дне Морей, окружает Землю и своим ядовитым дыханием лишает ее мощи самозащиты».

Остановимся и подумаем. Последнее замечание, увы, может относиться и к нашему времени. Это звучит как предупреждение на сто лет вперед, а если учесть колоссальную давность легенд, то — предупреждение совсем издалека. О нем мы знаем и от Е.И.Рерих; она говорит о страшном невидимом «коричневом газе» нижних слоев астрального плана, окутывающих нашу планету во дни конца столетия, явившего устрашающие экологические язвы. В данном отрывке ясно прозвучала мысль об истоках названий таких созвездий, как Дракон и Южный Крест, что кажется нам весьма знаменательным. Сам же образ опрокинутого Древа и его метаморфозы способны вызвать не только глубокие размышления, но и сильные переживания.

Читаем дальше: «Согласно аллегории, все Драконы и Змии древности имеют Семь голов — по одной голове для каждой расы, и "по семи волос на каждой голове". От Ананта, Змия Вечности, несущего Вишну на протяжении Манвантары; от первобытного Шеша, семь голов которого обратились в "тысячу голов" в легендах Пуран, вплоть до семиглавого аккадийского Змия. Все это изображает Семь Начал во всей Природе и в человеке; причем самая высокая или средняя голова — седьмая. <...> Семиглавый Змий имеет несколько значений в сокровенных учениях. Он есть семиглавый Дракон, каждая голова которого есть звезда Малой Медведицы; но он также был, главным образом, и Змием Тьмы (первозданного непроявленного Хаоса. — Н.Г.), непостижимым и непознаваемым, семь глав которого были Семью Логосами, отражениями единого и перво-проявленного Света — Вселенского Логоса. <...> Но семиглавый или семеричный Дракон-Логос, с течением времени, был, так сказать, рассечен на четыре гептаномические части, или 28 частей. Каждая неделя лунного месяца имеет свой особый оккультный характер; каждый день из 28-ми дней имеет свои отличительные свойства; ибо каждое из 12-ти созвездий (зодиакальных. — Н.Г.), по отдельности или же в связи с другими знаками, имеет оккультное влияние, хорошее или худое. Это составляет сумму знаний, которую человек может приобрести на этой Земле. Однако немногие приобретают его (знание. — Н.Г.) и еще более редки мудрые люди, доходящие до корня знания, символизированного Великим Коренным Драконом, Духовным Логосом всех видимых знаков. Но те, кто приобретают его, именуются Драконами».

Блаватская писала [7], что Дракон, или Драгон3, «теперь считается мифическим чудовищем, увековеченным на Западе лишь на печатях и т.п. как геральдический грифон и Дьявол, пораженный Св. Георгием. На самом деле — вымершее допотопное чудовище. В вавилонских древностях к нему относились как к чешуйчатому, и на многих геммах его связывают с Тиамат, морем. Дракон Моря упоминается неоднократно. В Египте это звезда Дракона (тогда — Северная Полярная Звезда), источник связи почти всех богов с Драконом (подчеркнуто. — Н.Г.). Бэл и Дракон, Аполлон и Пифон, Озирис и Трифон, Сигур и Фафнир, наконец — Св. Георгий и Дракон представляют одно и то же. Все они были солнечными богами, и там, где мы находим Солнце, там и Дракон, символ Мудрости — Тот-Гермес».

Дракон, Змий в представлении древних народов, безусловно, двойствен, и мотив этот — в большей степени благой, особенно в доколумбовой Америке и на Востоке Азии. Пернатый Дракон, или Птицезмей (Кецалькоатль) — яркое тому свидетельство. Поклонение символу змеи распространено по обе стороны Тихого океана: крупнейший центр майя эпохи Древнего Царства (Паленке) носит название «Змеиный город»; в тольтекской столице Туле (Толлан) сохранились остатки «стены Змей»; древнейший азиатский народ айны верили в «небесного змея» [8]; в Китае широко известен «праздник фонарей» с лодками в виде драконов; во Вьетнаме дракон, наряду с черепахой, лисой и фениксом, относится к священным животным. И если «Гаутама Будда происходит от змеиной династии через род царей Нагов», то «красный или огненный дракон древних времен служил военным знаменем ассирийцев. Кир заимствовал его от них, когда Персия начала свое господство. Затем римляне и византийцы приняли его, и таким образом "великий красный дракон", послужив в качестве символов Вавилону и Ниневии, стал символом Рима» ([9],с.407).

Понятно, что двойственность всякого символа, как и всего в Природе, проистекает от имманентной способности и творить и разрушать, чтобы вновь и вновь, в нескончаемом потоке повторений улучшать, создавая новое, а не тиражировать прежнее. Потому образы Дракона, Змия, сосуществуют не только с Мировым Древом — Жизни, или Познания Добра и Зла, но и с Мировым Яйцом, воплощая идею начала, проявления и возрождения. «Яйцо и Змий нераздельны в древнем почитании и символике Египта, и Медный, как и огненный, Змии, были Серафимами, пылающими Огненными4 Вестниками...» ([6],с.78).

А вот образная, эзотерическая трактовка процесса зарождения нашей планеты, вполне отвечающая современной, научной: «Прежде чем наша планета стала яйцеобразной или круглой, она представляла собою длинный след из космической пыли и огненного тумана, двигающегося и извивающегося подобно Змею. Это, сказано в объяснениях, был Дух Божий, двигающийся по хаосу до тех пор, пока его дыхание не высидело космическую материю и не заставило ее принять кольцеобразную форму змея с хвостом во рту — эмблемы вечности в ее духовном, и нашего мира — в ее физическом смысле» ([9],с.42).

Итак, пред нами символ порождения, восстановления, но он же и знак СОХРАНЕНИЯ сотворенного, защиты. Отсюда — общее для всех мифологий: Дракон пребывает на страже неких СОКРОВИЩ, он — их покровитель. Получить же сокровища можно лишь после поражения Змия [10]. Означает это — принести ЖЕРТВУ, характер которой и определяет сокровища: если змееборец приносит себя в жертву, то получает знание; если же съедает плод охраняемого Древа, то обеспечивает продление рода. Боги — либо мифические герои, либо просто героические личности, а то и каждый человек в его стремительной жизни данного воплощения, — все они, так или иначе, спасают и духовное и физическое. «Один обеспечивает бессмертие Божественного духа, другой дает его через возрождение семени» ([9],с.427).

Многоаспектность, не только двойственность, символа Дракона-Змия зримо и ярко выражена сочетанием элементов различных существ для построения тела фантастических рептилий [10]. Потому Дракон может считаться развитием образа Змия.

 

Дао-Дракон

 

В связи с только что сказанным вспомним, как изображают мифического Козерога, одного из 12-ти «зверей» небесного эклиптического круга — Зодиака; его облик особенно необычен: сочетаются туловище и хвост рыбы с головой козла. И в таком варианте сокрыт эзотерический смысл, связанный с активизирующим началом опять же некого Дракона, на сей раз, правда, ужасающе чудовищного. Согласно греческому мифу веселый и игривый Пан, имеющий облик козла (противопоставленного агнцу), входящий в свиту Диониса, от неожиданной встречи с жутким Тифоном5 бросается в воды и спасается там, обретя рыбьи признаки и становясь богом водной стихии. Не без помощи страшного чудища происходит жертвенное преображение — крещение водой, как бы трансформация низких энергий в более высокие благодаря испытаниям. По нашему мнению, в том суть метаморфоз с Козерогом, и не зря этот зимний знак есть знак скорого весеннего возрождения природы, просыпающейся после суровых испытаний.

Обратимся к символу ПОБЕДЫ, победы и в самих себе — высшего над низшим. Так это проявлено в Козероге. Так означено в сюжете со Св. Георгием, который добивается поражения Змея, что делает и Гор, убивая страшного Сета, воскрешая тем самым отца — Озириса-Солнце. Перечислим их, победителей и охранителей: египетский Гор, греческий Геракл, римский Геркулес, славянский Георгий — ГЕРОИ, устремленные начертанием в именах своих первых указующих знаков-вымпелов — направо, в Будущее. Знаем о 12-ти подвигах Геракла, среди коих поражение Лернейской Гидры, ведаем о силе Геркулеса. На северном небосводе его созвездие попирает созвездие Дракона, привольно раскинувшееся вокруг недвижимого Полюса эклиптики. Пронзенное змееборцем чудовище — не иначе как Дракон, стерегущий Мировое Древо, чей ствол-копье — опорная ось земной орбиты в лоне всей Солнечной системы...

 

(Из творческой лаборатории «Дельфис»)

 

Примечание
Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: