warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Большой проект мастеров советского авангарда 1923 года

Манукян Д.М., аспирант Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова

Демонстрация достижений народного хозяйства – одно из характерных и значительных направлений в советской экспозиционной практике. Именно с ним связаны самые масштабные, амбициозные и сложные по художественной реализации и оформлению выставочные проекты в СССР, среди которых комплекс ВДНХ занимает центральное место. Однако этот показательный смотр, открытый в 1939 году, был организован с учётом наработок, проб и ошибок прошлых лет. Ведь уже с первых дней революции правительство рассматривало выставки как эффективное средство невербального взаимодействия с населением, средство агитации, пропаганды новых социальных реалий, а в дальнейшем – распространения новой художественной эстетики.

В 1918 году в Петровском пассаже в Москве открылась Постоянная промышленно-показательная выставка ВСНХ, главная задача которой заключалась в продвижении «производственно-технических знаний и достижений в среду трудящегося населения СССР»1. Согласно сохранившимся материалам она состояла из разделов, представлявших разные отрасли отечественной промышленности и сельского хозяйства. Выставка просуществовала 10 лет и была привлекательна своими экспонатами, однако с точки зрения их художественной презентации не была интересна.

Новым словом в истории советского эксподизайна стала Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка (ВСХВ) с иностранным отделом, открывшаяся 19 августа 1923 года. Она имела огромное идеологическое значение. Утверждая эффективность проводимой новой экономической политики, последовавшей вслед за периодом «военного коммунизма», она должна была «показать основные достижения в области восстановления, укрепления и развития сельского хозяйства на новых началах, под руководством рабоче-крестьянской власти»2. Изначально выставку планировали открыть летом 1922 года, однако вследствие неурожая и последовавшего за ним голода её открытие пришлось перенести на год. В ней приняли участие около 150 учреждений и ведомств, она стала первым совместным мероприятием всех союзных республик.

ВСХВ расположилась на территории, которую тогда занимали огороды у Крымского моста, сад Голицынской больницы, Нескучный сад и часть Воробьёвых гор (фото 1)3. Этот внушительный участок земли осваивался в соответствии с общим планом выставки, который включал в себя организацию естественной природной среды, а также размещение в ней павильонов. При этом Главный выставочный комитет, начавший свою работу в январе 1923 года, огромное внимание уделял художественно-декоративному облику смотра, в том числе и интерьеров. Кроме того, подчеркивалось, что ВСХВ должна была гарантировать популярность среди населения, создавать ощущение праздничности и соответствовать духу народного подъёма. Сразу необходимо подчеркнуть, что в данном проекте полного единства всех составляющих экспозиционного ансамбля не получилось. Тем не менее, сама постановка подобных вопросов оказалась чрезвычайно важной и способствовала решению этой задачи в будущем.

 

Фото 1. ВСХВ 1923 года. Общий вид с Крымского вала

 

Генеральный план выставки был утверждён в ходе организации специальных открытого и закрытого конкурсов. Первый из них дал большое количество интересных проектов, однако ни один не удовлетворил в полной мере требования Выставкома. В результате был организован закрытый конкурс, победителем которого стал архитектор И.В.Жолтовский. В основе планировки Жолтовского лежала классическая сетка-партер, главная ось которой шла параллельно Москве-реке. Архитектор придерживался принципа доминирования природного ландшафта, в котором свободно размещались постройки разных отделов выставки.

Помимо Ивана Жолтовского к подготовке выставки были привлечены лучшие художественные силы страны. Среди них были как уже заслуженные мэтры, так и молодые перспективные специалисты. Это архитекторы А.В.Щусев (главный архитектор выставки), В.К.Олтаржевский, Ф.О.Шехтель, В.А.Щуко. И.А.Фомин, И.А.Голосов, Н.Я.Колли, В.Д.Кокорин, К.С.Мельников; скульпторы С.Т.Конёнков, И.Д.Шадр, В.И.Мухина, М.М.Страховская; художники А.А.Экстер, И.И.Нивинский, С.В.Герасимов, Б.В.Иогансон, А.А.Осмёркин, Л.С.Попова, Г.К.Савицкий, А.В.Лентунов, Г.А. и  В.А Стенберги, А.Г.Тышлер, А.А.Лабас, А.А.Дейнека, К.Клуцис, С.А.Лучишкин.

Сами эти имена красноречиво говорят о том, что архитектура и декоративное оформление павильонов ВСХВ демонстрировали широкий диапазон различных актуальных в начале 1920-х годов художественных стилей и направлений. Кроме того, на этой экспозиционной площадке впервые в реальных трёхмерных объектах получили возможность выразить свои творческие убеждения представители советского авангарда.

Главная входная арка, своим конструктивным решением напоминающая триумфальные арки Древнего Рима, а также самое большое сооружение выставки – павильон Главного дома, отражали принципы неоклассического направления (арх. И.В.Жолтовский, Фото 2). При этом постройки выглядели очень современно за счёт строительного материала. Дерево (в основном, пилёный лес), использованное во всём выставочном ансамбле, выявляло архитектурную конструкцию, а кладка «ёлочкой» и деревянная монументальная скульптура придавали необычную нарядность всем строениям. Архитектура балансировала на грани архаичности и новаторства.

 

Фото 2. Главная арка. Архитектор И.В. Жолтовский

 

Главный павильон состоял из восьми корпусов, расположенных буквой П. Один из фасадов павильона выходил на Крымский вал. Снаружи он был украшен статуями «Жнец» работы М.М.Стаховской и «Металлист» работы И.Д.Шадра. Два других фасада шли параллельно Москве-реке. В центре одного из них, ближайшего к реке, располагалась Главная арка. Другой, расположенный прямо напротив Главной арки, выходил из общего объёма в виде шестигранника, также состоящего из отдельных корпусов, симметрично расположенных вокруг открытого внутреннего двора.  Вход в «шестигранник» был оформлен портиком с фронтоном и скульптурными колонами-кариатидами работы С.Т.Конёнкова (фото 3). В Главном павильоне можно было познакомиться с отдельными экспонатами всех разделов выставки.

 

Фото 3. С.Т.Конёнков. Кариатида

 

От Главного павильона открывался вид на большой партер шириной 120 м и протяженностью 500 м (фото 4). Партер ВСХВ разительно отличался от традиционного представления о регулярном парке. Он был засеян посевами опытно-показательного характера и образцами сельскохозяйственных культур разных районов страны, вследствие чего не отличался цветовой насыщенностью. В его передней части находилась пирамида, на одной из сторон которой из живых цветов была выложена надпись с цитатой Ленина: «Наша цель восстановить смычку, доказать крестьянину, что мы начинаем с того, что ему понятно, что мы ему умеем помочь, что коммунисты в момент тяжелого положения разорённого мелкого крестьянина ему сейчас помогают на деле». На противоположной стороне, тоже из цветов был выполнен портрет вождя, а также выкладывались дни месяца. В центре партера изначально планировали соорудить фонтан, но в ходе строительства по экономическим причинам от этой идеи пришлось отказаться. На этом месте установили ветряк, вокруг которого стояли земледельческие машины.

 

 

Фото 4. Вид с партера на Главную арку и Главный павильон

 

По левую сторону от партера располагалась группа павильонов животноводства, машиностроения, полеводства, мелиорации. Павильон машиностроения, также спроектированный Жолтовским – одно из немногих зданий ВСХВ, полностью построенное из железобетона (фото 5). Павильон состоял из шести отдельных корпусов, которые в центре формировали открытый двор. Каждый корпус представлял собой две поставленные друг на друга прямоугольные коробки, перекрытые четырёхскатной усечённой и двускатной крышами, с открытым портиком и фронтоном. Это единственное сохранившееся до наших дней сооружение выставки 1923 года. Долгие годы оно находилось в плачевном состоянии, однако сегодня его пытаются восстановить. Монументальный характер павильона машиностроения удачно сочетался с его назначением. В день открытия выставки посетители увидели здесь первые советские тракторы, вызвавшие настоящий фурор. Новинками сельхозтехники также стали молотилки и плуги, зерноочистительные и сортировальные машины.

 

Фото 5. Павильон машиностроения. Архитектор И.В.Жолтовский

 

Расположенный на берегу Москвы-реки рядом с Главным павильоном Кустарный павильон А.В.Щусева также относился к «недеревянным» постройкам выставки (фото 1). Это была реконструкция цеха завода «Бромлей», где до революции строились небольшие речные суда. Традиционная базилика с повышенным центральным нефом с окнами для освещения внутреннего пространства была абсолютно преобразована Щусевым. Сочетание красного кирпича стен с белыми пилястрами и узорчатыми карнизами, наличие вертикального деревянного шпиля, декорирование фасада гжельской майоликой вызывали ассоциации с другими проектами архитектора в стиле модерн.

ВСХВ 1923 года изобиловала павильонами, которые носили элементы национального своеобразия. Это корпуса Федераций, расположенные напротив Главного корпуса по другую сторону партера, такие как павильон Азербайджана архитектора Я.М.Сырыщева, Украины – В.К.Троценко и другие. Примечательно, что авторы некоторых из них в будущем стали выдающимися мастерами русского авангарда. Среди них И.А.Фомин, спроектировавший павильон Киргизской республики, М.Я.Гинсбург – автор павильона Крыма, исполненного в «бахчисарайском» стиле. Павильон стал первым реализованным проектом Моисея Гинсбурга после приезда в Москву двумя годами ранее. Внешний облик этого сооружения ничем не напоминал зрелый стиль архитектора. Однако уже в следующем 1924 году выйдет его труд «Стиль и эпоха», ставший манифестом советского конструктивизма.

Павильон Дальнего Востока И.А.Голосова отдела Федераций интересен как с точки зрения образно-стилистического решения, так и в качестве этапного проекта этого зодчего, который также ещё не подошёл к целостному пониманию «своей» архитектуры. Сохранившиеся авторские эскизы и редкие фотографии павильона помогают получить о нём визуальное представление. Стремясь наиболее ярко выразить индивидуальные особенности этого края, Голосов создал образ, полный романтической символики. Павильон в форме дуги состоял из отдельных объёмов: вход представлял собой простую юрту, затем основной объём постепенно нарастал, превращаясь в корабельную мачту (символ мореходов). Сбоку к павильону примыкал вход в виде китайской пагоды, соединённый с главным объёмом перекидным мостиком.

Здания 38 павильонов иностранного отдела ВСХВ, построенного по проекту В.А.Щуко, были также решены в довольно декоративном ключе. Отдел соединялся с основной территорией пешеходным виадуком, который перекидывали через Крымский вал.

Новое звучание традиционным архитектурным формам придавали монументальные росписи и контррельефы, исполненные в авангардном стиле. Декоративные элементы вписывались в тимпаны фронтонов, в люнеты порталов, размещались между опорами портиков, при этом их содержание и форма разительно отличались от привычного канона. Монументальная живопись выставки (как и скульптура) носила агитационный характер. На стены наносились изображения атрибутов передового сельского хозяйства (ветряка, мельничного колеса, электродвигателя, опрыскивателя и т.д.) или целые панно с изображением карты земель или сельскохозяйственных работ.

Так, главными мотивами росписей павильона машиностроения, созданных А.А.Экстер и И.И.Нивинским, стали строительная и сельскохозяйственная техника, отдельные механические детали, ритмично закомпонованные с надписями «металл» и «электричество».  Другой авторский подход просматривается в росписях павильонов Лесоводства, Полеводства, Луговодства, Мелиорации, Садоводства, Огородничества. Заданная плоскость разделялась на ассиметричные секторы, каждый из которых содержал отдельную живописную композицию.

Для фронтона павильона Полеводства А.А.Экстер и Г.А. и В.А. Стенберги создали контррельефы, которые «парили» в ордерном пространстве, формируя различные абстрактные композиции. Живопись покрывала фасады и других павильонов, в частности, Главного павильона, павильонов текстильсиндиката, Украины, отдела переработки, постройки Иностранного отдела.

Авангардные направления нашли своё воплощение и в архитектуре ВСХВ. Павильон «Известий» и «Красной Нивы», авторами которого стали художник А.А.Экстер, скульптор В.И.Мухина и архитектор Б.В.Гладков, павильон «Добролёт» неизвестного автора и, конечно, знаменитая «Махорка» К.С.Мельникова стали главными символами этого смотра, утверждающими наступление следующего этапа в истории выставочного проектирования.

Павильон «Известий» и «Красной Нивы» располагался недалеко от отдела Дальнего Востока (фото 6). Это была небольшая по размерам конструкция, которая воспринималась современниками как символ быстротечной информации, выраженный в определённых атрибутах: радиомачте, увенчанной крылом и пропеллером самолета. Внешний облик павильона напоминал конструктивистские театральные декорации, которые, в частности, создавала сама Александра Экстер.

 

Фото 6. Павильон Известия ВЦИК и Красная Нива. Художник А.А.Экстер, скульптор В.И.Мухина, архитектор Б.В.Гладков

 

Идея киоска Добровольного общества содействия авиации раскрывалась автором в довольно прямолинейной форме (фото 7). Он был решён как взлетающий самолет, под фюзеляжем которого помещалась сама постройка.

 

Фото 7. Павильон Добролет. Неизвестный автор

 

Павильон Синдиката махорочной промышленности (Махорсиндикат) – один из ярких примеров подлинного обновления языка выставочной архитектуры (фото 8). Он стал не только первым реализованным проектом К.С.Мельникова, но и самым передовым павильоном выставки. Эта небольшая по размерам, но очень выразительная деревянная постройка была сооружена в Отделе переработки в крайней части композиционной оси и резко контрастировала с окружающими его павильонами. Большая вывеска «Махорка» и красочный плакат «Сажай махорку – это выгодно» влекли издалека заинтересованного посетителя.

 

Фото 8. Павильон Махорка. Архитектор К.С.Мельников

 

По идее заказчика павильон должен был представлять собой одноэтажное здание, в котором воспроизводился механизированный процесс изготовления махорки, а также включать помещение для экспонатов и оранжереей с растениями табака. Движение посетителей должно было проходить вдоль реки. Однако смелый проект Мельникова перевернул эту традиционную задумку с ног на голову. Он предложил свою систему, в которой оборудование располагалось по вертикали и таким же образом организовывалось движение посетителей павильона.

Павильон представлял собой сложную динамическую композицию, в которой использовались особые средства и приёмы. Сам архитектор определял их следующим образом: «1) объёмы сдвинулись с опор, 2) у открытой наружной лестницы ступени-консоли, 3) односкатная стремительность кровель, 4) прозрачность углового остекления... объёмы вздыбились, и ничтожная величина павильона возвеличила Архитектуру новым языком — языком экспрессии... Я не хотел в своем произведении видеть крыш, что составило стиль всех тогда построенных на выставке павильонов. Плоских кровель мы не умели строить, поэтому без крыш не обойтись, и в результате с главного фасада все крыши сдвинуты, образовав стремительную игру форм.... У винтовой лестницы упразднена тетива, ввиду сложных работ по её выполнению из дерева. Взамен 200 болтов удерживают ступени-консоли и ни один болт не виден снаружи»4.

При проектировании «Махорки» Мельников применил принципиально новый подход к художественному образу выставочной архитектуры, который затем был развит в советском павильоне на Международной выставке декоративных и прикладных искусств в Париже 1925 года.

Внутреннее пространство павильонов ВСХВ 1923 года не выглядело столь же современно, как экстерьеры. В большинстве случаев декораторы придерживались традиционных схем, характерных для русских коммерческих выставок дореволюционного периода. Экспозиции строились по принципу музея или торгового дома. Тем не менее известно, что при проектировании интерьеров павильонов Машиностроения и Наркомпроса оформители пользовались стандартной системой и схемой расположения составных, комбинированных, типовых выставочных щитов и стеллажей, которая была разработана специально для данной выставки.

ВСХВ изобиловала натурными экспонатами. Демонстрация машин в действии (соревнования тракторов, запуски двигателей и насосов), устройство дегустационных отделов, где можно было попробовать разные сорта сыра, масла, вина и т.д., открытие показательных производств (та же «Махорка»), непосредственное вовлечение посетителя в процесс изготовления продукции (например, в Кустарном павильоне) на тот момент широко использовались в мировой выставочной практике. Этот вид экспонирования стал главным на этом смотре.

Из практики всемирных и международных выставок был воспринят и проект «Деревня». Его автор – архитектор А.Н.Рухлядев. Отдел, расположенный вдоль Москвы-реки прямо за Кустарным павильоном, состоял из двух частей – Старой и Новой деревень. В Старой деревне находилось несколько наиболее типичных крестьянских усадеб европейской России со всей утварью, сельскохозяйственными орудиями и даже обитателями, одетыми в характерную для региона одежду. В некоторых из них показывались типичные для этих мест кустарные промыслы. Рядом были расположены усовершенствованные типы построек для северного, центрального и южного районов из огнестойкого материала: кирпича, цемента, камней, глинобитной массы. Сооружения Новой деревни покрывались шифером и черепицей, а также демонстрировали другие строительные новации. Таким образом, экспозиционный комплекс Старой и Новой деревень работали на контрасте устаревшего быта и его модернизации.

Общую визуальную картину ВСХВ 1923 года создавали также многочисленные плакаты и лозунги (фото 9). Кроме того, синтез искусств на выставке включал в себя огромный спектр различных мероприятий – торжественные шествия, театральные постановки, выступление артистов цирка, эстрады, концерты симфонической, хоровой и народной музыки, различные презентации и тематические лекции.

 

Фото 9. И.М.Лебедев, С.Н.Ридман. Плакат ВСХВ 1923 года

 

В заключение нужно подчеркнуть, что при всех недостатках художественного решения Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года в ходе реализации этого грандиозного проекта был предпринят ряд важных шагов инновационного характера. К ним, в первую очередь, следует отнести принципиально новый подход к созданию выставки. В основе этого подхода лежали задачи идеологического характера, связанные с пропагандой новой социально-политической системы, новых экономических отношений, нового образа жизни. Устроители ВСХВ продемонстрировали уже существующие достижения в экономической сфере, подчеркнули перспективность такой формы хозяйствования. Кроме того, на этом смотре впервые были воплощены в жизнь архитектурные проекты, авторами которых стали мастера советского авангарда. Именно советским архитекторам-конструктивистам всего через несколько лет предстояло совершить революцию в советской экспозиционной практике, которая очень быстро будет подхвачена их зарубежными коллегами.

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: