warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

...Доктор Уоррен, ректор Бостонского университета, опередил в известной степени мой труд, издав свою научную и призывающую к размышлению книгу «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе»...Я делаю лишь один шаг дальше и показываю, что его теория в той мере, в которой она касается выявления родины изначальных арьев, полностью подтверждается традициями Вед и Авесты...

Арктическая родина в ведах1


(Новый ключ к интерпретации многих ведических текстов и легенд)

Доисторические времена

...Арьи не были автохтонами ни в Европе, ни в Центральной Азии — их исходный регион лежал где-то вблизи Северного полюса в эпоху палеолита. И они мигрировали оттуда в Азию и Европу не под влиянием «неодолимого импульса», а потому что наступили неблагоприятные изменения в климате этого региона. ...Я считаю, что в древнейших книгах арийской расы — в Ведах и Авесте, содержится достаточно утверждений, чтобы доказать, что древняя родина арьев лежала где-то вокруг Северного полюса...

Арктические области

В период плейстоцена2 на всей поверхности земного шара происходило заметное поднятие почв и погружение их в воды морей. Это приводило к изменениям климата... что в наиболее значительной степени относится к областям Северного полюса... д-р Уоррен в своём «Найденном рае» цитирует труды ряда авторитетных учёных, дабы показать, что в сравнительно недавний геологический период широкая область Арктической земли, частью которой являлись Новая Земля и Шпицберген, была под водой. Одним из его выводов, основанных на указаниях этих учёных, является то, что в числе современных островов Полярного океана оба этих объекта представляют собой вершины гор, оставшиеся над поверхностью вод после того, как море покрыло ту часть земли, к которой они оба относились... Глубина Арктического океана к северу от Сибири невелика, и если в плейстоцене происходили большие геологические изменения, то, похоже, что этот участок земли, ныне лежащий под водой, мог раньше возвышаться над ней... Это служит достаточным указанием на существование вокруг Северного полюса континента перед последним оледенением... Долгое лето из 229 тёплых дней и короткая зима из 136 дней создали климат, который д-р Хершель назвал «приближением к весне». Если человек жил здесь в межледниковый период, он должен был считать эти условия очень благоприятными, даже несмотря на то, что солнце исчезало с неба на некоторое количество дней...

 

Арктическая родина в ведах

Трёхголовый змей мрака захватил солнце. Наступила полярная ночь (из книги Б.Г.Тилака «Арктическая родина в Ведах»)

 

Обращаясь к традициям, мифам и верованиям Вед, мы имеем возможность увидеть, что они возникли много тысяч лет тому назад и были без изменений переданы нам, а поэтому вполне возможно, что в них можно найти сведения об изначальной приполярной родине арьев и то, что они жили в самые давние времена в пределах Полярного круга...

Было принято говорить о приполярных областях как о землях, где время света и тьмы тянется по 6 месяцев... Но мы должны видеть различие между полюсом и приполярьем... которое лежит от полюса до Полярного круга. Длительность дня и ночи, как и сезонов, в разных точках арктического региона не может быть и не бывает такой же, как в точке полюса... Северный полюс и арктические области обладают особыми астрономическими характеристиками, и если в Ведах могут быть открыты указания на это, значит предки ведических риши3 должны были знать такие характеристики, живя в этих областях...

Характеристики точки полюса

1. Солнце встаёт всегда на юге.

2. Звёзды не восходят и не заходят, но вращаются в горизонтальной плоскости, завершая каждый свой круг за 24 часа. Северная небесная полусфера видима на протяжении всего года, тогда как южная всегда невидима.

3. Год состоит только из одного долгого дня и одной ночи по 6 месяцев.

4. Бывает лишь одно утро и один вечер, так как Солнце восходит и заходит один раз, но утренний или вечерний рассвет длится непрерывно два месяца, то есть по 60 периодов в 24 часа каждый...

Характеристики приполярных областей

1. Солнце всегда видно к югу от точки зенита наблюдателя.

2. Значительное число звёзд циркумполярны, то есть всегда над горизонтом. Другие звёзды восходят и заходят, как в среднеклиматической зоне, и вращаются по более наклонным кругам.

3. Год состоит из трёх частей:

(а) — долгая непрерывная ночь во время зимнего солнцестояния длится более 24 часов, но меньше, чем 6 месяцев, что зависит от местоположения;

(б) — во время летнего солнцестояния длится долгий день;

(в) — чередование дней и ночей происходит за сутки и не превышает 24 часов, как бы ни были дни и ночи разновременны по своей длительности. Это заканчивается непрерывной ночью, чем и завершается год.

4. Рассвет после такой ночи длится несколько дней, но его время и яркость меньше, чем в точке полюса (степень зависит от места наблюдения)... В дни восходов и заходов Солнце то появляется, то скрывается, будучи видимо над горизонтом в течение некоторой части суток.

...К счастью, в ведической литературе имеется много таких отрывков. Они могут быть для нашей цели разделены на две части: одна состоит из непосредственных описаний и указаний на долгие ночи, рассветы и закаты, а другая — из мифов и легенд, соответствующих первой части или косвенно её поддерживающей.

Ночь Богов

...В «Тайттирийя Самхите» и в Брахманах4 чётко упоминается лунный месяц из 30 дней и год в 12 месяцев с дополнительным, время от времени прибавляемым месяцем для уравнивания лунного года с солнечным. Эклиптика, или пояс зодиака, делится на 28-29 частей, именуемых «накшатра» и служивших как бы дорожными знаками, отмеряющими ежегодные продвижения солнца и ежемесячные обращения луны вокруг земли... Систематически наблюдались также звёзды...

...В Ригведе (X, 89, 2, 4,) бог Индра «поддерживает Небо и Землю, как колёса повозки поддерживаются осью»... и вращает «отдалённую сферу, как колесо повозки»... Если мы объединим оба указания, что небо поддерживается на шесте (оси) и движется, как колесо, то чётко увидим, что описываемое движение соотносится только с той небесной полусферой, которую можно наблюдать лишь на Северном полюсе. В Ригведе (I,24,10)5 созвездие Большой Медведицы описывается как высокостоящее... что говорит о положении, видимом только в циркумполярной области...

Утверждение, что день и ночь богов длится по 6 месяцев, крайне широко распространено в древнеиндийской литературе... Гора Меру признаётся нашими астрономами земным Северным полюсом... «На Меру боги видят солнце после его одноразового восхождения и на протяжении его пути, равного половине его обращения вокруг земли». Это подтверждается и таким авторитетным источником, как «Законы Ману» (I, 67). «У богов день и ночь — (человеческий) год, опять разделённый надвое: день — период движения солнца к северу, ночь — период движения к югу...»6. В «Тайттирийя Брахмане» мы тоже встречаем чёткое определение: «Год — это всего лишь день богов» (III, 9, 22)... В Авесте (Вендидад, фаргард II), священной книге парсов, мы видим аналогичное утверждение, отметающее все сомнения касательно его полярного характера: «Что они считают днём, то есть год». И здесь же Ахура Мазда говорит: «...там звёзды, месяц и солнце можно лишь один раз в году видеть восходящими и заходящими, и год кажется только одним днём»...

Ведические зори

Богиня зари Ушас, очень заметное в Ведах и любимое божество, восславляется в Ригведе в 30 гимнах и упоминается более 300 раз...

Жрец, именуемый «хотри», должен был прочитать тысячу стихов до того, как начнётся жертвоприношение, именуемое «гавам аяна»... Стихи столь длинны, что жрецу предписывается подкреплять свои силы вкушением масла... так как закончить это чтение он должен был до появления солнца... Указывается, что нельзя начинать чтение до первого проблеска света на горизонте... А это значит, что между этим проблеском и появлением солнца должно было пройти в те дни достаточно много времени, чтобы успеть прочитать долгий хвалебный гимн. В «Тайттирийя Самхите» (II,1,10,3) указывается, что если чтение гимна, начатое в положенное время, заканчивается раньше восхода, то следует принести в жертву животное...

...В Ригведе кони зари иногда именуются столь медленными, что люди устают ждать, видя, как она медлит на горизонте... Мы можем также сказать, что столь много длящихся весь день зорь уже минуло, а восход солнца всё ещё ожидается... О зорях говорится, что они подобны собирающимся в войско воинам или коровам, сходящимся в стадо, и что они не спорят одна с другой, хотя и живут все вместе… Это никак не может относиться к 360 ежедневным зорям в году... Таким образом, мы должны прийти к выводу, что в Ригведе явно говорится о единстве многих зорь, ход которых не прерывается ежедневным появлением солнца...

Пять сестёр-зорь, говорится в «Тайттирийя Самхите», имеют по пять сестёр, не считая самих себя, и тогда выходит, что их общее число равно 30-ти. И описывается, как эти 30 сестёр ходят по кругу... В «Тайттирийя Брахмане» сказано, что зори имеют пять форм, вечных и неделимых, и каждая из них не оканчивается. Эти пять форм соответствуют делению тридцати дней на пять групп по шесть — так указывается на необходимость приносить жертвы (в это время) по шестидневным периодам.

...В гимнах (III, 54, 5) есть дальнейшее подтверждение: «Направляясь к этой же цели, новорождённая (заря) кружится, как колесо»... Колесо может кружиться в вертикальной плоскости, как у колесницы, или в горизонтальной, как у гончара... Но нигде зори не пересекают неба с востока на запад, как солнце, над головой человека, то есть в вертикальной плоскости. Единственное кружение, подобное колесу, возможно вдоль горизонта, что говорит о близости полюса... Но надо помнить, что ведические зори описываются не как 45-60-дневные, а как 30-дневные... То есть речь идёт не о самой точке полюса, а о землях где-то южнее... В «Тайттирийя Самхите», поясняющей мантры Ригведы, чётко говорится, что описания в ней зорь — когда боги видели 30 зорь — является древней традицией...

Долгий день и долгая ночь

Поскольку в ведической литературе выразительно повествуется о долгой 30-дневной заре или группе в 30 зорь, то ясно, что этому должна была предшествовать долгая ночь, и при таком условии в году должен быть и долгий день... Многие строфы Ригведы говорят о долгой и страшной тьме, которая скрывает врагов бога Индры и которых он должен уничтожить, борясь с демонами-дасами... Ведические риши часто молили богов избавить их от мрака, как например, в Ригведе (II, 27,14; VII, 67, 2 и др.)... И не только люди, но и боги жили тоже в условиях долгого мрака — так говорится о боге Агни (Х,124,1;П,2,2).

В Ригведе и в Атхарваведе мы видим гимн, в котором молящиеся Просят: «Да достигнем мы благополучно другого края ночи» и «того края, который даже не виден»... Почему так? Потому ли, что это была обычная ночь зимних суток или долгая арктическая ночь?.. Это ночь древних времён, когда жрецы-брахманы боялись, что за ночью не наступит заря (I, 5, 5,4; I, 5, 7, 5). Ведь ночи зимнего сезона в тропической или среднеклиматическои зоне длятся в наши дни столько же времени, сколько они длились здесь и тысячи лет назад, и никто из нас, даже самые не знающие (Веды) люди, не испытывают волнения в ожидании зари, которая завершит ночь... Долгая ночь и долгий день, даже будучи равными по длительности, не вплотную следуют всё время друг за другом... Долгая ночь бывает в то время, когда происходит зимнее солнцестояние, а долгий день — при летнем солнцестоянии, и эти положения Солнца различаются на 180°, находясь на противоположных точках эклиптики. В период создания (книг) Араньяк это было известно по традиции как «ахани». Так, в «Тайттирийя Араньяке» (I, 2, 3) при описании персонифицированного года впервые сказано, что у года одна голова и два различных рта...

В Ригведе (X, 138, 3) говорится, что солнце распрягло своих коней на середине неба, то есть как бы остановилось на отдых. Это так ясно, но комментаторы находят, что трудно объяснить такое поведение солнца посреди неба... В Ригведе же (VII, 87, 5) о боге Варуне сказано, что «он создал себе золотое качание солнца, как качели». Это говорит о кружении солнца на небесах, видимое непрерывно. И это там же повторяется (88,3). Здесь отражён тот факт, что только в арктических областях солнце подобно качелям, не сразу скрывалось за горизонтом каждые 24 часа...

Месяцы и сезоны

...Характеристики арктического года столь непохожи на зону умеренного климата, что наши предки ведического периода, жившие там и продвигавшиеся оттуда к югу из-за поступательного оледенения, встретились с необходимостью воспринять календарь, связанный с географическими и астрономическими условиями новых для них мест, что не могло не повлиять на них... Но нам следует видеть, что консервативные жрецы стремились сохранить как можно больше черт старого календаря... Обязанностью этих жрецов было... следить, чтобы годовые ритуалы отправлялись в должные даты... В более поздней ведической литературе указывается, что годовые церемонии «саттры» должны проводиться в течение 12 месяцев. Но это было невозможно в условиях Арктики, где солнце надолго скрывается за горизонтом... К тому же надо помнить, что в разных поясах Приполярья периоды света и мрака в году разнятся... Так, на полюсе солнце светит 7 месяцев, но дальше оно светит и по 8,9 и 10 месяцев... Эти месяцы были периодами активного проведения саттр в отличие от долгой ночи, которая за этим следовала... Сошлёмся, прежде всего, на легенду об Адити или о семи Адитьях (солнцах), которая явно связана с природными феноменами... Так, в Ригведе (IX, 114,3) упоминаются вместе семь Адитьев и семь жрецов...

В «Шатапатха Брахмане» (VI, 1, 2, 8) говорится уже о 12 Адитьях... как и во всей послеведической литературе... Следует упомянуть здесь тот факт, что число солнечных коней в Ригведе бывает не только 7 (I, 50, 8), но и 10 (IX, 63, 9), и если считать, что первое число определяет количество месяцев, то и второе — тоже...

В Ригведе описывается две категории жрецов-Ангирасов, называемых «навагва» и «дашагва» (X, 62, 5 и 6)... Считается, что навагва служили в течение 9 месяцев света («нава» — девять), а дашагва — 10 («даша» — десять). Есть указания, что их служба могла длиться и 7 месяцев (Ригведа, X, 47, 6)

Путь коров

Легенда о дашагвах, совершавших церемонии в течение 10 месяцев, не является единственным воспоминанием о древнем годе, которое сохранилось в литературе о жертвоприношениях... В число ежегодных саттр входит и «путь коров»... — одно из древнейших ведических жертвоприношений... Под этими коровами понимаются Адитьи, то есть божества солнечных месяцев... Саттры стали длиться по 10 и по 12 месяцев, когда ведические арьи пришли в те места, где прежние формы саттр стали неисполнимыми.. . И в Авесте у других арийских рас выявляются аналогичные подсчёты длительности года. Достаточно лишь указать здесь, что древнеримский год состоял из 10 месяцев и был затем заменён сроком в 12 месяцев...

И эту традицию нельзя просто игнорировать, так как сохраняется название «десятый» для последнего месяца календаря: «децембер» — 10-й... Полярная теория бросает свет на эти древние традиции, на реликты того периода... когда предки обеих этих рас жили вместе в циркумполярной области. Эти два «лишних» месяца были временем долгой ночи... Переселившиеся на юг люди просто их добавили к прежнему году...

Хотя есть достаточно свидетельств того, что год мог состоять из 10 месяцев, нельзя утверждать, что это была его единственная длительность. Легенда об Адити указывает и на существование 7-месячной длительности солнечного света в году, а наличие 30 непрерывных зорь поддерживает такое заключение... Какого бы взгляда мы ни придерживались, наличие 7-8-9-10-11-месячного года на древней арийской родине является фактом в пределах Арктического круга... Соответственно этому и ночи были разной длительности...

Ведическая литература сохранила для нас важный реликт, кроме уже упомянутых, касающийся древнего календаря и, главное, долгой ночи... Следует вникнуть, по мере возможности, в историю принесения в жертву напитка сомы7, чтобы выявить исходное значение связанных с ним ритуалов... которые восходят к древнейшим временам... В начале и в конце каждой годовой саттры проводилась церемония Атиратри — принесения в жертву богам напитка сомы; это делалось трижды в ночь. В «Айтарейя Брахмане» (IV, 5) так поясняется происхождение обычая: асуры обитали во мраке ночи, а боги — в свете дня. Боги хотели изгнать асуров из-под укрытия мрака. Но лишь Индра мог это сделать. Войдя во мрак и поддерживаемый пением гимнов, он изгнал асуров из первой части ночи при первом возлиянии сомы; при втором — асуры были изгнаны из второй части ночи, а при третьем — из третьей... Жертвоприносители древности, естественно, не погружались в сон на всю долгую ночь после завершения 10-месячных церемоний.

...В ведической литературе описывается ряд жертвоприношений, которые продолжаются... от одной до ста ночей... то есть до 2400 часов. Но их длительность зависела от местоположения... и где ночь длилась десять суток (240 часов), церемония называлась «дашаратра», а где 100 суток, то «шатаратра» — сому возливали от 10 до 100 ночей, 100 ночей — это был максимальный срок...

В Ригведе битва Индры с Вритрой8 часто упоминается как «битва за воды», или «устремление к коровам», или «устремление к дню», а об Индре говорится, что он освободил «водных коров» и привёл их к солнечной заре, убив Вритру (I, 51,4; II, 19,3)...

Ведические мифы о пленных водах

Новые объяснения ведических текстов стали возможны лишь за последние 30-40 лет, тогда как комментаторы, жившие в прежние времена... ещё ничего не знали о циркумполярных или полярных областях, где могли жить древние арьи...

...Некоторые ...считают, что ведические боги были обожествлёнными явлениями природы, такими, как появление зари или молния, рассекающая грозовые тучи9... Но надо сказать, что, несмотря на все эти теории, многие описания и очень содержательные легенды ведических текстов остаются необъяснёнными... Часть из них может быть удовлетворительно разъяснена только в свете арктической теории...

Известно четыре основных успешных достижения Индры в борьбе с Вритрой: освобождение вод, освобождение коров, восстановление зари и появление солнца. «Теория гроз» объясняет лишь первые два, а «теория зари» — два последних... По моему мнению, ошибочно полагать, что битва между Индрой и Вритрой изначально отражала конфликт между богом-громовником и дождевыми тучами. На деле это была борьба между силами света и мрака... О том, что Индра — бог света, говорится во многих строках Ригведы: он нашёл свет (III, 34, 4; VIII, 15, 5; X, 43, 4) во мраке (I, 100, 8; IV, 16, 4), создал зарю и солнце (II, 17, 7; II, 21, 4; III, 31, 15), озарил мрак зарёй и солнцем (I, 62, 5). Это он заставил солнце светить (VIII, 3, 6) и взойти на небо (I, 7, 3), то есть проложил путь солнцу (X, III, 3), нашёл солнце в том мраке, который его скрывал (II, 19, 5; III, 39, 5)... При таких условиях необходимо понять и объяснить и природу и суть тех вод, которые описаны в Ведах... Слово «апа» обозначает воды вообще, и они встречаются в Ригведе много раз, обозначая небесные или эфирные воды: они следуют по путям богов и являются вблизи Солнца, а оно — вместе с ними (I, 23, 17-18); есть воды небесные и текущие по земным руслам (VII, 49, 2)...

...Образ, суть и движение небесных вод были неправильно понимаемые, и именно поэтому учёные были не в состоянии связать в легенде о Вритре факт освобождения вод с появлением зари. Кажется, что под ними понимали только дождевые воды, но это ошибка... В «Шатапахта Брахмане» (ХI,1,6,1), в «Айтарейя Упанишаде» (1,1) и в Законах Ману (1,9) — всюду говорится, что мир был создан из паров воды... Ведические риши считали, что всё пространство над ними и вокруг заполнено этими небесными парами, о которых сказано, что они сверстники мира...

В Ригведе говорится о двух океанах — о светлом (V.45,10) и об исполненном мрака (II, 23,18)... их также именуют и двумя мирами — ближним и дальним. Дальний противопоставляется небу (VIII, 8,14), и говорится, что солнце (Савитри) там погружено в сон. О солнце сказано, что оно появляется из этого дальнего мира и до своего восхода проходит сквозь мрак...

Нельзя понять истинный смысл легенды о Вритре без осмысления сути и важности тех представлений о движении воздушных вод, которые были свойственны предкам индоиранцев... Именно эти воды способствовали движению небесных тел... И если воды прекратят движение, то последствия будут тяжелы — солнце, луна и звёзды не смогут взойти, и мир погрузится во тьму. Теперь мы можем понять суть преступных действий Вритры, остановившего ток этих вод. В своём скрытом убежище на дне нижнего мира он задержал воды, прекратив их течение в верхний мир, и победа Индры означала их освобождение из когтей Вритры и появление возможности снова двигаться вверх. Победе Индры приписывался четырёхэтапный характер: освобождённые воды принесли с собой солнце, луну и коров — дни и утренние лучи... Вритра, протянувший своё тело через горы, перекрыл все проходы для вод и солнца, а убивший его Индра открыл их... Эти горы понимались как преграда между верхней и нижней половинами небесного свода, между светлым и тёмным океанами — здесь Индра встретил Шамбару, и здесь была та скала Валы, в которую этот демон заключил коров и которую взорвали Ангирасы (IV, 3; II, 1, 71, 2)...

...Космический смысл циркуляции вод описывается в индо-иранской мифологии. Д-р Уоррен в своей книге «Найденный рай...» пишет, что в произведениях Гомера говорится о том же — поэт описывает возврат солнца из океана или же погружение в него и последующий оттуда восход. И все реки, моря, источники и колодцы описываются как порождения глубокого океана, окружающего землю. И Гелиос-солнце плывёт по воде на золотой лодке... Надо подчеркнуть, что и в Ригведе утренние созвездия — Ашвины имеют и колесницу, и лодку, и их колесница может двигаться и по небу, и по воде (I, 30,18; 1,46, 7)...

 

Арктическая родина в ведах

Индра победил змея, освободив солнце, (из книги Б.Г.Тилака "Арктическая родина в Ведах")

 

Поразмыслив, можно увидеть, что все моменты этой легенды нельзя сочетать лишь с ежедневным появлением и уходом солнца. В Ригведе (X, 62, 2) сказано, что Ангирасы, помогавшие Индре в битве за коров, победили Валу в конце года, то есть битва была ежегодной. И затем там же (VIII, 32, 26) указано, что Индра убил водного демона Арбуду льдом, а не своей громовой ваджрой, как это ему свойственно, а это значит, что конфликт разгорался зимой, в сезон льда и снега, что подтверждается и в Авесте, где солнце и воды прекращают зимой свой ход. В Ригведе крепости Вритры называются «осенними», а значит борьба началась осенью и шла всю зиму. Мы видим также, что жертвы приносились сто ночей (о ста ночах битвы речь идёт и в Авесте). Все эти указания могут быть правильно поняты только по арктической теории...

Некоторые переводят строку из гимна Ригведы (II, 12,11) как «сороковая осень», в которую Индра нашёл Шамбару, то есть битва происходила один раз в сорок лет, но это противоречит указанию, что Вала был убит в конце года (X, 62, 2)...

Битва Индры с Шамбарой — конфликт между светом и мраком — началась на 10-й день 8-го месяца года (10 октября по римскому календарю)... Эти строфы дают точную дату начала борьбы Индры с Вритрой. И если правильно это понимать, то исключатся всякие бесполезные подсчёты при переводах текста. Мы видим в гимнах, что Адити представила богам семерых своих сыновей-Адитьев — богов солнца, но отбросила восьмого Мартанда как недоразвитого, то есть говорится, по сути дела, что он умер вскоре после рождения, а это значит, что в начале восьмого месяца солнце ушло за горизонт. Это и был 10-й день 8-го месяца10...

Ведические мифы об утренних божествах

 ...Подвиги Ашвинов — божественных близнецов и врачей богов — описаны в ряде гимнов Ригведы... Исследователи считают их то утренними звёздами, предваряющими появление зари и солнца, то полагают, что эти близнецы представлены двумя звёздами в созвездии Джамини, и их подвиги соотносят с восстановлением утраченных за зиму сил солнца... В памятниках о правилах жертвоприношений их чётко связывают с зарёй... Возжигание жертвенного костра, заря и восход солнца описываются как совпадающие с появлением Ашвинов (I,157,1; VII, 72, 4), или говорится, что они появляются вместе с разгорающейся зарёй... Им же приписываются и эпитеты Индры, такие, как «убийца Вритры» (VIII, 8,22), и выразительно говорится, что им свойственны качества и Индры и Марутов (богов ветров), бывших помощниками Индры в борьбе с Вритрой... Они были помощниками Индры в его битве за воды и за свет, то есть в битве света с мраком... Особый гимн Ашвинам («Ашвин-шастра») должен быть весь прочитан на протяжении зари... Они должны были омолодить, излечить и спасти ослепших, охромевших и пострадавших (в битве) — так говорится о них во многих гимнах...

Я не могу согласиться с тем, что всё это можно объяснить «теорией весны», протекающей в южных широтах... Солнце, конечно, и там «слабеет» за зиму, но всё же его «слепота» означает особенно глубокий мрак... а не ежесуточную ночь, с которой подвиги Ашвинов просто не сочетаются... не соотносятся с долгим исчезновением солнца в арктической ночи. «Теория весны» не может объяснить факт длительных страданий разных «пациентов» Ашвинов... Важно учесть и места, где страдали те, кого спасали Ашвины... Это воды, лишённые света лучей солнца (I,182,6), что подобно описанию тёмных вод океана (II, 23,18) — это всё относится к нижнему миру...

...Арктическая теория говорит не только об ослаблении солнца зимой, но показывает, что природной основой многих подобных гимнов Ригведы является долгая полярная ночь...

Колесо солнца

Во многих гимнах Индра описывается как друг и помощник солнца. Но вдруг говорится, что он отнял у него одно из 10 колёс его колесницы (I,175,4)... Колесница Сурьи (солнца) описывается и как одноколёсная (I,164, 2)... и если это колесо похитить, то солнце прекратит своё движение. Вместе с тем, похоже, что само солнце было похищено... Что делал Индра с этим колесом? Он использовал солнечные лучи как оружие для убийства или сжигания демонов (VIII, 12, 9). Похищение солнца и убийство демонов — единовременные действия. Борьба Индры с демонами нацелена на возрождение света... В Ригведе чётко указано, что солнце пребывало во мраке (III, 39, 5; I, 117, 5)... а значит Индра мог там использовать его диск в битве с демонами за возгорание утреннего света... Это свершилось через 10 месяцев (или в конце римского года), в миг завершения жертвоприношения дашагвов, о которых сказано, что они вместе с Индрой нашли солнце, пребывающее во мраке...

Три шага Вишну

...Одна из легенд относится к трём шагам Вишну, чётко указанным в Ригведе (I, 22, 17-18; I, 154, 2). По старой трактовке они означали шаги по земле, по воздуху и по небу (объясняют и по-другому)... В Ригведе (I, 155, 6) говорится, что Вишну приводит в движение, подобно колесу, своих 90 коней, носящих четыре имени. Это явно относится к 360 дням, разделённым на 4 группы, то есть на сезоны по 90 дней. Значит, основой всех дел Вишну надо считать годовой ход солнца... В Ригведе Вишну и Индра — друзья; они вместе победили Шамбару и воскресили солнце, зарю и агни-огонь (VII, 9,3-5)... Значит, один из его шагов следует поместить туда, где шла битва, то есть в нижний мир... Вот почему его третий шаг не виден смертным и птицам (I,155, 5)... Два других шага солнце делало над горизонтом и они были видны...

Легенда, изложенная в Пуранах (преданиях), говорит о том, что Вишну спал 4 месяца в году... что иногда объясняют как отражение долгого сезона дождей, но ведь они видимы людьми. Это можно понять только как долгий мрак арктической ночи (вблизи полюса)...

...Агни часто выступает как солнце, и то, что он скрывается под водами и появляется из них, как «дитя вод», — лишь варианты описания солнца, ушедшего за горизонт, а затем после долгой арктической ночи появившегося из «низшего океана». Вишну — это солнце под другим именем... Есть и ещё божества, пересекающие вселенную, — Ашвины; их в Ригведе зовут «ходящими вокруг» (I, 46, 14; 1,117,6). У них три прибежища (VIII, 8, 23), и их колесница, ходящая над обеими мирами, имеет три колеса, причём одно из них скрыто в пещере, в тайном месте, как третий шаг Вишну, невидимый для смертных (VIII, 8, 23; I, 30,18; X, 85,14-16).

Третий водный (трита аптья)

Уже говорилось, что год, разделённый на три части по 4 месяца, — это три шага Вишну: первые два были видимы, а третий скрыт, то есть на древней родине арьев солнце было над горизонтом только около 8 месяцев. Эти три части мы могли бы увидеть и в облике трёх легендарных братьев, два из которых бросили третьего в яму мрака. Это точная история Ригведы о Трита Аптья... а также легенда о трёх братьях Эката, Двита и Трита — Первый, Второй и Третий. Два первых бросили третьего в колодец... Но в Ригведе нет брата Эката, а Двита и Трита есть (V, 18, 2; VIII, 47, 13-16), причём в последнем гимне он именуется и Аптья, то есть «водный», или «рождённый водами».

Значение наших результатов по исследованию истории изначальной культуры и религии арьев

Закончены наши исследования проблем родины и предков ведических арьев... Свидетельства, приведённые в предыдущих главах, состоят в основном из отрывков, взятых из Вед и Авесты и безошибочно доказывающих, что поэты — авторы Ригведы были знакомы с климатическими условиями, свойственными только арктическим областям, и что упомянутые божества... являют своё арктическое происхождение...

Мы видим, что в литературе ведических арьев о жертвоприношениях и в их мифах есть многое, приводящее к тем же выводам, и это соотносится с древними традициями и легендами Авесты, равно как и с мифами народов, относящихся к европейским ветвям арийской расы...

Эти мифы указывают на Северный полюс как на исходную землю и других народов, кроме арьев, и нельзя утверждать, что только арьи пришли с севера. Напротив, есть основания считать, что пять рас людей (паньча джанах), часто упоминаемые в Ригведе, могли, быть теми, кто жил рядом с арьями на общей родине...

На вопросы, где и когда раса арьев отделилась от других рас, как и где развивалась речь арьев, мы ответить не можем... Существование людей сейчас уже прослеживается к третичному периоду... но антропология не даёт нам данных о том, когда, где и как человеческие расы разделились по цвету и языку. Более того, уже доказано, что на самом раннем этапе, которым датируются найденные останки человека, раса людей уже была разделена на несколько несходных типов... Конечно, арьи и их культура не могли сложиться внезапно в конце последнего межледникового периода, и их начало следует отодвинуть на более глубокие эпохи. Но, не обладая точными знаниями об этом, нельзя приходить к каким-либо выводам лишь путём отвлечённых умозаключений.

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: