warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Предлагаемый материал поступил от оргкомитета IV конференции «Алтай - Космос — Микрокосм», активными участниками которой являлись друзья и авторы нашего журнала: философы А.В.Иванов и В.В.Казютинский, востоковед Т.П.Григорьева, физик А.В.Лесков, космонавт С.В.Кричевский.

Алтай — Космос — Микрокосм

Иванов А.В., доктор философских наук
Журавлёв С.М.

Научная конференция «Алтай — Космос — Микрокосм» проходила с 26 июня по 2 июля 1998 года в г.Барнауле и Горном Алтае (пос. Чемал). Она продолжила работу трёх предыдущих конференций по междисциплинарному осмыслению закономерностей становления духовно-экологической цивилизации XXI века, анализу существенных черт нового ноосферно-синтетического сознания и форм его проявления в различных областях науки и культуры, а также поиску путей эффективного и рационального использования биосферных ресурсов уникальных территорий России — Евразии, прежде всего Алтай-Саянского горного региона. Организаторами конференции выступили Алтайский краевой общественный центр «Алтай— XXI век», Алтайский государственный институт искусств и культуры при активном участии Алтайского государственного университета и философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. В работе приняли участие ученые из Москвы, Барнаула, Бийска, Новосибирска, Томска, Горно-Алтайска — философы, физики, биологи, медики, географы, представители общественных организаций экологической и культурно-просветительской направленности. Заседания проходили в г. Барнауле, а неформальное обсуждение поднятых в докладах проблем — в пос. Чемал на фоне величественной природы Горного Алтая.

Работало три сессии. Первая — «Космическая деятельность и общество: социальные и экологические аспекты». С системных позиций анализировались негативные экологические последствия ракетно-космической деятельности, связанные, в частности, с падением отработанных ступеней ракет, запускаемых с космодрома Байконур, на территорию Горного Алтая и Алтайского края. Факты медицинской и экологической экспертизы неопровержимо свидетельствуют о серьёзном ущербе, нанесённом природе и здоровью местных жителей, в результате разлива и сгорания ракетного топлива гептил, которое является страшным ядом, в шесть раз превосходящим по токсичности синильную кислоту. Ситуация сегодня усугубляется не только отсутствием всякого экологического контроля за военными и космическими ведомствами со стороны общественности, но и безудержной коммерциализацией космической деятельности в интересах крупных частных корпораций. Так, в 1998 году почти половина всех запусков с использованием российской ракетно-космической техники было связано с выводом на орбиту телекоммуникационных коммерческих спутников США. В докладах представителей космической отрасли, независимых медиков и экологов был сделан вывод о необходимости смены технократических ориентиров современной космонавтики, разработки и реализации такой программы космической деятельности, где ключевым направлением станет независимая междисциплинарная экологическая экспертиза любых космических проектов. По результатам обсуждений принята резолюция «Экологическая опасность современной космической деятельности», разосланная в заинтересованные государственные органы, общественные организации и периодические издания.

 

Алтай — Космос — Микрокосм

Обломки космических аппаратов в алтайской тайге

 

Вторая сессия — «Алтай-Саянский регион: основания комплексной природоохранной и социопроективной деятельности». Она был посвящена рассмотрению уникальных биосферных богатств этого региона — географического и геополитического «сердца» Евразии, центра видообразования, сокровищницы возобновляемых природных ресурсов, определяющего климатические (водные, солнечные, атмосферные) балансы на огромных пространствах Сибири. Одновременно данный регион является центром этногенеза, местом интенсивного взаимодействия многих культур и религий. В этой связи особый интерес вызвал доклад акад. СО РАН В.С.Казначеева (Новосибирск), обосновавшего чрезвычайное оздоровительное значение данного региона для всей России и необходимость его развития на принципах неистощительного природопользования с созданием сети особо охраняемых территорий. Участники сессии были едины во мнении, что становление новых ноосферных цивилизационных отношений будет во многом зависеть от того, сумеем ли мы оградить от технократической экспансии ключевые биосферные регионы Евразии, подобные Алтай-Саянскому, и насколько рачительно сумеем использовать их потенциал в интересах России и всего мира. Был поддержан проект организации единой международной системы национальных парков и заповедников в Алтай-Саянском горном регионе на территории России, Казахстана, Китая и Монголии под общим названием «Монумент природы», осуществляемый Всемирным Фондом Дикой Природы при деятельном участии российских учёных и экологических организаций.

На третьей сессии — «Сознание человека как космопланетарный феномен: современные экспериментальные результаты, теоретические модели, этические следствия», объединившей в основном философов, обсуждались методологические трудности и перспективы исследования феномена сознания; взаимодействие научного и философского, западного и восточного подходов к его изучению; механизмы взаимовлияния психических и биосферных процессов, непосредственная связь которых получает ныне всё большее экспериментальное подтверждение. Одним из критических в отношении структур западного сознания и мировидения было выступление докт. физ.-мат. наук Л.В.Лескова — «Проблема сознания и современный глобальный кризис» (Москва), показавшего неприемлемость «правил цивилизационной игры», навязываемых развитыми странами остальному миру. Выход из неизбежного экологического и технократического тупика докладчик видит в формировании неклассического ноосферного сознания, опирающегося на новые научные результаты в физике вакуума, синергетике, нейрофизиологии. Для этого «нового» сознания будут характерны отказ от безудержного потребительства и нравственные ценности.

В своём выступлении докт. филол. наук Т.П.Григорьева — «Уровни сознания в буддизме» (Москва), говоря о «новом сознании», подчеркнула, что в первую очередь должно измениться отношение человека к миру с потребительского на соучастливое. В этой связи и термин «сознание» подразумевает прежде всего сознание человека с другими людьми, с окружающими природными формами и с тайниками собственного духа. Об этом всегда говорил буддизм. Но изменение установки сознания — с эгоцентрического на со-знающее — не может быть насильственным; этого должен захотеть сам человек. Жизнь в мудром согласии с миром и с самим собой подразумевает личное прекращение рабской цепи зависимостей духа от иллюзорных материальных благ.

Тема становления нового сознания оказалась центральной и в докладе И.В.Фотиевой (Барнаул) — «Моральное сознание: проблема формирования». Был обоснован тезис об общеэволюционной природе морали. У человека основные моральные принципы являются врожденными, а затем культивируются в индивидуальном воспитании. Эпидемия психических расстройств и неврозов, захлестнувшая вроде бы благополучные страны Запада, коренится как раз в подавлении природных моральных качеств и интенций личности (таких, например, как потребность любить и бескорыстно служить людям). Новое сознание должно быть прежде всего моральным, чтобы, во-первых, открыть самому человеку путь к счастливой жизни и, во-вторых, изменить кризисные взаимоотношения между природой и обществом.

В выступлении канд. философских наук А.В.Иванова (Москва) акцент был сделан на методологические аспекты изучения сознания. Докладчик подчеркнул два взаимосвязанных парадокса: невозможность схватить предметность сознания как нечто целостное и принципиальную недостаточность чисто логических средств его определения. Неизбежно соединение двух линий исследования сознания: естественнонаучной, нацеленной на изучение материально-несущих компонентов сознания (западная наука), и медитативно-интроспективной, связанной с овладением его идеально-сущим предметным содержанием (восточные психотехники). Докт. философских наук В.В.Казютинский (Москва) в докладе «Космическая природа сознания: Дж. Бруно, К.Э.Циолковский, К.Г.Юнг, В.В.Налимов», согласившись с теми антиномиями сознания, которые выделил А.В.Иванов, предложил модель их преодоления, основанную на идее «космической природы сознания». Данный подход имеет давнюю традицию, а в XX веке его наиболее глубокий вариант был разработан К.Г.Юнгом в теории «архетипов коллективного бессознательного». Отталкиваясь от его идей, по мнению докладчика, можно предложить фундаментальное единство материальных и идеальных процессов во Вселенной, сознательных и бессознательных, которые проявляются в психике в виде архетипически воспроизводящихся образов, идей и символов.

Участники конференции, глубоко озабоченные состоянием российской науки и высшей школы, приняли обращение к научно-педагогической интеллигенции России, в котором, в частности, сказано о следующем.

В мире растёт противостояние двух цивилизаций: 1) техногенно-потребительской, основанной на ложных идеях индивидуализма, безграничного роста комфорта и материального потребления, на обожествлении технического прогресса, 2) нарождающейся духовно-экологической (ноосферной) цивилизации XXI века, где научно-технический прогресс, производство материальных товаров и услуг, экономические, политические и финансовые интересы — станут не целью, а всего лишь средством оптимизации отношений между обществом и природой, инструментом достижения высших ценностей человеческого существования — познания и творчества, духовного совершенствования, сердечных отношений между людьми и народами.

Новая цивилизация — не утопия. Уверенность в её грядущей победе основывается как на набирающих силу объективных социальных тенденциях (несостоятельность рыночно-либеральных и технократических способов решения глобальных проблем; возникновение широких общественных движений экологической и культурной направленности; экологизация массового сознания и т.д.), так и на новом антропокосмическом мировоззрении. Это новое мировоззрение состоит в признании процессов- глобальной космической эволюции, где сознание человека оказывается важнейшей созидательной силой; фундаментальной роли нравственных отношений в гармоничном функционировании социальных институтов и во взаимоотношениях природы и общества. Опираясь на древнее знание и на результаты современной науки, новая научно-философская парадигма утверждает человека не как пассивного эгоистического потребителя материальных благ, а как духовного творца, ответственно познающего и преобразующего мир в соответствии с его фундаментальными законами.

Однако антропокосмическое мировоззрение и объективные тенденции становления новой цивилизации с гигантским трудом пробивают себе дорогу, встречая ожесточённое сопротивление со стороны потребительски ориентированных социальных кругов и властно-эгоистических финансово-политических кланов. Это противоборство преломляется в кризисных чертах нынешнего — переходного — этапа мирового развития, причем эпицентром глобального противоборства и кризиса, как это уже неоднократно бывало в истории, является Россия.<...>

Сегодня научно-педагогическая интеллигенция может рассчитывать только на свою собственную волю, стойкость и готовность бороться за утверждение в России новых — цивилизационных отношений.

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: