Времена перемен и судьба Храма Святого Духа в Талашкине
Что происходит в мире? Этот риторический вопрос люди задают как минимум уже второе столетие. Ясно одно: либо человечество перейдёт на более высокий уровень гармоничного развития, либо погрязнет в грядущих конфликтах. От того, как будут проходить эти судьбоносные процессы, зависит будущий мировой порядок.
Однозначного ответа ни у кого нет, как и не было его у людей в минувшие эпохи перемен. Однако они всё же происходили. И тут без единства и единения не обойтись. Здесь уместно вспомнить слова Сергия Радонежского: «Любовью и единением спасёмся».
В нашей русской истории тому есть много примеров. И один из них тот, что скрывает в себе история Талашкина – места в Смоленской области, где в начале прошлого века именно единение людей творческих и любящих своё отечество создало неповторимый центр Духовной культуры и бескорыстного служения людям. Однако далеко не все, кому оно было адресовано, оказались способны это оценить.
Ныне это место называется «Историко-архитектурный комплекс "Теремок" Смоленского государственного музея-заповедника». Улица в Смоленске, на которой уцелело старинное здание музея «Русская старина», созданного княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой, названа ныне её именем. Однако многие собранные ею коллекции после 1917 года разошлись по разным музеям, что-то пропало. Сохранилось в Смоленске лишь майоликовое панно над входом, напоминающее о собранных здесь ранее княгиней и её подругой Екатериной Константиновной Святополк-Четвертинской бесценных шедеврах русского прикладного искусства.
М.К. Тенишева. Фото начала ХХ в.
Ими в начале прошлого века любовались и посетители организованной Тенишевой выставки в Парижском Лувре. Приобрести подобные изделия из Талашкина можно было в небольшом магазине на углу Столешникова переулка в центре Москвы, арендованном Марией Клавдиевной.
Дом, в котором находился магазин «Родник» в Москве. Столешников переулок (современное фото)
В 2008 году на 150-летие со дня рождения знаменитой меценатки на территории заповедника ей установили памятник возле «Теремка». Автором его является заслуженный художник России Людмила Александровна Ельчанинова (1940 г. рождения).
Памятник М.К. Тенишевой во Флёново. Смоленская область. Скульптор Л. Ельчанинова. Фото И.А. Кеня. 2024 г.
Всё это произошло уже в нынешнее время. После же революции и Великой Отечественной войны в имении действовали мародёры. А ведь современники называли Талашкино «Русскими Афинами». В результате погромов в усадьбе остались лишь четыре объекта: «Теремок», Храм Святого Духа, сильно пострадавший, дом с колоннами и здание бывшей школы для сельских детей. Ни барский дом, ни театр, ни другие строения образовательного назначения не сохранились. Однако природа этого богом избранного места оказалась надёжней: её красоты и сегодня покоряют сердца посетителей этих мест.
Один из глубочайших исследователей творчества Рериха Е.П. Маточкин (1942–2013) писал: «Вообще русской душе была свойственна сопричастность к духовным устремлениям других народов и стран. Мыслилось, что в будущий мирообъемлющий храм должно войти всё человечество, и сама Вселенная должна стать таким единым космическим храмом. В этом грядущем духовном объединении русские космисты предрекали России великую миссионерскую роль – быть связующим звеном в соединении мистической истины Востока с утончёнными плодами культуры Запада». И это должно было привести к более высокому, вселенскому типу религиозной жизни.
Однако идеи духовной общности человечества на основе единого религиозного учения, о котором мечтали светлые умы в эпоху Возрождения – так и остались неким утопическим проектом. В XX веке, в преддверии космической эры, идеи духовной общности вновь обрели общечеловеческую значимость. Мысль о том, что человечество может объединиться на общих этических основах, стала необычайно популярной. Об этом писали философы, об этом мечтал и Рерих.
Именно в этот период и произошла встреча Николая Константиновича с выдающейся женщиной высшего дворянского круга Марией Клавдиевной Тенишевой (1858–1928) – просветительницей, талантливой певицей, художницей и благотворителем1.
Н.К. Рерих. 1900 г.
Княгиня М.К. Тенишева и её подруга, меценат и культурный деятель княгиня Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская (1857–1942), гостеприимно встретившие Рерихов в имении Талашкино под Смоленском в июле 1903 года, стали для него на всю жизнь настоящими соратницами в просветительском творчестве и в борьбе за сохранение ценностей культуры. Вернувшись из летней поездки по старинным городам 25 сентября 1903 года, Николай Константинович писал княгине М.К. Тенишевой: «За всю мою поездку я привёз много материалов, видел много лучших мест России, и всё же впечатление о Талашкине остаётся самым краеугольным».
В 1903 году в имении началось строительство церкви Преображения Господня, заложенной в 1900 году. Над её проектом работали княгиня М.К. Тенишева, И.Ф. Барщевский, С.В. Малютин и В.В. Суслов. В этом недостроенном храме М.К. Тенишева похоронила мужа – князя В.Н. Тенишева, умершего в Париже в 1903 году. Но под влиянием бесед с Н.К. Рерихом, Мария Клавдиевна изменила название строящегося храма и решила посвятить его Святому Духу.
Княгиня позже вспоминала: «Я давно знала Рериха. У меня с Николаем Константиновичем установились более чем дружеские отношения. Из всех русских художников, которых я встречала в своей жизни, кроме Врубеля, это единственный, с кем можно было говорить, понимая друг друга с полуслова, культурный, очень образованный, настоящий европеец, не узкий, не односторонний, благовоспитанный и приятный в общении, незаменимый собеседник, широко понимающий искусство и глубоко им интересующийся. Наши отношения – это братство, сродство душ, которое я так ценю и в которое так верю. Если бы люди чаще подходили друг к другу так, как мы с ним, то много можно было бы сделать хорошего, прекрасного и честного».
Свои впечатления о Талашкине Н.К. описал в серии «записных листов». Самое яркое из них – «Воспоминание о Талашкине». Этот текст вошёл в отдельную книгу, посвящённую талашкинским мастерским. (Рерих Н.К. Воспоминания о Талашкине. Спб. Содружество, 1905. 17–18).
Вскоре Тенишева предложила Рериху заняться росписями храма, который он предложил переименовать в Храм Святого Духа. В 1909 году Николай Константинович приступил к работе. И это творчество его стало не только «краеугольным» в его «русский период», но и всего здания отечественной культуры XX века. О Спасе Нерукотворном на мозаичном фронтоне этой церкви Е.П. Маточкин говорил, что равного ему по мощи духовного воздействия нет в религиозном искусстве нового времени. (Маточкин Е.П. «Николай Рерих: мозаики, иконы, росписи, проекты церкви». Самара, Агни, 2005).
Н.К. Рерих. Царица Небесная. Эскиз росписи Храма Святого Духа. 1911. Бумага на картоне, гуашь, карандаш, акварель. 47х31. США, частное собрание
Внутренняя роспись храма Святого Духа в Талашкине на хуторе Флёново была выполнена Н.К. Рерихом в 1909–1914 годах и включала в себя композиции: «Царица Небесная над рекою жизни», «Князья святые» и «Ангелы». Основная работа была им проделана летом 1912 года. Помогали ему художники П.С. Наумов и ученики Рисовальной школы Имперского Общества поощрения художеств: Чернов, Земляницына, Щекатихина-Потоцкая, Дмитриев и Тырса.
«Красота и мудрость – именно молитва духа вознесёт страны на ступени величия», – в этом был уверен художник. Это было необычайно созвучно передовой общественной мысли начала XX века, идеям возвышения духа, обновления просвещения и культуры.
Николай Константинович в те же годы выступал страстным защитником старины, за введение Красоты и Знания в жизнь, стремился воплотить свои мысли в монументальных живописных образах. Рерих и Тенишева, несомненно, внесли весомый вклад в религиозное искусство Русского культурного ренессанса начала XX века. Рерих больше, чем кто-то другой в эти годы постиг язык древнерусской живописи. А росписи Храма Святого Духа являют пример духовной культуры, поднятой до уровня вселенской красоты.
Судьба этого памятника старины оказалась трагичной, как и склепа с захоронением мужа Марии Клавдиевны князя Тенишева в его основании. Рука не поднимается описать это в данной публикации. Становится понятным, почему Тенишева в 1914 году уехала из России во Францию. Позже, в послереволюционные годы в нашей стране, судьба этого храма с великолепной внутренней росписью Рериха использовалась для хранения зерна и удобрений (!). Были и ошибки в гидроизоляции при создании строения.
В итоге в сегодняшнем живописном природном заповеднике «Теремок», куда толпами приезжают туристы, оставляя восторженные отзывы, лишь один объект – Храм Святого Духа, прекрасно отреставрированный снаружи, потрясает пустотой внутреннего пространства. Росписи почти не сохранились, а эскизы исчезли. Иногда здесь организуются концерты. И лишь сохранившееся и восстановленное мозаичное панно над входом в храм с невообразимо выразительными глазами Спаса Нерукотворного словно взывает к нам, сегодняшним: «Когда же в Храм войдёт сам Дух Святой?».
Спас Нерукотворный. Мозаика входа в Храм Святого Духа по эскизу Н.К. Рериха. 1914. Мастерская В.А. Фролова. Смоленский государственный музей-заповедник, историко-архитектурный комплекс «Теремок». Фото А.В. Клюева. 2011
Примечание
Нельзя сказать, что этот вопрос никого не волнует. Здесь есть уже некоторые наработки специалистов, в частности Царскосельской иконописной мастерской. Поддерживает необходимость восстановления росписей и Заслуженный художник России, руководитель мастерской церковно-исторической живописи Санкт-Петербургской академии художеств, академик А.К. Крылов и его сотрудники.
Однако для восстановления внутренней росписи (хотя бы частично) необходимы объединённые усилия общественности для инициации заинтересованности в этом руководства Смоленского историко-краеведческого музея и иерархов РПЦ.
- Ваши рецензии