warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Увидеть в себе новые силы

Тоотс Н.А., главный редактор журнала «Дельфис»

«От Храма на холсте к Храму Человечества», — так назвала свою статью о выставке В.В.Надёжина «Живые камни планеты», которая проходила с 31 августа по 25 октября в Йошкар-Оле, корреспондент «Марийской правды» Т. Константинова. Этот заголовок удивительно точно передаёт смысл акции (именно акции, а не только выставки), проводимой в этом году Благотворительным фондом сохранения и развития культурных ценностей «Дельфис» в рамках программы «Культура мира в России — год 2000-й» (см. «Дельфис», 1999, № 2(18),с.104).

 

Увидеть в себе новые силы

500-летний дуб в священной роще

 

Уже через три города — Нефтекамск, Уфу и Йошкар-Олу — прошла эта акция. Смысл её — показать изобразительными средствами выставки, а также беседами на встречах с общественностью о необходимости сейчас, на рубеже нового столетия и тысячелетия, глубоко осознать приоритет культурных ценностей. Ведь не случайно Генеральная Ассамблея ООН определила 2000-й год как Международный год Культуры мира и 2001-й — как Год диалога между цивилизациями, а все грядущее десятилетие — как десятилетие ненасилия.

В мае 1999 года в Москве прошёл Международный форум мэров городов, на котором был принят «Манифест 2000 года». Это удивительный документ, содержащий «заповеди» гражданина мира, которые подписывающий его обязуется выполнять. «Уважать жизнь каждого человека», «Отвергать насилие», «Делиться», «Слушать, чтобы понять друг друга», «Оберегать нашу планету», «Придавать солидарности новый смысл» — таково краткое содержание этих обязательств.

В средствах массовой информации почему-то не освещаются ни .сами программы, связанные с идеей Культуры мира, ни Манифест. А ведь его содержание и созидательный настрой могли бы стать объединяющей силой в той разноголосице, которая сегодня звучит в духовном и политическом пространстве не только нашей страны, но и мира.

Оберегать в интересах нынешних и будущих поколений нашу природу и планету от разрушений, защищать от гибели города, центры духовной и материальной культуры — призывает Манифест. И выставка «Живые камни планеты» — о том же. Она рассказывает, с одной стороны, о нашей планете как о едином «организме», и, с другой стороны — о духовных, исторических, природных святынях разных регионов, культур и народов. Художник В.В.Надёжин побывал во многих странах мира. На его полотнах запечатлены и буддийская святыня «Боробудур» в Индонезии, и развалины Акрополя в Греции, и знаменитый Тадж-Махал в Индии, и Храм Человечества в Америке. А ещё — святые волошинские места в Коктебеле, каменные развалины — «свидетели» древних событий на перекрёстках цивилизаций в Феодосии, родные сердцу каждого россиянина берёзки и просторы, горные пейзажи Испании и Индии.

Выставка «живая» — её живописный рассказ, пока она идёт от города к городу, пополняется новыми сюжетами — этюдами, которые пишет В.В.Надёжин в тех городах и районах, где проходит эта акция Фонда «Дельфис». И потому в экспозиции выставки в Музее изобразительных искусств г.Йошкар-Олы появились новые полотна. На них — Никольский собор близ г.Нефтекамска, место явления иконы Табынской Богоматери в г. Красноусольске рядом с Уфой, а также священный дуб в Йошкар-Оле.

Появление этого дуба не случайно. В республике Марий Эл из трёх официальных религий одна — языческая. И к кряжистому дубу, что стоит на окраине Йошкар-Олы, нас привёл Духовный Глава марийского язычества — Чимарий Шнуй Он Алексей Якимов. Именно сюда приходят язычники, чтобы попросить у своих богов хорошего урожая, доброго приплода и благоприятной погоды. Они верят, что от этого 500-летнего дуба исходит исцеляющая энергия. Постояв возле него, человек получает заряд здоровья. Храм для марийских язычников — не церковь, не мечеть, а священная роща. И таких на марийской земле несколько сотен.

 

Увидеть в себе новые силы

Алексей Якимов — Духовный Глава язычников молится у дуба

 

А вот как рассказывает о языческой вере их Духовный Глава:

— Что означает слово «чимарий»? По преданию, на рубеже VI века Волго-Окское междуречье занимали племена меренс. В IX веке здесь появились кривичи и вятичи, они-то и стали называть эти исконные племена мери (меря), а также насаждать христианскую веру. Не поддававшихся крещению прозвали чимери — «чистые мери», а затем и чимари. Племена эти жили в согласии с природой: замечали небесные явления, дружили с огнём... У чимарий девять главных Природных Богов. Каждый из них имеет семейство, включающее ангелов-защитников и прислуживающих посредников...

За несколько дней, что небольшая делегация Фонда «Дельфис» (В.В.Надёжин, З.А.Бачурина и автор этих строк) побывала в Йошкар-Оле, мы многое здесь увидели, полюбили природу этого лесистого края; главное, мы познакомились с хорошими людьми. Это и официальные лица — Государственный секретарь Н.Н.Гаврилов, министр культуры М.З.Васютин, директор Инновационного центра И.И.Попов, директор Музея изобразительных искусств, где проходила выставка — Л.А.Кувшинская и друзья из Рериховского общества, очень много сделавшие, чтобы выставка и акция Фонда состоялись. Среди них К.Т.Ахметжанов, С.В.Зверев, С.Г.Смоленцев, В.В.Кирьянов, Н.Б.Колпакова и многие другие.

Один из этюдов В.В.Надёжина, написанный во время визита в Ежово, был подарен президенту Республики Марий Эл В.А. Кислицыну, а другой — Музею. Замечательная традиция есть здесь — 1 сентября после торжественной линейки приводить детей в музеи и художественные галереи. Нарядные и шумные появились они и среди «Живых камней планеты». И это было хорошее начало: храмы, изображённые на полотнах, своей энергией и гармонией красок вдохновляли этих первых посетителей выставки на строительство Храма Человечества, на творчество, на созидание. Как написала в книге отзывов одна из посетительниц этой выставки в г. Уфе: «Огромное спасибо за то, что помогли мне увидеть в себе новые силы и возможности в развитии своих творческих потенциалов».

 

г. Йошкар-Ола — Москва

Фото В.В.Надёжина

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: