warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

В Древней Индии риши — это человек духа, который путём высшего духовного опыта прозревает Великую Истину и способен передать её путём поэтического слова, мантры. Благодаря вдохновенному творчеству риши была составлена Ригведа, в которой символическим многозначным языком переданы высокие знания. По преданию, один из творцов Ригведы риши Диргхатамас был слепой. Мы не знаем, была ли его слепота физическим недугом или символом полного ухода от внешнего мира, но мы вправе восхищаться сочинёнными им гимнами. Свой взгляд на творчество и судьбу этого поэта представляет А.С.Майданов1.

Творец божественной мысли

Майданов А.С., доктор философских наук

Кто он, этот поэт, о котором я хочу рассказать, где и когда жил, о чём пел?

Его время невероятно далёкое — более 3-х тысяч лет назад. И земля, на которой он жил, тоже далека от европейцев — за хребтами Гиндукуша, в северо-западной части Индостана, в Пенджабе. Его народ — арии — пришли сюда из Центральной Азии, преодолев реки, долины и хребты этих труднопроходимых гор. Их переселение длилось долго, начавшись примерно 3500 лет назад. Приходилось преодолевать не только природные препятствия, но и сопротивление аборигенов, прежде всего, племён дасов, живших как в горах, так и за ними задолго до появления ариев. Последние, частично смешавшись с местными племенами, стали родоначальниками великого народа — индийцев.

Как сумели арии преодолеть все трудности долгого переселения и, одолев сопротивление многочисленных автохтонов, заселить сначала Пенджаб, а затем продвинуться ещё дальше на юго-восток — к могучему и ставшему для них священным Гангу? Сделать это они смогли благодаря нескольким факторам, которых не было у местного населения и которые обеспечили им решительное превосходство над своими противниками. Эти «вещи» были двоякого рода — материальные и духовные. К первым относились боевые колесницы и увесистые дубины с металлическими зазубренными наконечниками, а также напиток сома, который арии получали из одноимённого растения. Выпив его, человек ощущал в себе необыкновенный прилив сил, несокрушимую решимость и мужество, способность сражаться с большим количеством врагов. Неслучайно поэты-певцы ариев — мудрецы-риши — посвятили этому растению и напитку множество гимнов, воспевая его способность умножать в воинах силу духа.

Духовным фактором, укреплявшим в ариях психические и моральные силы, была религия, воплощённая в мифах и гимнах. Созданные риши, они прославляли богов, воссоздавали их яркие образы, наделённые такими качествами, как необычайное могущество, энергия, активность, устремлённость к цели, всезнание, вездесущность, огромная сила духа, решительность, непобедимость. Этих богов риши изображали как союзников и помощников ариев в их трудных деяниях, постоянно призывали к себе на помощь, прежде всего, в столкновениях с врагами. Впечатляющие образы богов, вызываемые поэтами в сознании соплеменников ежедневно, в течение столетий, не могли не оказывать сильного морально-психологического воздействия, становясь образцом духовного настроя и активного, напористого действия. Так мифология ариев становилась ещё одним, духовным, оружием этого древнего народа, без которого он, бесспорно, не оказался бы сильным, совершающим одно завоевание за другим, идущим от победы к победе.

Одним из поэтов-певцов, духовно вооружавшим свой народ, был риши Диргхатамас, что буквально означает «погружённый в глубокий мрак», то есть слепой. Лишённый зрения, он, по его словам, мыслью познавал суть явлений. Легенда рассказывает, что он был проклят и обречён на слепоту ещё находясь в утробе матери — Маматы. Его отцом был знатный человек по имени Учатхья. Сын унаследовал высокое социальное положение отца — принадлежность к высшей касте брахманов. Потому Диргхатамас говорил о себе: «Я зовусь благородным». Со временем он становится поэтом, одним из тех риши, которые сочиняли гимны богам. Гимны наиболее талантливых поэтов позднее были собраны в одну огромную книгу — Ригведу. Она содержит 1028 гимнов певцов разных времён; 25 из них созданы Диргхатамасом. Это гимны с 140-го по 164-й в первой мандале (цикле) Ригведы.

Маматейя (таким было его имя по матери) прожил более 90 лет. В его жизни был случай, когда он едва не погиб. Его, как слепого, поручили заботам двух рабов, которые были пленниками из враждебного племени даса. Те решили погубить певца своих победителей. Они связали его и бросили в реку. Перед этим один из рабов хотел отрубить поэту голову, однако, замахнувшись мечом, он сильно поранил себя в грудь и плечо. Маматейю же волны благополучно вынесли на берег, и он спасся. Диргхатамас считал, что ему покровительствует бог Агни, выручая его в беде. Благодаря этому, полагал поэт, «и хотят навредить мошенники, но не могут навредить».

Агни был богом огня жертвенных костров, Солнца, молний, домашнего очага, пожаров. Диргхатамас посвятил ему основную часть своих гимнов. Он создал необычайно яркий и красочный образ этого жизнетворного явления, а вместе с тем и его бога. По мастерству изображения зрительных картин Диргхатамаса вполне можно поставить рядом с другим великим незрячим поэтом — Гомером. Кроме необычайно впечатляющего описания огня Диргхатамас вложил в этот образ глубокий эстетический, психологический, этический и космологический смысл.

Вот образ бога огня, вспыхивающего в предрассветной темноте во время утреннего жертвоприношения:

 

Его искрящиеся нестареющие (языки пламени)

его лучи -

(У этого) прекрасного видом (бога) с прекрасным

обликом, с яркой вспышкой,

Сильные (своим) блеском (лучи) трепещут, словно реки

Сквозь ночь, о Агни, недремлющие, нестареющие

[1,143,3]

Ты засверкал, швырнув (языки пламени) с отпрысками,

Разбрасывая искры. Словно щит в сражениях

[1,140,10]

 

А когда этот бог достигает неба, где обитают остальные боги, то через него, как посредника, вестника, можно передать им молитву:

 

Зажжённый, сверкающий на местах жертвенных

раздач (этот) боевой конь

Пусть понесёт вверх нашу светлоокрашенную

поэтическую мысль!

[1,143,7]

 

Эта многовековая традиция — ежедневное зажигание жертвенного костра — устанавливала связь между многими поколениями ариев, объединяя во времени предков и потомков. Старая традиция, но каждый раз вновь вспыхивающий, заново рождающийся огонь говорил о неувядании жизни, о нестарении почитающего огонь народа. «Ночью, как и днём, седой вновь родился юным, двигаясь, не старея, сквозь многие людские поколения», — пел Диргхатамас, придавая величественный смысл ритуалу жертвенного костра.

Выраженные в гимнах просьбы поэта к Агни носят вполне обычный для любого народа характер, выражают желание обеспеченной, безопасной, счастливой жизни. Вопрос в том, каким образом достичь такой жизни. В ответе проявляется радикальное расхождение между Диргхатамасом и его предшественниками и современниками в среде риши.

Во время перехода через горы и завоевания в области Пятиречья арии вели постоянные сражения с местным населением. В этих условиях в качестве духовного предводителя и опоры нужен был воинственный, бесстрашный, энергичный и решительный бог. Таким богом был Индра — бог грома и молнии, бог войны, вооружённый могучей дубиной грома — ваджрой. Этот бог стал главным для ариев, ему, прежде всего, посвящали свои гимны поэты, его призывали на помощь в сражениях. Но тяжёлое время войн постепенно проходило, арии расселялись на захваченных землях, стали заниматься земледелием, всё больше разводили скот, а не захватывали его аборигенов, налаживали мирную жизнь на новых местах. Видимо, некоторые вожди арийских племён и мудрецов-риши были настроены против дальнейшей интенсивной захватнической деятельности. Поэты, прежде всего молодые, идейным вождём которых стал Диргхатамас, призывали ариев к устройству мирной жизни. Таким образом, Диргхатамас выступил как поэт-миролюбец. Он уже не придавал первостепенного значения Индре и его воинственности. Напротив, он ставит его рядом с другими, невоинственными богами, а то и вовсе принижает его значение. Маматейя посвящает Индре всего лишь один гимн, и то совместно с богом Вишну. Причём Вишну теперь считается большим благодетелем, чем Индра. Диргхатамас пробуждает в сознании соплеменников образ полузабытого бога:

 

Я хочу сейчас провозгласить героические деяния Вишну,

Который измерил земные пространства.

Который укрепил верхнее общее жилище...

[1,154,1]

 

Помимо Вишну Диргхатамас возрождает культ и других богов, оттеснённых на задний план Индрой. Это прежде всего боги Митра и Варуна, олицетворения закона и порядка.

 

Я хотел бы, о Митра-Варуна, с помощью поклонения

(и вашего) содействия

Повергнуть вас, о двоица богов, к наслаждению

(моими) жертвенными возлияниями.

Наше священное слово да одержит верх в состязаниях!

Нам (пусть будет) небесный дождь, ведущий к успеху!

[1,152,7]

 

Арии всё больше оседали на новых землях, и для налаживания нормальной жизни нужно было организовывать её в соответствии с законом и порядком.

«Я славлю жертвами Небо и Землю Сильных законом», — возглашает Маматейя [1,159,1].

 

Зародыш несёт бремя самого этого (мироздания).

Он спасает закон, пресекает беззаконие

[1,152,3]

 

Беззаконие, по-видимому, было весьма распространённым в период бесчисленных войн ариев, когда всё решала сила. Возвращение к старым богам означало установление законности. Диргхатамас славит Митру с Варуной за то, что они подавили все беззакония. Слово «закон» вновь стало священным, как и в давние времена, до переселения.

Переворот в арийском пантеоне Диргхатамас совершил благодаря своей внутренней смелости, свободному и критическому отношению к общепринятым нормам, умению видеть необходимые перемены. Эту свою способность он называет «несвязанностью», что означает неподчинённость души, тела и мыслей неблагоприятным обстоятельствам, независимость от принятых взглядов и представлений, широту, неограниченность мышления. В тот период это означало независимость от господствовавшего культа Индры. «Кто хочет покорять устами, — провозглашает Диргхатамас лозунг своего творчества, — пусть сохраняет несвязанность!» [1,152,6].

Кроме свободы духа важнейшим качеством Диргхатамас считал и силу духа, устремлённость в будущее, к новым успехам. Эти качества он воспевал в богах, делая последних образцом поведения для людей. О Митре и Варуне он в этой связи говорит: «Благодаря неодолимому духу вы достигли огромной силы». А о Вишну, боге, который знаменит тем, что тремя шагами проходит всю Вселенную, восклицает:

 

Вот эту самую его мужскую силу мы и воспеваем,

( силу) храброго защитника <...>

(Того), кто широко перешагнул через земные просторы,

Всего лишь тремя шагами, чтобы (человечеству) идти

далеко, чтобы (ему) жить

[1,155,4]

 

Высокотелый <...> юноша, не мальчик, идёт навстречу вызову

[1,155,6]

 

Нетускнеющее в течение тысячелетий поэтическое мастерство слепого поэта удивляет и восхищает поразительным даром человека, лишённого возможности видеть небо, солнце, утренние зори, многоцветные краски окружающего мира, но создающего красочные, живые картины и образы как богов, так и явлений природы и человеческой деятельности. «Любитель священного слова», как называет себя Диргхатамас, не только рождал глубокие мысли, но и наряжал их в чарующие праздничные цвета. Богатое воображение и питаемая услышанными описаниями окружающего фантазия незрячего творца помогали ему создавать образы сильного эстетического и интеллектуального воздействия.

Мысленно всматриваясь в созданную им картину мироздания, слепой прозорливец отыскивает всё новые и новые признаки Неба и Земли и вдруг высказывает мысль о том, что не только небосвод, но и Земля вращаются.

 

Эти две пёстрые (стихии), высокие, выдающиеся,

Золотистые, вращающиеся...

[1,144,6]

 

Итак, мы видим, что творчество Диргхатамаса даёт ответ на поставленный им самим вопрос: «Божественная мысль откуда родилась?»

[1,164,18]

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: