warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Традиции не отменяют поисков

Русской академической школой живописи наша страна может гордиться по праву. Это нечто, идущее из XIX века, сохранившееся благодаря советской власти. И всё потому, что и в XIX веке это был архаизм, с корнями в класицизме эпохи Просвещения, который поддерживали народники и другие революционные движения, что впоследствии стало основой метода соцреализма. Это был (и до сих пор остаётся) синтез образцов классического послевозрожденческого искусства всех стран Европы, всего «греко-римско-античного». Окончательно нормативной эта школа стала усилиями недюжинных мастеров Серебряного века, когда эстафета эпохи Возрождения, начатая Италией, добралась, наконец, и до России, о чём нам поспешил сообщить побывавший в то время в России немецкий поэт Р.М.Рильке. В этой школе нашли место все новации типа импрессионизма (В.Э.Борисов-Мусатов, И.И.Левитан) и экспрессионизма (М.Ф.Ларионов, М.З.Шагал). Оба метода прекрасно уживались друг с другом даже в творчестве одного художника (например, С.А.Коровина или М.А.Врубеля), хотя в Европе, например – в Германии и Франции, один метод глумливо оспаривал другой [1]. Импрессионизм в России воспринимался как любование природой, а экспрессионизм – как критика социальной действительности, неудовлетворённость ею художника.

Неслучайно появление на этой синтетической почве разных направлений художественного авангарда ХХ века. В том числе, и тех его представителей, которые старались зачеркнуть все прошлые достижения изобразительного искусства, как, например, К.С.Малевич. Как и в случае с эпохой Возрождения, новации в сознании жили, пока сохранялась традиция в бессознательном [2]. Даже если вы хотите с чем-то порвать, приоткрыв для себя нечто совершенно новое, надо хорошо знать то, против чего вы протестуете, хотя бы интуитивно, на подсознательном уровне. Авангард выступил с лозунгами символизма в искусстве, связывая с ним беспредметную знаковость сродни музыкальной или приёмам иконописного письма [3], которые ведут к отрицанию линейной перспективы и вместе с ней – физического пространства в кубизме, с заменой его сочетанием всевозможных ракурсов изображаемых предметов [4]. Даже в образном и сюжетном искусстве приветствовалась условность изображения.

Тем не менее мечты авангарда о теории искусства, на которую художник смог бы опираться в своём творчестве, как это делает музыкант или использующий математику естествоиспытатель, вызваны подготовкой в учреждениях академической школы, похожих на музыкальные училища, где начинают с изучения нот и «ставят руку», а потом доводят элементарные навыки учеников до совершенства постоянным их трудом и упражнениями. Люди выходят из этих школ профессионалами, способными справиться с любым художественым заданием, но под грузом изученных образцов часто теряющими собственную индивидуальность, становящимися безукоризненно владеющими приёмами старых мастеров инженерами, использующими при расчёте известные формулы. На фоне тех великих, кому принадлежат открытия этих приёмов, нетрудно потеряться любой становящейся «на ноги» личности, поддаться, в результате, «гипнозу школы», потерять вкус к поискам нового.

Разберём это на примере современной московской художницы Ирины Зыбиной. Она – архитектор, прошла школу академического рисунка и живописи. Все, кто знакомились с творчеством Ирины, отмечают её безукоризненную графику, мастерство чёрно-белых, ахроматических (с кое-где используемой серебряной краской) монотипий. Но в своих живописных работах она как бы забывает большую часть того, чему её учили, хотя школа позволяет ей и здесь не думать о технических приёмах, просто на уровне подсознания используя навыки ремесла. Здесь-то и начинаются так называемые «музыкальные» поиски, приближающие её творчество к новациям авангарда. Но и их она не повторяет, или, по крайней мере, не повторяет буквально. Она как бы бегло использует ряд технических приёмов из исторического арсенала авангарда и модернизма и устремляется дальше, к ей одной известным горизонтам и художественным задачам.

 

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».

 

 

Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: