warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Сознание как голографическая размерность психической энергии

Зубко А.В., физик

Светлой памяти Е.С.Виноградовой посвящается

Введение

В данной статье рассматриваются коллективные степени свободы системы взаимосвязанных психик индивидов в процессе их общественной деятельности. Тот факт, что внутренние состояния психики и её нейрофизиологического субстрата не даны непосредственно в деятельности и сознании, позволяет провести структурную аналогию с квантовой теорией калибровочных полей. При этом деятельностный аспект бытия системного индивида описывается психической энергией – аналогом калибровочного поля, своеобразным «зарядом» для которого является внутреннее состояние психики. Такая система – человеческое общество – структурно аналогична системам типа AdS/CFT, являющихся в физике точной реализацией, так называемого, голографического принципа. В рамках его возникает новое пространственное измерение – масштаб коллективных форм движения системы. В случае общества такое новое измерение отвечает смысловой, идеальной «размерности» деятельности – содержанию состояний психики. Качество индивидуальной осознанности содержания высших уровней психической регуляции деятельности обусловлено проявлением свойства первичного Единства материи в состояниях материального субстрата психики.

Также в статье вводятся представления о «собственных» и «несобственных» формах психической энергии в рамках гипотезы о расширенном материальном составе тела человека.

Что есть для нас сознание? Во-первых, и прежде всего, – это предметное содержание сознания, в котором нам дана действительность и наше отношение к ней. Это образ действительности с нашим участием, на основании которого мы ориентируемся и действуем. Во-вторых, сознание – это состояние нашей психики, в котором мы как человеческие существа можем находиться. И наше пребывание в этом состоянии обусловлено множеством причин как природно-биологического, так и социально-исторического характера. В-третьих, сознание – это понятие, которым мы в сфере сознательного мышления выделяем и обозначаем сознание как особое явление действительности. Другими словами, мы можем выделить три следующие грани проблемы сознания по мере их абстрактности: прагматическая, естественнонаучная и философская.

Сознание становится проблемой, прежде всего в своём естественнонаучном и философском аспектах, когда мы рассматриваем сознание не только как отношение к действительности, но и как отношение в действительности, как особое действительное отношение.

В рамках научного подхода, когда мы пытаемся понять свойства сознания, изучая свойства его вещественного органа – мозга, проблема сознания принимает вид психофизической проблемы – вопроса о том, как свойства сознания, идеального связаны с физическими свойствами материи мозга. В более широком контексте мы переходим к вопросу о связи функциональных состояний центральной нервной системы (ЦНС) человека с сознательными состояниями его психики и, наконец, к вопросу – какова системная роль сознания как фактора жизнедеятельности человека и человеческого общества в целом.

Однако, помимо определяющего для естественных наук экспериментального метода, его неотъемлемой составной частью является систематически развитый теоретический концептуальный аппарат, без понимания отношения которого к изучаемой предметной действительности нет и не может быть науки. Рассматривая наиболее общие вопросы отношения понятий как к объективной действительности, так и между собой, мы с неизбежностью переходим в сферу философии. И в науке, и в философии именно вопрос о бытии сознания, о формах его существования является источником наиболее острых противоречий и парадоксов. «То, что учёный рассматривает как объективные понятия, философ понимает как идеально-конструктивные построения сознания. Однако при этом совершенно упускается из вида тот момент, что рассматриваемые формы мышления, понятия сами являются определёнными содержаниями, задающими понимание процесса мышления» [1]. Другими словами, мы мыслим о собственном сознании в его собственных образах.

Проблемы понимания природы сознания связаны с невозможностью его независимого наблюдения. Решение этой проблемы в рамках философии состоит в том, чтобы перестать отождествлять бытие мысли, сознания с её предметным содержанием. Таким образом, речь идёт о некоторой собственной «физике» сознания, о его производящей, порождающей основе, о предметно-деятельностных механизмах сознания, о том, что М.К.Мамардашвили называл «органами или телами понимания» ( [2], с. 22–27). «Осуществление (событие) этих предметно-деятельностных механизмов сознания и порождает и само содержание, и «знания» как его продукт, и рефлексивное различение «субъекта» и «объекта», и даже само различение между сознанием и Миром» [1]. Неразделимость существования этих особых «органов», реализующих предметно-деятельностные механизмы сознания, от производимого ими понимания требует введения для их описания особого понятия «неразделимого континуума бытие–сознание, предметы которого всегда имеют совмещённые две характеристики – бытия и сознания» [3]. Эти органы–тела понимания «живут в континууме бытие–сознание (универсуме деятельности), а не как натуральные свойства психофизического индивидуума, взятого независимо от деятельности и извне противопоставленного отражаемой природе, бытию» ( [2], с. 143). Такие особые органы являются органами человеческой системной предметной деятельности, имеющей социально-исторический характер.

Специфичность действительности сознания, в отличие от действительности материальных предметов и явлений, выражается в том, что оно, как говорят, является идеальным. Но что такое «идеальное» и какова его природа?

Сознание в его развитой человеческой форме не является врождённым свойством человека (врождённа только способность к нему) и индуцируется в нём в процессе его социализации (примеры детей–«маугли» это явно демонстрируют). Человек рождается в обществе с уже существующими, предзаданными для него формами практической деятельности, способами решения практических задач. За каждой вещью в обществе уже исторически закреплено то или иное значение, определённое общественным способом обращения с этой вещью. Таким образом, для данного человека по мере овладения им формами общественной жизнедеятельности «вещь начинает выступать в своей вещности не представлением самой себя, а репрезентантом того способа действия с нею, которое уже закрепилось. Это свойство "быть", "существовать" в качестве специфически-человеческой вещи и есть идеальное свойство вещи, или её идеальное бытие» [4].

Именно в этом процессе овладения общественными формами деятельности и формируется индивидуальное сознание – «живая связь практического действия в его живой чувственной ткани» с закрепившимся общественным значением вещи. «Эта живая связь выступает как представление или идеальный образ. Идеальный образ есть представление схемы (всеобщей, а не конкретной) практического действия с предметом, но вне этого действия, а именно – в форме самого предмета… Проблема идеального есть поэтому не проблема индивидуальной психики, а проблема особого объективного существования (бытия) предметов человеческой деятельности. Это их сверхчувственное бытие, бытие в качестве предметов человеческой деятельности… Идеальное, это свойство предметов материального мира быть носителями свойств человеческой культуры, выступает посредством индивидуальной головы» [4].

Таким образом, человеческое сознание есть существенно системное по своей природе явление, где системой служит общество как исторически сложившаяся форма предметной деятельности индивидов в процессе воспроизводства их совокупной жизни. Качество системности общества означает, что жизнедеятельность составляющих его индивидов определяется их непосредственным и опосредованным взаимодействием с другими индивидами и общественными предметами.

Кроме того необходимо отметить, что обуславливающие само существование индивидуального сознания, свойства его вещественного субстрата – мозга – и нейрофизиологические механизмы психики не даны человеку непосредственно в его деятельности и сознании, то есть являются в этом смысле «внутренними».

Можно сказать, что сознание представляет собой особую дополнительную «идеальную» размерность деятельностного бытия общества в дополнение к пространственно-временны́м размерностям его существования. В данной работе мы хотим показать, что это образное сравнение оказывается не просто удачной аналогией, а точно отражает природу сознания.

 

Природа сознания и психическая энергия

Исследование природы содержания и формы сознания в рамках предметно-деятельностного подхода мы начинаем с рассмотрения общества как системы сильно взаимодействующих между собой индивидов и предметов в процессе исторически сложившейся деятельности.

Специфическая активность индивидов реализуется благодаря наличию у них особых внутренних состояний психики и её вещественного субстрата – мозга (а шире – ЦНС в единстве с опорно-двигательным аппаратом тела). Непосредственные и опосредованные связи индивидов и предметов в процессе деятельности имеют существенно нелокальный характер как в пространстве, так и во времени (история). Так понимаемое общество является чрезвычайно сложной, многократно расчленённой в своих связях, органической, то есть самовоспроизводящейся, системой.

Понятно, что высочайшая сложность общества как системы исключает возможность прямого детального формально-математического описания его динамики. Но, вместе с тем, указанные выше специфические особенности системной природы общества выделяют его в особый класс систем, различным представителям которого должны быть присущи некоторые характерные черты динамики, тем более сходные, чем более сходны основные свойства элементов систем и их системообразующие факторы.

Согласно сказанному выше, в качестве характерных особенностей рассматриваемого класса систем мы выделим следующие:

- элементы системы очень интенсивно взаимодействуют между собой;

- способность элементов системы к взаимодействию определяется наличием у них особых внутренних, непосредственно не наблюдаемых состояний;

- взаимодействия элементов имеют глобальный характер, то есть велика интенсивность взаимодействия удаленных элементов.

Нас будут интересовать как свойства форм коллективного движения таких систем, так и свойства состояний их элементов.

Наиболее простыми системами этого класса являются определённые физические системы элементарных частиц и квантовых полей, которые допускают строгое математическое описание и к рассмотрению которых мы переходим.

Первая из такого рода систем относится к, так называемой, теории калибровочных полей Янга-Миллса [5]. Теории этого типа описывают все известные физические взаимодействия элементарных частиц, кроме гравитационного. В теории полей Янга-Миллса каждая частица, кроме пространственно-временны́х характеристик, обладает также внутренним ненаблюдаемым состоянием. Эти состояния преобразуются друг в друга под действием преобразований, так называемой, калибровочной группы SU(N), где N – некоторое натуральное число, размерность внутреннего пространства. Соответствующие преобразования являются поворотами в пространстве комплексных векторов.

Адекватным математическим языком для описания калибровочных полей является теория расслоенных пространств, которая была разработана для описания частиц с внутренней структурой. При этом пространство-время, в котором находятся частицы, называется базой расслоения, а совокупность пространств внутренних состояний частиц называется слоем расслоения. Схематично это показано на рис. 1.

 

Рис. 1. База и слой расслоенного пространства

 

Определяющим для математической структуры такой теории является принцип локальной калибровочной инвариантности: все наблюдаемые физические величины в такой теории не должны зависеть (то есть быть инвариантными) от локальных (независимых в каждой точке пространства-времени) калибровочных преобразований внутренних состояний частиц. При этом оказывается, что генератором этих преобразований (то есть физической величиной, отвечающей их реализации) является сохраняющийся калибровочный заряд – источник соответствующего калибровочного поля взаимодействия таких частиц. Число N равно количеству различных видов калибровочных зарядов данного типа. Если N=1, то такая теория Янга-Миллса описывает электрически заряженные частицы и обычное электромагнитное поле. Кванты электромагнитного поля – фотоны – не несут электрического заряда и не взаимодействуют между собой. При N>1 кванты соответствующих калибровочных полей сами несут калибровочные заряды и способны к взаимодействию посредством этого же поля, то есть обладают самодействием. К теориям такого типа относится теория кварков, взаимодействующих посредством глюонного поля, – квантовая хромодинамика, для которой N=3 (три «цвета» кварков). Интенсивность, или «сила» взаимодействия калибровочных частиц («кварков» и «глюонов»), определяется численным значением величины их калибровочного заряда g. Если g<<1 (много меньше единицы. – Ред.), то такое взаимодействие является слабым, если g>>1 – то сильным.

В теориях типа Янга-Миллса «кварки» имеют полуцелое значение спина s=1/2, то есть являются фермионами, а «глюоны» имеют целое значение спина s=1, то есть являются бозонами. Для наших целей представляет интерес специальное обобщение теории Янга-Миллса, когда фермионы и бозоны теории рассматриваются «на равных основаниях» и преобразуются друг в друга под действием преобразований суперсимметрии [6]. Соответствующая теория называется суперсимметричной теорией Янга-Миллса [7]. Конкретно, сказанное далее будет относиться к максимально суперсимметричной теории Янга-Миллса в пространстве-времени с общей размерностью d=4. Такая теория обладает важным дополнительным свойством, она, как говорят, является конформной теорией поля CFT (Conformal Field Theory). Это означает, что структура теории остается инвариантной относительно некоторых дополнительных специальных преобразований, среди которых – масштабные преобразования, однородное растяжение или сжатие всех пространственно-временны́х интервалов. Масштабная инвариантность теории означает, что взаимодействия частиц на больших расстояниях так же существенны, как и на малых. Другими словами, взаимодействие в CFT имеет глобальный характер. Пусть теперь взаимодействие в такой теории является сильным. В этом случае неприменимо описание взаимодействия частиц как происходящего благодаря обмену отдельными «глюонами». Динамика такой системы будет определяться коллективными формами движения квантового поля Янга-Миллса, охватывающими различные пространственные масштабы.

Самое удивительное состоит в том, что если теперь мы начнём неограниченно увеличивать число N типов зарядов («цветов») такой теории так, чтобы величина λ= g2N оставалась постоянной и много большей единицы (λ>>1), то в пределе мы получим теорию (суперсимметричной) гравитации в пространстве-времени анти-де Ситтера (AdS) с общей размерностью d+1=5 [7], [8]. Пространство-время AdS есть максимально симметричное пространство-время постоянной отрицательной кривизны, аналог пространства Лобачевского. При этом, если в исходной теории (CFT) взаимодействие «глюонов» было сильным, то в получившейся теории гравитации (AdS) взаимодействие является слабым.

Подведём некоторые промежуточные итоги. Мы начали с калибровочной теории Янга-Миллса в трёхмерном пространстве (если не считать время) и в пределе сильного взаимодействия с неограниченно растущим числом типов зарядов–«цветов» получили теорию абсолютно другого типа в пространстве на единицу большей размерности! Геометрическое соотношение между этими пространствами таково, что трёхмерное пространство теории Янга-Миллса (CFT) является (бесконечно удалённой) границей пространства AdS. Такое соотношение пространств, в которых «живут» соответствующие теории, схематично показано на рис. 2.

 

Рис.2. Пространство теории CFT является границей ADS

 

 

 

Рис. 3. Дополнительное измерение AdS как масштаб CFT

 

Повторим ещё раз – две принципиально различные физические системы (теории), живущие в пространствах разной размерности, есть одно и то же! Такое соотношение теорий называется AdS/CFT–соответствием, и оно является точной реализацией, так называемого, голографического принципа, согласно которому вся информация о физике системы с гравитацией содержится на поверхности, ограничивающей объём системы [9] – подобно тому, как вся информация о трёхмерном объекте может быть записана на двумерной поверхности голограммы.

Поскольку две разных теории есть одно и то же, то есть описывают физику одной и той же системы на двух разных «языках», то между их структурой должно быть точное соответствие, изоморфизм, словарь перевода с одного языка на другой. Такое соответствие действительно существует, когда объекту одной теории соответствует объект другой, а величины их количественных характеристик совпадают. Такие объекты являются дуальными друг другу [10]. Если мы хотим вычислить взаимодействие между двумя объектами в одной теории, то мы можем вычислить соответствующее взаимодействие между дуальными им объектами в другой теории и получим тот же самый результат. Вместо сложных вычислений в сильносвязанной теории CFT гораздо проще проводить вычисления в слабосвязанной теории AdS.

Важно отметить следующее: в рамках AdS/CFTсоответствия мы получили пространство AdS как вторичное, возникающее явление как следствие коллективной динамики некоторой квантовой системы CFT. Дополнительная новая размерность пространства имеет простой физический смысл – это масштаб коллективных форм движения теории CFT, что схематически изображено на рис. 3. Откуда, за счёт чего возникла новая степень свободы, новое пространственное измерение? Фактически, оно возникло за счёт состояний внутреннего пространства SU(N) исходной системы при его размерности N, стремящейся к бесконечности [10].

Итак, выше мы рассмотрели основные особенности структуры и динамики системы AdS/CFT как системы того же класса, к которому мы отнесли и человеческое общество. На первый взгляд, сближение таких принципиально разных систем может показаться абсолютно неоправданным. Однако в рамках системного подхода при рассмотрении явлений, само существование которых определяется природой и структурой системообразующих факторов, проведение такой аналогии может иметь большую эвристическую ценность, помогая понять свойства сложной системы на примере простой. Ниже мы попробуем сделать системную аналогию между AdS/CFT и обществом более детальной и строгой.

Вся деятельность человека в физическом мире осуществляется его опорно-двигательным аппаратом, управляемым центральной нервной системой – спинным и головным мозгом. ЦНС есть нейрофизиологический субстрат чрезвычайно сложных своих функциональных состояний, интегрированных в явлении психики. Основополагающей чертой человеческой деятельности является её психологическая обусловленность. Деятельность человека предметна и состоит в обмене со своим окружением деятельностью и информацией в опредмеченной форме. В процессе деятельности физическое состояние ЦНС не проявляется непосредственно в своей собственной форме и не дано ни самому человеку, ни окружающим его людям и является внутренним, непосредственно не наблюдаемым состоянием индивида.

При взаимодействии двух индивидов взаимодействуют и их ЦНС, физическое состояние мозга одного из них связано с состоянием мозга другого. Но это взаимодействие ЦНС не является прямым и непосредственным взаимодействием двух «мозгов» как физических объектов. Их взаимодействие опосредовано телесно-предметной деятельностью индивидов. Невозможность прямого взаимодействия «мозгов» индивидов является объективной предпосылкой отсутствия полной детерминации физического состояния одного мозга состоянием другого. Кроме того число степеней свободы тела, форм его деятельности как канала связи между двумя ЦНС несоизмеримо меньше числа степеней свободы системы нейронов мозга. (Точнее говоря, каналом связи является сенсорно-эффекторная система тела.) Поэтому информация, содержащаяся в деятельности индивида, объективно недостаточна для точного определения состояния его мозга. Такая внешняя ненаблюдаемость полного физического состояния мозга является принципиально важным фактором, конституирующим форму взаимодействия индивидов.

Другими словами, существуют классы состояний ЦНС, эквивалентные в отношении форм предметной деятельности человека, и существуют преобразования состояния ЦНС, не изменяющие предметную действительность вне тела человека, что является прямым аналогом принципа локальной калибровочной инвариантности в теории полей Янга-Миллса. Наличие пространства внутренних состояний ЦНС, не проявляющихся непосредственно в деятельности человека, мы связываем с сознанием. Если мы вспомним философское определение материи как объективной реальности, не зависящей от сознания и данной нам в ощущениях, то такой системно-информационный подход позволяет понять это определение материи как выражение конкретной формы включённости сознания в структуру действительности.

Таким образом, и в случае поля Янга-Миллса, и в случае человеческого общества мы имеем дело с системами, форма взаимодействия элементов которых определяется наличием у элементов этих систем ненаблюдаемого пространства внутренних состояний и существованием группы преобразований внутренних состояний, не изменяющих наблюдаемых величин характеристик системы. Исходя из указанного выше соответствия системообразующих факторов, состояние индивидов, также как и состояние частиц поля Янга-Миллса мы будем описывать в терминах теории расслоенных пространств. Базой расслоения в обоих случаях является пространство-время, а слоем – пространство внутренних состояний. С точки зрения философии, такое описание состояния общественного индивида в терминах расслоения предметная деятельность–состояние психики (ЦНС) соответствует описанию человеческой деятельности в терминах неразделимого континуума бытие–сознание, о котором уже говорилось в первой части статьи.

В силу своей биологической природы, человек обладает некоторой автономной способностью активной реакции на окружающую его среду, являясь своеобразным усилителем и преобразователем как внутренних, так и внешних стимулов различной природы за счёт энергии собственного тела. В своих развитых формах эта активность становится социальной деятельностью, основополагающей и определяющей характеристикой которой является её психическая регуляция. На этом основании, в продолжение структурной аналогии с теорией калибровочных полей, мы здесь рассматриваем человеческую деятельность как реализацию психической энергии – своеобразного калибровочного поля взаимодействий психики. Если в случае калибровочного поля материальной формой его энергии является квант этого поля – глюон, частица – переносчик взаимодействия, то в случае психической энергии это будет общественный предмет – опредмеченная форма деятельности. То есть мы рассматриваем общество как систему обмена деятельностью, опосредуемой предметами. Процессам излучения и поглощения глюонов будут соответствовать процессы опредмечивания и распредмечивания деятельности. Аналогом калибровочного заряда для психической энергии является психическая активность человека – генератор преобразований внутренних состояний «мозга». Более детальное введение в такой подход к определению понятия «психическая энергия» можно найти в предшествующих работах автора [11], [12], [13]. По существу дела, уже в работах М.К.Мамардашвили, который ввёл принцип «свободного действия» для описания специфической формы деятельности «органов понимания» и писавшего, что «проявления свободного действия, наблюдаемые физически, имеют особое материально-энергетическое существование» ( [2], с. 182) (выд. – А.З.), фактически было введено представление о психической энергии.

Поскольку взаимодействия людей является определяющими для их состояния, то, безусловно, на языке физических аналогий такое взаимодействие является сильным. Если в CFT дальнодействующий характер взаимодействий поля Янга-Миллса определяется физическими свойствами его квантов – глюонов, а именно их нулевой массой, то в случае человеческого общества глобальный характер связи людей определяется исторически развившимися отношениями воспроизводства их совокупной жизни. Вновь приходящие поколения застают уже сложившуюся, более или менее пространственно распределённую, материально воплощённую в форме средств производства, социально закреплённую в форме производственных отношений систему общественных взаимодействий индивидов, в которую они и встраиваются.

Уже упоминалось выше, что человек может быть рассмотрен как усилитель и преобразователь воздействий окружающей его среды за счёт энергии своего тела, а общество – это система взаимодействующих индивидов и предметов, то есть система активных и пассивных элементов. Для понимания динамики подобного рода систем можно использовать аналогию из радиотехники. Активными элементами здесь будут усилители сигнала, которые за счёт собственной энергии усиливают поступающие на них сигналы, а пассивными элементами служат сопротивления, ёмкости и индуктивности. Существенной особенностью системы общественных связей является наличие циклических структур таких связей и локального, и глобального масштаба. С одной стороны, деятельность индивида в обществе в той или иной форме частично возвращается к нему же как реакция его социального окружения, а с другой – общество в целом циклически производит основания своего собственного воспроизводства. Характерной особенностью активных систем с циклическими связями (обратная связь – на языке радиотехники и кибернетики) является возможность их перехода в особый динамический режим – генерации. В таком случае система уже не усиливает некоторый внешний сигнал, а вырабатывает свой собственный, характеристики которого полностью определяются свойствами элементов самой системы.

В пространственно распределённых электрических генеративных системах мы получим сложную картину взаимосвязанных и согласованных электрических колебаний в каждом элементе системы, являющихся единым целым – формой коллективной динамики системы. В случае общества форма и содержание такой динамики будут определяться свойствами отношений между собой её элементов – индивидов и материальных предметов культуры, то есть свойствами отношений деятельности – реализации психической энергии. При анализе целостных свойств системы представляет интерес рассмотрение динамики её коллективных форм движения на разных пространственных масштабах, когда изучаются отношения между собой частей системы данного размера, пренебрегая деталями внутренней динамики таких частей. Как уже говорилось выше, в случае AdS/CFT-соответствия масштаб коллективных форм движения энергии калибровочного поля CFT становится новым пространственным измерением AdS, физика которого описывается теорией «чистой» гравитации (этому отвечает дуальность тензора энергии-импульса калибровочного поля CFT и метрики пространства AdS).

В случае психической энергии коллективные формы её движения определяются сущностью отношений индивидов к предметам в деятельности – то есть смыслом предметов в этой деятельности. Переход к описанию свойств динамики общества на всё увеличивающихся масштабах отвечает выделению всё более общих, глобальных смыслов деятельности в пренебрежении, абстрагировании от деталей деятельности меньших масштабов. Таким образом, дополнительным измерением, отвечающим масштабу коллективных форм движения психической энергии, будет размерность смысла общественной системной деятельности, как это условно показано на рис. 4. В случае простой физической системы калибровочного поля Янга-Миллса различие форм коллективной динамики на разных пространственных масштабах имеет чисто количественный характер, а в случае гораздо более сложного человеческого общества такое различие носит также и качественный характер, обусловленный существованием объективно выделенных подсистем предметной деятельности, вступающих в отношения между собой как относительные целостности.

 

Рис. 4. Дополнительное измерение смысла как «масштаб» деятельности

 

Выше мы уже упоминали, что дополнительное измерение AdS возникает за счёт степеней свободы внутреннего пространства SU(N) исходной системы CFT при размерности N, стремящейся к бесконечности. Аналогично этому дополнительная смысловая координата общественной системной деятельности возникает за счёт степеней свободы внутреннего пространства психики при увеличении его размерности.

Необходимо особо отметить, что термин «смысл» имеет здесь онтологическое, объективное, а не «логическое» или «психологическое» значение как содержание мысли отдельного индивида. Смыслы деятельности объективно проявлены в связях нейрофизиологических состояний ЦНС системных индивидов. Подобно тому как принадлежность некоторого атома материалу натянутой струны определяет его возможность совершать гармонические колебания, невозможные для отдельного свободного атома, так и общественное взаимодействие индивидов объективно определяет формы индивидуальной психо-физиологической активности каждого из них.

Как уже говорилось, количественные характеристики дуальных процессов в теориях AdS и CFT совпадают между собой и тензор энергии-импульса (ТЭИ) калибровочного поля CFT дуален метрике пространства AdS. На языке квантовой теории это означает, что корреляционная функция ТЭИ CFT в двух точках x и y может быть вычислена двумя эквивалентными способами. Первым способом – как результат процессов взаимодействия глюонного поля в пространстве конформной теории поля CFT, вторым способом – как результат распространения гравитона (кванта метрики – гравитационного поля) в пространстве AdS между точками x и y его границы. Схематично это изображено на рис. 5. Поясним, что корреляционная функция – это мера взаимосвязи, корреляции значений некоторых величин в разных точках.

 

Рис. 5. Вычисление корреляции тензора энергии-импульса (ТЭИ) глюонного поля через процесс обмена гравитоном

 

Перенося по аналогии такую дуальность на свойства психической энергии, мы можем «вычислить» взаимосвязь, корреляцию состояний ЦНС двух индивидов в разных точках пространства двумя способами. Первым способом – как результат физико-физиологической динамики психической энергии (ПЭ) в пространстве-времени, вторым способом – как результат распространения понятия в континууме бытие–сознание с дополнительной смысловой координатой (рис. 6). Довольно естественно соотнести именно понятие с гравитоном, поскольку понятийная структура смыслового пространства соответствует метрической структуре пространства-времени, задающей инвариантные различительные соотношения между его точками через величину интервала.

 

Рис. 6. «Вычисление корреляции» психической энергии (ПЭ) индивидов через процесс обмена понятием

 

Понятие, а точнее говоря, функциональный эквивалент понятия, его предметно-деятельностная форма обладает также специфическим материальным «телом» – знаком. Знак может иметь различную материальную природу – быть звуковым, графическим, моторным (жест). Именно единство деятельностного содержания понятия с его материальной формой образует СЛОВО.

Поясним примером аналогию между гравитоном и понятием. Возьмём двух индивидов, общающихся между собой. Психика каждого из них сформирована сильными взаимодействиями с социумом, благодаря которому только и возможно их содержательное общение. В процессе общения их ЦНС интенсивно взаимодействуют через сенсорно-эффекторый канал связи (органы восприятия и действия – уши, глаза, речевой аппарат и пр.). Детальная нейрофизиологическая картина такого взаимодействия чрезвычайно сложна (связь, корреляция психической энергии индивидов на уровне «CFT»). В то же самое время в пространстве коллективных переменных системы на уровне «AdS», то есть в континууме бытие–сознание, картина взаимодействия очень проста – один сказал другому всего одно слово, например «привет». Соответствующее понятие, материализованное в звуковом теле слова, и есть «гравитон».

Итак, мы только что рассмотрели объективную природу смысла деятельности как сущности отношений системной предметной деятельности индивидов, смысла как онтологической характеристики континуума человеческой деятельности. Однако смыслы имеют ещё и субъективную, «логическую» форму своего индивидуального осознания, которой мы прямо сейчас и оперируем, уважаемый читатель.

Какова возможная природа индивидуальной осознанности смыслов деятельности? Мы уже упоминали, что предпосылкой существования сложных форм общественной деятельности является чрезвычайно сложная структура ЦНС человека, способная служить основой огромного количества сложнейших функциональных своих состояний. Возникновение такой структуры ЦНС есть результат длительной эволюции, в процессе которой обеспечение выживания биологических видов происходило за счёт всё более полного и совершенного использования свойств материи на всех уровнях жизнедеятельности – от внутриклеточного до популяционного. Это относится и к квантовым свойствам материи, наиболее глубоким и фундаментальным из её свойств. Вполне естественно предположить, что в наибольшей мере и в своей наиболее «изощрённой» форме максимально эффективное использование квантовых свойств материи реализуется в наивысшем продукте эволюции жизни на Земле – в мозге человека. Важнейшим и определяющим свойством состояний психики человека является их специфическая целостность. А так как отличительной и принципиальной характеристикой квантовых свойств систем является именно их особая целостность, то, вполне естественно, что в попытках объяснить природу сознания как свойства высших состояний психики учёные неоднократно обращались к квантовым свойствам процессов в ЦНС. Перечень соответствующих работ можно начать с Нильса Бора [14] до современной теории «квантового сознания» Роджера Пенроуза и Стюарта Хамероффа [15], [16], которые, исходя из имеющихся экспериментальных данных, выдвинули гипотезу, что материальным субстратом сознания являются квантовые состояния системы микротрубочек цитоскелета нейронов.

Квинтэссенцией квантовых свойств материи служит постоянная Планка, которая своей величиной, входящей в соотношения неопределённостей Гейзенберга, ограничивает возможность количественной детализации состояния физических систем совокупностью одновременно заданных её характеристик (таких как координата и импульс, время и энергия, и т.п.). Таким образом, существование квантовых свойств материи указывает на принципиальную ограниченность чисто множественного взгляда на действительность, предполагающего возможность полной отделимости её элементов и неограниченно точного одновременного измерения всех их количественных характеристик [17], [18]. Постоянная Планка есть физический образ Единого, неделимый далее объём ячейки фазового пространства квантовой системы (а все известные формы материи – квантовые!), которая может принимать различные формы ограниченно множественной детализации, но «внутрь» которой проникнуть нельзя, так как никакого «внутри» просто нет! Само представление о возможности неограниченной детализации состояний сущего есть неоправданная экстраполяция представлений обыденного сознания, чьё содержание определяется его природой как продукта «классического», макроскопического, множественного уровня физических свойств материи. Но «множественное» содержание обыденного сознания и его действительная природа – далеко не одно и то же.

Значение Единства для свойства отражения материи хорошо иллюстрируется его ролью во взаимодействии элементарных частиц – основы бытия наблюдаемой Вселенной. Процесс квантового взаимодействия есть классически недетализируемый акт целостности взаимодействующих частиц. В квантовой механике свойство целостности, неразложимости системы взаимодействующих частиц выражается в невозможности представить волновую функцию такой системы в виде произведения волновых функций составляющих её частиц. В более строгой форме это свойство специфической целостности квантовых систем выражает следующий из общих положений квантовой механики принцип несеперабельности: «Если две системы взаимодействовали в прошлом, то в общем случае невозможно приписать один вектор состояния любой из двух подсистем» ( [19], с. 80).

Таким образом, даже если процесс взаимодействия имел место только в течение ограниченного периода времени, неразложимость образовавшегося состояния системы проявляется, в общем случае, в возникновении квантовой запутанности, информационной связанности состояний её подсистем – отдельных частиц. А информационная связанность подсистем как раз и выражает собой тот факт, что свойства одной из них существенно отражают свойства другой. Свойство сущего как Единого целого обуславливает взаимную открытость и согласование сущностей множества взаимодействующих частиц, то есть свойства физической формы отражения на её глубинном уровне. Да и с общефилософской точки зрения понятно, что именно коренное Единство всех форм материи может обеспечить всеобщность взаимо-действия, а стало быть, и отражения как его результата и как всеобщего сущностного свойства материи. В настоящее время использование свойств запутанности квантовых состояний является основой квантовой теории информации [20] и технологической основой создания квантовых компьютеров. Всеобщность явления квантовой запутанности проявляется во всеобщности информационной связанности состояний физических систем, которая приводит к явлению декогеренции, лежащей в основе возникновения классических, «чисто множественных» свойств материи [21].

В качестве конкретного примера проявления Единства в свойствах квантовой запутанности и его значение для свойства отражения можно рассмотреть запутанное состояние спинов двух частиц со спином s=1/2, такое, что их общий спин равен нулю. В подобном состоянии ни одна из частиц до измерения вообще не имеет никакого конкретного значения проекции спина на произвольно выбранное направление. Пусть частицы разлетелись сколь угодно далеко. Если мы теперь измерим проекцию спина одной из них на некоторое направление, то в согласии с законом сохранения состояние спина второй из этих частиц сразу же станет вполне определённым, отвечающим противоположному направлению её спина на это же направление, так как суммарный спин системы равен нулю. Другими словами, состояние одной частицы отразит состояние другой. При этом состояние частиц перестанет быть запутанным. Такое изменение состояний частиц происходит без обмена между ними каким-либо материальным посредником и не ограничено скоростью света. Вместо таких частиц можно взять фотоны, разлетающиеся со скоростью света, что полностью исключает возможность взаимодействия между ними. Тем не менее соответствующий эффект связи спинов проявляется в полной мере и в этом случае [20]. Рассматривая этот пример с философской точки зрения, можно сказать, что сущность свойства отражения, реализующегося посредством квантовой запутанности состояний таких частиц, состоит в непосредственной (т.к. нет никакого посредника!) содержательной данности иного себе (состояния другой частицы) как самого себя. А именно это качество, но уже в своей развитой форме, является определяющей характеристикой сознания (осознанности).

В психологии достаточно давно отмечено, что степень осознанности различных уровней психики неодинакова и нарастает «снизу вверх». Таким образом, в наибольшей мере осознанными являются высшие формы психической регуляции поведения, которые характеризуются наибольшей мерой целостности и обобщённости отражения предметной ситуации деятельности. Поэтому, учитывая сказанное выше, представляется достаточно логичным искать объяснение форм функциональной целостности психической деятельности в специфических формах целостности обеспечивающих их нейрофизиологических процессов, то есть в проявлении свойства Единства в свойствах этих процессов.

Таким образом, мы здесь полагаем, что качество осознанности высших психических процессов регуляции деятельности есть проявление свойства специфической целостности, Единства нейрофизиологических (а, возможно, и не только …) процессов, являющихся их материальным субстратом [22]. Вполне возможно, что одной из конкретных форм такого Единства являются упомянутые выше квантовые свойства системы микротрубочек цитоскелета нейронов, но, скорее всего, дело этим не ограничивается.

Теперь мы можем сформулировать главный тезис нашей работы. Коллективные формы движения психической энергии человека, отвечающие его системной, общественной жизнедеятельности, образуют особое смысловое пространство. Дополнительная к пространственно-временны́м размерностям смысловая размерность такого пространства имеет голографическую природу, аналогичную по происхождению механизму AdS/CFT-соответствия. Смыслы – сущность отношений системной деятельности – есть основа содержания индивидуального сознания. Осознанность есть качество процессов высших уровней психической регуляции деятельности индивида, обусловленное проявлением первичного Единства в свойствах материального субстрата этих процессов. Говоря кратко, сознание есть голографическая размерность психической энергии.

 

Рис. 7. Спиновая цепочка во внешнем магнитном поле

 

Для того, чтобы лучше понять природу и структуру пространства смыслов мы далее рассмотрим ещё одну физическую систему, в свойствах которой также реализуется AdS/CFT-соответствие. Конкретно, речь пойдёт о, так называемой, квантовой критичности [23], [24], [25]. Рассмотрим в качестве упрощённого условного примера систему одинаковых квантовых частиц, например – электронов, образующих одномерную цепочку. Каждая из этих частиц также обладает спином s=1/2. Спины ближайших частиц взаимодействуют между собой, это, так называемое, спин-спиновое взаимодействие. Кроме того, вся эта система частиц помещена в неизменное по направлению внешнее магнитное поле, которое воздействует на спины частиц, стремясь их выстроить вдоль вектора напряжённости поля. Такая система условно показана на рис. 7. Пусть она пребывает при абсолютном нуле температуры, то есть отсутствует тепловое движение частиц, которое разрушает упорядоченность спиновых состояний частиц. Тогда для неё типично существование двух различных состояний упорядоченности спинов частиц в зависимости от величины напряжённости магнитного поля. При малых величинах поля определяющим для состояния системы будет спин-спиновое взаимодействие частиц, которое ориентирует спины ближайших частиц в противоположных направлениях. При больших величинах поля определяющим для системы станет воздействие магнитного поля, которое выстраивает спины всех частиц в одном направлении. Каждое из этих состояний упорядоченности системы образует отдельное фазовое состояние. Кроме того для такой системы будет существовать некоторое критическое значение величины поля, при котором система испытывает скачкообразный фазовый переход из одной фазы упорядоченности в другую при непрерывном изменении величины поля.

Если теперь такая система находится при ненулевой абсолютной температуре, то при непрерывном изменении величины магнитного поля переход из одной фазы в другую будет иметь более сложный характер. Для величин поля вблизи критической возникнет интервал значений поля, при которых система окажется в новом (третьем) фазовом состоянии – квантовой критичности. Отличительными особенностями этой новой фазы является отсутствие какой-либо регулярности спиновых состояний частиц и дальнодействующий характер взаимодействий спинов, точнее говоря, спиновые состояния частиц не будут точно определены, но будут находиться в состоянии квантовой запутанности со спинами остальных частиц системы, даже находящихся на больших расстояниях.

 Интервал величин поля, в котором существует фаза квантовой критичности, увеличивается при увеличении температуры – то есть при возрастании роли дестабилизирующих факторов индивидуального хаотического теплового движения частиц, как это схематично показано на рис. 8. Для наших целей важно то, что такая система частиц в состоянии квантовой критичности может быть описана теорией типа CFT, именно в том режиме, который отвечает реализации AdS/CFT-соответствия.

 

Рис. 8. Фаза квантовой критичности спиновой цепочки на диаграмме фазовых состояний

 

Напомним из сказанного выше, что в запутанном состоянии спин частицы не имеет определённого значения и связан с состоянием остальной части системы. Неопределённость состояния некоторой системы может быть охарактеризована её энтропией. Для случая запутанного состояния двух электронов энтропия состояния каждого из них охарактеризуется одним и тем же значением, условно равным 1, и определит меру информационной зависимости или связи их состояний. В это же время энтропия запутанной пары электронов в целом будет равна нулю. Таким образом, энтропия квантовой подсистемы является количественной мерой запутанности её состояния с состоянием остальной части системы.

Повторим: в состоянии квантовой критичности запутанность спиновых состояний частиц имеет глобальный характер, то есть спиновое состояние какого-либо электрона запутано с состояниями всех остальных на разных пространственных масштабах. Разработан математический метод [26], который позволяет выделить в виде отдельных слагаемых вклады различных пространственных масштабов запутанности в состояние какой-либо конкретной частицы. Точнее говоря, этот метод позволяет энтропию состояния частицы такой системы представить в виде суммы соответствующих энтропий, относящихся к различным масштабам. Составляющая общей энтропии, относящаяся к данному масштабу, по своему физическому смыслу описывает коллективные свойства динамики системы (её информационные степени свободы) на соответствующих расстояниях.

Если мы теперь к пространству-времени исходной системы добавим новое пространственное измерение, вдоль которого станем откладывать пространственный масштаб коллективных степеней свободы системы (вкладов в её энтропию), то получившееся в результате пространство в точности будет пространством AdS [27]. Таким образом, подход к AdS/CFT-соответствию, основанный на рассмотрении свойств систем с квантовой критичностью, расширяет наше понимание внутренних механизмов этого соответствия. Природа пространства AdS оказывается обусловлена структурой квантовой запутанности состояний исходной системы CFT на разных пространственных масштабах.

В рамках проводимой здесь аналогии между свойствами физических систем и общества, спиновые состояния электронов соответствуют физиологическим состояниям ЦНС индивидов, запутанность которых обусловлена социально-историческими связями их предметной деятельности. Такая социально-историческая запутанность состояний индивидов, обусловленная общностью производящей основы и не имеющая характера прямых причинно-следственных связей, может являться аналогом квантовой запутанности состояний частиц.

Аналогия между квантовой критичностью и состоянием общества выделяет информационную роль запутанности состояний индивидов в формировании структуры пространства смыслов системной деятельности людей. При этом малые значения смысловой голографической координаты соответствуют мелкомасштабной, частной деятельности индивидов, определяемой их ближайшим окружением (быт, семья и т.п.), а большие значения этой координаты описывают системную, глобальную составляющую их деятельности (производственную, научную, политическую и т.п.). Условно это показано на рис. 9.

 

Рис. 9. Структура запутанности состояний индивидов

 

Значение смысловой координаты отвечает как масштабу деятельности, так и масштабу соответствующих информационных процессов, обеспечивающих эту деятельность. Структура смыслового пространства описывает структуру запутанности внутреннего состояния ЦНС типичного (усреднённого) индивида, участвующего в системной деятельности.

 Далее, предметная деятельность индивида обуславливается психической регуляцией этой деятельности. Осознаваемыми являются высшие функциональные состояния ЦНС, отвечающие высшим уровням регуляции деятельности. Согласно нашей гипотезе, качество осознанности таких состояний обуславливается проявлением свойства Единства их материального субстрата, прежде всего ЦНС. Природа таких высших состояний ЦНС определена как её физиологическим строением, являющимся результатом биологической эволюции, так и конкретными социально-историческими формами деятельности индивидов.

Таким образом, структурой типичного индивидуального сознания служит структура смыслового пространства деятельности, данная в конкретных формах Единства, целостности высших регуляторных состояний ЦНС, обеспечивающих эту деятельность. Соответственно, содержанием конкретного индивидуального сознания явятся смыслы системной деятельности, актуализированные в текущей деятельности конкретного индивида и в указанных формах целостности его ЦНС. То есть наличиствует соответствие между смыслами системной деятельности и содержаниями индивидуального сознания – понятиями. Такое соответствие, однако, опосредовано конкретными биологическими и социально-историческими факторами, определяющими эту деятельность. Именно это соответствие и является точным смыслом утверждения, вынесённого в название данной работы: сознание есть голографическая размерность психической энергии.

 

Несобственные и собственные формы психической энергии

Мы используем представление о психической энергии как агенте реализации деятельности социальных систем и как энергии социальной формы движения материи. Источником так понимаемой психической энергии является активное отношение человека к окружающей его действительности, обусловленное его биологической природой, способность воздействия на внешний мир за счёт энергии своего тела. Специфичность психической энергии, её качественное своеобразие определяется особой целостностью и ненаблюдаемостью внутренних состояний ЦНС, реализующих системную деятельность индивида. Такая особая целостность высших функциональных состояний ЦНС есть проявление свойства первичного Единства сущего как неделимого целого.

Психическая энергия дана для наблюдения внутри той системы, агентом реализации которой она является, только в своих опредмеченных формах – движениях тела человека, вещественных продуктах его деятельности, речи – «языковых» предметах. Эти опредмеченные формы психической энергии имеют существенно иную природу, чем внутренние состояния ЦНС, лежащие в их основе. На языке теории расслоенных пространств это означает, что база и слой расслоения, соответствующего психической энергии, являются пространствами разного типа. Физическим примером такого рода оказывается электромагнитное поле, базой расслоения которого служит четырёхмерное пространство-время, а слоем – одномерное пространство значений фазы волновой функции частицы. Подобное различие базы и слоя обусловлено конкретными особенностями материального строения его тела и соответствующих форм его деятельности на вещественном уровне физической реальности. Конкретно речь идёт о том, что число степеней свободы сенсорно-эффекторной части периферической нервной системы человека много меньше числа степеней свободы его ЦНС и проявление состояния ЦНС опосредовано деятельностью сенсорно-эффекторной системы тела. Различие количества указанных степеней свободы равно размерности пространства ненаблюдаемых внутренних состояний, не проявляющихся непосредственно в деятельности тела.

Однако в настоящее время, рассматривая наиболее фундаментальные проблемы бытия, мы уже не имеем права (если мы не боимся мыслить) ограничивать материальное строение мира только четырёхмерным пространством-временем и содержащимся в нём известными формами «обычного» вещества и излучения. Неоспоримое существование «тёмного» сектора Вселенной с его «тёмной» материей и «тёмной» энергией, по отношению к которым «обычное» вещество и излучение составляет не более 5% по массе, кардинально расширяет наши представления о многообразии форм материи и их роли в эволюции и строении Вселенной [28], [29]. Хотя мы пока практически ничего не знаем о конкретной физической природе материи «тёмного» сектора, кроме ограничений на её свойства, следующие из результатов наблюдений над «обычной» материей, само её существование с неизбежностью ставит перед исследователями новый круг вопросов. Например, уже обсуждается даже возможность влияния на здоровье человека взаимодействие «тёмной» материи с веществом его тела [30]. Также чрезвычайно популярны в современной космологии модели «мира на брáне», что предполагает наличие дополнительных пространственных измерений и форм материи, которые могут существовать в них, а не только в трёхмерном пространстве 3-браны наблюдаемой нами Вселенной [31]. Более того, в современных теориях квантовой гравитации и упомянутом выше голографическом принципе даже само пространство-время и содержащиеся в нём формы материи рассматриваются как вторичное, производное явление, как следствие более фундаментальных квантовых степеней свободы материи и их информационных свойств [32].

Очевидно, что физика уже сейчас проходит этап активного становления качественно новых представлений о строении реальности. Можно почти с полной уверенностью утверждать, что, как это уже не раз было, глубокое понимание свойств материи и её структур приведёт к кардинальному пересмотру современных представлений о природе сознания и его связи с материей тела.

Выше, рассматривая сущность отражения как всеобщего сущностного свойства материи, мы связали его с наиболее фундаментальными свойствами материи – с Единством её множественных форм и, в силу этого, с всеобщностью взаимодействия. Отражение, высшей формой которого является сознание, всякий раз проявлено конкретно, как свойство той или иной материальной структуры, например, ЦНС тела человека. Поэтому, расширение наших представлений о строении материи может и должно привести к соответствующему расширению понимания роли этих новых форм материи в деятельности психики человека, в порождении форм и содержания его сознания. Так, в работе автора [22] была высказана гипотеза о возможном влиянии «тёмной» материи на мозг человека посредством взаимодействия её частиц с мозговым песком эпифиза как элементом «квантовой антенны» мозга.

Здесь, не ограничивая себя разработкой конкретных гипотез о возможном влиянии различных форм материи на психику и сознание человека, мы просто принимаем такую возможность и попробуем подумать, в каком направлении может быть обобщено понятие психической энергии при расширении наших представлений о роли различных форм материи в деятельности совокупного человеческого тела (а не только его вещественной составляющей).

Как уже говорилось выше, именно опосредованное проявление состояния ЦНС в деятельности тела человека является основой различия типов внутреннего и внешнего состояний индивида, слоя и базы расслоения, отвечающих этой форме психической энергии. Предположим теперь существование более «тонких», «полевых» компонент тела, для которых его вещественная составляющая в достаточной степени проницаема. В качестве ближайшей условной аналогии можно принять электромагнитную компоненту тела, порождённую биоэлектрическими процессами. Состояние «полевой» компоненты тела в общем случае будет более полно и непосредственно отражать состояние порождающей её составляющей материального субстрата психики. Эта «полевая» компонента тела может также как входить в состав Единства, определяющего сознание индивида, так и являться непосредственным элементом эффекторной системы тела на соответствующем уровне форм материи. Например, как электромагнитные поля нашего мозга воздействуют (пусть и очень слабо) на электроны и протоны вещества, управляя их движением. В таком случае при уменьшении меры опосредования в деятельном проявлении состояний психики сократилась бы и мера различия между типами пространств соответствующей базы и слоя расслоения. В пределе мы могли бы иметь их совпадение. В теории расслоений примеры подобного рода хорошо известны это, так называемые, касательные расслоения, когда слой является своего рода «касательной плоскостью» к поверхности базы, совпадая с ней в бесконечно малой окрестности точки касания. Физическим примером служит гравитационное поле Общей теории относительности [33].

Формы психической энергии, отвечающие различию или совпадению типов внутреннего и внешнего пространств деятельности – слоя и базы, можно назвать, соответственно, несобственными и собственными формами психической энергии. На физических примерах мы можем понять, в чём состоит различие между двумя этими формами психической энергии. Аналогом несобственной формы является электромагнитное поле. Оно избирательно действует только на электрически заряженные частицы, то есть только на частицы, обладающие внутренним пространством соответствующего типа, отличающегося от пространства-времени. В то же время гравитационное поле обладает всеобщностью и универсальностью воздействия на все формы материи, поскольку они все существуют в пространстве-времени и поэтому все «причастны» соответствующему касательному расслоению.

Таким образом, если возможно существование собственных форм психической энергии, то на соответствующем уровне материального строения Вселенной они должны обладать всеобщностью и универсальностью воздействия.

Может быть, двигаясь в направлении исследования различных форм психической энергии [12], [13], мы сможем понять роль и место сознания и разума в существовании и эволюции Вселенной!

Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: